город Омск |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А81-7539/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6182/2021) Администрации города Лабытнанги на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.04.2021 по делу N А81-7539/2020 (судья Антонова Е.В.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа Групп" (ИНН 8901039022, ОГРН 1208900001034, адрес: 629404, Ямало-Еенецкий автономный округ, город Лабытнанги, улица Автострадная, дом 8, корпус А, офис 8) к Администрации города Лабытнанги (ИНН 8902002956, ОГРН 1028900555375, адрес: 629400, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Лабытнанги, площадь В.Нака, 1), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования г. Лабытнанги "Ямал" (ОГРН 1028900558070, ИНН 8902009197), о признании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации по извещению N 290720/1015101/01 недействительными,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа Групп" (далее - истец, ООО ""Альфа Групп"") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации города Лабытнанги (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительными результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации (извещение N 290720/1015101/01).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования г. Лабытнанги "Ямал" (далее - третье лицо, МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал", Предприятие).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.04.2021 по делу N А81-7539/2020 исковые требования удовлетворены, признано недействительным решение, оформленное протоколом от 02.09.2020, о недопущении ООО "Альфа Групп" к участию в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами; признан недействительным результат открытого конкурса по отбору управляющей организации по извещению N 290720/1015101/01; с Администрации в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденный постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75), указал на то, что документом, подтверждающим соответствие претендента требованию, предусмотренному подпунктом 5 пункта 15 Правил N 75, а именно: требованию отсутствия у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, является копия утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период. ООО "Альфа Групп" не представлена копия бухгалтерского баланса за последний отчетный период, конкурсная комиссия не имела возможности
определить соответствие общества требованию, предусмотренному подпунктом 5 пункта 15 Правил N 75, в связи с чем правомерно не допустили заявку ООО "Альфа Групп" к участию в конкурсе.
По мнению Администрации, налоговое законодательство не регулирует рассматриваемые правоотношения, связанные с проведением конкурса по отбору управляющей организации для управления спорными многоквартирными домами (далее - МКД) на территории муниципального образования город Лабытнанги, порядок проведения которого регламентирован Правилами N 75 и является обязательным для соблюдения участниками конкурса. Правилами N 75 не предусмотрены исключения из общих правил и освобождения организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, от представления на рассмотрение конкурсной комиссии по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами бухгалтерского баланса за последний отчетный период.
ООО "Альфа Групп" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции.
В письменных возражениях на отзыв общества Администрация поддержала ранее изложенную в апелляционной жалобе позицию, просила решение суда первой инстанции отменить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
От ООО "Альфа Групп" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Администрацией города Лабытнанги согласно извещению N 290720/1015101/01 объявлен конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: Ямало-Ненецкий АО, г. Лабытнанги ул. Брусничная 465, г. Лабытнанги ул. Ковалёва 5, г. Лабытнанги ул. Ковалёва 6, г. Лабытнанги ул. Ковалева 9, г. Лабытнанги ул. Ковалева 9в, г. Лабытнанги ул. Ковалева 11 в, г. Лабытнанги ул. Ковалева 11г, г. Лабытнанги ул. Ковалева 13д, г. Лабытнанги ул. Ковалева 15д, г. Лабытнанги ул. Корчагинцев 16, г. Лабытнанги ул. Корчагинцев 176, г. Лабытнанги ул. Озерная 6а, г.Лабытнанги ул. Озерная 9, г.Лабытнанги ул. Озерная 12, г.Лабытнанги ул. Полярная 43, г.Лабытнанги ул. Революции д.4, г.Лабытнанги ул. Революции д.8А, г.Лабытнанги ул. Рижская д. 13, г.Лабытнанги ул. Рижская д. 15, г.Лабытнанги ул.Рижская д. 17, г.Лабытнанги ул.Рижская д. 19, г.Лабытнанги ул.Тюменская д.8, г.Лабытнанги пер.Уральский д.4, г.Лабытнанги Ханмейской шоссе 5, Ханмейской шоссе 19, Ханмейской шоссе 19а.
ООО "Альфа Групп" подготовлены и сданы документы для участия в открытом конкурсе на право управления многоквартирным домом: заявка на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенным по адресам согласно Лоту N 1; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц N ЮЭ9965-20-141917806 от 31.07.2020; копия устава ООО "Альфа Групп"; доверенность от 01.07.2020 на Ходячина О.В.; платежное поручение от 31.07.2020 N7; копия решения учредителя от 10.03.2020 N 1; копия приказа о вступлении в должность генерального директора ООО "Альфа Групп" С.В.Зуева от 10.03.2020 N 1; копия паспорта Ходячина Олега Владимировича; лист записи единого государственного реестра юридических лиц форма 3350007; копия свидетельства о постановке на налоговый учет российской организации в налоговом органе по месту его нахождения серия N 8901 N 1208900001034 от 30.03.2020; копия уведомления об установленной в Статрегистре Росстата идентификации кодами общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации от 30.03.2020 N 1208900001034; копия уведомления о регистрации в качестве страхователя юридического лица; копия Лицензии от 07.05.2020 N 089-000180; копия справки N45518 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов; копия уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения; пояснительная записка о невозможности предоставить бухгалтерский баланс за последний год; информационное письмо (форма N 26.2-7) от 08.07.2013.
Конверты с заявками на участие в конкурсе вскрыты 31.08.2021. На момент вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе представлены заявки МПП ЖКХ МО город Лабытнанги "Ямал" и ООО "Альфа Групп".
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 03.09.2020 участником конкурса признано МПП ЖКХ МО город Лабытнанги "Ямал", ООО "Альфа Групп" не допущено к участию в конкурсе в связи с непредставлением в полном объеме определенных пунктом 53 Правил N 75 документов, а именно: копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период; несоответствием заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктом 53 Правил, а именно: заявка на участие в конкурсе не включала в себя копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.
Полагая, что отказ в допуске к участию в конкурсе ООО "Альфа Групп" является незаконным, последнее обратилось в арбитражный с соответствующим иском.
Решением Арбитражного суда Ямало - Ненецкого автономного округа от 22.04.2021 исковые требования удовлетворены.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация содержания муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Правилами N 75.
Пунктом 52 Правил N 75 предусмотрено, что для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по форме, предусмотренной Приложением N 4 к настоящим Правилам.
Перечень документов включаемых в заявку на участие в конкурсе предусмотрен пунктом 53 Правил N 75. Одним из документов, подтверждающих соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе и обязательным для представления с заявкой является утвержденный бухгалтерский баланс за последний отчетный период (копия).
В соответствии с пунктом 18 Правил N 75 основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются: 1) непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений; 2) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил. 3) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 настоящих Правил.
Отказ в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным пунктом 18 настоящих Правил, не допускается (пункт 20 Правил N 75).
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа в допуске к участию в конкурсе ООО "Альфа Групп", не представившего в составе заявке копию утвержденного бухгалтерского баланс за последний отчетный период, поскольку в силу требований законодательства о бухгалтерском учете истец, как организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, освобожден от обязанности по ведению бухгалтерского учета.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда обоснованным, а доводы подателя жалобы о том, что участники конкурса, применяющие упрощенную систему налогообложения в обязательном порядке должны представлять с заявкой на участие в конкурсе бухгалтерский баланс, несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) не обязана вести бухгалтерский учет.
В силу Закона N 402-ФЗ под бухгалтерской отчетностью понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с установленными требованиями; под отчетным периодом - период, за который составляется бухгалтерская отчетность.
Согласно части 4 статьи 13 Закона N 402 ФЗ промежуточная бухгалтерская отчетность составляется, когда установлена обязанность ее представления.
Приказом Минфина РФ от 11.04.2018 N 74н "О признании утратившим силу пункта 29 положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" пункт 29, закреплявший обязанность составления промежуточной бухгалтерской отчетности, отменен. Следовательно, вопреки доводам Администрации, истец не обязан составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, оценка финансовой деятельности производится на основании сведений, имеющихся в налоговой декларации, годовой бухгалтерской отчетности.
Вместе с тем ООО "Альфа Групп" в силу объективных обстоятельств не имело возможности предоставить ни соответствующую налоговую декларацию, ни годовой бухгалтерский баланс, поскольку срок их предоставления не наступил.
Так, исходя из положений статьи 346.23 НК РФ налогоплательщики - организации представляют в налоговый орган по месту ее нахождения налоговую декларацию по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, подтверждением положительной финансовой деятельности истца является утвержденная налоговым органом декларация.
Согласно статье 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Подача налоговых деклараций за иные, промежуточные периоды законодательством не предусмотрена.
Как следует из материалов дела, ООО "Альфа Групп" было образовано и поставлено на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по ЯНАО только 30.03.2020 (свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения).
Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено Федеральным законом и (или) федеральными стандартами (часть 2 статьи 15 Закона N 402-ФЗ).
Поскольку срок формирования и подачи налоговой отчетности ООО "Альфа Групп" на момент объявления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (29.07.2020) еще не наступил, следовательно, ООО "Альфа Групп" объективно не имело возможности представить копию налоговой декларации за последний налоговый период - с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Вместе с тем, в целях формирования полного и достоверного представления о финансово-хозяйственной деятельности конкурсанта и установления у него возможностей исполнения обязательств по предмету конкурса ООО "Альфа Групп" в составе заявки были представлены: копия справки N 45518 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов; копия уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения; пояснительная записка о невозможности предоставить бухгалтерский баланс за последний год; информационное письмо (форма N 26.2-7) от 08.07.2013.
Одним из принципов проведения конкурса является создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей (подпункт 1 пункта 4 Правил N 75).
Недопуск к участию в конкурсе организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, созданных как заявитель незадолго до объявления конкурса, нарушает принцип равенства условий для участников конкурса.
Исходя из изложенного, недопущение к участию в конкурсе организации, у которой отсутствует бухгалтерский баланс (налоговая декларация) по причине не наступления для них отчетного периода, нарушает принцип равенства условий для участников конкурса.
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что непредставление истцом копии утвержденного бухгалтерского баланса, не могло являться основанием для принятия конкурсной комиссией решения о недопущении истца к участию в конкурсе по отбору управляющих организаций для управления многоквартирным домом.
Неправомерный отказ претенденту в допуске к участию в открытом конкурсе влечет незаконность итогов проведенного конкурса (статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования, признав недействительными результат открытого конкурса по отбору управляющей организации по извещению N 290720/1015101/01 и решение, оформленное протоколом от 03.09.2020, о недопущении ООО "Альфа Групп" к участию в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация от уплаты государственной пошлины освобождена, в связи с чем судебные расходы по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ распределению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.04.2021 по делу N А81-7539/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-7539/2020
Истец: ООО "Альфа Групп"
Ответчик: Администрация города Лабытнанги
Третье лицо: Восьмой арбитражный апелляционный суд, МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал", Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу