г. Вологда |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А05-105/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 июля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мост-Т" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 мая 2021 года по делу N А05-105/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мост-Т" (ОГРН 1032900018040, ИНН 2901115219; адрес: 163016, Архангельская область, город Архангельск, проспект Ленинградский, дом 382, корпус 1, строение 1; далее - общество, ООО "Мост-Т") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 5; далее - администрация) о признании незаконным отказа в переводе нежилого помещения в жилое, изложенного в уведомлении от 02.09.2020 об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение, а также об обязании принять решение о переводе нежилого помещения 2-Н, расположенного в доме N 16, корпус 1 по ул. Смольный Буян в г. Архангельске, кадастровый номер 29:22:050404:2909, площадью 121,3 кв. м, в жилое.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство строительства и архитектуры Архангельской области (адрес: 163004, Архангельская область, г.Архангельск, пр.Троицкий, д.49; далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19 мая 2021 года по делу N А05-105/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в виду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значения для дела. В обоснование жалобы ссылается на то, что спорное нежилое помещение не находится в санитарно-защитной зоне вновь строящегося или реконструируемого объекта и/или многоквартирного дома, в связи с чем нормы СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 на него не распространяются.
Администрация, Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником нежилого помещения площадью 121,3 кв.м, расположенного в многоквартирном жилом доме по адрес: г.Архангельск, ул.Смольный буян, д.16, корпус 1, помещение 2-Н, кадастровый номер 29:22:050404:2909 (далее - помещение).
Заявитель обратился 25.08.2020 в департамент градостроительства администрации с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое.
Уведомлением от 02.09.2020 ответчик отказал в переводе нежилого помещения в жилое со ссылкой на пункт 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Архангельск" в виду нахождения жилого дома в санитарно-защитной зоне.
Считая отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Положениями статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.
В силу части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований данного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Пунктом 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для отказа в переводе нежилого помещения в жилое является несоблюдение предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.
Санитарно-защитная зона - специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (пункт 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года N 74).
Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ) санитарно-защитные зоны относятся к одному из видов зон с особыми условиями использования территории.
В соответствии с требованиями пункта 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года N 74, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Согласно пункту 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 222 от 03.03.2018 года, в границах санитарно-защитной зоны не допускается использование земельных участков в целях размещения: жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их 6 оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства.
Запрет на размещение жилой застройки в санитарно-защитной зоне установлен в статье 17 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Архангельск", утвержденных решением Архангельской городской Думы от 13 декабря 2012 года N 516 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами размещение жилой застройки в границах зоны с особыми условиями использования территории (санитарно-защитной зоне) не допускается.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования.
Как установлено пунктом 5 статьи 30 ГрК РФ, на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются, в том числе границы зон с особыми условиями использования территорий.
На основании положений статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В силу положений статьи 18 ГрК РФ генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования.
Генеральный план муниципального образования "Город Архангельск" утвержден постановлением Министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 02.04.2020 N 37-п. Ранее, Генеральный план муниципального образования "Город Архангельск" был утвержден решением Архангельского городского Совета от 26.05.2009 N 872.
Как установлено судом первой инстанции и обществом не оспаривается в соответствии с графической частью генерального плана многоквартирный дом N 16 корпус 1 по ул. Смольный Буян находится в границах санитарно-защитной зоны предприятий, сооружений и иных объектов.
Суд первой инстанции на основании установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств обоснованно посчитал, что в данном случае границы зоны санитарной охраны являются установленными, так как отображены в графической форме.
В соответствии с пунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Закон N 342-ФЗ) до 01.01.2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в том числе посредством согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством.
Санитарно-защитная зона была установлена заключением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области от 01.06.2009 N 29.01.01.522.Т.004100.06.09. в соответствии с действовавшими на дату ее установления требованиями законодательства.
Согласно пункту 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Установив, что в порядке, предусмотренном законодательством, утверждено описание местоположения зоны санитарно-защитной зоны суд сделал правильный вывод о том, что перевод нежилого помещения в жилое будет противоречить градостроительному законодательству, следовательно, оспариваемый отказ в переводе нежилого помещения в жилое соответствует требованиям закона.
Суд первой инстанции правомерно сослался на то, что положения Градостроительного плана в части установления зоны санитарно-защитной зоны в пределах границ земельного участка не оспорены в установленном законом порядке и не признаны недействующими.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, изложенные в решении суда. Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 мая 2021 года по делу N А05-105/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мост-Т" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-105/2021
Истец: ООО "Мост-Т"
Ответчик: администрация муниципального образования "Город Архангельск"
Третье лицо: Министерство строительства и архитектуры Архангельской области