г. Санкт-Петербург |
|
28 июля 2021 г. |
Дело N А21-1066/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20688/2021) ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.04.2021 по делу N А21-1066/2021, принятое
по иску ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к ГП КО "Водоканал"
о расторжении договора,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ", учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к государственному предприятию Калининградской области "Водоканал" (далее - ГП КО "Водоканал", предприятие, ответчик) о расторжении единого договора N 183/ОИ холодного водоснабжения и водоотведения для содержания общего имущества в многоквартирных домах, заключенного 25.12.2019.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 12.04.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец, указывая на неправомерность выводов суда первой инстанции, просит решение отменить, иск удовлетворить в заявленном виде.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик, указывая на то, что требования не обоснованы по праву, просит решение оставить без изменения.
В судебном заседании стороны поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" N 416-ФЗ от 07.12.2011, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 между ГП КО "Водоканал" и ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ заключен единый договор N 183/ОИ холодного водоснабжения и водоотведения для содержания общего имущества в многоквартирных домах от 25.12.2019, в соответствии с которым предметом его является подача Ресурсоснабжающей организацией в многоквартирные дома холодной воды, а также прием Ресурсоснабжающей организацией от многоквартирных домов сточных вод в целях обеспечения исполнителем использования и содержания общего имущества в многоквартирных домах, указанных в Приложении N 1 к настоящему договору.
Согласно Приложению N 1 Договор заключен в отношении следующих многоквартирных домов: ул.Гайдара, д.4а; ул.Суворова, д.53; ул.Артиллерийская, д.13-15; ул.П.Емельянова, д.94; ул.А.Невского, д. 190; ул.Ломоносова, д.6; Советский пр., Д.186А, Советский пр., д. 188; Советский пр., д. 190; Советский пр., д. 194; Советский пр., д. 198; ул.Озерная, д.27-31; ул.Малоярославская, д. 18; ул.П.Емельянова, д.37; ул.П.Емельянова, д.63; ул.П.Емельянова, д.90; ул.Озерная, д.39-41.
Пунктом 13.1 Договора установлено, что настоящий договор вступает в силу с 01.01.2020 и действует до 31.12.2020, а в части обязательств, не исполненных ко дню окончания срока его действия - до полного их исполнения Сторонами.
Настоящий договор считается продлённым на тот же срок и на тех же условиях, если за 1 месяц до окончания срока его действия ни одна из Сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (пункт 13.2 Договора).
ЖКС N 1 Филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ по БФ, направлено уведомление 26.11.2020 исх. N 370/ЖКС/12/1-3141 о подготовке проекта договора на водоснабжение и водоотведение в целях содержания общедомового имуществ в многоквартирных домах с Жилищно-коммунальной службой N 1 (г. Калининград) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по БФ) на период с 01.01.2021 по 31.12.2021, в связи со следующими изменениями:
1) меньше стало объектов, куда происходит подача Ресурсоснабжающей организацией в многоквартирные дома холодной воды;
2) изменилась общая сумма стоимости услуг по договору за период с 01.01.2021 по 31.12.2021;
3) изменились реквизиты Абонента. В силу бюджетного кодекса РФ Учреждение заключает договоры на доведенные денежные лимиты в текущем периоде.
01.12.2020 Учреждением был получен отказ от ответчика по мотивам того, что заключенный единый договор холодного водоснабжения для содержания общего имущества в многоквартирных домах N 183/ОИ от 25.12.2019 является действующим, оснований для заключения нового договора на иных условиях со стороны Абонента не поступало. Также со своей стороны ответчик предложил заключить дополнительное соглашение, которое будет являться неотъемлемой частью договора.
10.12.2020 подписано дополнительное соглашение к спорному договору, согласно которому стороны пришли к соглашению о том, что сумма стоимости услуг по договору за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 ориентировочно составляет 202 538,41 рублей в том числе НДС (20%).
ЖКС N 1 Филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ по БФ, направило повторно уведомление 29.12.2020 исх. N 370/ЖКС/12/1-3545, на которое был повторно получен отказ от ГП КО "Водоканал" по мотивам того, что единый договор холодного водоснабжения для содержания общего имущества в многоквартирных домах N 183/ОИ от 25.12.2019 является действующим, оснований для заключения нового договора нет (исх. N 68 от 12.01.2021).
Полагая отказ необоснованным, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с соответствующим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал, сославшись на неправомерность позиции истца.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта по доводам стороны в силу следующего.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена этим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
По смыслу статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации понудить к заключению договора по суду можно только то лицо, для которого заключение договора является обязательным в силу этого Кодекса или другого закона.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" разъяснено, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В силу части 3 статьи 13 и части 3 статьи 14 Закона N 416-ФЗ договор водоснабжения и водоотведения является публичным договором.
Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (пункт 1 статьи 426 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании частей 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Подпунктом "а" п. 4 Правил N 354 к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю исполнителем, отнесено холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Постановлением Правительства N 124 от 12.02.2012 года утверждены "Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами".
Настоящие Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров холодного водоснабжения, водоотведения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - договор ресурсоснабжения).
Согласно данным Правилам, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.( п.4 Правил N 124).
01.01.2017 вступили в силу поправки, внесенные в Жилищный кодекс РФ Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ (далее - Закон 176-ФЗ), в части включения стоимости коммунальных услуг на ОДН в состав платы за содержание жилья. Кроме того, 01.01.2017 вступили в силу соответствующие поправки в ряд Постановлений Правительства РФ, внесенные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498.
Согласно новым поправкам с 01.01.2017 в состав содержания жилья включено, в числе прочего, "отведение сточных вод в целях содержания общего имущества" и установлен порядок расчета объема и стоимости указанного "отведения сточных вод", подлежащего оплате лицом, управляющим многоквартирным домом, в пользу ресурсоснабжающей организации.
В свою очередь, в соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Во исполнение ФЗ N 416, Постановления Правительства N 644, Постановления Правительства N 645, Постановления Правительства N 124 между ГП КО "Водоканал" и ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ, в лице начальника жилищно-коммунальной службы N1 Филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ по Балтийскому флоту, заключен договор единый договор N183/ОИ холодного водоснабжения и водоотведения для содержания общего имущества в многоквартирных домах от 25.12.2019.
Согласно Приложению N 1 договор заключен в отношении следующих многоквартирных домов: ул.Гайдара, д.4а; ул.Суворова, д.53; ул.Артиллерийская, д.13-15; ул.П.Емельянова, д.94; ул.А.Невского, д.190; ул.Ломоносова, д.6; Советский пр-кт, Д.186А, Советский пр-кт, д.188; Советский пр-кт, д.190; Советский пр-кт, д.194; Советский пр-кт, д.198; ул.Озерная, д.27-31; ул.Малоярославская, д.18; ул.П.Емельянова, д.37; ул.П.Емельянова, д.63; ул.П.Емельянова, д.90; ул.Озерная, д.39-41.
В соответствии с пунктом 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
Договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются на срок, указанный в договоре. Если за месяц до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении или заключении договора на иных условиях, соответствующих требованиям Закона N 416-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, срок действия договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения продлевается на тот же срок и на тех же условиях (пункт 15 Правил N 644).
В пункте 70 Единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, также предусмотрена возможность пролонгации договора на тот же срок и на тех же условиях.
Правила N 644 и единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения обязательны для сторон при исполнении публичного договора.
В силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации допускается пролонгация договоров энергоснабжения. При этом необходимо учитывать приоритет положений Гражданского кодекса Российской Федерации об энергоснабжении перед другими федеральными законами (п. 3 ст. 539 ГК РФ).
Как предусмотрено статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено этим кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. В силу пункта 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
ГП КО "Водоканал" исполнил условия договора в полном объеме, факт ненадлежащего оказания ГП КО "Водоканал" услуг по договору не представлено.
При этом в соответствии с пунктом 14.6 Договора N 183/ОИ настоящий договор подлежит расторжению, если у Исполнителя прекратились полномочия по управлению по всем многоквартирным домам, включенным в настоящий договор, или в случае ликвидации исполнителя. Данное условие договора подписано Абонентом без замечаний.
ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ не ликвидировано; Многоквартирные дома, в отношении которых заключен договор N 183/ОИ, не выбыли из управления истца, соответственно, оснований для расторжения договора N 183/ОИ от 25.12.2019, вопреки позиции истца, не имеется.
При этом, основанием для обращения истца в суд послужил отказ ГП КО "Водоканал" в заключении нового договора в отношении многоквартирных домов: ул.Гайдара, д.4а; ул.Суворова, д.53; ул.Артиллерийская, д.13-15; ул.П.Емельянова, д.94; ул.А.Невского, д.190; ул.Ломоносова, д.6; Советский пр-кт, Д.186А, Советский пр-кт, д.188; Советский пр-кт, д.190; Советский пр-кт, д.194; Советский пр-кт, д.198; ул.Озерная, д.27-31; ул.Малоярославская, д.18; ул.П.Емельянова, д.37; ул.П.Емельянова, д.63; ул.П.Емельянова, д.90; ул.Озерная, д.39-41.
Данные многоквартирные дома являются теми же объектами в отношении, которых заключен Договор N 183/ОИ от 25.12.2019. Данный договор является действующим, соответствует типовой форме договора, установленной Постановлением Правительства N 645.
Возможность заключения нескольких договоров холодного водоснабжения и водоотведения в отношении одного объекта законодательством, регулирующим спорные отношения, не предусмотрена.
При наличии между сторонами действующего Договора водоснабжения и водоотведения у истца (абонента) отсутствует предусмотренное законом право обязать ответчика (организацию водопроводно-коммунального хозяйства) заключить еще один договор в отношении того же МКД. (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.09.2020 года по делу А66-7907/2019).
Договор N 183/ОИ носит длящийся характер, не является договором поставки. Федеральный закон от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не регулирует правоотношения между сторонами в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении требований.
Доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.04.2021 по делу N А21-1066/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1066/2021
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление", ФГБУ ЖКС N1 ф-ла "ЦЖКУ" Минообороны России поБФ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ВОДОКАНАЛ"