г. Челябинск |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А76-33412/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Махровой Н.В., Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального предприятия Коркинского городского поселения "Коркинское управление водоснабжения и водоотведения" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.2021 по делу N А76-33412/2018
В судебном заседании приняли участие представители:
муниципального предприятия Коркинского городского поселения "Коркинское управление водоснабжения и водоотведения" - Леонова Ю.В. (паспорт, диплом, доверенность от 03.08.2020),
общества с ограниченной ответственностью управляющая организация "Ритм" - Грознецкая Т.М. (паспорт, диплом, доверенность от 11.01.2021)
Муниципальное предприятие Коркинского городского поселения "Коркинское управление водоснабжения и водоотведения" (далее - истец, МП "КУВВ", податель жалобы), обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Ритм" (далее - ответчик, ООО УО "Ритм"), о взыскании задолженности за оплату услуг водоснабжения и водоотведения, в размере 103 745 руб. 30 коп., в том числе суммы задолженности по оплате услуг водоснабжения в размере 69 712 руб. 11 коп; суммы задолженности по оплате услуг водоотведения в размере 23 783 руб. 41 коп; - суммы пени за период с 01.12.2017 по 08.04.2018, в размере 10 249 руб. 78 коп.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2019 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска (далее - третье лицо, МУП "ПОВВ").
В ходе рассмотрения дела истцом неоднократно уточнялись исковые требования. Согласно последней редакции просил взыскать задолженность за оказанные услуги водоснабжения на общедомовые нужды в сумме 59 221 руб. 18 коп., за оказанные услуги по водоотведению на общедомовые нужды в размере 20 232 руб. 98 коп., пени в размере 31 197 руб. 28 коп.
Уменьшение исковых требований принято судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 19.04.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, МП "КУВВ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы ее податель указал, что судом первой инстанции установлены несуществующие обстоятельства, поскольку указано на наличие спора относительно применения истцом повышающего коэффициента, в то время как спора в данной части не имелось и подобные требования не заявлялись.
По мнению подателя жалобы, материалы дела не содержат доказательств, безусловно подтверждающих отсутствие в спорных многоквартирных домах технической возможности потребления соответствующего ресурса в целях содержания общего имущества..
С позиции истца, поскольку в домах имеются подвальные помещения, в которых расположены инженерные сети водоснабжения и водоотведения, плата за соответствующие коммунальные услуги подлежит начислению и взысканию с ответчика..
Ответчик представил отзыв, в котором просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 01.12.2017 по 08.04.2018 МП "КУВВ" являлось ресурсоснабжающей организацией на территории Коркинского городского поселения и осуществляло поставку холодной воды и отведение сточных вод в многоквартирные дома (далее - МКД), расположенные в г. Коркино по адресам: ул. Шахтостроительная, д. 104, 102, ул. Цвиллинга, д. 40, 36, 36А, 27, 25А, 25, 23, 21, ул. Строительная, д. 91, ул. С.Ванцетти, 97А, 97, 93, 89, ул. Мира, д. 43, 37, 35, 33, ул. Ленина, д. 21, 19А, 19, 16А, 16, 15, 14, 14А, 13, 13А, 11, 10, 9, ул. 9 Января, д. 36, 34, 30, 22, 20,14.
Указанные МКД, в спорный период, находились в управлении ООО УО "Ритм".
Договор холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, между сторонами не заключен.
Из искового заявления следует, что в период с 01.11.2017 по 08.04.2018, истец оказывал услуги водоснабжения и водоотведения в спорных МКД, в том числен на общедомовые нужды.
На оплату услуг водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды истцом выставлены ответчику счета-фактуры, которые последним не оплачены.
Полагая, что ответчик обязан оплатить услуги водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды в МКД, истец обратился к ответчику с претензией.
Неисполнение ответчиком указанных в претензии требований явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Факт поставки ресурса в спорный период в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, последним не оспаривается, равно как и утверждение для истца тарифа на оказание соответствующих услуг.
Как установлено судом первой инстанции, между сторонами возникли разногласия в части возможности оказания услуг водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды, в связи с тем, что по утверждению ответчика конструктивные особенности МКД не предусматривают возможность потребления соответствующих коммунальных услуг, вода для уборки подъездов домов, набирается из кранов в квартирах собственников и оплачивается непосредственно собственниками таких квартир, которые находятся на прямых расчетах с истцом.
Оценивая доводы сторон, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса).
Как указано в письме Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 01.01.2017 расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", в размер платы за содержание жилого помещения, частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В пункте 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), закреплено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов, указанных в данной норме.
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354).
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354).
Под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 Правил N 354).
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", вступившем в действие с 01.01.2017, в ряд нормативных правовых актов, включая Правила N 491 и Правила N 354, внесены изменения, в том числе понятие "норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды" изменено на "норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Из буквального толкования пункта 2 Правил N 354 следует, что потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг.
Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что возможность взимания платы за потребленные коммунальные ресурса на содержание общего имущества в многоквартирном доме поставлена в зависимость от конструктивных особенностей многоквартирного дома.
В материалы дела ответчиком представлено заключение от 27.11.2019 (т.7 л.д.19), составленное комиссией в составе: начальника отдела капитального строительства администрации Коркинского муниципального района Савчук А.Ю.; начальника отдела архитектуры администрации Коркинского муниципального района Морозова С.И.; директора МКУ "Управление городского хозяйства и архитектуры" городского поселения Янчева И.М.; начальника МКУ "Управление городского хозяйства и архитектуры" городского поселения Самигулина Л.И.; директора ООО "ЭнергоСервис" Кузьминых А.С.
Из указанного заключения следует, что изучив конструктивные особенности МКД, находящихся в городе Коркино по адресам: ул.Ленина, 9,10,11,12,12а,13,13а,14,14а,15,16,19,19а,21, ул.Мира, 33,35,37,43, ул.С.Кривой. 14,14а, ул.Цвилигна, 14,16,18,20,22,26,28,30,32,34,36, ул.Января, 14,16,18,20,22,26,28,30,32,34,36, ул. С и Ванцетти, 89,93,97,97а, ул.Строительная,91, ул.Шахтостроительная,102,104 комиссия считает, что ввиду конструктивных особенностей МКД, из-за отсутствия в некоторых домах подвальных помещений, изношенности инженерных сетей водоснабжения и водоотведения (ржавчины, хомутов, чопиков), отсутствия установленных водозаборных устройств (кранов) и санитарно-технического оборудования (сливов, раковин, унитазов и т.д) в указанных МКД отсутствует возможность потребления соответствующего вида коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения, используемого при содержании мест общего пользования.
Также, комиссией установлено, что вода, используемая для мытья лестничных клеток в подъездах домов, набирается уборщиками из кранов в квартирах собственников и оплачивается непосредственно собственниками таких квартир. По окончании уборки подъездов используемая вода выливается на придомовую территорию МКД, в виду отсутствия сливов и иных приемников сточных вод.
Кроме того, ответчиком представлен технический отчет, составленный ООО "ПромМонтажАвтоматика" (т.6 л.д.100-198), согласно которому ни один из многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Ритм", не имеет возможности потребления коммунальных ресурсов (водоснабжение, водоотведение) на общедомовые нужды.
Также ответчиком представлены копии технических паспортов многоквартирных домов, из которых не следует наличие конструктивной и технической возможности потребления многоквартирными ломами спорных услуг.
Кроме того, ООО "Ритм" представило объяснения жителей многоквартирных домов, согласно которым вода для использования при уборке общих площадей предоставляется жильцами квартир, использованная вода выливается на улицу.
При указанных обстоятельствах, с учетом всей совокупности представленных доказательств, оснований для вывода о наличии в спорных многоквартирных домах технической возможности для потребления услуг по водоснабжению и водоотведению в целях содержания общего имущества не имеется.
В нарушение статьи 65 АПК РФ доказательства наличия возможности потребления соответствующих услуг спорными домами истцом не представлены.
Соответствующие доводы подателя жалобы подлежат отклонению по приведенным выше основаниям.
Ссылки истца на то, что судом первой инстанции установлены несуществующие обстоятельства, а именно взыскание повышающего коэффициента, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку указанное не привело к принятию неправильного решения.
Доводы подателя жалобы о наличии оснований для взыскания с ответчика стоимости коммунальных услуг отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку доказательств того, что конструктивные особенности спорных МКД предусматривают возможность потребления коммунальных услуг (водоснабжение) при содержании общего имущества, истцом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При указанных обстоятельствах доводы подателя жалобы подлежат отклонению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда. Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
При принятии апелляционной жалобы к производству ее подателю. Была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины.
Поскольку в удовлетворении жалобы отказано, с истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.2021 по делу N А76-33412/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального предприятия Коркинского городского поселения "Коркинское управление водоснабжения и водоотведения" - без удовлетворения.
Взыскать с Муниципального предприятия Коркинского городского поселения "Коркинское управление водоснабжения и водоотведения" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В.Лукьянова |
Судьи |
Н.В.Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-33412/2018
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КОРКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ "КОРКИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ", Шорохов Андрей Владимирович
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РИТМ"
Третье лицо: Администрация Коркинского городского поселения, АО "НПО Автоматики им. ак. Н.А.Семихатова, ГУ ГЖИ Челябинской области, МУП "ПОВВ", ООО "Горводоканал"