г. Ессентуки |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А20-3859/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Белова Д.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.04.2021 по делу N А20-3859/2020, при участии: от министерства - Курмановой Т.М. (доверенность от 04.06.2020; до перерыва), от общества с ограниченной ответственностью "Дар-Инвест" (далее - общество) - Жанокова А.М. (доверенность от 05.10.2020; после перерыва),
УСТАНОВИЛ:
общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа министерства в предоставлении субсидии на возмещение затрат на уход за многолетними плодовыми насаждениями, изложенного в уведомлении от 17.07.2020 N 21-04-2-07/2890, как противоречащего Правилам предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 06.04.2020 N 65-ПП (далее - Правила N 65-ПП); возложении на министерство обязанности включить общество в реестр получателей субсидий для возмещения части затрат на уход за многолетними плодовыми насаждениями, заключить соглашение на предоставление субсидий.
Решением суда от 06.04.2021 требования общества удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что министерство не обеспечило пропорциональное распределение средств, лишив общество права на получение субсидии.
В апелляционной жалобе министерство просило отменить решение суда. Заявитель указал на ошибочность выводов суда о том, что исчерпание лимитов доведенных до министерства бюджетных средств не подтверждено материалами дела. На момент рассмотрения заявки общества, выделенные министерству в 2020 году средства федерального бюджета по направлению "возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями" (639 567 349,02 руб.), освоены в полном объеме. Распределение денежных средств между получателями субсидий не является предметом оспаривания в рамках настоящего дела. С учетом положений подпункта 7.2 пункта 7 Правил N 65-ПП у министерства отсутствуют основания для выплаты субсидий по затратам общества, произведенным в 2015 - 2018 годах.
В отзыве общество просило отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представители министерства и общества поддержали доводы жалобы и отзыва на неё.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 12.05.2020 общество обратилось в министерство с заявлением о получении субсидий на возмещение части затрат на уход за многолетними насаждениями. К заявлению приложены требуемые документы.
В уведомлении от 17.07.2020 N 21-04-2-07/2890 министерство отказало обществу в предоставлении субсидий со ссылкой на отсутствие лимитов на исполнение соответствующих расходных обязательств.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
В силу пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом положения пункта 2 части 1 статьи 162 и абзаца 2 части 5 статьи 219 Бюджетного кодекса обязывают получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства исключительно в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению на получение субсидий предусмотрен пунктом 9 Правил N 65-ПП.
Министерство регистрирует заявления в день их поступления в журнале регистрации, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью министерства. Представленные заявителями документы рассматриваются министерством в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления на предоставление субсидий. Министерство в течение 15 рабочих дней после окончания приема документов формирует списки получателей субсидий в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующие цели в текущем финансовом году, при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил (пункты 12.13.14 Правил N 65-ПП).
Основанием для отказа в предоставлении субсидий является, в том числе недостаточность лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству на исполнение соответствующего расходного обязательства.
В 2020 году лимиты средств федерального бюджета по направлению "возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями" предусмотрены в размере 639 567 349,02 руб.
Из имеющихся в материалах дела отчета об использовании бюджета, списка получателей субсидий на 2020 год., журнала регистрации заявок на получение субсидий следует, что по состоянию на дату принятия решения и направления обществу уведомления об отказе в предоставлении субсидий, лимит средств на закладку и уход за многолетними насаждениями был исчерпан (т. 2 л. д. 49-51, 129-144). В журнале регистрации заявок заявление общества зарегистрировано под номером 554, в то время как лимит бюджетных обязательств закончился на заявителе, зарегистрированном под номером 484.
Природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования, либо при исчерпании выделенных средств (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693).
Вопреки выводам суда первой инстанции, исчерпание (отсутствие) выделенных лимитов бюджетных обязательств в ситуации, когда, выплата субсидии не является обязанностью уполномоченного органа является основанием для отказа в осуществлении соответствующих выплат и не обязывает главного распорядителя бюджетных средств использовать предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса полномочия по изменению лимитов текущего финансового года и формированию лимитов в достаточном размере на очередной финансовый год.
Отказывая заявителю в предоставлении субсидий, министерство правомерно исходило из фактически доведенных до него лимитов бюджетных ассигнований и не имело возможности осуществить бюджетное финансирование сверх фактически имевшихся у него в распоряжении бюджетных средств. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делам N А20-396/2019, N А20-2812/2019, N А20-349/2020.
Необходимо также отметить, что в заявлении общество просило министерство предоставить субсидии на возмещение части затрат по уходу за многолетними насаждениями - сады интенсивного типа 2015 - 2018 годов закладки (т. 1 л. д. 28).
Вместе с тем, пункты 7 и 7.2 Правил N 65-ПП содержат исключения из общего правила, которые не допускают возмещение сельхозпроизводителю части затрат по уходу за многолетними насаждениями в отношении садов интенсивного типа после вступления в товарное плодоношение, и в любом случае после 3 лет с момента их закладки.
Таким образом, на дату обращения с заявлением (май 2020 года) общество в не обладало правом на получение субсидии на возмещение части затрат по уходу за многолетними насаждениями в отношении садов интенсивного типа, как минимум 2015 - 2016 годов закладки.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения требований общества отсутствуют.
Выводы суда первой инстанции о том, что министерство не обеспечило пропорциональное распределение бюджетных средств среди заявителей, не может быть принят во внимание, поскольку в рамках настоящего дела действия министерства по распределению субсидий между получателями в 2020 году не оспариваются.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.04.2021 по делу N А20-3859/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Дар-Инвест" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-3859/2020
Истец: ООО "Дар-Инвест"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства КБР
Третье лицо: Шестнадцатый Арбитражный Апелляционный, Шестнадцатый Арбитражный Апелляционный суд, Министерство финансов КБР