г. Воронеж |
|
28 июля 2021 г. |
А36-1894/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.07.2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.07.2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пороника А.А.
судей Аришонковой Е.А.
Ушаковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полухиным Д.И.,
при участии:
от Государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Акименко О.А., представитель по доверенности от 30.12.2020 N 47, служебное удостоверение N 725;
от индивидуального предпринимателя Бочарова Андрея Митрофановича: Бочаров А.М., паспорт гражданина РФ; Бочарова С.Г., представитель по доверенности от 01.07.2021, паспорт гражданина РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.05.2021 по делу N А36-1894/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Бочарова Андрея Митрофановича (г. Липецк, ОГРНИП 304482234300251, ИНН 482600842999)
о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта по делу N А36-1894/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Бочарова Андрея Митрофановича (г. Липецк, ОГРНИП 304482234300251, ИНН 482600842999) к Государственному учреждению - Липецкому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Липецк, ОГРН 1024840842850, ИНН 4826002979)
о признании незаконным и отмене решения от 21.01.2020 N 4 п\п о возмещении средств,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Бочаров Андрей Митрофанович (далее - ИП Бочаров А.М., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственному учреждению - Липецкому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение ФСС, Фонд, заинтересованное лицо) о признании незаконными и отмене решения от 21.01.2020 N 4 п\п о возмещении средств (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 14.08.2020, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2020, заявленное требование удовлетворено частично, признано незаконным решение отделения ФСС от 21.01.2020 N 4 п/п о возмещении средств в сумме 14 880 руб. 56 коп.
23.10.2020 ИП Бочаров А.М. обратился в суд с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта по настоящему делу, полагая, что оспариваемое решение Фонда является незаконным в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 18.05.2021 заявление ИП Бочарова А.М. о пересмотре решения Арбитражного суда Липецкой области от 14.08.2020 по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворено, решение отменено, признано недействительным решение отделения ФСС от 21.01.2020 N 4 п\п о возмещении средств.
Не согласившись с принятым решением, Фонд обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы отделение ФСС ссылалось на то, что Антропова Галина Алексеевна (далее - Антропова Г.А.) являлась работником ИП Бочарова А.М., что подтверждается заключенным между ними трудовым договором. В трудовом договоре имелся адрес места жительства Антроповой Г.А., в связи с чем, у страхователя имелась возможность связаться со своим бывшим работником и запросить необходимый документ.
В судебное заседание явились ИП Бочаров А.М., его представитель и представитель Фонда.
Представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы, считал обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ИП Бочарова А.М. с доводами апелляционной жалобы не согласился, считал обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании решений от 21.10.2019 и в соответствии с планом-графиком совместных выездных проверок на 2019 год Фонд провел плановую выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем ИП Бочаровым А.М., соблюдения страхователем законодательства РФ на выплату страхового обеспечения по двум видам обязательного социального страхования в части полноты и достоверности представляемых сведений, влияющих на назначение и выплату страхового обеспечения застрахованным лицам (т. 2 л.д. 13 - 27).
В ходе проверки Фонд установил, что страхователем не были указаны условия исчисления пособия для лиц, работающих на неполном рабочем дне, что повлекло за собой переплату пособия застрахованным лицам Шпелевой А.В. в сумме 7 016 руб. 60 коп. и Корнеевой Н.И. в сумме 7 863 руб. 96 коп. (по двум листкам нетрудоспособности). Кроме того, страхователем не подтвержден документально заработок за 2015 - 2016 годы застрахованного лица Антроповой Г.А., указанный им в расчете заработка, представленном для назначения пособия по временной нетрудоспособности, в результате чего излишняя выплата пособия, по мнению Фонда, составила 35 379 руб. 75 коп.
По результатам проверки составлен акт от 06.12.2019 N 466 п\п (т. 2 л.д. 69 - 75) и принято решение от 21.01.2020 N 4 п\п, в котором ИП Бочарову А.М. предложено возместить излишне понесенные Фондом расходы на выплату страхового обеспечения в сумме 50 260 руб. 31 коп. в связи с непредставлением документов и представлением недостоверных сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия (т. 2 л.д. 54 - 59).
Отказывая в удовлетворении требований заявителя в части обязания возместить излишне выплаченные суммы пособия по временной нетрудоспособности Антроповой Г.А. в сумме 35 379 руб. 75 коп., суд в решении от 14.08.2020 согласился с выводами Фонда об отсутствии документального подтверждения заработка Антроповой Г.А. за период работы у другого работодателя. При этом в остальной части заявление было удовлетворено.
Обращаясь в суд с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда Липецкой области от 14.08.2020, ИП Бочаров А.М. сослался на то, что не имел возможности представить подтверждение заработка Антроповой Г.А., поскольку к началу проверки трудовой договор между ней и предпринимателем был расторгнут, сведениями о месте ее пребывания, как и о предыдущем месте работы, ИП Бочаров А.М. не располагал. 19.10.2020 предприниматель получил информацию о предшествующем месте работы застрахованного лица Антроповой Г.А. и ее заработке за 2015 - 2016 годы.
Удовлетворяя заявление ИП Бочарова А.М. о пересмотре решения Арбитражного суда Липецкой области от 14.08.2020 по делу N А36-1894/2020 по вновь открывшимся обстоятельствам и отменяя данное решение, суд области правомерно исходил из следующего.
Как следует из статьи 309 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в настоящей главе.
Предусмотренные в АПК РФ основания пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов направлены на установление дополнительных процессуальных гарантий защиты прав и законных интересов субъектов общественных отношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Данный механизм может быть задействован лишь в исключительных случаях, в том числе в целях исправления очевидной судебной ошибки, произошедшей из-за отсутствия сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для принятия правильного решения по существу спора. Иное понимание института пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам привело бы к нарушению принципа правовой определенности, который предполагает, в частности, что судебный акт, выносимый при окончательном разрешении дела, не вызывает сомнений.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 311 АПК РФ одним из оснований пересмотра судебных актов по правилам настоящей главы являются вновь открывшиеся обстоятельства - указанные в части 2 настоящей статьи и существовавшие на момент принятия судебного акта обстоятельства по делу.
В соответствии с ч. 2 ст. 311 АПК РФ вновь открывшимися обстоятельствами являются: существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю; установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательства, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу; установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного дела.
Пунктом 3 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" (далее - Постановление N 52) разъяснено, что судебный акт не может быть пересмотрен по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в случаях, если обстоятельства, определенные статьей 311 АПК РФ, отсутствуют, а имеются основания для пересмотра судебного акта в порядке кассационного производства или в порядке надзора, либо если обстоятельства, установленные статьей 311 АПК РФ, были известны или могли быть известны заявителю при рассмотрении данного дела.
Исходя из п. 4 Постановления N 52, обстоятельства, которые согласно пункту 1 статьи 311 АПК РФ являются основаниями для пересмотра судебного акта, должны быть существенными, то есть способными повлиять на выводы суда при принятии судебного акта.
При рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам суд должен установить, свидетельствуют ли факты, приведенные заявителем, о наличии существенных для дела обстоятельств, которые не были предметом судебного разбирательства по данному делу.
В абзаце первом п. 5 Постановления N 52 разъясняется, что согласно п. 1 ч. 2 ст. 311 АПК РФ, существенным для дела обстоятельством может быть признано указанное в заявлении вновь обнаруженное обстоятельство, которое не было и не могло быть известно заявителю, неоспоримо свидетельствующее о том, что если бы оно было известно, то это привело бы к принятию другого решения.
Как уже указывалось ранее, обращаясь с заявлением о пересмотре, ИП Бочаров А.М. ссылался на то, что, не обладал (на момент рассмотрения дела) информацией о доходе Антроповой Г.А. по предыдущему месту работы в 2015-2016 г.г. Данная информация была получена от Антроповой Г.А. впоследствии (справка 4424). Впоследствии ИП Бочаров А.М. самостоятельно обратился к бывшему работодателю Антроповой Г.А. с просьбой предоставить сведения о доходе последней по форме 2-НДФЛ (т. 2 л.д. 98), на что получил ответ о невозможности такого предоставления (т. 2 л.д. 104).
В рамках рассмотрения обоснованности заявления ИП Бочарова А.М., судом первой инстанции было вынесено определение от 18.11.2020 об истребовании информации от ООО "О'КЕЙ" и 28.12.2020 справки формы 2-НДФЛ за 2015 - 2016 г.г. в отношении Антроповой Г.А. поступили в суд (т. 2 л.д. 131 - 134, 141 - 143).
Факт того, что данные справки имеют существенное значение для разрешения спора, заявитель жалобы по существу не опроверг. Указанная информация ранее запрашивалась у ИП Бочарова А.М. (т. 2 л.д. 115).
Оценив приведенные ИП Бочаровым А.М. в обоснование поданного заявления доводы, приняв во внимание характер и правовую природу документов, получение которых было достигнуто в результате действий суда, является обоснованным квалификация данных фактов в качестве предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 311 АПК РФ вновь открывшихся обстоятельств.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 317 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о пересмотре вступивших в законную силу решения, судебного приказа, постановления, определения по новым или вновь открывшимся обстоятельствам арбитражный суд или принимает решение, постановление об удовлетворении заявления и отмене ранее принятого им судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, или выносит определение об отказе в удовлетворении заявления.
В случае отмены судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дело повторно рассматривается тем же арбитражным судом, которым отменен ранее принятый им судебный акт, в общем порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 317 АПК РФ арбитражный суд вправе повторно рассмотреть дело непосредственно после отмены судебного акта в том же судебном заседании, если лица, участвующие в деле, или их представители присутствуют в судебном заседании и не заявили возражений относительно рассмотрения дела по существу в том же судебном заседании.
Данные действия были произведены судом первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - ФЗ N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
К числу основных принципов осуществления обязательного социального страхования согласно статье 4 ФЗ N 165-ФЗ отнесены всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика, обязательность уплаты страхователями страховых взносов.
Статьей 8 ФЗ N 165-ФЗ определены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, среди которых пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством урегулированы Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - ФЗ N 255-ФЗ), которым определен круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также условия, размеры и порядок обеспечения пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (часть 1 статьи 1 ФЗ N 255-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 ФЗ N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 данного Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
В силу части 1.1 статьи 14 ФЗ N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение N 375).
Согласно его пункту 1, настоящее Положение, разработанное в соответствии со статьей 14 ФЗ N 255, определяет особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пунктом 11 (1) Положения N 375 (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) предусмотрено, что в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также, в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Согласно пункту 15 Положения N 375 во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения.
Пунктами 15 (1) - 15 (3) Положения N 375 установлен порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В соответствии с пунктом 15 (3) Положения N 375 (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) в случаях, указанных в пункте 11 (1) настоящего Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.
Исходя из пункта 16 Положения N 375, в случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15 (1) - 15 (3) названного Положения, то есть так же, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.
Следовательно, в случае если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.
Из материалов дела усматривается, что Шпелева А.В. и Корнеева Н.И. были приняты на работу ИП Бочаровым А.М. в 2013 году (т. 3 л.д. 112 - 115, 121 - 122). Изменениями к трудовым договорам от 01.02.2013 и от 01.11.2013 соответственно подтверждается установление им должностного оклада в размере 5 600 руб. при отработке 90 часов в месяц (неполный рабочий день) (т. 3 л.д. 116, 124). Приказом N 1 от 01.01.2015 подтверждается установление неполного рабочего дня для рассматриваемых в данном деле застрахованных лиц с 01.01.2015 (т. 2 л.д. 133). Табели учета рабочего времени подтверждают работу этих лиц на условиях неполного рабочего времени (т. 3 л.д. 30 - 35, т. 4 л.д. 1 - 21, 53 - 71, 89 - 98). Расчетные ведомости подтверждают оплату их труда также на условиях неполного рабочего времени в размере 5 600 руб. в месяц (т. 4 л.д. 22 - 32, 41 - 51, 78 - 87).
При этом размер пособия по беременности и родам исчислен им Фондом на основании сведений, представленных предпринимателем с указанием работы застрахованных лиц на условиях полного рабочего времени (т. 2 л.д. 136 - 147, т. 3 л.д. 87 - 90).
На момент наступления страхового случая средний заработок названных работников был ниже минимального размера оплаты труда. Ввиду чего, расчет пособия по беременности и родам необходимо производить исходя из среднего заработка, равного МРОТ, без учета продолжительности рабочего времени.
При таких обстоятельствах выводы Фонда об излишней выплате пособий по беременности и родам данным застрахованным лицам являются неправомерными.
Относительно назначения и выплаты застрахованному лицу Антроповой Г.А. пособия по временной нетрудоспособности за период с 28.06.2017 по 13.09.2017 суд указывает на следующее.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (п. 1 ст. 22 ФЗ N 165-ФЗ).
Особенности назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, пособий по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием), по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее - пособия) лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, занятым у страхователей, зарегистрированных в территориальных органах Фонда (далее соответственно - застрахованные лица, страхователи) и др., участвующих в реализации пилотного проекта, определены Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 (далее - Положение N 294).
Пунктом 2 постановления Правительства от 21.04.2011 N 294 установлено, что Липецкая область с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2020 участвует в реализации пилотного проекта. В связи с этим порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности следует определять в данном деле с учетом Положения N 294.
Исходя из пунктов 2, 3 Положения N 294, при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом.
В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения к страхователю за пособием по временной нетрудоспособности, пособием по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий, соответствующее пособие назначается территориальным органом Фонда на основании представленных страхователем документов или сведений, предусмотренных в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения.
Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с федеральными законами "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Для перерасчета ранее назначенного пособия застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю с заявлением о перерасчете ранее назначенного пособия (далее - заявление о перерасчете) и документами, необходимыми для такого перерасчета. Форма заявления о перерасчете утверждается Фондом.
К заявлению (заявлению о перерасчете) при его подаче уполномоченным представителем застрахованного лица прилагается документ, подтверждающий его полномочия.
Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
В случае представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления о перерасчете и справки (справок) о сумме заработка страхователь не позднее 5 календарных дней со дня получения заявления о перерасчете и справки (справок) о сумме заработка представляет их в территориальный орган Фонда по месту регистрации. Территориальным органом Фонда производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка застрахованного лица.
Актом проверки подтверждается, что Антропова Г.А. была принята на работу предпринимателем по трудовому договору от 06.07.2016 (т. 5 л.д. 112 - 113), 30.06.2017 она уволена по собственному желанию (т. 5 л.д. 114). Однако начало периода ее временной нетрудоспособности 28.06.2017 приходится на период работы, в связи с этим она имела право на обеспечение страховым пособием как застрахованное лицо.
Материалами дела также подтверждается, что назначение Антроповой Г.А. пособия по временной нетрудоспособности осуществлено Фондом на основании ее заявлений, заверенных ИП Бочаровым А.М., по описи, содержащей больничный лист, заявление и расчет заработка (т. 3 л.д. 47 - 90). При этом в ответе ИП Бочарова А.М. N 3 от 28.10.2019 (т. 3 л.д. 97) отражено, что справка с предыдущего места работы не может быть представлена в силу непредставления ее Антроповой Г.А. при трудоустройстве.
После получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий (п. 8 Положения N 294).
Пунктом 9 Положения N 294 определено, что выплата пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Согласно п. 16 Положения N 294 расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из п. 17 Положения N 294, контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных в пункте 16 настоящего Положения, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке.
По смыслу названных положений страхователь несет ответственность в виде возмещения излишне понесенных страховщиком расходов в том случае, если им осуществляется сокрытие либо представление недостоверных сведений, влияющих на размер начисленного пособия.
Согласно статье 15.1 ФЗ N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В случае если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что к документам, представленным в Фонд для назначения пособия, был приложен расчет среднего заработка Антроповой Г.А. исходя из расчетных периодов 2015 и 2016 г.г. При этом, как указано ранее, у ИП Бочарова А.М. застрахованное лицо работало с 06.07.2016 по 30.06.2017. Следовательно, период работы Антроповой Г.А. в 2015 г. и части 2016 г. приходился на работу у другого страхователя.
В силу ч. 5 ст. 13 ФЗ N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа. Для назначения и выплаты указанных пособий застрахованное лицо представляет справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, документы, подтверждающие страховой стаж.
В соответствии с ч. 7.2 ст. 13 ФЗ N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, либо территориальный орган страховщика, назначающий и выплачивающий пособие в случаях, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи настоящего Федерального закона, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Обязанность территориального органа страховщика направлять такой запрос той же нормой закона предусмотрена только для случаев назначения и выплаты пособия, указанных в частях 3 и 4 статьи 13 ФЗ N 255-ФЗ, которые к данной ситуации не имеют отношения.
Поэтому в отсутствие такой справки, не представлении ее Антроповой Г.А. на момент обращения за пособием, у предпринимателя отсутствовала возможность и обязанность указывать размер заработка за периоды, предшествовавшие работе у него застрахованного лица. Однако, представив в Фонд расчеты среднего заработка за 2015 - 2016 годы, предприниматель несет ответственность за предоставленные им Фонду сведения и обязан подтвердить достоверность указанных в них сумм соответствующими справками застрахованного лица с предыдущих мест работы.
В момент проверки заявителю было направлено требование о предоставлении справки с предыдущего места работы Антроповой Г.А. (т. 5 л.д. 115). Однако указанная справка, подтверждающая правильность осуществленного предпринимателем расчета среднего заработка, влияющего на расчет пособия по временной нетрудоспособности, выплаченного Антроповой Г.А., заявителем представлена не была.
Данное обстоятельство послужило основанием для вывода Фонда о том, что предпринимателем не подтверждена достоверность представленных им в Фонд сведений, влияющих на размер выплаченного пособия по временной нетрудоспособности.
Между тем, в материалы настоящего дела представлена справка ООО "ОКЕЙ" N 2806 от 23.03.2021 (т. 5 л.д. 156), в соответствии с которой заработок Антроповой Г.А. за период с 06.08.2015 по 02.02.2016 составил 457 169,61 руб. Указанная справка изготовлена по форме, установленной приложением N 1 к приказу Министерства труда и социальной защиты от 30.04.2013 N 182н, и соответствует предъявляемым требованиям.
Из пояснений Фонда от 28.04.2021, поступивших в суд 06.05.2021, усматривается, что отраженная в справке N 2806 от 23.03.2021 сумма заработка застрахованного лица Антроповой Г.А. соответствует сведениям, представленным заявителем для назначения Антроповой Г.А. пособия по временной нетрудоспособности. Расчет выплаченного пособия произведен верно.
Ввиду чего, несмотря на несвоевременное представление ИП Бочаровым А.М. документального подтверждения сведений о размере заработка застрахованного лица Антроповой Г.А. за периоды, предшествовавшие работе у него застрахованного лица, представленные предпринимателем сведения, являлись достоверными и полными, размер выплаченного Фондом пособия соответствует фактическому размеру заработка Антроповой Г.А.
В связи с чем, вывод Фонда о том, что ИП Бочаровым А.М. представлены недостоверные сведения о заработке застрахованного лица, которые повлекли необоснованную выплату пособия по временной нетрудоспособности, опровергается материалами дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками в силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для применения ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление убытков, противоправность поведения, вину причинителя убытков и причинно-следственную связь между его действиями и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков. При этом требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех перечисленных элементов ответственности. При недоказанности хотя бы одного из них в удовлетворении требования должно быть отказано.
При этом оснований для возложения на ИП Бочарова А.М. обязанности по возмещению Фонду причиненного ущерба не имеется ввиду отсутствия факта причинения ущерба.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма АПК РФ закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
Довод Фонда о то, что предприниматель имел возможность связаться со своим бывшим работником и запросить необходимый документ в более ранний срок правового значения не имеет. В трудовом договоре контактный телефон Антроповой Г.А. не указан, а само по себе наличие адреса не свидетельствует о фактическом проживании по нему застрахованного лица в настоящее время с учетом даты заключения трудового договора (06.07.2016).
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд правомерно удовлетворил заявление предпринимателя и признал недействительным решение Фонда от 21.01.2020 N 4 п\п о возмещении средств.
При этом суд апелляционной инстанции также исходит из того, что ранее Фонд не оспаривал решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований. Апелляционная жалоба была заявлена ИП Бочаровым А.М. на часть судебного акта, при этом представитель Фонда, явившийся в суд апелляционной инстанции возражений относительно пересмотра судебного акта в части, не заявил (т. 2 л.д. 63 - 72 ).
Доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.05.2021 по делу N А36-1894/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Пороник |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-1894/2020
Истец: Бочаров Андрей Митрофанович
Ответчик: ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5302/20
18.05.2021 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-1894/20
15.10.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5302/20
14.08.2020 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-1894/20