г. Москва |
|
20 июля 2021 г. |
Дело N А41-3443/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Архиповым М.А.,
при участии в заседании:
от СНТ "Мираж" - Строкань М.П. по доверенности от 18.12.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от Управления Росреестра по Московской области - представитель не явился, извещено;
от администрации Одинцовского городского округа Московской области - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 07 мая 2021 года по делу N А41-3443/21
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Мираж"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
при участии в деле третьего лица: администрации Одинцовского городского округа Московской области
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
садоводческое некоммерческое товарищество "Мираж" (далее - СНТ "Мираж" заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным уведомление от 18.12.2020 N КУВД-001/2020-13887071/2 об отказе в государственной регистрации прав,
- обязать Управление Росреестра по Московской области зарегистрировать право собственности СНТ "Мираж" на земельный участок с кадастровым номером: 50:20:0070807:171, площадью 22 163 кв. м., находящийся по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе д. Бутынь.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация Одинцовского городского округа Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 мая 2021 года по делу N А41-3443/21 заявление удовлетворено (т. 2 л. д. 34-36).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления Росреестра по Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель СНТ "Мираж" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя СНТ "Мираж", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что постановлением Главы администрации Одинцовского района Московской области от 29.09.1993 N 2035 ДПК "Мираж" был отведен земельный участок размером 10,50 га и утверждены его границы.
Постановлением Главы администрации Одинцовского района Московской области 29.03.1994 N 633 "О передаче в собственность земельных участков членам дачно-строительного кооператива "Мираж" в районе д. Бутынь" в общую совместную собственность ДСК "Мираж" закреплен участок 2,2163 га, в собственность членов ДСК "Мираж" закреплено 8, 2837 га.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:20:0070707:171, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 06.12.2010.
Постановлением Главы городского поселения Голицыно Одинцовского района Московской области от 26.08.2010 N 336 был уточнен адрес земельного участка площадью 22 163 кв.м., с кадастровым номером 50:20:0070807:171, находящегося в общей совместной собственности ДПК "Мираж".
СНТ "Мираж" является правопреемником ДПК "Мираж" в связи с преобразованием организационно-правовой формы, что подтверждается выпиской из протокола от 08.09.2018 N 7, сведениями из ЕГРЮЛ.
Протоколом общего собрания членов СНТ "Мираж" от 08.09.2018 оформлено решение о прекращении права общей совместной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070707:171, представляющий собой земли общего пользования и передаче его в собственность СНТ.
СНТ "Мираж" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070707:171.
В ходе судебного разбирательства по делу N А41-14479/20 представитель администрации пояснила, что администрация признает выданное ею постановление администрации от 29.03.1994 N 633, а также возникшее на основании указанного постановления право собственности товарищества.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 июля 2020 года по делу N А41-14479/20 в иске отказано, в связи с отсутствием между сторонами спора о праве.
04 сентября 2020 года. СНТ "Мираж" обратилось к Управлению Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070807:171 площадью 22 163 кв.м., расположенный по адресу: Московская область. Одинцовский район, в районе д. Бутынь.
Уведомлением от 18.09.2020 N КУВД-001/2020-13887071/1 регистрирующий орган известил товарищество о приостановлении государственной регистрации права собственности в связи с тем, что в материалах дела отсутствует документ-основание, необходимый для регистрации права собственности СНТ "Мираж" (т. 1 л. д. 56-57).
Уведомлением от 18.12.2020 N КУВД-001/2020-13887071/2 регистрирующий орган известил общество об отказе в государственной регистрации права в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав (т. 1 л. д. 55).
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы СНТ "Мираж", товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации, Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 5 статьи 15 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с частью 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 Закона о регистрации запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
В соответствии со статьей 244 ГК РФ, предусматривающей понятие и основания возникновения общей собственности, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
На момент принятия постановлением Главы Администрации Одинцовского района Московской области от 29.03.1994 N 633 коллективная совместная собственность как форма собственности была предусмотрена Земельным кодексом РСФСР.
В соответствии со статьей 212 ГК РФ в РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (часть 1).
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (часть 2).
Таким образом, в настоящее время институт коллективной совместной собственности действующим законодательством РФ не предусмотрен.
Из указанного постановления следует, что земельный участок площадью 2,2163 га на земли общего пользования передан в собственность товарищества как юридического лица, а земельные участки площадью 8, 2837 га - в собственность членов товарищества.
Таким образом, коллективная совместная собственность, возникшая на основании указанных выше документов, признается государством.
Исходя из изложенного, государственная регистрация права коллективной совместной собственности на земельный участок площадью 2,2163 га является невозможной.
Из обжалуемого уведомления об отказе в государственной регистрации следует, что для устранения причин, препятствующих регистрации, заявитель должен представить для государственной регистрации документы-основания для регистрации права собственности СНТ "Мираж".
Как следует из материалов дела товариществом на государственную регистрацию было представлено постановление Главы администрации Одинцовского района Московской области от 29.03.1994 N 633. В данном постановлении не указаны иные лица, которым выделялся земельный участок.
Вместе с тем, имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством (часть 3 статьи 24 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно пункту 3 статьи 25 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в соответствии с решением общего собрания членов товарищества недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежащее товариществу на праве собственности, может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков при условии, что все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение соответствующей доли в праве общей собственности на такое имущество. Передача указанного имущества в соответствии с настоящей частью не является дарением.
Согласно абзацу 1 пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
При указанных выше обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление Главы администрации Одинцовского района Московской области от 29.03.1994 N 633 является документом, безусловно подтверждающим право собственности СНТ на земельный участок общей площадью 2,2163 га.
Учитывая изложенное выше, у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070807:171.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 мая 2021 года по делу N А41-3443/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-3443/2021
Истец: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "МИРАЖ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ