г. Санкт-Петербург |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А56-4512/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19749/2021) ООО "Дипси-Трейд" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2021 по делу N А56-4512/2021 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению ООО "Дипси-Трейд"
к Краснодарской таможне
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дипси-Трейд" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Краснодарской таможни от 24.12.2020 N 103 09 000-1536/2020 о назначении административного наказания по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 7 781 руб. 71 коп..
Решением суда от 05.05.2021, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Податель жалобы указывает, что таможенным органом и судом не установлено нарушения количественного состава товара, качественных характеристик товара, классификационного кода товара, в связи с чем правонарушение Обществом не совершено. Ссылается на то, что транспортные расходы не могут быть учтены в составе таможенной стоимости.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Краснодарской таможней на основании статей 80, 310, 313, 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) проведена проверка таможенных и иных документов и (или) сведений, представленных ООО "Дипси-Трейд" при таможенном декларировании товаров 44 группы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее ТН ВЭД) (страна происхождения - Россия), по декларации на товары (далее - ДТ) N 10309202/260419/0001667.
В соответствии с таможенной процедурой экспорта по ДТ был задекларирован товар (проверяемые товары): - "Пиломатериалы обрезные из бука, доска обрезная (FAGUS ORIENTALIS)", классифицированные в подсубпозицию 4407 92 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС российского происхождения.
Таможенная стоимость товаров заявлена ООО "Дипси-Трейд" в графе 45 ДТ и определена обществом по стоимости сделки с вывозимыми товарами (1 метод) с учетом положений, установленных пунктом 11 Правил без дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары.
В ходе таможенного декларирования величина таможенной стоимости товаров в ДТ была заявлена ООО "Дипси-Трейд", согласно выставленного инвойса, без дополнительных начислений в соответствии с пунктом 17 Правил.
По результатам проведенного Прикубанским таможенным постом Краснодарской таможни контроля таможенная стоимость товаров, задекларированных по ДТ принята по первому методу таможенной оценки.
Поставка товаров, оформленных по вышеуказанной ДТ, осуществлялась в счет исполнения обязательств по контракту от 01.04.2019 N 0104/19, заключенному ООО "Дипси-Трейд" с фирмой "MODIRIATE SADERAT VA TEJARATE DATIS ALBORZ" (Иран) (покупатель).
Согласно п. 1.1 контракта ООО "Дипси-Трейд" (Продавец, Россия) принимает на себя обязательство продать и поставить, а иранская фирма (Покупатель) принимает на себя обязательство принять и оплатить товар (лесо- и пиломатериалы).
П. 1.2, п.2.2 контракта оговорено, что поставляемое количество и цена товара, указываются в проформах / инвойcax на каждую партию товара и устанавливается в рублях.
В соответствии с п. 3. 1 контракта поставка товара будет осуществляться на условиях Инкотермс 2010 в соответствии с проформой/инвойсом на каждую партию товара.
Согласно инвойсу, выставленному ООО "Дипси-Трейд" иностранной фирме, поставка товара осуществлена на условиях FCA-Майкоп.
Закупка пиломатериалов ООО "Дипси-Трейд" по ДТ осуществлялась у ИП Герасимовой О.И. на основании договора от 23.04.2019 N 113, по условиям которого покупатель обязан обеспечить приемку товара со склада поставщика (г.Апшеронск).
Следовательно, в структуру таможенной стоимости следовало включить доставку до места вывоза товара (г.Майкоп).
В ходе проверки ООО "Дипси-Трейд" по запросу Краснодарской таможни была представлена калькуляция себестоимости пиломатериалов, задекларированных по ДТ. Указанная калькуляция была представлена на этапе таможенного декларирования и после выпуска товаров для проведения проверки после выпуска товаров.
Вместе с тем в представленной калькуляции отсутствуют:
- прямые затраты: сырье и материалы, транспортные расходы, зарплата основных рабочих, налоги на заработную плату основных рабочих, электроэнергия и т.д.;
- косвенные затраты: общехозяйственные расходы, карантин растений.
Более того, представленная калькуляция на этапе таможенного декларирования содержит противоречивые сведения с калькуляцией, представленной в ходе проведения проверки после выпуска товаров. Выявленные в ходе проверки таможенных, иных документов и (или) сведений обстоятельства и полученные документы свидетельствуют о недостоверном заявлении таможенной стоимости вывозимых товаров по ДТ.
Вследствие чего, тaмoжeннaя стоимость товаров, задекларированных по ДТ, не может быть определена методом по стоимости сделки с вывозимыми товарами. Пунктами 9, 10 постановления Правительства РФ от 16 декабря 2019 г. N 1694 "Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации" определено, что в случае если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена с использованием метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами, таможенная стоимость таких товаров определяется с использованием либо метода по стоимости сделки с идентичными товарами, либо метода по стоимости сделки с однородными товарами, либо метода сложения. В случае если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена с использованием вышеуказанных методов, применяется резервный метод.
В ходе исследования возможности использования методов по стоимости сделки с идентичными/однородными товарами не выявлена ценовая информация по идентичным/однородным товарам, проданным для вывоза из Российской Федерации в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары, и вывезенными из Российской Федерации в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (вывозимые) товары, и соответствующая требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2019 г. N 1694 "Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации".
В ходе исследования, проведенного на предмет возможности использования метода сложения, установлено, что не все компоненты таможенной стоимости, предусмотренные пунктами 30-32 постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2019 г. N 1694 "Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации", имеются в распоряжении таможенного органа.
С учетом изложенного, таможенная стоимость товаров, задекларированных по ДТ, может быть определена резервным методом на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3).
По результатам проведенной проверки принято решение о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ.
На основе ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, произведен расчет скорректированной таможенной стоимости товаров. Санкт-Петербургской таможней в адрес ООО "Дипси-Трейд" направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
В ходе проверки таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров, задекларированных ООО "Дипси-Трейд" по ДТ, установлено нарушение п. 10 ст. 38 ТК ЕАЭС согласно которому таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, которое повлекло занижение суммы подлежащих уплате таможенных платежей. Задолженность погашена ООО "Дипси-Трейд" добровольно в полном объеме.
По факту недостоверного декларирования товаров ОКТС Краснодарской таможни в отношении ООО "Дипси-Трейд" было возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановлением таможни от 24.12.2020 N 103 09 000-1536/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 7 781 руб. 71 коп.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Согласно статье 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
При помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, используется декларация на товары.
К сведениям, подлежащим указанию в декларации на товары, относятся сведения о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и статистической стоимости (пункт 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии со статьей 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров.
Согласно пункту 14 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 настоящего Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
В силу пункта 4 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров.
Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливает Правительство Российской Федерации (часть 2 статьи 23 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191 утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации (далее - Правила N 191, действовавшие на момент декларирования товара по спорной ДТ).
В соответствии с пунктом 7 Правил N 191 основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 191 таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил, при одновременном выполнении следующих условий:
а) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением тех, которые ограничивают географический регион, где товары могут быть перепроданы, или которые существенно не влияют на стоимость товаров;
б) продажа товаров или их цена не зависят от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17 - 22 настоящих Правил могут быть произведены дополнительные начисления;
г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с оцениваемыми (вывозимыми) товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
Согласно пункту 16 Правил N 191 ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме.
При этом пунктом 17 Правил N 191 установлены дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате.
В силу пункта 19 Правил N 191 при определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров не производятся дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, кроме дополнительных начислений, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил.
Пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", при оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
В рассматриваемом случае из материалов дела усматривается, что таможенная стоимость товара, задекларированного по ДТ N 10309202/260419/0001667, определена Обществом в соответствии с Правилами N 191 (пункт 11) по стоимости сделки с вывозимыми товарами. Таможенная стоимость определена на основании стоимости товара без дополнительных начислений, предусмотренных пунктом 17 Правил N 191.
Выводы таможенного органа о недостоверном заявлении Обществом сведений о таможенной стоимости товара основаны исключительно на том, что в калькуляции стоимости товара, представленной Обществом при таможенном декларировании и в ходе последующей камеральной таможенной проверки, отсутствуют: прямые затраты: сырье и материалы, транспортные расходы, зарплата основных рабочих, налоги на заработную плату основных рабочих, электроэнергия и так далее; косвенные затраты: общехозяйственные расходы, карантин растений.
Вместе с тем, доводы Таможни о том, что Обществом не включены в калькуляцию стоимости сведения о транспортных расходах, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что пунктом 3.1 Контракта предусмотрено, что товар, предусмотренный к поставке, поставляется на условиях Инкотермс 2010 в соответствии с инвойсом к Контракту на каждую партию товара.
Согласно инвойсу, выставленному ООО "Дипси-Трейд" иностранной фирме, поставка товара осуществлена на условиях FCA-Майкоп; аналогичные условия поставки указаны в ДТ N 10309202/260419/0001667.
Согласно Инкотермс 2010 по условиям поставки FCA "Free Carrier"/"Франко перевозчик" продавец осуществляет передачу товара, прошедшего таможенную очистку для вывоза указанному покупателем перевозчику, в обусловленном месте.
Таким образом, расходы на перевозку, страховые платежи по условиям поставки FCA Инкотермс 2010 несет покупатель, в связи с чем указанные расходы не могут учитываться в структуре таможенной стоимости.
Апелляционный суд принимает во внимание также письмо компании "MODIRIATE SADERAT VA TEJARATE DATIS ALBORZ" от 25.07.2020 N 25.07, в котором иностранный контрагент сообщил о самостоятельной транспортировке груза (товара) в рамках Контракта.
Из материалов дела также усматривается, что исходя из представленных Обществом в обоснование стоимости закупленного товара у ИП Бражникова С.Ю. документов (договор поставки от 01.07.2019, товарные накладные, платежные поручения) следует, что отгрузка осуществляется со склада поставщика, то есть ИП Бражникова С.Ю., местом нахождения которого является г. Майкоп.
В материалы дела не представлены доказательства осуществления Обществом транспортных расходов именно по спорной поставке, учитывая, что товар находился в г. Майкопе и по условиям поставки FCA, Майкоп, передавался иностранному контрагенту также в Майкопе.
При этом, Таможней не установлено, что покупателем товара - компанией "MODIRIATE SADERAT VA TEJARATE DATIS ALBORZ" (либо привлеченной иностранным контрагентом транспортной компанией) были произведены в адрес Общества (или иного лица в пользу Общества) какие-либо иные платежи, помимо указанных в инвойсе от 25.04.2019 N 2504/19-1, притом, что в силу пункта 16 Правил N 191 ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) иному лицу в пользу продавца.
Ссылки таможенного органа на то, что услуги по карантинному фитосанитарному контролю не были включены Обществом в калькуляцию себестоимости товара, также отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку таможенным органом не доказано, что данные расходы были компенсированы Обществу иностранным контрагентом сверх суммы, оплаченной по инвойсу от 25.04.2019 N 2504/19-1.
Таким образом, суд апелляционной инстанции констатирует, что Таможней не установлено и не доказано наличие ограничений, предусмотренных пунктом 11 Правил N 191, препятствующих применению метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами, равно как и не установлено наличие предусмотренных пунктом 17 Правил N 191 дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, которые в обязательном порядке должны быть включены в структуру таможенной стоимости. Данные обстоятельства не отражены ни в акте проверки от 23.03.2020 N 10309000/211/230320/А0006, ни в решении от 13.05.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10309202/260419/0001667, ни в оспариваемом постановлении от 24.12.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-1536/2020.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также отмечает, что декларирование спорного товара производилось Обществом в соответствии с Правилами N 191, в то время как в решении от 13.05.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N10309202/260419/0001667, таможенная стоимость рассчитана таможенным органом в соответствии с Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2019 N 1694 (далее - Правила N 1064), которые на момент вывоза товара не действовали.
При этом, корректировка таможенной стоимости произведена не только в соответствии с иным нормативным актом - Правилами N 1694, но и по иному методу определения таможенной стоимости товара - по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3) на основании ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, которая не была и не могла быть известна Обществу при декларировании спорного товара.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что Таможней не установлено и не доказано, что Обществом при декларировании товара по ДТ N 10309202/260419/0001667 заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товара, которые повлекли занижение размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов. Осуществление таможенным органом по результатам проверки после выпуска товара корректировки таможенной стоимости спорного товара по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3) на основании ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, равно как и оплата заявителем доначисленных в результате такой корректировки таможенных платежей, не свидетельствуют сами по себе о заявлении недостоверных сведений о таможенной стоимости при первоначальном декларировании Обществом товара.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности Таможней наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, постановление Таможни от 24.12.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-1536/2020 подлежит признанию незаконным и отмене.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов о наличии состава правонарушения обстоятельствам дела, с вынесением по делу нового судебного акта.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 мая 2021 года по делу N А56-4512/2021 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Краснодарской таможни от 24 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении N 10309000-1536/2020 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дипси-Трейд" к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4512/2021
Истец: ООО "ДИПСИ-ТРЕЙД"
Ответчик: Краснодарская таможня