г.Москва |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А40-145840/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Веклича Б.С.,
Судей: Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Насрутиновым К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны РФ
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.05.2021 по делу N А40-145840/20
по иску Министерства обороны РФ
к АО "Военторг"
третьи лица: ООО "Потенциал", ООО "Перспектива", ООО "Технология"
о взыскании штрафа,
при участии в судебном заседании:
от истца: Хромов О.А. по доверенности от 25.11.2020;
от ответчика: Симкина А.В. по доверенности от 13.04.2021;
от третьих лиц: Заяц А.А. по доверенностям от 01.01.2021, от 17.07.2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны РФ обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к АО "Военторг" о взыскании штрафа в размере 111 982,84 руб.
Решением суда от 05.05.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Ответчик и третьи лица возражают против доводов апелляционной жалобы, просят отказать в ее удовлетворении. Представили письменные отзывы на жалобу.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и АО "Военторг" (исполнитель) заключен государственный контракт от 30.01.2019 N 300119/ВП на оказание услуг по питанию для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2019-2021 годах.
Соисполнителями по контракту выступали ООО "Потенциал", ООО "Перспектива", ООО "Технология".
Истец указывает, что в нарушение п.п.3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 контракта исполнитель не обеспечил соответствие оказываемых услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям, установленным контрактом, а именно соисполнителем услуг ООО "Потенциал" допущены следующие нарушения при организации питания
Актами о выявленных недостатках при организации питания установлено ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, в связи с чем истцом начислена сумма штрафа в общем размере 111 982,84 руб.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что судом не установлено допущенных нарушений со стороны исполнителя и соисполнителя, истцом факты нарушения ответчиком условий контракта не доказаны, оснований для начисления штрафа не имеется.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Вопреки доводам жалобы, истцом не доказано оказание ответчиком услуг с выявленными им нарушениями.
Согласно п.2.1 приложения N 2 к контракту питание военнослужащих и других категорий лиц Министерства обороны РФ осуществляется в т.ч. в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 21.06.2011 N 888.
Приложением N 9 к приказу Министра обороны РФ от 21.06.2011 N 888 "Об утверждении Руководства по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время" установлены нормы замены одних продуктов другими при организации продовольственного обеспечения военнослужащих.
В силу указанного приложения продукты в пределах пункта разрешается заменять между собой и проводить обратную замену.
Пунктом 5.6 контракта установлено, что исполнитель производит выдачу продовольственных товаров с продовольственного склада ежедневно по накладной в присутствии получателя.
Получатель делает отметку о проверке качества и количества выданных продовольственных товаров в указанной накладной.
В соответствии с накладным от 04.09.2019 г. на выдачу товара с продовольственного склада в столовую получатель услуг заблаговременно, еще в момент выдачи товара со склада, знал о произведенных заменах и дал разрешение на выдачу сока в индивидуальной упаковке вместо апельсинов.
Согласно п.46 приказа МО РФ от 21.06.2011 N 888 учет продуктов, заложенных в котел, фактического выхода готовых блюд, мясных и рыбных порций и данные о качестве приготовленной пищи в столовой ведутся в книге учета контроля за качеством приготовления пищи.
За ее правильное ведение и своевременность записей отвечает начальник продовольственной службы воинской части, т.е. представитель получателя услуг.
Таким образом, книга учета контроля за качеством приготовления пищи ф. 33 является документом, который подтверждает, какие блюда и в каком количестве были фактически приготовлены и разрешены к выдаче питающимся, какой имели фактический выход, какую получили оценку качества от проверяющего должностного лица получателя.
В графе 14 книги учета контроля за качеством приготовления пищи ф. 33 содержится разрешение дежурного по воинской части на выдачу пищи.
Согласно записям в графе 16 книги учета контроля за качеством приготовления пищи ф. 33, порции полновесные, вкусовые качества пищи хорошие.
Данный факт подтверждает, что представитель получателя согласился с осуществленной заменой.
Также государственным контрактом и договором не предусмотрено взыскание штрафа за нарушение по каждой норме (питания) отдельно в течение одного дня.
В соответствии с требованиями п.6.4 контракта в случае выявления в ходе оказания услуг несоответствия их условиям контракта, получатель с привлечением исполнителя составляют акт о выявленных недостатках оказания услуг, в котором указываются выявленные несоответствия оказанных услуг условиям контракта, необходимые доработки со стороны исполнителя и сроки доработок и исправлений.
О наличии замечаний к оказанным услугам получателем (заказчиком) делается отметка в ежедневном акте сдачи-приемки, к нему прилагается акт о выявленных недостатках. К акту о выявленных недостатках прилагаются копии документов и (или) фотографии, подтверждающие наличие нарушения.
Составленный акт подписывается получателем (заказчиком) и исполнителем. Исполнитель вправе отразить в акте особое мнение (возражение) по выявленному нарушению.
В случае отказа исполнителя от подписи акта, акт подписывается членами комиссии, назначенной приказом получателя, либо иными полномочными на проведение проверки лицами.
При этом в акте производится отметка об отказе исполнителя подписать акт. Должностные лица ООО "Перспектива" к проверке 13.10.2019 и 14.10.2019 не привлекались.
Акты составлялись без участия должностных лиц исполнителя, что является нарушением контракта и договора.
После получения актов представителем ООО "Перспектива" завялено возражение, проставлена отметка на актах о несогласии с нарушениями.
Пунктом 5.6 контракта установлено, что исполнитель производит выдачу продовольственных товаров с продовольственного склада ежедневно по накладной в присутствии получателя.
Получатель делает отметку о проверке качества и количества выданных продовольственных товаров в указанной накладной.
13.10.2019 с продовольственного склада столовой 4/105, находящейся в войсковой части 96876, должностными лицами исполнителя произведена выдача творога, в присутствии должностного лица МО РФ, о чем сделана запись в накладной "Качество полученного продовольствия соответствует требованиям ГК 300119/ВП от 30.01.19" и поставлена подпись должностного лица МО РФ.
14.10.2019 с продовольственного склада столовой 4/105, находящейся в войсковой части 96876, должностными лицами исполнителя произведена выдача "творога", в присутствии должностного лица МО РФ, о чем сделана запись в накладной "Качество полученного продовольствия соответствует требованиям ГК 300119/ВП от 30.01.19" и поставлена подпись должностного лица МО РФ.
Ни договором, ни контрактом не предусмотрено внесение изменений получателем услуг в одностороннем порядке.
Ежедневный акт сдачи-приемки услуг по организации питания от 13.10.2019, от 14.10.2019 не подтверждает заявленные нарушения.
Согласно п.1 вышеуказанных ежедневных актов количество продовольствия, выданного с продовольственного склада в столовую, соответствует данным, указанных в накладных.
В соответствии с п.6 выход порций соответствует данным, указанным в раскладке.
Согласно п.7 количество приготовленных порций на каждый прием пищи соответствует количеству питающихся, стоящих на довольствие.
При таких обстоятельствах, государственным заказчиком осуществлена приемка оказанных услуг без замечаний, соответственно заявленные нарушения не соответствуют действительности.
В силу п.46 приказа МО РФ от 21.06.2011 N 888 учет продуктов, заложенных в котел, фактического выхода готовых блюд, мясных и рыбных порций и данные о качестве приготовленной пищи в столовой ведутся в книге учета контроля за качеством приготовления пищи. За ее правильное ведение и своевременность записей отвечает начальник продовольственной службы воинской части, то есть представитель получателя услуг.
Таким образом, книга учета контроля за качеством приготовления пищи ф. 33 является документом, который подтверждает, какие блюда и в каком количестве были фактически приготовлены и разрешены к выдаче питающимся, какой имели фактический выход, какую получили оценку качества от проверяющего должностного лица получателя.
В соответствующих графах книги ф. 33 столовой войсковой части 96876 за 14.10.2019 и 14.10.2019 имеются подписи должностных лиц получателя услуг, что выдача пищи разрешена.
Внесение записей (дописок) вне установленных граф книги ф.33 произведено в неустановленное время, что является недобросовестным осуществлением гражданских прав. Таким образом, предполагаемые факты нарушений условий контракта не подтверждены.
Кроме того, судом не установлено допущенных нарушений N N 7,8,9,10,11,12,13,14,15 со стороны исполнителя и соисполнителя.
Разделом 8 контракта не установлена ответственность исполнителя за нарушение N 8. Контракт содержит закрытый перечень нарушений, за которые возможно применение штрафных санкций.
Штрафные санкции за невыполнение технического обслуживания и ремонта, принятого в безвозмездное пользование технологического, холодильного, немеханического, весоизмерительного оборудования, не предусмотрены контрактом.
Согласно п. 3.2.20. договора исполнитель обязан производить все виды технического обслуживания и ремонта (за исключением гарантийного), принятого в безвозмездное пользование технологического (за исключением котлов пищеварочных), холодильного, немеханического, весоизмерительного оборудования, в том числе демонтаж оборудования, выслужившего установленные сроки эксплуатации (подлежащего списанию) и монтаж нового аналогичного по своим характеристикам оборудования взамен демонтируемого за исключением случаев, когда такой монтаж входит в обязанности поставщика/производителя данного оборудования и/или должен осуществляться уполномоченной организацией.
В целях исполнения требований контракта, заключен договор на техническое обслуживание торгово-технологического и холодильного оборудования с ООО "ГАЗМОНТАЖКОМПЛЕКТКРЫМ" N 0035/2019/2019Д0844 от 01.04.2019.
В силу п.3.4.13.1 контракта заказчик обязан принимать все необходимые меры по обеспечению укомплектования объектов оказания услуг технологическим, холодильным, немеханическим, весоизмерительным оборудованием; замене оборудования, ремонту оборудования, вышедшего из строя не по вине исполнителя.
Истцом не доказан факт повреждения оборудования исполнителем. Государственный заказчик, являясь собственником оборудования, не произвел своевременный ремонт оборудования, доказательств обратного в материалы дела не представлено. Штрафные санкции за отказ в выдаче исполнителем образцов продукции (нарушение 9) также не предусмотрены контрактом.
Кроме того, разделом 8 контракта не установлена ответственность за отсутствие на линии раздачи контрольного блюда.
Согласно п. 108 Руководства по организации питания личного состава воинских частей и учреждений вооруженных сил Российской Федерации обязательный для сторон документ в соответствии с разделом 2 пунктом 2.1. Технического задания к контракту, обеденные столы сервируются приборами со специями.
В начале линии подносы укладываются в стопки, а столовые приборы в кассеты по видам. Готовая пища подается на линию за 10-15 мин до прихода личного состава. Из требований руководства следует, что обеденный зал подготавливается к приему пищи до начала обеда. Готовая пища подается на линию раздачи за 10 - 15 мин до прихода личного состава.
Нарушения, указанные в акте N 53 о выявленных недостатках при организации питания войсковой части 73998 от 31.10.2019 не обоснованы, все нарушения, указанные в акте и прилагаемом фотоматериале подтверждают тот факт, что фотосьемка проходила в промежуток времени 13 ч. 30 мин. - 13 ч. 40 мин. в момент, когда только шла подготовка обеденного зала к началу приема пищи, обед в в/ч 73998 согласно утвержденному графику начинается в 14 ч. 00 мин.
Согласно п.109 Руководства до начала приема пищи дежурные по подразделениям прибывают в столовую и контролируют выдачу хлеба, масла коровьего, сахара, яиц, молока, сока, готовых блюд, мясных и рыбных порций, следят за порядком при получении готовой пиши и ее приемом.
На линии перед поваром, выдающим готовую пищу, ставится контрольная тарелка с блюдом. Подразделения прибывают на прием пищи по графику, утвержденному командиром части.
Как следует из смысла п. 109 Руководства контрольная тарелка с блюдом должна стоять перед поваром.
Факт того, что в установленное время приема пищи на линии раздачи отсутствовали контрольные тарелки, не может быть подтвержден представленной истцом фотографией, на которой сфотографирована 1/3 часть действующей линии раздачи.
Также приложенные к акту проверки фотографии не подтверждают факт неудовлетворительного санитарного состояния продовольственного склада и столовой, паутина на представленных фотографиях не усматривается.
В соответствии с п.5.11. СП 2.3.6.1079-01, текущая уборка проводится постоянно, своевременно и по мере необходимости. Время уборки СП 2.3.6.1079-01 не регламентировано.
Кроме того, в соответствии с пп. "а" п.2.7.3 "Методических указаний по санитарно-бактериологическому контролю на предприятиях общественного питания и торговли пищевыми продуктами" от 31.12.1982 N 2657-82 объективная оценка санитарного состояния столовых проверяется посредством взятия смывов только после проведения тщательной уборки.
Таким образом, оценка качества проведения уборки осуществляется непосредственно после ее проведения, а не в любой момент деятельности столовой. Нарушение N 14 истцом также не подтверждены.
На основании п.2 ст.513 Гражданского кодекса РФ покупатель (получатель) обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота.
Согласно п.1 ст.474 Гражданского кодекса РФ проверка качества товара может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором купли- продажи.
Приемка продовольствия от поставщиков ООО "Технология" производится в соответствии с инструкциями о порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству N N П6, П-7 (утвержденными Постановлениями Госарбитража СССР от 15.06.1965 и от 25.04.1966 соответственно, с изменениями от 22.10.1997), а также 10 программой производственного контроля, утвержденной получателем услуг (копия прилагается).
При приемке проверяется соответствие количества, наименования груза и транспортной маркировки на нем данным сопроводительных документов, исправность тары, соблюдение установленных правил перевозки, наличие на поставляемый товар необходимых товаросопроводительных документов.
При отсутствии подозрений на доброкачественность продукции, проведение лабораторных исследований на ее соответствие физико-химическим и другим показателям, определяемым лабораторным путем, не предусмотрено ни действующим законодательством, ни утвержденной программой производственного контроля.
Поставке (и приему соответственно) в соответствии с условиями контракта подлежали продовольственные товара, отвечающие качественным характеристикам, указанным в разделе "Требования к качеству продовольствия", обеспеченные правоустанавливающими документами (сертификат, декларации о соответствии, ветеринарные свидетельства и пр.).
При проведении проверочных мероприятий ООО "Технология" представлены документы, установленные действующим законодательством РФ, и подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям о качестве, в полном объеме.
Именно поставщик поставляемой продукции (производитель продукции) в соответствии с нормами действующего законодательства при выпуске продукции в обращение - обеспечивает соответствие поставляемой им продукции требованиям безопасности, нормативно технической документации.
Ответчик не может нести ответственность за несоответствие качества поставляемой продукции требованиям государственных стандартов на стадии изготовления такой продукции.
На время лабораторных исследований продовольствие было изъято из оборота, для оказания услуг при организации питания не использовалось.
В то же время согласно п.5.6 контракта исполнитель производит выдачу продовольственных товаров с продовольственного склада ежедневно по накладной в присутствии получателя.
Получатель делает отметку о проверке качества и количества выданных продовольственных товаров в указанной накладной.
В материалах проверки не содержится данных о нарушении исполнителем требований п.5.6 контракта, а также о несоответствии молока питьевого ультрапастризованного выданного со склада в столовую для оказания услуг требованиям нормативной и технической документации.
Согласно п. 6.2 контракта, приемка оказанных услуг по объему и качеству и соответствию требованиям, установленным в договоре, и контроль качества хода оказания услуг производится ежедневно получателем с оформлением ежедневного акта сдачи-приемки услуг.
Отсутствие нарушений требований, предъявляемых к качеству продовольствия выданного с продовольственного склада в столовую, подтверждается ежедневным актом N б/н от 05.11.2019 в столовой N 17/16 Войсковой части 06984, подписанным представителем получателя услуг без замечаний.
Для организации питания военнослужащих исполнителем использовались продукты, отвечающие требованиям к качеству, установленным разделом 3 технического задания и требованиям нормативно - технической документации, в соответствии с которым он изготовлен.
Контракт содержит закрытый перечень нарушений, за которые возможно применение штрафных санкций.
Условиями контракта предусмотрены штрафные санкции за использование для приготовления пищи и (или) выдачи продуктов питания не соответствующих требованиям Контракта. Наличие на складе продуктов, не соответствующих требованиям нормативной и технической документации, не является нарушением.
В данном случае факт использования для приготовления пищи (выдачи военнослужащим) продуктов, не соответствующих требованиям контракта, не подтвержден соответствующими доказательствами.
Акт о выявленных недостатках от 05.11.2019 в войсковой части 06984 составлен без привлечения исполнителя.
В отношении нарушения N 15: протокол испытаний от 08.11.2019 N 588/1/19, на основании которого вынесено постановление от 08.11.2019 N 50 на продовольствие - молоко цельное сгущенное с сахаром мдж 8,5%, вынесен в отношении продовольствия, отбираемого и проверяемого в войсковой части 72165.
Согласно данному протоколу испытаний, результаты испытаний распространяются только на образцы, прошедшие испытания.
Вышеуказанный протокол испытаний от 08.11.2019 N 588/1/19, составлен относительно объекта оказания услуг в/ч 72165 и не является доказательством нахождения продовольствия ненадлежащего качества на территории в/ч 00317.
Экспертиза молока цельного сгущенного с сахаром, находящегося на складе столовой N 17/43- 1 в/ч 00317, не проводилась.
Кроме того, в связи с просьбой получателя услуг на время лабораторных исследований продовольствие, указанное в акте выявленных недостатков, изъято из оборота, и для оказания услуг при организации питания не использовалось.
В соответствии с п.1 ст.24 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" некачественные и опасные пищевые продукты подлежат изъятию из оборота.
Владелец некачественных и опасных пищевых продуктов обязан изъять их из оборота самостоятельно.
Согласно п.1 ст.25 указанного правового акта пищевые продукты, которые имеют явные признаки недоброкачественности и представляют угрозу жизни и здоровью человека, подлежат утилизации или уничтожению без проведения экспертизы.
После получения результатов лабораторных исследований, продовольствие, ранее изъятое из оборота, по требованию получателя возвращено поставщику, что подтверждается накладной на возврат продуктов.
Доказательства того, что указанный продукт использовался при приготовлении блюд, к акту не приложены.
Таким образом, выявленные истцом нарушения не подтверждены надлежащими доказательствами, оснований для применения штрафных санкций не имеется.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.05.2021 по делу N А40-145840/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-145840/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ВОЕНТОРГ"
Третье лицо: ООО "ПЕРСПЕКТИВА", ООО "Потенциал", ООО "Технология"