г. Вологда |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А44-94/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 июля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Мурахиной Н.В. и Селивановой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,
при участии от Управления федерального казначейства по Новгородской области Дмитриева К.Л. по доверенности от 12.01.2021 N 31,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 23 марта 2021 года по делу N А44-94/2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области (ОГРН 1065321078833, ИНН 5321109143; адрес: 173004, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Московская, дом 29/10; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Управлению федерального казначейства по Новгородской области (ОГРН 1025300783991, ИНН 5321036946; адрес: 173015, Новгородская область, Великий Новгород, улица Нехинская, дом 10; далее - управление, УФК) о признании недействительным представления от 19.11.2020 N 50-22-09/03пс.
Дело рассмотрено при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Старорусского муниципального района (ОГРН 1025301187570, ИНН 5322000727; адрес: 175202, Новгородская область, город Старая Русса, Советская набережная, дом 1; далее - администрация), муниципального бюджетного учреждения "Административное управление городским хозяйством" (ОГРН 1075332000655, ИНН 5322011119; адрес: 175202, Новгородская область, город Старая Русса, Советская набережная, дом 1, кабинет 64; далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 23 марта 2021 года по делу N А44-94/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что стоимость материалов и оборудования, поставленного на объект, не была предъявлена к оплате до их монтажа. Считает, что министерство не наделено полномочиями по осуществлению строительного контроля и основывалось на отчетах администрации.
УФК в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация и учреждение в отзывах апелляционную жалобу поддержали.
Министерство и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, управление в соответствии с требованием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 14.07.2020 N 73/2-965-2019, поручением Федерального казначейства от 22.07.2020 N 07-04-05/18-14356 на основании приказа от 04.08.2020 N 181 провело в отношении министерства выездную внеплановую проверку использования субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, в рамках национального проекта "Экология", в отношении проверяемого периода - 2019 год. Целью названной проверки являлось осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В ходе проверки управлением установлено, что в целях реализации национального проекта "Экология" постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Государственная программа).
Структура Государственной программы включает в себя подпрограмму "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России", которая, в свою очередь, предусматривает несколько федеральных проектов, включая федеральный проект "Чистая Вода".
В рамках федерального проекта "Чистая Вода" Государственной программы бюджету Новгородской области в 2019 году из федерального бюджета предоставлена субсидия.
Постановлением Правительства Новгородской области от 12.07.2019 N 270 утверждена государственная программа Новгородской области "Чистая вода в Новгородской области на 2019 - 2024 годы" (далее - Государственная программа Новгородской области) на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в рамках региональной составляющей федерального проекта "Чистая вода". Согласно паспорту Государственной программы Новгородской области ответственным исполнителем данной программы является министерство.
Бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств Новгородской области на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в рамках региональной составляющей федерального проекта "Чистая вода", предусмотрены в Областном законе Новгородской области от 10.12.2018 N 342-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов".
В целях реализации мероприятий программы между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Новгородской области заключено соглашение от 12.02.2019 N 069-09-2019-261 о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Новгородской области (далее - соглашение-261) с изменениями, внесенными дополнительными соглашениями от 12.07.2019 N 069-09-2019-261/1, от 13.12.2019 N 069-09-2019-261/2, от 24.12.2019 N 069-09-2019-261/3, предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2019-2021 годах бюджету Новгородской области субсидии на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения в рамках федерального проекта "Чистая вода" подпрограммы "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" Государственной программы (том 1, листы 38-63, 71-105).
Субсидия предоставлена бюджету Новгородской области на реализацию проекта, направленного на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения, - строительство станции водоподготовки подземных вод по адресу: Новгородская область, Старорусский район, д. Дубовицы, ул. Дружбы, 12а (далее - объект строительства, станция водоподготовки).
Как следует из пункта 2.2 соглашения-261, общий размер субсидии, предоставляемый из федерального бюджета бюджету Новгородской области, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в том числе на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия от уровня софинансирования, равного 97 % составляет в 2019 году не более 50 774 900 руб.
Согласно условиям соглашения-261 общий размер финансового обеспечения строительства станции водоподготовки составил 116 944 900 руб., из них средства федерального бюджета 113 436 500 руб., средства областного бюджета 3 508 400 руб., в том числе:
в 2019 году - 52 345 300 руб. или 44,76 % от общей суммы финансирования, из которой средства федерального бюджета 50 774 900 руб., средства областного бюджета 1 570 400 руб.;
в 2020 году - 64 599 600 руб. или 55,23 % от общей суммы финансирования, из которой средства федерального бюджета 62 661 600 руб., средства областного бюджета 1 938 000 руб.
В приложении 4 к соглашению-261 предусмотрены значения показателей результативности предоставления субсидии (том 1, листы 51-53).
В целях обеспечения строительства станции водоподготовки министерством и администрацией заключено соглашение от 21.08.2019 N 49639101-1-2019-003 о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету с изменениями, внесенными дополнительными соглашениями от 19.12.2019 N 49639101-1-2019-003/1, от 23.01.20209 N 49639101-1-2019-003/2, предметом которого является предоставление субсидии из областного бюджета в 2019-2021 годах бюджету города Старая Русса в сумме, включающей в себя финансирование, предусмотренное соглашением-261 (далее - соглашение-003; том 1, листы 106-137).
В свою очередь, для обеспечения строительства станции водоподготовки администрацией (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Строительное управление N 53" (подрядчик, далее - общество) заключен муниципальный контракт от 06.09.2019 N 0350300030419000098 (том 2, листы 90-128; далее - контракт).
Цена контракта составила 117 004 921,32 руб.
Дополнительным соглашением от 26.12.2019 права и обязанности (функции заказчика) по контракту переданы от администрации учреждению (том 3, лист 107).
Управлением по результатам проверки выявлены следующие нарушения министерства:
- не обеспечено исполнение графика выполнения мероприятий в 2019 году по строительству станции водоподготовки, обеспеченной финансированием за счет средств федерального бюджета в сумме 50 774 900 руб.;
- не обеспечено предоставление в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Отчета об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, включая элементы реставрации, техническому перевооружению), содержащего подтвержденные сведения о технической готовности объекта капитального строительства на конец 2019 года;
- не выполнено обязательство по направлению администрации требования о возврате средств субсидии в бюджет Новгородской области в случае несоблюдения ею графика выполнения мероприятий по строительству станции водоподготовки, и не устранения этого нарушения в срок до 1 апреля 2020 года в общей сумме 5 234 530 руб., в том числе средства федерального бюджета - 5 077 490 руб., средства областного бюджета - 157 040 руб.;
- не выполнено требование о возврате средств из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета при нарушении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства в сумме 5 077 490 руб.
По итогам проверки управлением составлен акт от 25.09.2020 (том 3, листы 4-25).
По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки управлением в адрес министерства вынесено представление от 19.11.2020 N 50-22-09/03пс, которым на министерство возложена обязанность:
устранить бюджетное нарушение (пункт 3 представления), выразившееся в невыполнении министерством обязательства по направлению администрации требования о возврате средств субсидии в бюджет Новгородской области в случае несоблюдения ею графика выполнения мероприятий по строительству станции водоподготовки, и неустранения этого нарушения в срок до 01.04.2020 в общей сумме 5 234 530 руб., в том числе средства федерального бюджета - 5 077 490 руб., средства областного бюджета - 157 040 руб., путем направления соответствующего требования и взыскания указанных средств в бюджет Новгородской области до 15.02.2022;
устранить бюджетное нарушение (пункт 4 представления), выразившееся в невыполнении министерством требования о возврате средств из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета при нарушении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства в сумме 5 077 490 руб., путем возврата указанных средств в доход федерального бюджета до 15.02.2022;
принять меры по устранению причин и условий нарушений (пункты 1-4 представления) не позднее 30 календарных дней с даты получения настоящего представления.
Не согласившись с вынесенным представлением, министерство обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.
Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью органов государственного финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, финансовых органов субъектов Российской Федерации (пункты 1 и 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, далее - БК РФ).
На основании пункта 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета; контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в том числе проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В данном случае оспариваемое представление вынесено управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации, закрепленным в статье 34 БК РФ, является принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 3 статьи 132 БК РФ правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 (далее - Правила N 999).
Пунктами 9 и 10 Правил N 999 определено, что предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения.
Соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно, кроме прочего, содержать: значения показателей результативности использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых показателей и индикаторов государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ) и обязательства субъекта Российской Федерации по их достижению (подпункт "б" пункта 10 Правил N 999), последствия недостижения субъектом Российской Федерации установленных значений показателей результативности использования субсидии (подпункт "к" пункта 10 Правил N 999, ответственность сторон за нарушение условий соглашения (подпункт "л" пункта 10 Правил N 999).
В пунктах 16, 19 Правил N 999 законодатель указал, что за нарушение обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 10 настоящих Правил, соответственно, предусмотрен порядок возврата субсидии из бюджета субъекта в федеральный бюджет.
На основании статьи 132 БК РФ Правительством Российской Федерации в приложении 15(2) к Государственной программе утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения (далее - Правила), в силу пункта 15 которых оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации путем сравнения фактически достигнутых и плановых значений результата использования субсидии "Доля населения субъекта Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в общей численности населения субъекта Российской Федерации", предусмотренного соглашением.
В подпункте "а" пункта 4 Правил установлено, что субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при строительстве, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства и (или) предоставление субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование строительства, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства.
Как установил суд первой инстанции, управление в акте проверки указало, что министерством не обеспечено исполнение графика выполнения мероприятий в 2019 году по строительству станции водоподготовки, обеспеченной финансированием за счет средств федерального бюджета в сумме 50 774 900 руб.
Согласно пунктам 4.3.4, 6.1.1 соглашения-261 министерство обязуется обеспечивать исполнение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству объектов капитального строительства.
В соответствии с графиком выполнения мероприятий (приложение 4 к соглашению-261) техническая готовность объекта строительства на 31.12.2019 должна составить 44,76 % (том 1, листы 103-105).
Следовательно, при использовании министерством в 2019 году 44,76 % общего объема финансирования (52 345 300 руб. из 116 944 900 руб.), должна быть достигнута техническая готовность объекта строительства равная 44,76 %.
Согласно отчету по исполнению графика выполнения работ от 15.01.2020, предоставленному заявителем в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, техническая готовность объекта на 31.12.2019 составила 44,76 % (том 1, листы 138-143).
Между тем, согласно представленным к проверке документам, результатам проведенной встречной проверки учреждения (том 2, листы 75-87), на оплату выполненных работ по строительству станции водоподготовки в 2019 году (акты выполненных работ КС-2 от 26.11.2019 N 1, 2; том 3, листы 52-55) использовано средств субсидии в сумме 147 018,59 руб., в том числе за счет средств субсидии федерального бюджета - 135 477,52 руб., за счет средств софинансирования из областного бюджета - 4 190,14 руб.), соответственно, не более 0,13 % от общей суммы финансирования.
Как указано выше, в целях обеспечения строительства станции водоподготовки министерством заключено соглашение-003 о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету города Старая Русса. Осуществление контроля министерством за выполнением администрацией взятых обязательств установлен пунктом 4.1.2 данного соглашения.
В силу пункта 4.3.4 соглашения-003 администрация обязана обеспечивать исполнение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, согласно приложению 4 к настоящему соглашению.
Указанным в приложении 4 графиком определен показатель технической готовности строительства станции водоподготовки на 2019 год в 44,76 % (том 1, листы 119-121).
В материалах дела усматривается, что 06.09.2019 между администрацией и обществом заключен контракт на строительство станции водоподготовки. Дополнительным соглашением от 26.12.2019 функции заказчика по контракту переданы от администрацией учреждению.
В результате проведенной в учреждении проверки управлением выявлено несоблюдение обществом сроков проведения строительных работ, установленных условиями контракта.
По состоянию на 01.01.2020 общая сумма выполненных обществом работ по строительству станции водоподготовки составила 147 018,59 руб. (0,13 %).
В соответствии с пунктом 4.1.2 соглашения-261 министерство обязано осуществлять проверку документов, подтверждающих произведенные расходы бюджета города Старая Русса, на возмещение которых предоставляется субсидия.
В качестве документов, подтверждающих произведенные расходы бюджета города Старая Русса, на возмещение которых предоставлена субсидия, в материалы дела предоставлен акт о технической готовности станции водоподготовки от 27.12.2019, согласно которому комиссия пришла к выводу о том, что объект строительства по состоянию на 01.01.2020 готов на 44,76 % (том 2, лист 130).
Однако в силу пункта 8.1 контракта приемка работ осуществляется в соответствии с графиком выполнения работ. Приемка производится на основании предоставленного подрядчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2). Оплата выполненных работ осуществляется заказчиком на основании подписанных актов о приемке выполненных работ (КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) (пункт 3.6 контракта).
Принятие результатов работ иными документами, в том числе оформление каких-либо актов о технической готовности, условиями указанного контракта не предусмотрено.
Суд первой инстанции не принял в качестве доказательства выполнения работ и их стоимости представленный в материалы дела акт технической готовности объекта от 27.12.2019 в связи с тем, что данный документ обладает признаками формальности, поскольку невозможно документально подтвердить либо опровергнуть указанную в нем степень технической готовности объекта, соответствующий объективный расчет отсутствует.
Представленный заявителем акт фактического состояния выполненных, но не представленных к приемке работ, поставленного оборудования на объект строительства от 26.02.2021 (том 3, лист 130), в соответствии с которым обществом по состоянию на 31.12.2019 выполнены строительно-монтажные работы, поставлено оборудование на общую сумму 67 359,05 млн. руб., не принят судом первой инстанции во внимание, поскольку противоречит как условиям контракта, в частности графику выполнения работ, так и представленным в материалы дела документам, подтверждающим фактически выполненные работы по контракту по состоянию на 31.12.2019.
Довод министерства о наличии отчета, предоставленного администрацией в рамках соглашения-003, и содержащего сведения о необходимой технической готовности объекта строительства на конец 2019 года (том 1, листы 144-148), признан судом несостоятельным, поскольку указанный отчет, как установлено судом первой инстанции, является недостоверным.
Пунктом 4.3.4 соглашения-261 на министерство возложено обязательство по обеспечению исполнения графика выполнения мероприятий по проектированию и строительству, которое подразумевает наличие или создание механизма контроля за ходом выполнения работ на объекте строительства, включая возможность проверки достоверности предоставляемой в отчетах информации.
Учитывая, что акты о приемке выполненных работ (КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), подтверждающие фактически произведенные бюджетом города Старая Русса расходы на выполнение работ по достижению в 2019 году технической готовности станции водоподготовки в 44,76 %, до 01.04.2020 в министерство не представлены, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель обладал необходимой информацией о неисполнении администрацией графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции признал, что в нарушение статьи 132 БК РФ, пункта 4.3.4 соглашения-261 министерством не обеспечено исполнение графика выполнения мероприятий в 2019 году по строительству станции водоподготовки, обеспеченной финансированием за счет средств федерального бюджета в сумме 50 774 900 руб.
При оценке довода заявителя о том, что министерство непосредственно не наделено полномочиями по строительному контролю, государственному строительному надзору, и поэтому не могло осуществлять надлежащий контроль за исполнением графика выполнения работ, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 6 БК РФ получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При этом в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ в числе прочих полномочий, возложенных на получателя бюджетных средств, последний обязан обеспечивать результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Поскольку в соответствии с условиями соглашения-261 министерство являлось получателем бюджетных средств, суд признал, что в число его обязанностей в силу вышеназванных норм упомянутого Кодекса входит в том числе обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 4.2.1 соглашения-003 заявитель вправе запрашивать у администрации документы и материалы, необходимые для осуществления контроля за соблюдением администрацией условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением, в том числе данные бухгалтерского учета и первичную документацию, связанную с исполнением условий соглашения.
Таким образом, суд первой инстанции установил, что министерство располагало правом истребования документов, в том числе документов строительного контроля (надзора), подтверждающих исполнение условий и обязательств, предусмотренных соглашением-003, в частности обязательств, отраженных в пункте 4.3.4 данного соглашения, но не воспользовалось им.
Таким образом, оснований для признания представления недействительным суд первой инстанции не усмотрел.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 23 марта 2021 года по делу N А44-94/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-94/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация Старорусского муниципального района, Муниципальное бюджетное учреждение "Административное управление городским хозяйством"