г. Ессентуки |
|
13 февраля 2024 г. |
Дело N А63-8067/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.02.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Сулейманова З.М., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., при участии представителя лечебно-профилактического учреждения "Санаторий имени Анджиевского" - Васильева Мария Александровна (доверенность от 23.01.2024 N 2), представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Ставропольскому краю - Нефедов Олег Александрович (доверенность от 24.04.2023 N 03-11/108), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу лечебно-профилактического учреждения "Санаторий имени Анджиевского" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.05.2023 по делу N А63-8067/2022 (судья Костюков Д.Ю.) по заявлению лечебно-профилактического учреждения "Санаторий имени Анджиевского" (г. Ессентуки, ОГРН 1022601225888) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН: 1202600011987), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Ставропольскому краю (г. Пятигорск, ОГРН: 1042600229990) об оспаривании действий, требования и решения налоговых органов, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация г. Ессентуки,
УСТАНОВИЛ:
лечебно-профилактическое учреждение "Санаторий имени Анджиевского" (далее - Санаторий, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Ставропольскому краю (далее - Инспекция N 14, налоговый орган), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю о признании незаконными: действий налоговых органов по доначислению заявителю земельного налога, требования об уплате земельного налога с организаций, решения о взыскании с налогоплательщика налога и пени.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрации города Ессентуки.
Произведена процессуальная замена Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Ставропольскому краю (далее - Инспекция N 15, налоговый орган).
Решением суда от 26.05.2023 в удовлетворении заявленных требований Санатория отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку представленные в обоснование своей позиции доводы Санатория не опровергают выводы налоговых органов.
Не согласившись с решением суда, Санаторий обжаловал решение в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Инспекции N 15 и Инспекции N 14 поступили отзывы на апелляционную жалобу, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. От Инспекции N 14 также поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Инспекции N 14 и Администрации города Ессентуки.
В судебном заседании представитель Санатория поддержала позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Представитель Инспекции N 15 возразил по существу доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Санатория и Инспекции N 15, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что налоговому органу представлена выписка из ЕГРН от 12.04.2021 N КУВИ-002/2021-37008079 в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:30:010214:3, указано, что участок находится в постоянном бессрочном пользовании Санатория с 03.04.2003, в качестве даты перехода (прекращения) права указана - 01.11.2021. Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2020 составляет 64912755,60р.
На основании поступивших сведений, налоговым органом исчислен земельный налог за 2020 год, в адрес налогоплательщика (Санаторий) требование об уплате налога N 12926 (по состоянию на 11.06.2021), сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) в соответствии с которым недоимка по земельному налогу составила 970113,98р, пени 60455,49р.
В связи с тем, что в установленный самим требованием срок (до 12.07.2021) требование N 12926 Санаторием не исполнено, налоговым органом принято решение от 16.07.2021 N 3030 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за свет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств.
Санаторий обжаловал действия и ненормативные акты налоговых органов в административном порядке.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю от 25.02.2022 N 08-20/004748@ жалоба Санатория оставлена без удовлетворения.
Полагая, что действия налогового органа, требование и решение являются незаконными, Санаторий обратился с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Кодекса.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируется статьями 62 и 63 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) и приказами Минэкономразвития России, принятыми в целях реализации указанных статей.
Государственная регистрация права постоянного пользования на земельный участок, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а с 2017 года, в соответствии с частью 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из пункта 1 разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 54) следует, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 этого постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок; поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращения со дня внесения записи о праве лица на соответствующий земельный участок. В связи с этим по общему правилу плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В материалы дела представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости (от 12.04.2021 N КУВИ-002/2021-37008079; от 12.10.2022 N КУВИ001/2022-180618031), содержащие сведения о нахождении в спорный период (2020 год) земельного участка с кадастровым номером 26:30:010214:3 в постоянном бессрочном пользовании Санатория (ЛПУ "Санаторий им. Анджиевского").
Согласно пункту 1 постановления главы г. Ессентуки от 22.10.2021 N 1829 прекращается право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, общей площадью 18987 кв. м, с кадастровым номером 26:30:010214:3, расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Разумовского, 5, вид разрешенного использования: под лечебно-оздоровительный комплекс, принадлежащее ЛПУ "Санаторий имени Анджиевского". Основание: постановление главы г. Ессентуки от 18.04.2006 N 1334 "О предоставлении Федерации Независимых Профсоюзов России и Федерации профсоюзов Ставропольского края земельного участка под санаторий".
Согласно пункту 3 постановления главы г. Ессентуки от 22.10.2021 N 1829 настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 18.04.2006.
Указание в пункте 3 постановления главы г. Ессентуки от 22.10.2021 N 1829 о распространении его действия на предыдущие периоды не исключает обязательность регистрации прекращения права в Едином государственном реестре недвижимости.
Применив ставки земельного налога, налоговым органом с учетом категории земельного участка, и исходя из кадастровой стоимости земельного участка, произведен расчет суммы земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2020 год - 973691,33р (64912755,60р х 1,5%, где 64912755,60р - кадастровая стоимость земельного участка, 1,5% - ставка земельного налога).
В связи с проведенными зачетами в размере 3577,35р, сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в соответствии с требованием N 12926 по состоянию на 11.06.2021, составила 970113,98р (973691,33р - 3577,35р).
Возражения в части произведенного налоговым органом расчета суммы земельного налога от Санатория не поступали.
Доводы Санатория о том, что земельный участок с кадастровым номером 26:30:010214:3 не принадлежит ему и ранее был размежеван путем образования новых земельных участков, признается не обоснованным и подлежащим отклонению, поскольку доказательства внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН не представлено и в материалах дела отсутствуют.
Инспекцией N 14 правомерно доначислены Санаторию земельный налог за 2020 год в сумме 970113,98р и пени в размере 60455,49р, правомерно направлено в адрес Санатория требование об уплате земельного налога N 12926 от 21.06.2021 в общей сумме 970113,98р и пени в размере 60455,49р, и правомерно вынесено решение N 3030 от 16.07.2021 о взыскании с налогоплательщика налога в сумме 970113,98р и пени в размере 60455,49р.
Доводы Санатория о несоответствии требования об уплате налога N 12926 (по состоянию на 11.06.2021) и решения о взыскании налога N 3030 от 16.07.2021 по формальным признакам, своего подтверждения не нашли.
Требование N 12926 по состоянию на 11.06.2021 и решение N 3030 от 16.07.2021 соответствуют формам, утвержденным приказами ФНС России от 14.08.2020 N ЕД-7-8/583@ и от 14.08.2020 N ЕД-7-8/583@.
Налоговым органом не допущено существенных нарушений процедуры проведения камеральных налоговых проверок, оформления их результатов, рассмотрения материалов проверки и вынесения оспариваемых действий, требования и решения, являющихся основанием для отмены решения налогового органа.
Оснований для признания недействительными оспариваемых действий, требования, решения налоговых органов не имеется.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы Санатория не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.05.2023 по делу N А63-8067/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Сулейманов З.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-8067/2022
Истец: ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРИЙ ИМЕНИ АНДЖИЕВСКОГО"
Ответчик: МИФНС N 14 по СК
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД-КУРОРТ ЕССЕНТУКИ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 14 ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ