г. Челябинск |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А47-1825/2021 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Арямова А.А., рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.05.2021 по делу N А47-1825/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Оренбурге (далее - ГУ УПФР в г. Оренбурге, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению "Центр здорового питания" города Оренбурга (далее - МБУ "Центр здорового питания", учреждение) о взыскании финансовых санкций в размере 27500 руб. за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М за июль 2020 года.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.05.2021 (резолютивная часть решения объявлена 15.04.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением и обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указывает на доказанность наличия в действиях общества состава правонарушения, поскольку нарушен срок представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (по сроку представления сведений за июль 2020 года - 15.08.2020, а фактически представлены 18.08.2020). Как указывает податель апелляционной жалобы, закон не содержит положений, освобождающих от ответственности за совершение правонарушения по тем или иным обстоятельствам, а технические неполадки нельзя отнести к форс-мажорным обстоятельствам. Также заявитель указывает на соблюдение им срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, МБУ "Центр здорового питания" (ОГРН 1035605509499) состоит на учете в качестве страхователя в ГУ УПФР в г. Оренбурге.
Управлением проведена проверка соблюдения МБУ "Центр здорового питания" требований законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Результаты проверки отражены в акте от 06.10.2020 N 066S18200009027, которым зафиксировано нарушение страхователем установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ) срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета (формы СЗВ-М) за июль 2020 года (срок представления сведений - не позднее 15.08.2020; фактически страхователем представлены сведения по телекоммуникационным каналам связи 18.08.2020).
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением вынесено решение от 18.11.2020 N 066S192000010326 о привлечении МБУ "Центр здорового питания" к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 27500 руб.
В целях добровольной уплаты штрафа должнику выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.12.2020 N 066S01200011372 со сроком исполнения - 19.01.2021.
В связи с тем, что сумма штрафа осталась не уплаченной, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества санкции в принудительном порядке.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с учреждения заявленной суммы финансовых санкций ввиду отсутствия его вины в совершении правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции.
Так, в соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N167-ФЗ) МБУ "Центр здорового питания" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ, под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ, работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица)
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность страхователя за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 этого Федерального закона, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Материалами дела подтверждается, что МБУ "Центр здорового питания" 18.08.2020 по телекоммуникационным каналам связи направила сведения по форме СЗВ-М на 55 застрахованных лиц за июль 2020 года, при сроке представления - не позднее 15.08.2020. То есть, наличие в действиях учреждения объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ подтверждено.
В то же время в акте проверки и в решении о привлечении к ответственности отсутствует надлежащее установление и оценка вины учреждения как обязательного элемента состава правонарушения.
Несвоевременное представление учреждением формы отчетности, без исследования причин такого представления, само по себе не свидетельствует о противоправном характере действия страхователя.
В данном случае Управление ограничилось описанием факта непредставления заявителем в срок сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете, не установив, какие действия совершены противоправно, какая форма вины установлена в ходе проведения проверки.
Между тем обществом в Управление представлялись письмо от 17.08.2020 N 70 и возражения на акт о выявлении нарушения от 09.11.2020 N 97, из которых следует, что причиной несвоевременного представления отчетности являлось наличие неполадок в сети Интернет (из-за погодных условий произошла поломка оборудования у поставщика услуги - Оренбургского филиала АО "Уфанет"), что обусловило отсутствие доступа к ключевому носителю с сертификатом электронной подписи.
Этому обстоятельство Управлением оценка не дана.
Оценив доводы учреждения в указанной части, суд первой инстанции признал их обоснованными, указав на то обстоятельство, что наличие сбоя в сети Интернет подтверждено представленным в материалы дела письмом Оренбургского филиала АО "Уфанет" от 23.03.2021 N 323. При этом. как отмечено судом первой инстанции, указанный сбой имел место в период с 18:35 часов 16.08.2020 по 18:25 часов 17.08.2020, а сведения по форме СЗВ-М за июль 2020 года представлены учреждением на следующий день после устранения неполадок - 18.08.20201.
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии вины учреждения в совершении вмененного ему правонарушения, что свидетельствует о неправомерности начисления взыскиваемых Управлением санкций.
Позиция подателя апелляционной жалобы, основанная на мнении об отсутствии оснований для учета вины страхователя при привлечении его к ответственности в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ, не принимается судом апелляционной инстанции как основанная на неверном толковании закона.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Управления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.05.2021 по делу N А47-1825/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Оренбурге - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1825/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Оренбурге
Ответчик: Муниципальное бюджетное учреждение "Центр здорового питания" г. Оренбурга