город Омск |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А70-22701/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Грязниковой А.С., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5906/2021) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.04.2021 по делу N А70-22701/2020, принятое по иску открытого акционерного общества "Тобольский речной порт" к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "АЙРА ТОРРЕС", о признании недостоверной величины рыночной стоимости объекта недвижимости и урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи,
при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества "Тобольский речной порт" - Хождер С.Д. (по доверенности от 16.12.2020); Акимфиева Н.В. (по доверенности от 16.12.2020);
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Тобольский речной порт" (далее - ОАО "Тобольский речной порт", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты - Мансийском автономном округе - Югре, Ямало - Ненецком автономном округе (далее - МТУ Росимущества, ответчик):
- о признании недостоверной величины рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной на основании отчета N 387-06 "Об оценке Объекта оценки", имущества, выполненного ООО "АЙРА ТОРРЕС", дата оценки 26.10.2020 как не соответствующей рыночной стоимости для целей совершения сделки купли-продажи недвижимого имущества - наименование: причальная набережная СГУ, назначение: причальная набережная СГУ, площадью 406 кв.м, кадастровый N 72:24:0202002:3383, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тобольск, Северный промышленный район, квартал 1, N 1, сооружение 20.
- о признании пункта 3 Распоряжения N 72-900-р Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты - Мансийском автономном округе - Югре, Ямало - Ненецком автономном округе от 25.11.2020 "Об условиях приватизации находящегося в федеральной собственности и недвижимого имущества - наименование: причальная набережная СГУ, назначение: причальная набережная СГУ, площадью 406 кв.м, кадастровый N 72:24:0202002:3383, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тобольск, Северный промышленный район, квартал 1, N 1, сооружение 20" недействительным в части определения цены продажи Имущества в размере 101 972 300 руб. 00 коп., с учетом НДС, установленной на основании отчета N 387-06 "Об оценке Объекта оценки", имущества, выполненного ООО "АЙРА ТОРРЕС", дата оценки 26.10.2020 года как не соответствующей рыночной стоимости для целей совершения сделки купли-продажи недвижимого имущества - наименование: причальная набережная СГУ, назначение: причальная набережная СГУ, площадью 406 кв.м, кадастровый N 72:24:0202002:3383, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тобольск, Северный промышленный район, квартал 1, N 1, сооружение 20.
- об урегулировании разногласий, возникших между Межрегиональным территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты - Мансийском автономном округе - Югре, Ямало - Ненецком автономном округе и ОАО "Тобольский речной порт" путем установления рыночной стоимости объекта недвижимости для целей совершения сделки купли-продажи в размере 9 687 000 руб. согласно заключения эксперта N 27/2021 по результатам проведения оценочной судебной экспертизы выполненной ООО "Западно - Сибирская палата профессиональной оценки".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.04.2021 по делу N А70-22701/2020 исковые требования удовлетворены.
Признана недостоверной величина рыночной стоимости объекта недвижимости, установленная на основании отчета N 387-06 "Об оценке Объекта оценки", выполненного ООО "АЙРА ТОРРЕС", дата оценки 26.10.2020, как не соответствующая рыночной стоимости для целей совершения сделки купли-продажи недвижимого имущества - наименование: причальная набережная СГУ, назначение: причальная набережная СГУ, площадью 406 кв.м, кадастровый N 72:24:0202002:3383, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тобольск, Северный промышленный район, квартал 1, N 1, сооружение 20.
Пункт 3 Распоряжения N 72-900-р Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты - Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе от 25.11.2020 "Об условиях приватизации находящегося в федеральной собственности и недвижимого имущества - наименование: причальная набережная СГУ, назначение: причальная набережная СГУ, площадью 406 кв.м, кадастровый N 72:24:0202002:3383, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тобольск, Северный промышленный район, квартал 1, N 1, сооружение 20" признан недействительным в части определения цены продажи имущества в размере 101 972 300 руб. 00 коп., с учетом НДС, установленной на основании отчета N 387-06 "Об оценке Объекта оценки", выполненного ООО "АИРА ТОРРЕС", дата оценки 26.10.2020, как не соответствующей рыночной стоимости для целей совершения сделки купли-продажи недвижимого имущества - наименование: причальная набережная СГУ, назначение: причальная набережная СГУ, площадью 406 кв.м, кадастровый N 72:24:0202002:3383, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тобольск, Северный промышленный район, квартал 1, N 1, сооружение 20.
Урегулированы разногласия, возникшие между Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты - Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе и ОАО "Тобольский речной порт" путем установления рыночной стоимости объекта недвижимости для целей совершения сделки купли-продажи в размере 9 687 000 руб. согласно заключению эксперта N 27/2021 по результатам проведения оценочной судебной экспертизы выполненной ООО "Западно-Сибирская палата профессиональной оценки".
Взыскано с МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты - Мансийском автономном округе - Югре, Ямало - Ненецком автономном округе в пользу ОАО "Тобольский речной порт" 21 000 руб. - расходов по уплате государственной пошлины, 25 000 руб. - расходов на проведение судебной экспертизы.
Не согласившись с принятым судебным актом, МТУ Росимущества обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы её подателем указано на то, что МТУ Росимущества при проведении мероприятий по заключению договора купли-продажи имущества с ОАО "Тобольский речной порт" действовало в рамках Закона о приватизации, а также с учетом с делегированных полномочий в соответствии с Приказом Росимущества от 24.03.2020 N 75 "Об организации деятельности территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом по приватизации иного имущества, включенного в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2020-2022 годы". Оспариваемая истцом величина рыночной стоимости имущества, была установлена на основании Отчета N 387-06 "Об оценке объекта имущества", выполненного ООО "АЙРА ТОРРЕС" (дата оценки 26.10.2020) в соответствии с Государственным контрактом от 10.10.2020 N 01671000023200000320001 на оказание услуг по оценке недвижимого имущества, входящего в состав казны Российской Федерации. Более того, в соответствии с экспертным заключением Саморегулируемой организации "Региональная организация оценщиков" от 12.11.2020 N 72/021120/13 на предмет соответствия законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, требованиям технического задания, являющегося приложением к государственному контракту, и возможности использования указанного отчета для принятия решений об установлении начальной цены продажи соответствующего федерального имущества, сделан вывод о соответствии Отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Соответственно у МТУ Росимущества не было оснований не принимать Отчет N 387-06 "Об оценке объекта имущества", выполненного ООО "АЙРА ТОРРЕС" и не использовать, установленную данным отчетом, величину рыночной стоимости имущества в рамках заключения договора купли-продажи имущества. Нормативно-правовыми актами, регулирующими приватизацию государственного имущества, государственные органы не наделены правом изменять величину стоимости предлагаемого к выкупу имущества, которая была установлена оценщиком в соответствующем отчете о рыночной стоимости этого имущества.
Кроме того, податель жалобы считает, что суд необоснованно отнес расходы на проведение судебной экспертизы на МТУ Росимущества, учитывая, что истец самостоятельно и добровольно выразил свою волю относительно возложения расходов, связанных с проведением судебной экспертизы, на ОАО "Тобольский речной порт".
Оспаривая доводы подателя жалобы, ОАО "Тобольский речной порт" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МТУ Росимущества и ООО "АЙРА ТОРРЕС", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель ОАО "Тобольский речной порт" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 21.12.2010 между ОАО "Тобольский речной порт" и МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе был заключен договор аренды N 3726, в соответствии с условиями которого истцу предоставлено во временное владение и пользование недвижимое имущество: наименование: причальная набережная СГУ, назначение: причальная СГУ, площадью 406 кв.м, кадастровый номер: 72624:0202002:3383, РНФИ П12720000387, расположенное по адресу: Тюменская область, город Тобольск, Северный промышленный район, квартал 1, N 1, сооружение 20.
Письмом от 23.05.2018 N 647 истец обратился в адрес МТУ Росимущества о намерении заключить договор купли-продажи федерального объекта речного порта - наименование: причальная набережная СГУ, назначение: причальная набережная СГУ, площадью 406 кв.м, кадастровый номер 72624:0202002:3383, РНФИ П12720000387, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тобольск, Северный промышленный район, квартал 1, N1, сооружение 20. В ответ на обращение со стороны МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало - Ненецком автономном округе была проведена работа по устранению противоречий и принятию мер по продаже имущества.
Письмом от 19.11.2020 N 72-ПС-05/12379 МТУ Росимущества обратилось к истцу с предложением о реализации преимущественного права выкупа арендуемого по договору аренды имущества, с направлением соответствующего заявления и документов, подтверждающих соответствие требований, установленных Законом о приватизации для реализации преимущественного права покупки.
Письмом от 20.11.2020 N 1221 истец выразил свое согласие на реализацию преимущественного права выкупа арендуемого имущества.
26.11.2020 со стороны МТУ Росимущества в адрес истца был предоставлен ответ о возможности осуществить продажу ОАО "Тобольский речной порт" по договору аренды от 21.12.2010 N 3726 имущества, путем реализации преимущественного права покупки.
МТУ Росимущества 25.11.2020 издало Распоряжение N 72-900-р "Об условиях приватизации находящегося в федеральной собственности и недвижимого имущества - наименование: причальная набережная СГУ, назначение: причальная набережная СГУ, площадью 406 кв.м, кадастровый номер 72:24:0202002:3383, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тобольск, Северный промышленный район, квартал 1, N1, сооружение 20". Согласно пункту 3 данного распоряжения была установлена цена имущества в размере 101 972 300 руб., с учетом НДС. Стоимость имущества установлена в соответствии с отчетом N 387-06 "Об оценке объекта оценки", имущества, выполненного ООО "АЙРА ТОРРЕС", дата оценки 26.10.2020, дата составления отчета: 26.10.2020, экспертное заключение СРО "РАО" от 12.11.2020 N 72/021120/13.
Поскольку истец является арендатором указанного имущества и отвечает требованиям статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), у него имеется преимущественное право на приобретение арендуемого муниципального имущества в порядке реализации преимущественного права в соответствии с Законом N 159-ФЗ, ответчик направил истцу проект договор купли-продажи указанного имущества, указав в пункте 3.1 договора стоимость имущества 101 972 300 руб. (цена указана на основании отчета об оценке N 387-06 "Об оценке объекта оценки", имущества, выполненного ООО "АЙРА ТОРРЕС", дата оценки 26.10.2020, дата составления отчета: 26.10.2020, экспертное заключение СРО "РАО" от 12.11.2020 N 72/021120/13).
Полагая установленную отчетом N 387-06 цену не соответствующей рыночной, истцом был заказан отчет в отношении приобретаемого имущества.
ООО "Агентство Содействия Бизнесу" от 17.12.2020 был предоставлен отчет N 44-01-20 "Об оценке объекта оценки", объект оценки причальная набережная СГУ, назначение: причальная набережная СГУ, площадью 406 кв.м, кадастровый номер 72:24:0202002:3383, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тобольск, Северный промышленный район, квартал 1, N1, сооружение 20". Согласно результатов и выводов сделанных в данном отчете итоговая величина рыночной стоимости объекта составила 15 000 000 руб.
Истцом в адрес ответчика было направлено претензионное письмо от 22.12.2020N 1323 с протоколом разногласий к договору купли-продажи N 03/05/20 недвижимого имущества.
Поскольку указанные разногласия не были приняты ответчиком, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о правомерности исковых требований, в связи с чем удовлетворил их.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) портовые гидротехнические сооружения (в том числе причалы), перегрузочные комплексы и иное расположенное в речном порту федеральное имущество, за исключением имущества, не подлежащего приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - объекты речного порта), могут приватизироваться в порядке и способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, при условии их обременения обязательством по использованию в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими вилами транспорта (указанная статья введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ).
Приватизация указанного имущества (причалов) проводится в порядке и способами, предусмотренными Законом N 178-ФЗ, с учетом особенностей, установленных ст. 30.3 указанного Закона.
Согласно части 5 статьи 30.3 Закона N 178-ФЗ в случае включения объекта речного порта в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества лицо, обладающее преимущественным правом покупки объекта речного порта, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, направляет в орган, уполномоченный на осуществление функций по приватизации объекта речного порта, заявление о намерении заключить договор купли-продажи объекта речного порта.
В силу пункта 147 распоряжения 1 Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 3260-р "Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федеральною имущества на 2020 - 2022 годы" арендуемое Истцом имущество было включено в прогнозный план приватизации.
Частью 4 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ закреплено, что преимущественное право покупки объекта речного порта может быть реализовано лицом при соблюдении одновременно трех условий, в том числе лицом получено заключение о наличии неразрывной связи объектов порта и об обеспечении технологического процесса оказания услуг в порту, предусмотренное законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Согласно части 13 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочиями по выдаче заключений о наличии неразрывной связи объектов порта и об обеспечении технологического процесса оказания услуг в порту обладает Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот). Критерии неразрывной связи находящегося в государственной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта порта со смежным объектом порта, относящимся к недвижимому имуществу и принадлежащим лицу на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления установлены Приказом Министерства транспорта от 28.05.2014 N 138.
Письмом от 27.10.2016 N 13В-21/11583 Федеральное агентство морского и речного транспорта подтвердило наличие неразрывной связи по своим техническим характеристикам, месту нахождения и назначению между объектом инфраструктуры речного порта, обеспечивающим технологический процесс оказания услуг в речном порту - причальной набережной СТУ, площадью 406 кв.м по адресу: Тюменская область, город Тобольск, Северный промышленный район, квартал 1, N 1, сооружение 20 и недвижимым имуществом, принадлежащим на праве собственности истцу.
Федеральный закон N 178-ФЗ не предусматривает специальной процедуры, связанной с заключением договора, поэтому в данной ситуации подлежат применению положения главы 28 части 1 ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в её редакции, либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. Направление протокола разногласий в установленный срок продавцу свидетельствует о согласии истца на приобретение государственного имущества в льготном порядке.
В силу статьи 446 ГК РФ разногласия, возникшие при заключении договора, могут быть переданы па рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон. В этом случае условия договора, но которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В рассматриваемом случае между сторонами возникли разногласия по условиям договора купли-продажи и части его положений, касающихся выкупной цены арендуемого имущества.
Статьей 3 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) определено, что под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден па открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 11 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение.
На основании статьи 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В абзаце третьем статьи 6 Закона N 135-ФЗ отражено, что результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу первому статьи 13 Закона N 135-ФЗ, в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
В соответствии со статьей 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ). При этом оценщик, осуществивший оценку, привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (статья 51 АПК РФ), - пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, определенной независимым оценщиком".
Арбитражный суд вправе обязать стороны совершить сделку но цене, определенной в ходе рассмотрении спора в судебном заседании, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Информационного письма N 92 в силу статьи 12 Закона N 135-ФЗ отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное. При этом следует учитывать, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то судам следует иметь в виду, что оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной и, следовательно, самостоятельное ее оспаривание посредством предъявления отдельного иска не допускается.
Если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативною акта или решения должностного липа, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.)
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца экспертом Печкиным С.А. ООО "Западно-Сибирская палата профессиональной оценки" проведена экспертиза в целях установления рыночной стоимости недвижимого имущества: причальная стенка СГУ, назначение: причальная набережная СГУ, площадью 406 кв.м, кадастровый номер 72624:0202002:3383, РНФИ П12720000387, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тобольск, Северный промышленный район, квартал 1, N 1, сооружение 20.
По результатам экспертизы в материалы дела поступило заключение эксперта от 02.04.2021 N 27/2021, согласно выводам которого рыночная стоимость недвижимого имущества: причальная стенка СГУ, назначение: причальная набережная СГУ, площадью 406 кв.м, кадастровый номер 72:24:0202002:3383, РНФИ П12720000387, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тобольск, Северный промышленный район, квартал 1, N1, сооружение 20, по состоянию на 09.03.2021 составила 9 687 000 руб.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в экспертном заключении N 27/2021 даны исчерпывающие письменные пояснения относительно примененных методов оценки и обоснования полученной рыночной стоимости.
При этом ответчик ни в суде первой инстанции, ни при апелляционном обжаловании не привел каких-либо доводов, опровергающих полученные данные, и не представил доказательств недостоверности указанной величины рыночной стоимости объекта оценки.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что достоверность и обоснованность экспертного заключения по результатам судебной экспертизы, как одного из доказательств по делу, при рассмотрении спора по существу проверена, ответчиком не опровергнута, как и рыночная стоимость объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения Закона N 178-ФЗ, стоимость объекта недвижимого имущества, установленная на основании заключения N 27/2021, при урегулировании разногласий в части определения выкупной стоимости составляет 9 687 000 руб.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают свое несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен, выводы суда первой инстанции законны и обоснованы, судебные расходы по делу распределены судом в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как МТУ Росимущества освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.04.2021 по делу N А70-22701/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-22701/2020
Истец: ОАО "ТОБОЛЬСКИЙ РЕЧНОЙ ПОРТ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ, ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Третье лицо: ООО "АЙРА ТОРРЕС", ООО "Западно-Сибирская Палата профессиональной оценки"