г. Ессентуки |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А20-4518/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.07.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии представителя общества с ограниченной ответственностью Фирмы "Мурат-А" - Карданова А.Х. (доверенность от 19.02.2021), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.04.2021 по делу N А20-4518/2020 (судья в составе судьи Газаева Х.Б.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью фирма "Мурат-А" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республике с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики (далее - Инспекция), выразившиеся в исключении Общества из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) путем внесения соответствующей записи о прекращении деятельности юридического лица от 22.07.2020 N2200700101292, об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, восстановив его статус в качестве действующего юридического лица.
Определением суда от 22.03.2021 к участию в деле в качестве соистца привлечен Аброков М.В.
Решением суда от 30.04.2021 заявленные требования Общества удовлетворены. Признаны незаконными действия Инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи от 22.07.2020 ГРН 2200700101292 о прекращении деятельности Общества. Суд обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем аннулирования в ЕГРЮЛ записи N 2200700101292. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для исключения действующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на соблюдение процедуры исключения Общества из ЕГРЮЛ, отсутствие информации о фактическом ведении Обществом хозяйственной деятельности.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Инспекции, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, считает доводы Инспекции необоснованными.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Инспекции, Аброкова М.В. (его представителя).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
22.03.2000 создано Общество.
06.04.2000 Инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации Общества. Местонахождением указан адрес: КБР, Урванский район, г.Нарткала, ул. Красная, д.263.
04.12.2002 Обществу присвоен основной государственный регистрационный номер 1020700652741.
06.04.2020 Инспекцией принято решение N 520 о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ (т.1, л.д. 89), в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности. Решение о предстоящем исключении опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 13 (780) от 01.04.2020 (т.1, л.д. 90).
22.07.2020 Инспекцией внесена запись о прекращении юридического лица и исключении из ЕГРЮЛ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), Правилами ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438.
Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа. Наличие совокупности признаков, изложенных в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, не влечет безусловное (обязательное) исключение из реестра лиц, поскольку применение норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.
Установленный шестимесячный срок наличия записи о недостоверности сведений предназначен для установления действительности недостоверности сведений, так как до принятия решения об исключении у заинтересованных лиц есть право предоставить в налоговый орган достоверные сведения об организации.
В случае не устранения обстоятельств, послуживших основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ, презюмируется, что организация является недействующей, в связи с чем запись о ней подлежит исключения из реестра.
Однако исключение данных лиц из реестра не направлено на прекращение деятельности тех юридических лиц, которые фактически осуществляют свою деятельность, находятся по юридическому адресу. В связи с этим исключение из реестра организаций, в отношении которых имеется запись о недостоверности сведений, но которые фактически осуществляют деятельность и с которыми есть возможность поддержания связи (получение ими необходимой корреспонденции, выход на связь исполнительного органа, сдача необходимой отчетности) не допускается.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (постановления от 06.12.2011 N 26-П и от 18.05.2015 N 10-П, определения от 17.01.2012 N 143-О-О и от 17.06.2013 N 994-О), правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Следовательно, юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ только в случае фактического прекращения своей деятельности.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ утверждены основания, условия и способы проведения названных мероприятий, порядок использования их результатов.
Как определено пунктом 9 названного Приказа, проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, на основании полученного регистрирующим органом заявления о недостоверности сведений ЕГРЮЛ осуществляется способами, предусмотренными подпунктами "а" - "д" пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ. Такая проверка осуществляется в срок не более одного месяца, следующего за истечением семи рабочих дней со дня получения заявления.
В рассматриваемом деле Инспекция ограничилась формальной проверкой, установленной подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ для исключения из ЕГРЮЛ юридического лица, в отношении которого внесена запись о его недостоверности.
Отсутствуют необходимые и достаточные материалы проверки (акты, протоколы запросы, справки), свидетельствующие о проведении требуемых мероприятий и изучении Инспекцией документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем.
То обстоятельство, что Общество по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не получило почтовую корреспонденцию, не является самостоятельным основанием для вывода о недостоверности адреса (месте нахождения) заявителя. Такие обстоятельства влекут иные последствия.
Доказательств того, что адрес Общества был указан без намерения его использовать для осуществления связи, в материалы дела не представлено.
Кроме того, у Инспекции отсутствуют доказательства получения учредителем Общества - Аброковым М.В. уведомления о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
При таких обстоятельствах, результат проведения проверочных мероприятий Инспекцией сам по себе не может свидетельствовать о недостоверности адреса Общества, поскольку не представлена информацию о том, что связь с Обществом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна.
Довод Инспекции о том, что для исключения Общества из ЕГРЮЛ регистрирующему органу было достаточно наличия формального основания, предусмотренного п. п. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ не принимается.
Установленный шестимесячный срок наличия записи о недостоверности сведений предназначен для установления действительности недостоверности сведений, так как до принятия решения об исключении у заинтересованных лиц есть право предоставить в налоговый орган достоверные сведения об организации.
В случае не устранения обстоятельств, послуживших основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ, презюмируется, что организация является недействующей, в связи с чем запись о ней подлежит исключения из реестра.
Между тем, исключение данных лиц из реестра не направлено на прекращение деятельности тех юридических лиц, которые фактически осуществляют свою деятельность, находятся по юридическому адресу.
В связи с этим, исключение из реестра организаций, в отношении которых имеется запись о недостоверности сведений, но которые фактически осуществляют деятельность и с которыми есть возможность поддержания связи (получение ими необходимой корреспонденции, выход на связь исполнительного органа, сдача необходимой отчетности) не допускается.
Так Обществом в качестве доказательств фактического осуществления своей деятельности представлен договор от 15.10.2003 N 34 аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, согласно которому арендатор, в лице Общества принимает в аренду земельный участок из земель поселений, расположенный по адресу: КБР, Урванский район, г.Нарткала, ул.Красная, 263. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРН. Также представлены документы, подтверждающие регистрацию Объектов недвижимости Общества: склады общей площадью 529,9 кв.м; склад общей площадью 783,9 кв.м; производственный корпус общей площадью 2020,20 кв.м; трансформаторная подстанция, общей площадью 32,80 кв.м. Данные объекты расположены на арендуемом земельном участке общей площадью 10854 кв.м с кадастровым номером 07:07:0500055:62. В обоснование своих доводов Общество представило отчеты направленные в адрес Инспекции за 3 квартал 2019 года.
Совокупность изложенных обстоятельств позволяет сделать вывод о несоответствии действий Инспекции требованиям Закона N 129-ФЗ в части исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Действия Инспекции по внесению записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о местонахождении Общества правомерно признаны судом первой инстанции незаконными. В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов Общества, суд признав действия Инспекции незаконными обязал регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, которые основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте, доказательств обратного не представлено.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено..
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.04.2021 по делу N А20-4518/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Белов Д.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-4518/2020
Истец: Аброков Мурат Валерьевич, ООО Фирма "Мурат-А"
Ответчик: ИФНС России N2 по г.Нальчику
Третье лицо: Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд