г. Санкт-Петербург |
|
16 апреля 2024 г. |
Дело N А56-94361/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Згурская М.Л.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6370/2024) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования СПб на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2024 по делу N А56-94361/2023, принятое
по заявлению ТСЖ "Комендантский 34. Второй Пусковой"
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования СПб
о признании недействительным решения от 30.06.2023 N 781223400007804, рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Комендантский 34. Второй Пусковой" (ОГРН 1027807583484, ИНН 7814109553; далее - ТСЖ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - фонд) от 30.06.2023 N 781223400007804.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 22.01.2024 в виде резолютивной части заявление удовлетворено.
16.02.2024 изготовлено мотивированное решение.
В апелляционной жалобе фонд просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, произведенный страхователем расчет среднего заработка Дзичканец А. Т. за расчетный период 2020, 2021 года, основанный на справке 2-НДФЛ, является недействительным.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, фондом проведена камеральная проверка ТСЖ на основании представленных страхователем на Дзичканец Александра Тадеушевича сведений и документов в соответствии со статьей 47 Федерального закона т 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N125-ФЗ).
По результатам проверки фондом составлен акт от 25.05.2023 N 781223400007802.
В ходе проверки установлены излишне понесенные фондом расходы на выплату страхового обеспечения в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений при расчете пособия по временной нетрудоспособности Дзичканец А.Т. в размере 2 584 руб. 30 коп. в соответствии с выданным электронным листком нетрудоспособности (далее - ЭЛН) N 910150439131 за период с 07.12.2022 по 16.12.2022.
Решением фонда от 30.06.2023 N 781223400007804 ТСЖ предложено возместить излишне понесенные фондом расходы в связи с предоставлением страхователем недостоверных сведений (документов), влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление размера страхового обеспечения, в сумме 2 584 руб. 30 коп.
Не согласившись с законностью вынесенного фондом решения, ТСЖ обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд удовлетворил заявление.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию признаются, в том числе заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно пункту 6.1 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователи обязаны возмещать страховщику суммы излишне понесенных им расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам в случае, если страхователем представлены недостоверные и (или) неполные сведения.
Частью 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
С 2021 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2020 N 2375 назначение и выплата застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется фондом (далее - Положение N 2375).
Пособие по временной нетрудоспособности назначает и выплачивает фонд на основании сведений и документов, представляемых страхователем - работодателем, сведений, имеющихся в распоряжении фонда, а также сведений и документов, которые он запрашивает у государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (часть 1, 16, 25 статьи 13, часть 1 статьи 15 Федерального закона N 255, пункт 3 Правил утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2010 "Об утверждении правил получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком" (далее - Правила N 2010).
В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный ЭЦП медицинским работником, является основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности.
С 01.01.2022 постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2017 N 1567 (в редакции от 23.08.2021) утверждены Правила информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа, (далее - Правила N 1567).
Для формирования электронного листка нетрудоспособности (далее - ЭЛН) в форме электронного документа работодатели (страхователи) предоставляют в информационную систему "Соцстрах" сведения, с указанием данных о страхователе и застрахованном лице. Названные сведения подаются с учетом сроков, установленных для назначения и выплаты страхового обеспечения (пункт 11,13 Правил N 1567).
Для расчета оплаты больничного листа необходимо знать сумму среднего заработка за два предшествующих года, то есть сумму всех выплат, на которые начислялись страховые взносы (статья 14 Закона N 255-ФЗ), не превышающую в соответствующем году предельного размера заработка. После определения среднего заработка необходимо рассчитать средний дневной заработок.
Размер пособия по временной нетрудоспособности равен среднему дневному заработку, умноженному на процент оплаты листа нетрудоспособности, положенный работнику в зависимости от страхового стажа, и умноженному на количество календарных дней временной нетрудоспособности (часть 4, 5 статьи 14 Закона N 255-ФЗ). Из числа календарных дней, за которые выплачивается пособие, исключаются периоды времени, указанные в статье 9 Закона N 255-ФЗ.
Пунктом 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.09.2021 N 1540 "Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Положение N 1540) установлено, что средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления заработка, начисленного за расчетный период, на 730 за вычетом календарных дней, приходящихся на период приостановления действия трудового договора в соответствии со статьей 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации или приостановления прохождения государственной гражданской службы в соответствии со статьей 53.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 255-ФЗ в случае заболевания работника больничный лист оплачивается в следующем порядке:
- при стаже работы восемь лет и более - в размере 100% среднего заработка;
- при стаже работы от пяти до восьми лет - в размере 80% процентов среднего заработка;
- при стаже работы до пяти лет - в размере 60 % среднего заработка.
В случае если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ, статья 15 ГК РФ).
За непредставление (несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за полнотой и достоверностью сведений, осуществляет Отделение (пункты 19, 20 Положения N 2375).
Как указывает заявитель, согласно справкам 2-НДФЛ за 2020 и 2021 годы размер дохода застрахованного лица составил 190 968 руб. и 187 043 руб. соответственно, общий размер дохода составил 378 011 руб.
Таким образом, среднедневной заработок согласно пункту 12 Положения N 1540 равен 378 011 руб. / 730 = 517 руб. 82 коп.
Страховой стаж застрахованного лица составляет более 8 лет, в связи с чем, в силу части 1 статьи 7 Закона N 255-ФЗ оплата больничного листа производится в 100% размере от среднего заработка.
Застрахованному лицу за счет средств фонда осуществлялась выплата пособия за 10 дней (с 07.12.2022 по 16.12.2023).
Размер пособия, выплачиваемый за счет средств фонда, составил 5 178 руб. 20 коп. При этом, за счет средств фонда выплачено 5 095 руб. 90 коп.
Расчет пособия по праву и по размеру, исходя из представленных страхователем сведений, фондом не оспорен.
Фонд ссылается на недостоверность сведений о заработке Дзичканец А. Т., представленных страхователем за расчетный период 2020, 2021 годы. Податель жалобы указывает на то, что из ответа, полученного фондом от Федеральной налоговой службы, сумма заработка застрахованного лица за расчетный период 2020, 2021 годы составила 157 976 руб.
Указанные доводы отклонены апелляционным судом.
В материалах дела отсутствует информация, полученная, по утверждению фонда, от Федеральной налоговой службы.
При этом из справок по форме 2-НДФЛ, представленных заявителем в материалы дела и подписанных усиленной квалифицированной подписью ФНС, следует, что доход Дзичканец А. Т. за 2020 год составил 190 968 руб., в том числе НДФЛ - 24 826 руб., за 2021 год - 187 043 руб., в том числе НДФЛ - 24 316 руб.
Ссылка фонда на то, что для подтверждения размера заработной платы до 01.01.2023 применялась справка по форме 182н, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.01.2011 N 21н, а расчет, основанный на справках по форме 2-НДФЛ является недействительным, несостоятельна, поскольку вне зависимости от формы справок, они содержат аналогичные сведения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд пришел к правильному выводу, что произведенная Дзичканец А. Т. выплата пособия по нетрудоспособности не противоречит действующему законодательству и принципам формирования страхового обеспечения, в связи с чем, отсутствуют основания для возмещения излишне понесенных фондом расходов.
Доводы фонда, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2024 по делу N А56-94361/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-94361/2023
Истец: ТСЖ "КОМЕНДАНТСКИЙ 34. ВТОРОЙ ПУСКОВОЙ"
Ответчик: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования СПб