г. Владимир |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А79-3922/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Ковбасюка А.Н., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Мой Дом", Волжско-Камского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.04.2021 по делу N А79-3922/2020, принятое по иску Волжско-Камского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 1659053849, ОГРН 1041628218763) к обществу с ограниченной ответственностью "Мой Дом" (ИНН 2115902440, ОГРН 1042137002820) о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде,
с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии, администрации Цивильского района Чувашской Республики, администрации Булдеевского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Волжско-Камское Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Мой Дом" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 3 360 000 руб. ущерба, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике-Чувашии, администрация Цивильского района Чувашской Республики, администрация Булдеевского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики.
Решением от 21.04.2021 Арбитражный суд Чувашской Республики взыскал с ответчика в пользу истца 2 800 000 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного почве, а также взыскал с Общества в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение иска в сумме 37 000 руб.; в удовлетворении остальной части иска отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление и Общество обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт.
Управление выразило несогласие с решением суда в части отказа в удовлетворении иска о взыскании ущерба причиненного почве на земельном участке с кадастровым номером 21:20:070301:473 в сумме 560 000 руб. Истец пояснил, что Общество действительно эксплуатирует участок с кадастровым номером 21:20:070301:473 для размещения ТКО в соответствии с лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности от 18.07.2016 N 21.0068.16. На полигон по обезвреживанию ТБО для г. Цивилъск Цивильского района Чувашской Республики, эксплуатируемый в настоящее время Обществом, имеется соответствующая проектная документация, утвержденная постановлением главы Цивильского района Чувашской Республики от 12.10.1993 N 12, которой предусмотрено, что земельный участок, выделенный под полигон ТКО, предусматривает наличие площади озеленения, которая составляет 7530,9 кв.м, то есть 0,7 га, и которая не предназначена для размещения ТКО и для производства каких-либо строительных работ, связанных со снятием верхнего плодородного слоя почвы, без соответствующих разрешительных документов. Управление утверждает, что предъявленная ко взысканию сумма ущерба за причинение вреда почвам обусловлено именно фактом снятия плодородного слоя почвы на той части участка с кадастровым номером 21:20:070301:473, который не предназначен для складирования ТКО.
Общество, оспаривая законность принятого по делу судебного акта, в свою очередь указало, что полигон ТБО Цивильского района эксплуатируется с 25.03.1981, с того времени сменилось множество хозяйствующих субъектов. Земельные работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы Общество на земельных участках, выделенных под свалку, не осуществляло. По мнению ответчика, в материалах дела отсутствуют доказательства свидетельствующие о том, что ответчик когда-либо снимал плодородный слой почвы на спорных земельных участках, в связи с чем в удовлетворении иска должно быть отказано.
Судебное разбирательство по рассмотрению апелляционных жалоб откладывалось определением суда от 23.06.2021.
12.07.2021 от Управления в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу Общества, в котором он возразил против доводов ответчика, настаивал на удовлетворении иска в полном объеме.
От Общества 12.07.2020 в материалы дела поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых он поддержал вышеприведенную позицию, просил принятый по делу судебный акт отменить и отказать в удовлетворении иска Управления. Кроме того, заявил ходатайство об отложении судебного заседания ввиду невозможности обеспечить явку представителя в судебное заседание 14.07.2021.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, наличие в материалах дела правовых позиций Управления и Общества относительно оснований к отмене обжалуемого решения, изложенных в апелляционных жалобах и отзывах на них, отсутствия в ходатайстве ответчика об отложении судебного разбирательства обоснования необходимости явки в судебное заседание, учитывая необходимость соблюдения сроков рассмотрения апелляционной жалобы и прав участвующих в деле лиц на судопроизводство в разумный срок, а также исходя из наличия реальной возможности рассмотрения настоящего спора по представленным в дело документам, апелляционный суд, руководствуясь статьями 158, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклонил ходатайство Общества об отложении судебного разбирательства (протокол судебного заседания от 14.07.2021).
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с дополнительным соглашением от 25.09.2014 к договору аренды от 03.03.2011 N 08, заключенному между администрацией Цивильского района Чувашской Республики (арендодатель) и Обществом (арендатор) последнему переданы в аренду земельные участки из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в аренду сроком на 10 лет:
- площадью 58 390 кв.м с кадастровым номером 21:20:0700301:472, местоположением: Чувашская Республика, Цивильский район, Булдеевское сельское поселение, расположенных в юго-восточной части кадастрового квартала 21:20:070301, для строительства полигона твердых бытовых отходов на территории Цивильского района;
- площадью 14921 кв.м, с кадастровым номером 21:20:0700301:473, местоположением: Чувашская Республика, Цивильский район, с/пос Булдеевское, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 21:20:070301, для размещения (захоронения) твёрдых бытовых отходов.
Из письма администрации Цивильского района Чувашской Республики от 15.08.2018 N 02-20/1429 следует, что в 2016 году начато уточнение границ земельных участков, в ходе работ был выполнен раздел земельного участка с кадастровым номером 21:20:070301:472 с выделением земельных участков с кадастровыми номерами 21:20:180301:450 и 21:20:180301:451.
На основании приказа руководителя Управления от 22.07.2019 N 192-п в отношении Общества в период с 29.07.2019 по 23.08.2019 была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой выявлены факты нарушения требований земельного законодательства.
В ходе проверки было установлено, что Общество на основании лицензии от 18.07.2016 N 21.0068.16 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, в части: сбора отходов I класса опасности, транспортирования отходов I, IV классов опасности; в части сбора и размещения отходов IV класса опасности на земельном участке с кадастровым номером 21:20:070301:473, расположенном по адресу: 429900, Чувашская Республика, Цивильский район, сельское поселение Булдеевское, юго-восточная часть кадастрового квартала 21:20:070301.
Согласно проектной документации на "Строительство полигона ТБО г. Цивильск", утвержденной постановлением главы Цивильского района Чувашской Республики от 12.10.1993 N 12, площадь земельного участка составляет 2,91 га, в том числе: под полигон 2,39 га.
При осмотре территории санкционированной свалки Цивильского района Чувашской Республики 29.08.2019 было выявлено следующее.
На земельном участке с кадастровым номером 21:20:0700301:473 с правой стороны от будки (с западной части свалки) снят плодородный слой почвы в результате земляных работ при тушении пожара, вырыт котлован длиной 70 м, шириной 20 м. Общая площадь 1400 кв.м. Географические координаты: 1 точка: 55°52/14.6//с.ш. 047°39/26.5//в.д. (55.870722,47.657361); 2 точка: 55°52/14.9// с.ш. 047°39/25.2//в.д. (55.870806,47.657278); 3 точка: 55°52/12.4//с.ш. 047°39/24.9//в.д. (55.870611, 47.656917).
Рядом с котлованом стоял экскаватор с государственным номером 6328 У 21.
Специалистами филиала "ЦЛАТИ по Чувашской Республике" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" отобраны пробы почвы на определение органического вещества (гумуса).
Отобраны пробы почвы в 5 точках, географические координаты земельного участка (протокол отбора проб и образцов Управления от 12.08.2019 N 02-570): 1 точка 55052/14.4// с.ш. 047039/24.8// в.д.; 2 точка: 55052/14.0// с.ш. 047039/24.7// в.д.; 3 точка: 55052/13.7// с.ш. 047039/24.7// в.д.; 4 точка: 55052/13.2// с.ш. 047039/24.5// в.д.; 5 точка: 55052/12.7// с.ш. 047039/24.4// в.д.
Согласно протоколу отбора проб филиала "ЦЛАТИ по Чувашской Республике" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" от 13.08.2019 N 299/04/03-Г содержание органического вещества (гумуса) в почве составляет 2,055 %, что свидетельствует о наличии плодородного слоя почвы.
Кроме того установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 21:20:180301:450, разрешенное использование по документу: (для строительства полигона твердых бытовых отходов на территории Цивильского района) с южной стороны свалки также проведены земляные работы - вырыт котлован длиной 100 м шириной 70 м. Общая площадь 7000 кв.м. На площади 50 м длиной и 20 м шириной, на площади 1000 кв.м размещены твердые коммунальные отходы, которые были засыпаны землей, так как внизу немного тлели отходы. Географические координаты: 55°52/06.8//с.ш. 47°39/26.2 в.д. (55.868556, 47.657278).
Специалистами филиала "ЦЛАТИ по Чувашской Республике" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" также отобраны пробы почвы в 5 точках на определение органического вещества (гумуса) на земельных участках с географическими координатами: 1 точка 55°52/07.01//с.ш. 047°39/32.0// в.д.; 2 точка: 55°52/06.8//с.ш. 047°39/30Л// в.д.; 3 точка: 55°52/06.7// с.ш. 047°39/29.7// в.д.; 4 точка: 55°52/06.7//с.ш. 047039/24.5//в.д.; 5 точка: 55°52/06.8// с.ш. 047°39/26.2// в.д.
Согласно протоколу отбора проб от 13.08.2019 N 299/04/03-Г в западной части содержание органического вещества в почве составляет -2,15 %, что также свидетельствует о наличии плодородного слоя почвы.
Также установлено, что работы по снятию плодородного слоя почвы на указанных земельных участках осуществлялись Обществом без наличия каких-либо разрешительных документов, позволяющих проводить подобные земляные работы, в частности, администрацией Цивильского района Чувашской Республики, арендодателем земельного участка, и администрацией Булдеевского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики, на территории которого расположены земельные участки, разрешение на производство земляных работ на земельных участках с кадастровыми номерами 21:20:0700301:473 и 21:20:180301:450 Обществу не выдавалось.
Согласно заключению экспертной организации - филиала "ЦЛАТИ по Чувашской Республике" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" от 30.09.2019 размер ущерба, причиненного Обществом почвам в результате снятия плодородного слоя почвы, составил 3 360 000 руб.
16.10.2019 в адрес Общества была направлена претензия с предложением возместить причиненный почвам ущерб, от добровольного исполнения которой Общество уклонилось, что и послужило основанием для предъявления Управлением в суд настоящего иска.
При разрешении возникшего между сторонами спора суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) к основным принципам охраны окружающей среды отнесены: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 12, частью 1 статьи 13, статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не должны причинять вред земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране и защите земель от негативных (вредных) воздействий; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать деградацию, загрязнение, захламление земель, а также отравление, порчу, уничтожение плодородного слоя почвы.
Согласно статье 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды; запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
В соответствии со статьей 1 Закона об охране окружающей среды вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность, как указано в статье 75 данного Закона.
Специфической чертой имущественной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02.06.2015 N 12-П, является то, что вред как необходимое условие состава правонарушения причиняется не имуществу конкретного лица, а окружающей среде, определяемой данной статьей как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность, а также антропогенных объектов; возмещение вреда в подобных случаях направлено в первую очередь на преодоление указанных последствий и восстановление нарушенного состояния окружающей среды в максимально возможной степени.
Согласно пункту 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно статье 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49) разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об окружающей среде).
По смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1743-О-О, окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
На основании пункта 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды размер вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, определяется в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В настоящее время определение размера вреда, причиненного почвам, производится в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238.
Частью 1 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Из материалов дела следует, что постановлением N 280 от 16.05.2018 установлен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 21:20:0700301:473, 21:20:180301:450 "специальная деятельность".
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства считается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункту 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Отсутствие проектной документации на строительство объекта размещения отходов является нарушением требований, установленных к объектам размещения отходов статьи 12 Закона об отходах производства и потребления.
Судом установлено, что санкционированная свалка на земельном участке 21:20:070301:473 включена в лицензию Общества на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности от 18.07.2016 N 21.0068.16; территориальную схему размещения отходов; в государственный реестр объектов размещения отходов на основании приказа Росприроднадзора от 01.12.2015 N 964.
Земельный участок с кадастровым номером 21:20:180301:450 не включен ни в государственный реестр объектов размещения отходов, ни в территориальную схему обращения с отходами, а также не отражен в лицензии Общества.
При этом из материалов дела видно, что в апреле 2018 года был проведен плановый (рейдовый) осмотр земельных участков с кадастровыми номерами 21:20:0700301:472, 21:20:0700301:473, 21:20:180301:450, 21:20:180301:451. В ходе проверки было установлено, что на земельных участках 21:20:180301:450 и 21:20:0700301:472 Обществом производятся работы по размещению (захоронению) ТБО. На земельном участке 21:20:0700301:472 установлено наличие котлована ориентировочно длиной 142 м и глубиной более 5 м. На момент осмотра разработка котлована не производилась, но зафиксировано размещение в данном котловане отходов производства и потребления. Данные обстоятельства подтверждаются актом планового осмотра N 06-12 от 17.04.2018 и приложенными к нему фотоматериалами.
По итогам указанной проверки было возбуждено дело об административном правонарушении N 06-079-ИУ/2018 в отношении Общества.
Постановлением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 20.08.2018 по делу N 5-62/2018 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде приостановлении деятельности - запрета размещения отходов производства и потребления на земельном участке 21:20:180301:450 сроком на 90 суток.
Анализ содержания вышеуказанных документов и их совокупная оценка с иными представленными в дело доказательствами (статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) позволили суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что по состоянию на апрель 2018 года Управлением было установлено наличие лишь одного котлована на земельном участке 21:20:0700301:472 (ориентировочно длиной 142 м и глубиной более 5 м), тогда как иных котлованов на земельных участках 21:20:0700301:473, 21:20:0700301:472, 21:20:180301:450, 21:20:180301:451 не имелось.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество не представило в дело относимых и допустимых доказательств того, что иные котлованы, обнаруженные на используемых ответчиком земельных участках в ходе проверки, проведенной в июле-августе 2019 года, фактически существовали еще до передачи спорной земли во временное владение Общества.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции справедливо заключил, что котлованы на земельном участке с кадастровым номером 21:20:0700301:473 длиной 70 м, шириной 20 м, глубиной 9,5 м, на земельном участке с кадастровым номером 21:20:180301:450 длиной 100 м шириной 70 м, глубиной 7,5 м, совершенно очевидно появились позднее апреля 2018 года (так как в ходе проверки в 2018 году не были обнаружены), следовательно, возникли в процессе эксплуатации земельных участков ответчиком.
Более того, судом обоснованно принято во внимание то обстоятельство, в решении Цивильского районного суда Чувашской Республики от 17.02.2020 по делу N 12-30/2020 установлено, что при осмотре территории санкционированной свалки Цивильского района 29.07.2019 выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером 21:20:0700301:473 с правой стороны будки (с западной части свалки) снят плодородный слой почвы в результате тушения пожара, вырыт котлован длиной 70 метров, шириной 20 метров. Общая площадь 1400 кв.м. На земельном участке с кадастровым номером 21:20:180301:450, разрешенное использование: для строительства полигона твердых бытовых отходов на территории Цивильского района, с южной стороны свалки также проведены земляные работы. Вырыт котлован длиной 100 метров, шириной 70 метров. Общая площадь 7000 кв.м. На площади длиной 50 м и шириной 20 м, на площади 1000 кв.м размещены твердые коммунальные отходы, которые засыпаны землей, так как внизу немного тлели отходы.
Администрацией Цивильского района ЧР, арендодателем земельных участков, и администрацией Булдеевского сельского поселения Цивильского района ЧР, на территории которого расположены земельные участки, разрешение на производство земляных работ на земельном участке с кадастровым номером 21:20:0700301:473 и на земельном участке с кадастровым номером 21:20:180301:450, ООО "Мой Дом" не выдавалось.
Судом сделан вывод о том, что при таких обстоятельствах, должностное лицо правильно квалифицировало действия Общества по части 1 статье 8.6 КоАП РФ как самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.
При этом из указанного судебного акта усматривается, что Общество было освобождено от административной ответственности на основании статьи 2.7 КоАП РФ, то есть вследствие крайней необходимости.
В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования (абзац 6 статьи 1 Закона об отходах).
Из абзаца 7 статьи 1 Закона об отходах следует, что захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Установив, что санкционированная свалка на земельном участке 21:20:070301:473, включена в лицензию Общества от 18.07.2016 N 21.0068.16; территориальную схему размещения отходов; в государственный реестр объектов размещения отходов на основании приказа Росприроднадзора от 01.12.2015 N 964, то есть была создана и зарегистрирована в установленном порядке, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требование Управления о возмещении вреда почве на указанном земельном участке удовлетворению не подлежит.
При этом вопреки утверждению истца, изложенному в его апелляционной жалобе, из собранных по делу доказательств не представляется возможным достоверно установить, что обнаруженный на земельном участке 21:20:070301:473 котлован находится за пределами территории, отведенной непосредственно для захоронения ТКО.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что материалами дела надлежаще подтвержден факт причинения Обществам вреда окружающей среде в результате снятия плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером 21:20:180301:450.
Согласно заключению экспертной организации - филиала "ЦЛАТИ по Чувашской Республике" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" от 30.09.2019, которое ответчиком в нарушение статьи 65 Кодекса ничем не опровергнуто, размер ущерба, причиненного земельному участку с кадастровым номером 21:20:070301:473 составил 560 000 руб.; земельному участку с кадастровым номером 21:20:180301:450 - 2 800 000 руб.
Установив совокупность условий, необходимых для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения ущерба, в том числе противоправный характер действий ответчика, причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и возникновением ущерба, а также их размер, суд на законных основаниях удовлетворил требования Управления о взыскании с Общества ущерба в сумме 2 800 000 руб.
Учитывая вышеизложенное оснований для удовлетворения иска в остальной части у суда не имелось.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Все аргументы Управления и Общества были предметом исследования в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. В апелляционных жалобах заявители по существу не указывают на конкретные нарушения, допущенные судом при вынесении обжалуемого судебного акта, а лишь выражают несогласие и оценкой судом собранных по делу доказательств.
При этом согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 23.04.2013 N 16549/2012, исходя из принципа правовой определенности, судом апелляционной инстанции не может быть отменено решение (определение) суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
В ходе проверки законности и обоснованности принятого по делу решения коллегия судей не установила каких-либо нарушений со стороны суда первой инстанции и полностью согласилась с оценкой представленных в дело документов. Таким образом, доводы заявителей жалоб подлежат отклонению апелляционным судом.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителей апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.04.2021 по делу N А79-3922/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Мой Дом", Волжско-Камского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.Г. Малькова |
Судьи |
Н.В. Устинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-3922/2020
Истец: Волжское-Камское Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО "Мой Дом"
Третье лицо: Администрация Бульдеевского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики, Администрация Цивильского района Чувашской Республики, Главное управление МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии, Арбитражный суд Чувашской Республики, Волжско-Камское межрегиональное управление Роприроднадзора
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2570/2022
31.03.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4176/2021
29.10.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6140/2021
21.07.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4176/2021
21.04.2021 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-3922/20