город Томск |
|
20 июля 2021 г. |
Дело N А03-13179/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стасюк Т.Е.,
судей Кайгородовой М.Ю., Фертикова М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Панкратьевой Н.П.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Форест" (N 07АП-4355/2021) на решение от 07.04.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13179/2020 по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (ИНН 2225145231, ОГРН 1132225020344, г. Барнаул Алтайского края, ул. Чкалова, 230) к обществу с ограниченной ответственностью "Алтай-Форест" (ИНН 2277009776, ОГРН 1052200812146, с. Ларичиха Тальменского района Алтайского края, с. Ларичиха, ул. Тальмеская, 13А) о взыскании 777972 руб. 15 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 23.12.2008 N 15/2.
В судебном заседании участвуют:
от ответчика: Баранов А.В. по доверенности от 11.01.2021, паспорт.
СУД УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Алтай-Форест" (далее - ООО "Алтай-Форест", общество) о взыскании 7 547 003 руб. 50 коп. убытков, в виде неполученного дохода по договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 23.12.2008 N 15/2.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковое заявление - просит взыскать с ответчика 777 972 руб. 15 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 23.12.2008 N 15/2, с учетом заявления ответчиком о пропуске срока исковой давности. Уточненные исковые требования приняты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 07.04.2021 с общества в пользу Министерства взыскано 777 972 руб. 15 коп. долга и 18 599 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета (в редакции определения об исправлении технической ошибки от 09.04.2021).
Не согласившись с решением суда, общество, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование к отмене решения арбитражного суда апеллянт ссылается на то, что договором предусмотрен расчетный механизм определения размера арендной платы, общество не оспаривает ничтожность дополнительных соглашений к договору, но говорит о том, что их заключение не влияло на расчет арендной платы. Общество с 2012 по 2014 года использовало земельный участок с ежегодным объемом заготовки древесины 131,6 тыс. м.куб., а с 2015 года - объем заготовки древесины составлял 125,7 тыс. м.куб., исходя из этого истец не вправе требовать платы за больший объем лесных ресурсов, чем тот который предоставил, истец сам направлял расчеты, уменьшая размер арендной платы, тем самым лишив ответчика процессуальной возможности обратиться в суд для внесения изменений в договор аренды в судебном порядке, исходя из этого, в действиях истца усматривается злоупотребление правом.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, ссылаясь на отсутствие оснований для вывода о злоупотреблении правом и действии истца в публичных интересах.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не обеспечил, ходатайств об отложении заседания не поступало. Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для его отмены по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Управлением лесами Алтайского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Алтай-Форест" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка для заготовки древесины N 154/2 от 23.12.2008, по условиям которого, арендодатель, действующий в соответствии со ст. 4. ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от 04.12.2006 N 201-ФЗ, Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2007 N 200-ФЗ, приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении порядка приведения договоров аренды участков лесного, фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда, в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации", распоряжением Управления лесами Алтайского края "О переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды, лесного участка с обществом с ограниченной ответственностью "Алтай-Форест" от 17.11.2008 N 383 (приложение N 1), обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 договора (далее - лесной участок), в целях его использования для заготовки древесины (п. 1.1 договора).
Согласно пункту 8.1 договора, срок действия договора 49 лет с 17.08.2005, с даты государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2 договора, передаваемый лесной участок имеет следующие основные характеристики: арендуемый лесной участок расположен в границах Тальменского района, Ларичихинского лесничества (бывший Ларичихинский лесхоз) и занимает общую площадь 108170 га. Переданный в аренду лесной участок, входит в общую площадь лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, в составе земель лесного фонда, расположенного на территорий Тальменского района Алтайского края, имеющего условный номер объекта 11010920, и занимающего общую площадь 108170 га.
Согласно пункту 1.4 договора, арендатору передается лесной участок для заготовки древесины в объемах согласно приложению N 4.
Арендная плата по договору составляет 5 196 340 руб. в год (п. 2.1 договора). Расчет арендной платы приведен в приложении N 7 к договору.
Стороны пунктом 2.3 договора установили, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и площади лесного участка, а также при изменении объемов изъятия лесных ресурсов.
При изменении в установленном порядке ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и единицу площади лесного участка, размер арендной платы пересматриваете арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору заказным письмом с уведомлением, либо вручает ему под роспись, уведомление об изменении размера арендной платы (с указанием основания изменения, размера и расчет" арендной платы), которое является неотъемлемой частью договора и обязательным для арендатора.
В соответствии с пунктом 2.2 договора, арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 5 и представляет в течение 1 месяца с момента платежа арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Согласно пункту 2.4 договора, арендатор обязан уплачивать арендную плату с момента, указанного в нормативном правовом акте, которым изменяются ставки платы, либо, если в таком нормативном правовом акте не указано с какого момента применяются ставки, то с момента вступления его в силу (вступления в силу его соответствующей нормы).
Лесной участок передан арендатору по приема-передачи (т. 1, л.д. 34-36).
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 29.12.2008, о чем имеется отметка регистрирующего органа на договоре.
Стороны договора подписали дополнительные соглашения N 1 от 26.12.2011, N 2 от 30.10.2012, N 3 от 30.01.2015, N 4 от 30.12.2015, N 5 от 23.03.2017 к договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 23.12.2008 N 15/2, по условиям которых, сторонами изменены условия о размере арендной платы, в том числе размер, сроки внесения, а также объемы работ, цели и объемы использования лесов.
Дополнительные соглашения зарегистрированы в установленном законом порядке.
По результатам проверки Рослесхозом истцу вынесено предписание N 13/2019 от 21.10.2019 N СА-07-27/20488 "Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Алтайского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" (далее - Предписание).
На основании пункта 19 Предписания Министерство обязано обеспечить перерасчет арендной платы по договорам аренды лесных участков с учетом выявленных нарушений, уведомить арендаторов об изменении размера арендной платы и о сумме, подлежащей к уплате, начисление арендной платы по договорам аренды лесных участков, заключенным в целях заготовки древесины, в размере отличном от установленного на аукционе (торгах). Согласно пункту 20 Предписания Министерство обязано обеспечить устранение нарушений, допущенных при заключении дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков, предоставленных в целях заготовки древесины, заключенным по результатам аукциона (торгов), по которым в нарушение установленных требований изменены объемы заготовки древесины и размер арендной платы.
Ссылаясь на то, что дополнительные соглашения N 1 от 26.12.2011, N 2 от 30.10.2012, N 3 от 30.01.2015, N 4 от 30.12.2015, N 5 от 23.03.2017 к договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 23.12.2008 N 15/2 являются недействительным (ничтожным), поскольку заключены без решения суда, что не соответствует требованиям частей 2-3 статьи 74.1 ЛK РФ (статье 74 ЛK РФ, действующей на дату заключения дополнительных соглашений), истец произвел перерасчет арендной платы, в связи с чем, выявил неполучение денежных средств по арендной плате по спорному договору и направил в адрес ответчика претензионные письма с требованиями оплаты образовавшейся задолженности по арендной плате.
Поскольку в досудебном порядке ответчик требование истца оплатить образовавшуюся задолженность не исполнил, истец обратился в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковое требование, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
На основании указа Губернатора Алтайского края от 21.10.2013 N 54 "О создании Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края" управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, управление охотничьего хозяйства Алтайского края и управление лесами Алтайского края с 01.01.2014 реорганизованы путем слияния. Правопреемником реорганизуемых органов исполнительной власти Алтайского края являлось Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края.
Постановлением Администрации Алтайского края от 26.08.2016 года N 297 "Об органах исполнительной власти Алтайского края" с 01.01.2017 года Главное управление природных ресурсов переименовано в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.
Судом установлено, что по результатам проведения лесного конкурса между Управлением лесами Алтайского края и ООО "Алтай-Форест" был заключен договор аренды лесного участка от 23.12.2008.
Впоследствии договор аренды был переоформлен, в соответствии с действующим законодательством, в связи с введением в действие новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации, в порядке установленном федеральным законом "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" N 201 от 24.12.2006, на основании распоряжения Управления лесами Алтайского края от 24.11.2008 N 397.
На момент проведения лесного конкурса и заключения по его результатам договора аренды от 23.12.2008 действовал Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 (далее - Лесной кодекс 1997 года).
В соответствии со статьей 34 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и пунктом 7 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 (в редакции, действовавшей в указанный период, далее - Положение об аренде), участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.
При предоставлении участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы по решениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают составы комиссий по проведению лесных конкурсов. Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в порядке, определяемом указанным федеральным органом, в соответствии с ЛК РФ и гражданским законодательством. Информация о проведении лесных конкурсов публикуется в средствах массовой информации (пункт 13 Положения об аренде).
Гражданин или юридическое лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса. На основании протокола лицо, выигравшее лесной конкурс, и арендодатель в указанный в протоколе срок заключают договор аренды участка лесного фонда (пункт 14 Положения об аренде).
Лесной кодекс Российской Федерации введен в действие с 01.01.2007 статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
На основании части 1 и части 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с ЛК РФ в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 6 ст. 4 Закона N 201-ФЗ).
Данный порядок утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок), действовавшим до 15.03.2012.
В соответствии с пунктами 10 и 11 Порядка при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается одностороннее изменение ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы. При переоформлении данных договоров на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
По смыслу статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, приоритет имеет заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
Из анализа вышеизложенных норм следует, учитывая невозможность прекращения лесопользования по договорам, заключенным на длительный срок, что процедура переоформления договора аренды участка лесного фонда в договор аренды лесного участка была направлена на приведение договора, заключенного по правилам ЛК РФ 1997 года, в соответствие с новым ЛК РФ.
При этом законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
Согласно с частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
В части 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, у ответчика как обоснованно указал суд первой инстанции, возникли обязательства по оплате арендной платы в размере, установленном в первоначальном договоре.
В силу статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и договором аренды участка лесного фонда.
В силу части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период заключения дополнительных соглашений) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
При этом согласно части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период времени) при заключении договора аренды такого лесного участка по результатам аукциона, изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается. При этом предметом аукциона выступает начальный размер арендной платы (часть 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации), который в силу пункта 4 части 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации не может быть ниже минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса Российской Федерации.
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом был установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка, то есть по общему правилу по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, закрепившая недопустимость при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает наряду с другими законоположениями необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, системное толкование указанных положений Лесного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что закон не допускал на момент заключения сторонами дополнительного соглашения от 26.04.2010 N 2 к договору аренды лесного участка возможность изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора.
Изменение сторонами договора аренды лесного участка его условия о размере арендной платы противоречило установленному специальной нормой - частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации прямому запрету. В силу наличия этой специальной нормы о неприменении гражданского законодательства в части условий и оснований изменения договора аренды лесного участка по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора, указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12157/13 по делу N А28-5083/2012, который признал обоснованным вывод судов по этому делу о признании сделки, изменяющей размер арендной платы, в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в прежней редакции) не соответствующей требованиям закона или иных правовых актов.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно указал на то, что закон не допускал на момент заключения сторонами дополнительных соглашений к договору аренды лесного участка возможность изменения условий договора на основании соглашения сторон такого договора.
При таких обстоятельствах, исходя из целей проведения аукциона и положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 кодекса).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность (пункт 74).
Применительно к статьям 166 и 168 кодекса под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанций о том, что условия дополнительных соглашений являются ничтожными, а значит, не имеют юридической силы, не создают каких-либо прав и обязанностей для сторон по сделке. В связи с этим у ответчика отсутствовали правовые основания для уплаты арендной платы в ином размере, чем предусмотрено условиями договора аренды.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно правовой позиции, отраженной в определении Верховного суда Российской Федерации от 22.03.2017 N 301-ЭС-17-1278, порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, устанавливал особый порядок переоформления ранее заключенных договоров на новые без проведения аукциона по правилам статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации. В период действия названного приказа и после признания его утратившим силу (приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2011 N 927) действующее законодательство не предусматривало возможность изменения условий договора аренды лесного участка по соглашению сторон, поэтому установленная в переоформленном договоре плата за лесопользование может быть уточнена лишь на основании судебного решения в соответствии с частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Доказательства наличия задолженности в ином размере либо отсутствие задолженности как таковой, ответчиком в материалы дела не представлены. В апелляционной жалобе расчет арифметически и методологически ответчиком не оспорен, таким образом доводы ответчика со ссылками на неверный расчет отклоняются.
Отклоняя довод о злоупотреблении правом со стороны истца, апелляционный суд установил, что заявителем жалобы не представлены достоверные и достаточные доказательства недобросовестного поведения (злоупотребления правом) указанным лицом, чьи действия, по мнению заявителя жалобы, нарушают его права и законные интересы.
Оснований полагать, что в действиях истца имеются признаки злоупотребления правом согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Ссылка ответчика на то, что истец сам направлял ему уточненный расчет арендной платы, чем лишил его процессуального права на обращение в суд с требованием о внесении изменений в договора аренды в судебном порядке, является несостоятельной, поскольку ответчик вправе реализовать свои права, действуя самостоятельно в своем интересе. И, как усматривается из доводов апелляционной жалобы, о существовавшем порядке внесения изменений в части арендной платы в договоры, заключенные по итогам лесных конкурсов, ответчику было известно.
Ссылка на судебную практику, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права. Какого-либо преюдициального значения для настоящего дела указанный апеллянтом судебный акт не имеет, принят судом по конкретному делу, фактические обстоятельства которого отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 07.04.2021 по делу N А03-13179/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.Е. Стасюк |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-13179/2020
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края
Ответчик: ООО "Алтай-Форест"