г. Хабаровск |
|
28 июля 2021 г. |
А73-2251/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска: Мигинова А.О.;
от Общества с ограниченной ответственностью "АРТ": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АРТ"
на решение от 29.03.2021 по делу N А73-2251/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска
к Обществу с ограниченной ответственностью "Арт"
о признании недействительным разрешения, об обязании демонтировать рекламную конструкцию
УСТАНОВИЛ:
Департамент муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска (далее - департамент, ДМС г.Хабаровска) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным разрешения N 44968 от 02.06.2020, выданного Обществу с ограниченной ответственностью "АРТ" (далее - общество, ООО "АРТ") на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выполненной в виде отдельно стоящего стенда 3x6, площадью информационного поля 36 кв.м. способом распространения рекламной информации статично, расположенной по адресу: г. Хабаровск, ул. Шелеста, д. 81; об обязании демонтировать данную рекламную конструкцию.
Решением суда от 26.04.2021 требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы ООО "АРТ" указывает, что департаментом не представлено надлежащего обоснования (в порядке применения положений части 5.8 статьи 19 Закона N 38-ФЗ) невозможности включения используемого обществом с марта 2019 года на законных основаниях спорного места для размещения рекламной конструкции в новую Схему размещения рекламных конструкций.
В судебном заседании 29.06.2021 представитель общества поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель департамента не признал позицию заявителя жалобы, по основаниям, указанным в отзыве.
Судебное разбирательство откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ.
В судебном заседании от 27.07.2021 апеллянт участия не принимал; представитель департамента настаивал на законности судебного решения.
Исследовав материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы и отзыва, заслушав пояснения участников процесса, апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что департаментом обществу выдано разрешение N 44968 сроком с 02.06.2020 по 01.06.2027 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выполненной в виде отдельно стоящего стенда 3x6, площадью информационного поля 36 кв.м. способом распространения рекламной информации статично, расположенной по адресу: г. Хабаровск, ул. Шелеста, д. 81.
Рекламная конструкция ООО "АРТ" установлена в соответствии со Схемой размещения рекламных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденной постановлением Администрации города Хабаровска от 15.04.2014 N 1454.
Согласно названному разрешению место установки и эксплуатации вышеуказанной рекламной конструкции определено в схеме размещения рекламных конструкций за N 1405.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 21.12.2020 N 4226 "О внесении изменений в постановление администрации города Хабаровска от 15.04.2014 N 1454 "Об утверждении размещения рекламных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск" данная конструкция исключены из Схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск.
Ссылаясь на то, что разрешение не соответствуют новой Схеме размещения рекламных конструкций, департамент, действующий в соответствии с пунктами 2.4 и 2.5 Положения о Департаменте муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска, утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 N 452, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к тому, что выданное разрешение на основании пункта 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе подлежит признанию недействительными, а установленная рекламная конструкция подлежит демонтажу, поскольку место размещения рекламной конструкции ООО "АРТ" исключено из Схемы размещения рекламных конструкций.
Возражения апеллянта сводятся к несогласию с данным выводом.
В силу пункта статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (часть 5 статьи 19).
Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 данной статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Согласно положениям части 20.1 статьи 19 Закона о рекламе, в случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме и разрешение на установку и эксплуатацию такой рекламной конструкции было признано недействительным по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 20 настоящей статьи, владельцу рекламной конструкции выплачивается компенсация за счет средств соответствующего местного бюджета.
Постановлением Администрации города Хабаровска N 4226 от 21.12.2020 "О внесении изменений в постановление администрации города Хабаровска от 15.04.2014 N 1454 "Об утверждении размещения рекламных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск" спорная конструкция, принадлежащая ООО "АРТ", удалена из "Схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск".
Пунктом 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) по иску органа местного самоуправления.
Из изложенных норм следует, что законодатель предоставил органам местного самоуправления право в судебном порядке признавать ранее выданные разрешения недействительными в случае их несоответствия вновь утвержденной схеме размещения рекламных установок либо ранее утвержденной схеме размещения рекламных установок с учетом внесенных в нее изменений. При этом Законом о рекламе для таких случаев предусмотрена выплата владельцу рекламной конструкции компенсации за счет средств соответствующего бюджета.
Принимая во внимание, что спорное место рекламной конструкции ООО "АРТ" исключено из Схемы размещения рекламных конструкций, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что выданное разрешение на основании пункта 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе подлежит признанию недействительным, а установленная рекламная конструкция - демонтажу.
Размещение конструкции на той или иной территории по результатам конкурсных процедур (в том числе с заключением договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции) с учетом вышеприведенных норм права не может служить препятствия для приведения фактического местоположения спорных объектов в соответствие с действующими правилами их размещения на территории муниципального образования.
В данном случае демонтаж рекламной конструкции является последствием признания недействительным разрешения на установку рекламной конструкции.
При этом апелляционный суд отмечает, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключен на срок действия разрешения, а положениями пункта 7.3.10 договора признание разрешения недействительным в судебном порядке является основанием для расторжения договора в связи с односторонним отказом Департамента.
Апелляционный довод о том, что департаментом не представлено надлежащего обоснования (в порядке применения положений части 5.8 статьи 19 Закона N 38-ФЗ) невозможности включения используемого обществом с марта 2019 года на законных основаниях спорного места для размещения рекламной конструкции в новую Схему размещения рекламных конструкций, отклоняется судом второй инстанции, поскольку фактически сводится к несогласию с постановлением Администрации города Хабаровска от 21.12.2020 N4226, которое в установленном порядке не оспорено, незаконным не признано.
Более того, данный нормативный правовой акт администрации города Хабаровска согласован с субъектом Российской Федерации и опубликован (обнародован) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.
Кроме того проект постановления администрации города Хабаровска "О внесении изменений в постановление администрации города Хабаровска от 15.04.2014 N 1454 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа "город Хабаровск" согласован с городским Советом предпринимательства при мэре города Хабаровска, который образован постановлением администрации города от 05.05.2015 N1563 в целях учета интересов предпринимателей и защите их прав.
Учитывая изложенное выше, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.04.2021 по делу N А73-2251/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "АРТ" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 08.06.2021 N 163, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2251/2021
Истец: Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска
Ответчик: ООО "Арт"