город Томск |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А27-1265/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Бородулиной И.И., |
судей |
|
Кривошеиной С.В. Павлюк Т.В. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кемеровской области-Кузбассе (N 07АП-6073/2021) на решение от 21.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1265/2021 (судья М. А. Сарафанникова) по заявлению Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кемеровской области-Кузбассе (ОГРН 1194205020272, ИНН 4205384500), город Кемерово к профессиональному образовательному учреждению "Новокузнецкая объединенная техническая школа" Регионального отделения ДОСААФ России Кемеровской области, город Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1114200002047, ИНН 4217997116) о взыскании ущерба в размере 27 793 руб. 51 коп. (с учетом ходатайства об изменении исковых требований),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований: Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу (ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кемеровской области-Кузбассе (далее - Центр ПФР, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к профессиональному образовательному учреждению "Новокузнецкая объединенная техническая школа" Регионального отделения ДОСААФ России Кемеровской области, город Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс (ПОУ "Новокузнецкая ОТШ" РО ДОСААФ России по КО, ответчик) о взыскании ущерба в размере 27 793 рубля 51 копейку, причиненного в результате несвоевременного предоставления сведений индивидуального персонифицированного учета, повлекших переплату пенсии Комаровой Л.Н.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу (далее - третье лицо, Отделение).
Решением от 21.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Центр ПФР просит состоявшийся судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Указывает, что сведения за предыдущие и последующие периоды не устраняют недостоверность или неполноту, допущенную ПОУ "Новокузнецкая ОТШ" РО ДОСААФ России по КО в отношении застрахованных лиц в предшествующих периодах.
Усматривается прямая причинно-следственная связь между несвоевременным представлением страхователем ПОУ "Новокузнецкая ОТШ" РО ДОСААФ России по КО сведений индивидуального персонифицированного учета на Комарову Л.Н. по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года, февраль 2018 года, август 2018 года, январь 2020 года, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в целях осуществления индексации неработающим пенсионерам, и произведенной излишней выплаты индексированной пенсии.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Центром ПФР заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
ПОУ "Новокузнецкая ОТШ" РО ДОСААФ России по КО зарегистрировано с 08.09.2011 в качестве страхователя Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее - УПФР).
Сведения по форме СЗВ-М (исх.) за сентябрь 2017 года в отношении 28 застрахованных лиц (в том числе, Комаровой Л.Н.) представлены 10.10.2017 ПОУ "Новокузнецкая ОТШ" РО ДОСААФ России КО в УПФР по телекоммуникационным каналам связи.
Сведения по форме СЗВ-М (исх.) за октябрь 2017 года в отношении 21 застрахованного лица представлены ПОУ "Новокузнецкая ОТШ" РО ДОСААФ России КО в УПФР по телекоммуникационным каналам связи - 08.11.2017. Сведения о гр. Комаровой Л.Н. в форме отсутствуют.
16.01.2019 ПОУ "Новокузнецкая ОТШ" РО ДОСААФ России КО в УПФР представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за октябрь 2017 года в отношении 8 застрахованных лиц (в том числе, гр. Комаровой Л.Н.).
Представленные ПОУ "Новокузнецкая ОТШ" РО ДОСААФ России КО в УПФР сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исх.) за период ноябрь, декабрь 2017 - январь 2018 также содержат сведения о застрахованном лице Комаровой Л.Н.
Сведения по форме СЗВ-М (исх.) за февраль 2018 года в отношении 13 застрахованных лиц представлены ПОУ "Новокузнецкая ОТШ" РО ДОСААФ России КО в УПФР по телекоммуникационным каналам связи- 14.03.2018. Сведения о застрахованном лице Комаровой Л.Н. в форме отсутствуют.
28.02.2019 ПОУ "Новокузнецкая ОТШ" РО ДОСААФ России КО в УПФР представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за февраль 2018 года в отношении 7 застрахованных лиц (в том числе, Комаровой Л.Н.).
Представленные ПОУ "Новокузнецкая ОТШ" РО ДОСААФ России КО в УПФР сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исх.) за период март, июль 2018 года также содержат сведения о застрахованном лице Комаровой Л.Н.
Сведения по форме СЗВ-М (исх.) за август 2018 года в отношении 18 застрахованных лиц представлены ПОУ "Новокузнецкая ОТШ" РО ДОСААФ России КО в УПФР по телекоммуникационным каналам связи - 17.09.2018. Сведения о застрахованном лице Комаровой Л.Н. в форме отсутствуют.
26.02.2019 ПОУ "Новокузнецкая ОТШ" РО ДОСААФ России КО в УПФР представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за август 2018 года в отношении 6 застрахованных лиц (в том числе, Комаровой Л.Н.).
Представленные ПОУ "Новокузнецкая ОТШ" РО ДОСААФ России КО в УПФР сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исх.) за период сентябрь 2018, декабрь 2019, январь 2020 (представлены 13.03.2020), февраль 2020, март 2020 года также содержат сведения о застрахованном лице Комаровой Л.Н.
Несвоевременное и недостоверное представление ответчиком сведений персонифицированного учета по форме СЗВ-М (исх.), по мнению истца, повлекло перерасход средств на выплату Комаровой Л.Н. страховой пенсии по старости за период с 01.01.2018 по 30.04.2020 года, в общем размере 27 793, 51 руб. (расчет представлен в материалы дела).
По факту выявления излишне выплаченных сумм пенсии и иных социальных выплат пенсионным органом составлен протокол от 06.08.2020 N 690. Излишне выплаченная сумма установлена в размере 19839, 11 руб.
ПОУ "Новокузнецкая ОТШ" РО ДОСААФ России КО 11.08.2020 направлена претензия N 14-6823 с требованием добровольно возместить причиненный ущерб в размере 19 839 руб. 11 коп., неисполнение которой в добровольном порядке послужило основанием для обращения Центра ПФР в арбитражный суд с настоящим иском.
В период рассмотрения дела УПФР произведен перерасчет излишне выплаченных сумм пенсии за период с 01.01.2018 по 30.04.2020, 12.04.2021 вынесен протокол N 844 с приложением нового расчета на сумму 27 793 руб. 51 коп. во изменение протокола от 06.08.2020 N 690.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), статей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Центром ПФР не доказаны виновные действия ПОУ "Новокузнецкая ОТШ" РО ДОСААФ России КО, в результате которых произошла излишняя выплата пенсии работнику.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда соглашается на основании следующего.
Статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях размер страховой пенсии ежегодно корректируется с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год. В силу части 6 статьи 16 Закона N 400-ФЗ размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 данного Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 данного Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.
Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу данного Федерального закона.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Частью 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного Закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 данной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством.
Частью 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ установлено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки; установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона N 400-ФЗ излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
Пунктом 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила), установлено, что в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного Федерального закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда РФ пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 данного Федерального закона.
Пунктом 101 Правил установлено, что излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 данного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Страхователю надлежит возместить Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ) в случае, если им представлены недостоверные сведения или несвоевременно представлены сведения, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного Закона, что повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками.
При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
Как следует из материалов дела, в отношении периода переплаты пенсии с 01.01.2018 по 30.04.2020, в связи с несвоевременным представлением сведений о застрахованном лице Комаровой Л.Н.: за октябрь 2017 (16.01.2019) истцом указано, что с октября 2017 года Комарова Л.Н. являлась работающим пенсионером.
Судом установлено, что ответчиком 12.12.2017 представлены сведения по форме СЗВ-М (исх.) за ноябрь 2017 года (следующий месяц), 04.01.2018 - за декабрь 2017 года, в которых Комарова Л.Н. указана в качестве работающего лица. Аналогичные сведения за 2018 год: январь (14.02.2018), март (14.04.2018), июль (13.08.2018), сентябрь (12.10.2018), за 2019 год: декабрь (03.01.2020), февраль (13.03.2020), март (14.04.2020), в отношении Комаровой Л.Н. были представлены ПОУ "Новокузнецкая ОТШ" РО ДОСААФ России по КО своевременно.
Истец, располагая на момент принятия решения об индексации сведениями о том, что указанное лицо продолжало работать в организации, имел возможность проверить, что было в действительности: факт увольнения застрахованного лица или представление страхователем неполных (недостоверных) сведений за октябрь 2017 года.
Пенсионный фонд не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица, никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М. Располагая сведениями об отсутствии перерыва в работе пенсионерки, Пенсионный фонд продолжал выплату в повышенном размере.
Оценив представленные доказательства и доводы сторон, арбитражный суд пришел к верному выводу о том, вина страхователя отсутствует, поскольку страхователем подавались в Пенсионный фонд достоверные сведения, обратного Пенсионным фондом в ходе рассмотрения дела в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не доказано, а доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой суда, при этом не приводится каких-либо доказательств её опровергающих.
В целях обеспечения проведения такой проверки часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусматривает не автоматический перерасчет пенсии при непоступлении сведений по форме СЗВ-М за очередной месяц, а поэтапное осуществление Пенсионным фондом ряда действий, которые по своей сути могут быть обозначены как: - принятие решения об индексации пенсии (в месяце, следующем за поступлением сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - отчет СЗВ-М); - непосредственная выплата проиндексированной пенсии (в следующем месяце после принятия вышеуказанного решения).
Общий срок с момента поступления сведений в отношении пенсионера до выплаты ему проиндексированной пенсии составляет 3 месяца (включая месяц поступления сведений).
Осуществление указанных процедур предполагает, что на каждом этапе решение должно приниматься обоснованно, с учетом актуальной информации о состоянии лицевого счета застрахованного лица в целом, всех поступивших по нему сведений по всем предусмотренным формам отчетов (а не только по форме СЗВ-М), а при необходимости с учетом дополнительной информации. Ограничений в этой части закон не содержит.
Статьей 4 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлены принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в т.ч. использование сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, для целей пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования; соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов. Учитывая данные принципы, достоверность сведений индивидуального персонифицированного учета предполагается, но не освобождает Пенсионный фонд от проведения объективно необходимых проверочных мероприятий в рамках своей компетенции.
В Определении от 28.06.2018 N 1488-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Булиной Натальи Аркадьевны на нарушение ее конституционных прав частью 4 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что оно не нарушает конституционных прав граждан, поскольку не ограничивает последних в праве самостоятельно обратиться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации за перерасчетом пенсии и представить необходимые документы.
Следовательно, сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и самодостаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате нарушения страхователем сроков их представления.
Пенсионный фонд, не получив своевременно от страхователя сведения по форме СЗВ-М (исх.) за октябрь 2017 года в отношении Комаровой Л.Н., но получив 12.12.2017 сведения по форме СЗВ-М (исх.) за ноябрь 2017 года с указанием этого пенсионера в качестве работающего лица, никакую дополнительную проверку не проводил, сведениями, указанными в СЗВ-М за ноябрь 2017 года, не воспользовался, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положил исключительно факт непредставления в установленный законом срок сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд установил, что на дату вынесения решения о выплате пенсии истец располагал сведениями об осуществлении пенсионером оплачиваемой трудовой деятельности, а, следовательно, причинно-следственная связь между действиями ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных Пенсионным фондом сумм пенсий отсутствует.
Аналогичный вывод сделан судом в отношении несвоевременного предоставления сведений о застрахованном лице Комаровой Л.Н. за февраль, август 2018 года, январь 2020 года.
Так, судом установлено, что ПОУ "Новокузнецкая ОТШ" РО ДОСААФ России по КО 14.04.2018 предоставлены сведения по форме СЗВ-М (исх.) за март 2018 года (следующий месяц), 13.08.2018 - за июль 2018, 12.10.2018 - за сентябрь 2018 года соответственно, в которых Комарова Л.М. указана в качестве работающего лица. Сведения по исходной форме представлены учреждением своевременно.
Получение данных сведений подтверждается соответствующими протоколами проверки отчетности, документы приняты, возражений относительно своевременности получения данных сведений, а также конкретных данных, содержащихся в представленной форме СЗВ-М за указанный период, истцом не заявлено. При этом истец не ссылается на непредставление сведений за иные, не указанные выше периоды 2018 года.
Согласно представленному в материалы дела расчету индексация пенсии Комаровой Л.Н. осуществлена с января 2018 года (с индексами 02.2016, 04.2016, 02.2017, 01.2018), с мая 2018 года (со всеми индексами и доплатой за прошлые периоды март, апрель 2018), с января 2019 года (с индексацией с 01.01.2019), с января 2020 (с индексацией с 01.01.2020), с апреля 2020 года (со всеми индексами и доплатой за прошлые периоды январь, март 2020).
Между тем, истец не доказал обоснованность выплаты пенсии в повышенном размере за спорные периоды (октябрь 2017 года, февраль 2018 года, август 2018 года, январь 2020 года), учитывая, что на дату принятия решений об индексации заявитель располагал данными о том, что пенсионер продолжает работать по указанному месту.
Истцом после непредставления ПОУ "Новокузнецкая ОТШ" РО ДОСААФ России по КО формы СЗВ-М (исх.) за октябрь 2017 года не было принято индивидуальное решение об индексации пенсии в декабре 2017 года (в месяце, следующем за поступлением сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - отчет СЗВ-М), то есть Пенсионным фондом не была соблюдена процедура индивидуального перерасчета, предусмотренная частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ. Аналогично в отношении несвоевременного предоставления сведений за февраль, август 2018 года (индивидуальное решение подлежало принятию в апреле и октябре 2018 года), за январь 2020 - в марте 2020 года.
При соблюдении истцом процедуры принятия решения у истца уже имелись бы сведения с указанием Комаровой Л.Н. в спорные периоды в качестве работающего лица, которыми истец мог воспользоваться и провести дополнительную проверку, тем самым не произвел бы индексацию пенсии, имел бы возможность принять меры по предотвращению выплаты пенсии в необоснованном размере.
Пенсионный фонд обязан осуществлять уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности на основании всей совокупности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а не только той их части, которая поступает составе отчетов СЗВ-М.
В рассматриваемом случае Пенсионный фонд не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованных лиц, никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятых решений об индексации и последующих выплат положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М.
Отсутствие автоматизированного механизма проверки, наличие нарушений в действиях страхователя не освобождает пенсионный фонд от обязанности по принятию обоснованного решения при реализации собственных полномочий по индексации пенсии.
Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрена ответственность за непредставление в срок и представление неполных или недостоверных сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Данная ответственность наступает независимо от наличия либо отсутствия вредных последствий данного правонарушения в виде ущерба от излишней выплаты пенсии.
В отличие от нее гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает по общим правилам гражданского законодательства и применима только при наличии ущерба и прямой причинно-следственной связи между фактом причинения ущерба и неправомерными действиями страхователя.
В рассматриваемом случае ПОУ "Новокузнецкая ОТШ" РО ДОСААФ России КО допущены нарушения при предоставлении в Пенсионный фонд сведений по форме СЗВ-М, однако они не находятся в прямой причинно-следственной связи с причиненным ущербом, поскольку ущерб не наступил бы при надлежащей реализации Пенсионным фондом своих полномочий.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1265/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кемеровской области-Кузбассе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1265/2021
Истец: ГУ Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Кемеровской области-Кузбассе
Ответчик: Профессиональное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Новокузнецкая объединенная техническая школа" Регионального отделения ДОСААФ России Кемеровской области