г. Москва |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А40-115570/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Левченко Н.И., Савенкова О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Киселевым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АПК "Неман" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2021 по делу N А40-115570/20 по иску АПК "Неман" (ИНН 7734007806, ОГРН 1037739297760) к Департаменту городского имущества г. Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423) третье лицо: Управление Росреестра по Москве об обязании осуществить кадастровый учет земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Платонов Ю.А. - удостоверение адвоката N 4579 от 27.03.2003, по доверенности от 18.03.2021;
от ответчика: Путенко М.В. по доверенности от 29.12.2020, диплом 107718 0526364 от 08.07.2016;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
АПК "Неман" обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы об обязании осуществить кадастровый учет земельного участка площадью 25 157 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, Неманский проезд, владения 15-18.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, при принятии решения по делу, судом нарушены нормы материального права и процессуального права.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании против доводов жалобы возражал, отзыв на жалобу не направил.
Третье лицо, уведомленное судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явилось, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 05 апреля 2021 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, в 1981 году на основании распоряжения Исполкома Мосгорсовета от 23.07.1981 г. N 1208р Московскому городскому Совету Всероссийского добровольного общества автомотолюбителей было отведено два земельных участка общей площадью 1,3 га по Неманскому проезду в районе Строгино (Ворошиловский район) за счет земель Кунцевской птицефабрики на строительство двух временных охраняемых открытых автостоянок на 500 машиномест для Производственного комбината хранения и технического обслуживания транспортных средств индивидуальных владельцев.
В соответствии с решением Исполкома Моссовета от 03.08.1988 г. N 1647 все образуемые автостоянки было предложено организационно включать в Союз автостояночных и гаражно-строительных кооперативов при Московском городском совете В ДО AM.
Разрешительным письмом Управления регулирования застройки и отвода земель от 19.11.1987 г. N 10/1759-р Московскому городскому совету Всероссийского добровольного общества автомотолюбителей был отведен дополнительный земельный участок площадью около 1,0 га во владении 13 по Неманскому проезду под расширение за счет средств граждан открытых охраняемых автостоянок NN 5, 93 на 280 машино-мест с доведением общей вместимости до 560 машино-мест сроком на 8 лет с предложением Московскому городскому совету ВДОАМ оборудовать открытые автостоянки легкими сборно-разборными покрытиями за счет граждан.
Решением исполкома Ворошиловского райсовета народных депутатов г. Москвы от 01.11.1989 г. был зарегистрирован Устав Автостояночного потребительского кооператива "Неман" по адресу предоставленного под размещение автостоянок земельного участка: г. Москва, Неманский проезд, владение 13.
Впоследствии, в связи с дополнительно предоставленным под размещение автостоянки земельным участком, решением исполкома Хорошевского райсовета народных депутатов г. Москвы от 27.03.1991 г. N 427 устав Автостояночного потребительского кооператива "Неман" при Хорошевском исполкоме райсовета народных депутатов был зарегистрирован в новой редакции по адресу: г. Москва, Неманский проезд, владение 13, 15.
В 1985-86 гг. по согласованию с Райисполкомом за счет сил и денежных средств членов автостоянки была произведена засыпка заболоченной территории, прилегающей к МКАД. 03.11.1997 г. между Московским земельным комитетом (в настоящее время - Департамент городского имущества города Москвы) и Автостояночным потребительским кооперативом "Неман" был заключен договор краткосрочной аренды земельного участка N М-08-501562 площадью 24 804 кв.м по адресу: г. Москва, Неманский проезд, владение 13, для эксплуатации металлических гаражей боксового типа на 737 машино-мест (из них 242 льготники - пенсионеры, а также ветераны военных действий и ветераны труда), без изменения функционального назначения, сроком на 1 год.
Поскольку обязательства по заключенному договору краткосрочной аренды продолжали исполняться сторонами и после истечения срока его действия, заключенный договор аренды продолжал действовать на неопределенный срок на основании п. 2 ст. 621 ГК РФ.
30 мая 2002 года между Московским земельным комитетом и Автостояночным потребительским кооперативом "Неман" был заключен краткосрочный договор аренды земельного участка N М-08-504573 площадью 26 104 кв.м по адресу: г. Москва, Неманский проезд, владение 13-15, что также соответствовало ранее предоставленному 01.11.1989 г. земельному участку.
Срок договора был также установлен на 1 год с возможностью его продления на неопределенный срок на основании п. 2.4 заключенного договора аренды.
До истечения срока действия заключенного договора аренды, 24.04.2003 г. земельный участок с кадастровым номером 77:08:0008007:12 площадью 26 104 кв.м был снят с кадастрового учета Московским земельным комитетом.
Истец указывает на то, что Автостояночный кооператив "Неман" продолжал пользоваться предоставленным земельным участком, оплачивая арендную плату и имея заключенные договоры на подключение к энергоснабжению и телефонной связи.
29 января 2008 года, земельный участок площадью 26 104 кв.м с кадастровым номером 77:08:0008007:12 был вновь поставлен на кадастровый учет. В 2010 году АПК "Неман" обратился с заявлением о включении предоставленного ему земельного участка в программу "Народный гараж".
25 ноября 2010 г. Территориальное Управление Департамента земельных ресурсов города Москвы в СЗАО обратилось к АПК "Неман" с уведомлением N 33-ИТ8-321/10 о прекращении с 01.03.2011 г. договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008007:12.
Одновременно 15 декабря 2010 года распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы N 4671 были уточнены границы земельного участка с кадастровым номером 77:08:0008007:12 и письмом территориального управления в Северо-Западном управлении административного округа города Москвы Департамента земельных ресурсов города Москвы от 20.12.2010 г. N 33-2Т8-905/Ю-(10)-1 было подтверждено проведение работы по уточнению границ земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, Неманский проезд, вл. 12-14 в целях реализации городской программы "Народный гараж", что также соответствовало целям и инициативам АПК "Неман".
Письмом Департамента земельных ресурсов города Москвы N 33-ИТ8-74/11 от 09.03.2011 г. процедура расторжения договора аренды земельного участка N М-08- 504573 от 30.05.2002 г. была приостановлена, действие заключенного договора аренды было продлено на неопределенный срок в силу закона.
Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 24.05.2011 г. N 2116 границы предоставленного АПК "Неман" земельного участка с кадастровым номером 77:08:008007:12 были уточнены, утвержден адресный ориентир данного земельного участка - г. Москва, Неманский проезд, владение 15-18.
Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 24.05.2011 г. N 2117 была утверждена схема расположения земельного участка по адресному ориентиру: г. Москва, Неманский проезд, владение 12-14, на кадастровой карте территории.
Распоряжением Префекта Северо-Западного административного округа города Москвы от 22.06.2011 г. N 767-рп был утвержден Акт выбора земельного участка для проектирования и строительства наземного гаража-стоянки по адресу: г. Москва, Неманский проезд, владение 12-14, район Строгино, согласно приложению.
13 декабря 2011 года распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы N 5489 были уточнены границы земельного участка с кадастровым номером 77:08:008007:12.
Одновременно распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы N 5490 земельный участок с кадастровым номером 77:08:008007:12 был разделен на два земельных участка, расположенных по адресам: г. Москва, Неманский проезд, владение 12-14 и г. Москва, Неманский проезд, владение 15-18.
Кроме того, распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 13.12.2011 г. N 5499 были отменены распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы N 2116 и N 2117.
Распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы N N 5489, 5490, 5499 были направлены Департаментом земельных ресурсов города Москвы Автостояночному потребительскому кооперативу "Неман" для выполнения кадастровых работ.
Письмом Департамента городского имущества города Москвы от 25.02.2013 г. N ЗЗ-И-1248/13 земельный участок с кадастровым номером 77:08:0008007:12 был снят с государственного кадастрового учета, в связи с чем, раздел указанного земельного участка не был произведен.
Постановлением Правительства Москвы от 16.07.2015 г. N 444-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка уличнодорожной сети - участка МКАД от проспекта Маршала Жукова до Волоколамского шоссе" была определена установленная проектом межевания характеристика земельного участка, предоставленного Автостояночному потребительскому кооперативу "Неман", в размере 2,56 га (Приложение 1, Проект планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участка МКАД от проспекта Маршала Жукова до Волоколамского шоссе).
Автостояночным потребительским кооперативом "Неман" на основании договора от 19.12.2017 г. были проведены кадастровые работы и 18.04.2018 г. подготовлен межевой план земельного участка площадью 25 157 кв.м с утверждением местоположения Департаментом городского имущества города Москвы.
Адресный ориентир земельного участка: г. Москва, Неманский проезд, вл. 15-18. 11 апреля 2019 г. АПК "Неман" обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением об издании распорядительного акта утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Истец направил в адрес Департамента городского имущества города Москвы претензию от 20.03.2020 г. исх. N 5, содержащую просьбу к Департаменту городского имущества города Москвы совершить действия по постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 25 157 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, Неманский проезд, владения 15-18.
В ответе от 21.04.2020 г. N ДГИ-1-30301/20-1 на полученную претензию Департамент городского имущества города Москвы указал на факт прекращения земельноправовых отношений с Автостояночным потребительским кооперативом "Неман" и отсутствие оснований для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка по адресу: г. Москва, Неманский проезд, владение 15-18 в прежних границах за счет средств бюджета города Москвы, а также на отсутствие зарегистрированных прав на объекты гаражного назначения, расположенные на испрашиваемом земельном участке.
Со ссылкой на вышеуказанные обстоятельства, истец обратился с иском об обязании ответчика осуществить кадастровый учет земельного участка площадью 25 157 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, Неманский проезд, владения 15-18.
Рассмотрев заявленные исковые требования, суд первой инстанции указал, что согласно п. 2 ст. 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
В соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.28 Федерального Закона с 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, не являющихся самовольными постройками.
Кроме того, согласно ст. 39.14 ЗК РФ формирование земельных участков осуществляется на основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Предварительное согласование предоставления земельного участка осуществляется Департаментом в рамках оказания государственной услуги по обращению правообладателя объекта недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке, в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее Административный регламент) (приложение 21).
Согласно п. 2.4.1 Административного регламента в качестве заявителей на оказание вышеуказанной государственной услуги могут выступать физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений расположенных на испрашиваемом земельном участке.
По данным Департамента на испрашиваемых земельных участках расположены объекты гаражного назначения, права на которые в ЕГРН не зарегистрированы.
Сведения о постановке гаражей на государственный кадастровый учет как объектов капитального строительства в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" также отсутствуют.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении зданий, помещений осуществляется по заявлению правообладателей данных объектов недвижимости, а также лиц, приобретающих права на такие объекты.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в отношении данных строений указанным лицам необходимо обратиться с соответствующими заявлениями в государственный орган, уполномоченный на осуществление кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество, с приложением необходимых документов, тогда как ответчик не является органом, осуществляющим кадастровый учет недвижимого имущества, и соответственно снятием и постановкой такого имущества на кадастровый учет, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Анализируя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что они фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
При этом судебная коллегия считает необходимым отклонить доводы жалобы заявителя, исходя из следующего.
Управление Росреестра по Москве осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона от 13.07.2015 N 218 - ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иных нормативно-правовых актов.
Частью 2 ст. 1 Закона о регистрации установлено, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно ч. 7 ст. 1 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей; то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ч.1 ст. 14 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона о недвижимости предусмотрен список лиц, имеющих право обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав.
Для постановки на кадастровый учет земельных участков по общему правилу представляются следующие документы, подготовленные в результате проведения кадастровых работ кадастровым инженером (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости, ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"), а именно межевой план.
Он представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках
Такой документ составляется в отношении земельных участков. Это следует из ч. 1, 2 ст. 22 Закона о недвижимости. Требования к межевому плану приведены в ст. 22 Закона о недвижимости. Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921;
Межевой план должен представляться на кадастровый учет в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера (ч. 4 ст. 21 Закона о регистрации недвижимости).
Согласно ч. 5 ст. 15 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется:
1)в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона;
2)в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
3)в связи с образованием, прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости;
4)в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание, сооружение либо в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
5)в отношении здания, являющегося многоквартирным домом, и помещений, являющихся общим имуществом в таком доме, одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета расположенных в таком доме квартир;
6)в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости;
7)в отношении образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в установленном федеральным законом порядке) и которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства;
8)в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
9)в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
10)в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
11) в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, по данным Департамента на испрашиваемых земельных участках расположены объекты гаражного назначения, права на которые в ЕГРН не зарегистрированы.
Сведения о постановке гаражей на государственный кадастровый учет как объектов капитального строительства в порядке, также отсутствуют.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении зданий, помещений осуществляется по заявлению правообладателей данных объектов недвижимости, а также лиц, приобретающих права на такие объекты.
Таким образом, в отношении данных строений указанным лицам необходимо обратиться с соответствующими заявлениями в государственный орган, уполномоченный на осуществление кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество, с приложением необходимых документов.
Между тем, Департамент городского имущества г. Москвы не является органом, осуществляющим кадастровый учет недвижимого имущества, и соответственно снятие и постановка такого имущества на кадастровый учет.
Кроме того, по актуальным сведения Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 77:08:0008007:12 общей площадью 26104 кв.м., снят с государственного кадастрового учета 27.03.2013 и имеет статус "архивный".
При совокупности изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2021 по делу N А40-115570/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-115570/2020
Истец: АВТОСТОЯНОЧНЫЙ "НЕМАН"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО Г.МОСКВЕ