город Ростов-на-Дону |
|
30 июля 2021 г. |
дело N А32-53708/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.
при участии:
от истца - представитель Бенделиани Т.Н., доверенность от 10.04.2020;
от Департамента имущественных отношений Краснодарского края - представитель Сергиенко И.Г., доверенность от 13.01.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ООО "Сельскохозяйственная компания "Октябрь", Калининского районного казачьего общества, Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2021 по делу N А32-53708/2020
по иску ООО "СК "Октябрь"
к ответчикам - Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Калининскому Районному казачьему обществу
о признании недействительным договора и применении последствий недействительности сделки
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная компания "Октябрь" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Калининскому районному казачьему обществу со следующими требованиями:
признать недействительной сделкой договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 государственной собственности сельскохозяйственного назначения от 13.09.2019 N 0000007074;
применить последствия недействительности сделки в виде возложения на Калининское районное казачье общество обязанности возвратить земельный участок с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 Департаменту имущественных отношений Краснодарского края;
обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, направить в адрес истца проект договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 1 л.д. 37).
Решением от 23.04.2021 признан недействительной сделкой договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 государственной собственности сельскохозяйственного назначения от 13.09.2019 N 0000007074.
Применены последствия недействительности сделки в виде возложения на Калининское районное казачье общество обязанности возвратить земельный участок с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 Департаменту имущественных отношений Краснодарского края.
Суд обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского края организовать в порядке статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации торги в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1378, площадью 25050 кв.м, имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край. Калининский район, в границах плана СПК "Октябрь".
В удовлетворении требования об обязании направить в адрес истца проект договора, отказано.
Решение мотивировано тем, что договор аренды спорного земельного участка является недействительным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку заключен департаментом в нарушение действующего законодательства без проведения торгов с нарушением публичных интересов. В соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации требование по возврату спорного земельного участка в распоряжение департамента подлежит удовлетворению. С учетом обязанности департамента провести торги на право получения в аренду спорного земельного участка для соблюдения установленной Земельным кодексом Российской Федерации процедуры предоставления земельного участка (статья 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации), требование об обязании департамента направить в адрес истца проект договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером удовлетворению не подлежит.
Дополнительным решением от 16.06.2021 с Департамента имущественных отношений Краснодарского края и Калининского районного казачьего общества в пользу ООО "СК "Октябрь" взысканы расходы по оплате государственной пошлины по иску по 3000 рублей.
Не согласившись с решением от 23.04.2021, стороны обжаловали его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ООО "СК "Октябрь" указал на незаконность решения в части отказа в удовлетворении требований, просил его отменить и в указанной части и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении требования об обязании Департамента имущественных отношений Краснодарского края направить истцу проект договора аренды спорного земельного участка как участнику аукциона, сделавшему предпоследнее предложение о цене предмета аукциона. Данное требование подлежало удовлетворению на основании пункта 25 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации. Судом установлено, что предпоследнее предложение о цене предмета аукциона сделано главой КФХ Шевченко А.В., однако его поведение было признано недобросовестным. По мнению заявителя, судом неправомерно применены нормы пункта 26 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации. Решение в части обязания Департамент имущественных отношений Краснодарского края организовать проведение новых торгов не восстановит права истца.
В дополнении к жалобе заявитель указал на незаконность дополнительного решения о распределении судебных расходов и просил отменить его.
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края также обжаловано решение в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель указал на то, что истец обращался с заявлением о предоставлении спорного земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации 03.08.2018. Заявление рассмотрено в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, издан приказ N 2558 от 26.11.2018, извещение о приеме заявления о намерении участвовать в аукционе размещено в сети Интернет и обнародовано администрацией Старовеличковского сельского поселения Калининского района. Поскольку подано 2 заявления на участие в аукционе, письмом от 25.01.2019 истцу отказано в предоставлении спорного земельного участка. С момента проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка до момента заключения спорного договора прошел почти год, в течение этого периода истец не заявлял о своих правах. Требования истца не конкретизированы (оспаривается договор как ничтожных либо по основаниям оспоримости), не рассмотрено соблюдение сроков исковой давности. Публичные интересы не нарушены, так как публичные процедуры Департаментом имущественных отношений Краснодарского края реализованы. Истец участвовал в аукционе на право заключения договора аренды спорного земельного участка путем подачи заявки 03.08.2018. К участию в деле не привлечены иные заинтересованные в предоставлении спорного земельного участка лица. Истец после проведения торгов с заявлением о предоставлении земельного участка не обращался, истец не является лицом, которому предоставлено преимущественное право на аренду земельного участка. У заявителя отсутствует законный интерес в обращении в суд с настоящим иском, обжалуемым решением какие-либо права истца не восстанавливаются. Обжалуемое решение противоречит судебной практике, в том числе с участием истца по аналогичному делу N А32-39508/2019 (опечатка в апелляционной жалобе, верные номер дела А32-39508/2018). По мнению заявителя, обязав Департамент имущественных отношений Краснодарского края организовать торги в отношении права аренды спорного земельного участка, суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований.
Калининским районным казачьим обществом также подана апелляционная жалоба на указанный судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что исковое заявление ответчику не поступало, в связи с чем, у общества отсутствовала возможность подготовить отзыв и заявить свои возражения. Ссылка на судебные акты по делу N А63-10753/2016, определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2014 N 08-ЭС14-1222, необоснованна. По мнению заявителя, нормы о предоставлении земельного участка гражданам и КФХ не могут применяться к ООО "СК "Октябрь". У истца отсутствует преимущественное право на заключение договора аренды, так как он не являлся пользователем участка на момент подачи заявления в Департамент имущественных отношений Краснодарского края от 03.08.2018, не участвовал в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Департаментом имущественных отношений Краснодарского края выполнены мероприятия, предусмотренные статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с отказом победителя аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка и предпоследнего участника аукциона, Департамент имущественных отношений Краснодарского края распорядился земельным участком по своему усмотрению. При этом, истец не являлся участником аукциона. Спорный договор заключен на основании заявления ответчика от 09.08.2019 в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов.
По ходатайству Департамента имущественных отношений Краснодарского края судом апелляционной инстанции организовано проведение онлайн-заседания. Однако, представитель Департамента к онлайн-заседанию не подключился, явился непосредственно в судебное заседание.
Представитель истца в судебном заседании доводы своей жалобы поддержал с учетом дополнения к ней.
Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Калининского Районного казачьего общества в заседание не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение изменению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:10:0601000:1378, по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, район Калининский, в границах плана земель СПК "Октябрь", площадью 25050 кв.м принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарский край (запись о государственной регистрации права от 17.10.2016 N 23-23/023-23/001/856/2016-3222/1 - т. 1 л.д. 30-31).
ООО "СК "Октябрь" 03.08.2018 обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 5.1, 8 статьи 10, статьи 19.2 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101.
Департаментом издан приказ от 26.11.2018 N 2558 "О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1378, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации" (т. 1 л.д. 82-87).
Извещение о приеме заявлений граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе 20.12.2018 размещено на сайте в сети Интернет http://torgi.gov.ru N 181218/0015474/12 и обнародовано администрацией Старовеличковского сельского поселения Калининского района. Последний срок приема заявлений, установленный извещением - 21.01.2019 в 16:00 (т. 1 л.д. 13-16).
В установленные извещением сроки в КГКСУ "Фонд госимущества Краснодарского края" поданы заявления о намерении участвовать в аукционе от Муренького О.С. и главы КФХ Башкатова В.В.
Учитывая наличие указанных заявлений, департамент письмом от 25.01.2019 N 52-2476/19-32-12 на основании пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации отказал ООО "СК "Октябрь" в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1378.
Извещение о проведении аукциона 06.02.2019 размещено на сайте в сети Интернет http://torgi.gov.ru N 310119/0015474/08 и обнародовано администрацией Старовеличковского сельского поселения Калининского района. Последний срок приема заявлений, установленный извещением - 14.03.2019 в 10:00 (т. 1 л.д. 20-23).
В установленные извещением сроки приняты заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 от главы КФХ Шевченко А.В., Тюльпинова С.Н., Забиранова А.Б., Чубарь Н.А., ООО "СК "Октябрь", главы КФХ Пискуна М.А. и Асратяна Р.Х.
Согласно протоколу N 8 рассмотрения заявок на участие в аукционе комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, либо в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края от 18.03.2019 допущены к участию в аукционе и признаны участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 глава КФХ Шевченко А.В., Тюльпинов С.Н., Забиранов А.Б., Чубарь Н.А., ООО "СК "Октябрь", глава КФХ Пискун М.А. и Асратян Р.Х.
В соответствии с протоколом о результатах аукциона N 8 от 19.03.2019 последнее предложение о цене предмета аукциона в сумме 201852 руб. 09 коп. внесено главой КФХ Шевченко А.В., предпоследнее предложение о цене предмета аукциона в сумме 201696 руб. 38 коп. внесено главой КФХ Шевченко А.В. Победителем аукциона признан глава КФХ Шевченко А.В. (т. 1 л.д. 9-11).
Департаментом с сопроводительным письмом от 28.03.2019 N 52-12475/19-32-12 в адрес главы КФХ Шевченко А.В. направил проект договора аренды N 0000006625 земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 для подписания и последующего представления в департамент для государственной регистрации.
Глава КФХ Шевченко А.В. в сроки, установленные пунктом 30 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации не подписан и не представлен в департамент договор аренды N 0000006625 земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:10:0601000:1378, заключенный по результатам торгов.
На основании заявления Калининского РКО от 09.08.2019 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации департаментом принят приказ от 12.09.2019 N 1868 "О заключении с Калининским районным казачьим обществом Таманского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества без проведения торгов договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 в муниципальном образовании Калининский район, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, для сельскохозяйственного производства" (т. 1 л.д. 68-69) и заключен договор аренды N 0000007074 земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 (т. 1 л.д. 56-64).
Ссылаясь на недействительность названного договора, ООО "Сельскохозяйственная компания "Октябрь" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Оспариваемый договор заключен после 01.09.2013, следовательно, к заявленным требованиям подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об основаниях и о последствиях недействительности сделок (статьи 166 - 176, 178 - 181) в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" в силу его пункта 6 статьи 3 (пункт 69 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 1 статьи 168 Кодекса за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Кодекса).
В пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от Ф от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 74 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Например, ничтожно условие договора доверительного управления имуществом, устанавливающее, что по истечении срока договора переданное имущество переходит в собственность доверительного управляющего.
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от Ф от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
В пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность заключения без проведения торгов договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации на основаниях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Однако возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.
В отношении заявления казачьего общества наличие иных заинтересованных лиц в предоставлении земельного участка Департаментом не устанавливалось, опубликование сведений о возможности предоставления участка казачьему обществу не производилось, при этом в отношении ранее поданного заявления ООО СК "Октябрь" наличие иных заинтересованных лиц устанавливалось.
В пункте 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в указанной статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 указанного Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Таким образом, если в период тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, заключается договор аренды или купли-продажи или принимается решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка с единственным заявителем.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, в течение тридцати дней со дня опубликования извещения при поступлении иных заявлений граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений отказывает заявителю в предоставлении земельного участка и обеспечивает предоставление земельного участка на торгах.
Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанные мероприятия Департаментом проведены.
Как указано выше, по результатам проведенного департаментом аукциона 06.02.2019 победителем признан глава КФХ Шевченко А.В., который отказался от подписания договора.
Предпоследнее предложение о цене предмета аукциона так же внесено главой КФХ Шевченко А.В.
Калининское РКО 09.08.2019 направило в Департамент заявление о предоставлении в аренду спорного земельного участка на основании подпункта 17 пункт 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" казачье общество представляет собой форму самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Хуторское, станичное, городское казачье общество - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Земельным кодексом к основным принципам земельного законодательства отнесены участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, а также сочетание интересов общества и законных интересов граждан (подпункты 4, 11 пункта 1 статьи 1).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства и связанных с ним целей как крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, так и казачьими обществами (статья 78). Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе с крестьянским (фермерским) хозяйством в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации для осуществления его деятельности, а также с казачьим обществом, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования на территории, определенной законами субъектов Российской Федерации (подпункты 15, 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании заявления казачьего общества Департаментом издан приказ от 12.09.2019 N 1868 "О заключении с Калининским районным казачьим обществом Таманского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества без проведения торгов договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:10:0601000:1378 в муниципальном образовании Калининский район, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, для сельскохозяйственного производства" и заключен договор аренды N 0000007074 земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:10:0601000:1378.
Между тем, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, когда указанный в заявлении земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 данного Кодекса (пункт 11 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 26 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если в течение тридцати дней со дня направления участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, а в случае, предусмотренном пунктом 24 названной статьи, также проекта договора о комплексном освоении территории этот участник не представил в уполномоченный орган подписанные им договоры, организатор аукциона вправе объявить о проведении повторного аукциона или распорядиться земельным участком иным образом в соответствии с названным Кодексом.
Однако, при наличии заявок нескольких субъектов, заинтересованных в предоставлении сформированных земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, требуется реализация публичных процедур при предоставлении участков в аренду, направленных на обеспечение законных прав и интересов неограниченного круга лиц
Действующим земельным законодательством установлен специальный порядок предоставления земельных участков для отдельных категорий землепользователей, в том числе для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, и казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования на территории, определенной законами субъектов Российской Федерации. Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, и в связи с чем, законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления. При этом земельным законодательством прямо не урегулирована ситуация, когда с заявлениями о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обратились разные субъекты, имеющие в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации право претендовать на предоставление земельных участков без торгов.
При наличии нескольких заявок, земельный участок подлежит выставлению на торги в порядке 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2014 N 08-ЭС14-1222 применительно к схожим правоотношениям сформулирована правовая позиция, согласно которой при наличии заявок нескольких субъектов, заинтересованных в предоставлении сформированных земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, требуется реализация публичных процедур при предоставлении участков в аренду, направленных на обеспечение законных прав и интересов неограниченного круга лиц.
По смыслу названных норм и разъяснений льготный порядок предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения не может быть использован в целях ограничения прав иных категорий субъектов, заинтересованных в предоставлении таких земель, а также обхода публичных процедур предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При таких условиях, предоставление казачьему обществу спорного земельного участка, при наличии ранее поданных заявлений иных субъектов на заключение договора аренды участка, без проведения публичных процедур является неправомерным.
Довод апелляционной жалобы казачьего общества и Департамента о том, что спорный договор заключен по истечении почти года после проведения торгов, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии необходимости в проведении публичных процедур при предоставлении участка в аренду на основании заявления казачьего общества. Информация о возможности предоставления участка казачьему обществу до всеобщего сведения не доводилась Департаментом.
То обстоятельство, что иные участники торгов не обращались с заявлениями о предоставлении участка после отказа Шевченко А.В. от заключения договора аренды, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Доводы о том, что у истца отсутствует преимущественное право аренды спорного участка, также отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку на наличие преимущественного права аренды истец при подаче иска не ссылался, требования основывались на несоблюдении принципа публичности при предоставлении участка казачьему обществу.
Ссылка Департамента на то, что судом не проверено соблюдение срока исковой давности по заявленному требованию отклоняется судом апелляционной инстанции, так как в силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
При рассмотрении настоящего спора в суде первой инстанции об истечении срока исковой давности не заявлялось.
В силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации последствием недействительности сделки является обязанность каждой из сторон возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия не предусмотрены законом.
С учетом норм статьи 167 Кодекса, требование о возврате спорного земельного участка в распоряжение департамента подлежит удовлетворению.
Судом обоснованно отказано в удовлетворении требования об обязании Департамента передать спорный земельный участок в порядке, предусмотренном пунктом 25 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
Основанием заявленных исковых требований является нарушение публичности при предоставлении земельного участка в аренду, помимо заявления ООО "СК "Октябрь" и Калининского РКО имелись заинтересованные лица, которые имели намерения получить право на заключение договора аренды земельного участка, участвуя в аукционе.
Данные обстоятельства подтверждают обязанность Департамента провести торги на право получения в аренду данного земельного участка. Для соблюдения установленной Земельным кодексом Российской Федерации процедуры предоставления земельного участка, департамент должен повторно провести торги на право получения в аренду спорного земельного участка в порядке статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод Департамента о том, что к участию в деле не привлечены иные заинтересованные в предоставлении спорного земельного участка, признается несостоятельным.
Обжалуемое решение не затрагивает права иных лиц, заинтересованных в предоставлении спорного земельного участка, напротив решением Департамент обязан провести мероприятия, направленные на выявление таких лиц и обеспечение их права на участие в торгах.
Довод заявителей жалобы о том, что при принятии решения об обязании Департамента провести торги на право заключения спорного договора, суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований, необоснован.
Согласно пункту 4 статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.
В связи с тем, что договор аренды земельного участка от 13.09.2019 N 0000007074 признан недействительным, суд первой инстанции в соответствии с пунктом 4 статьи 166 Кодекса правомерно определил судьбу спорного земельного участка. Обязание Департамента организовать в порядке статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации на право аренды участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1378, применено судом первой инстанции именно как последствия недействительности спорного договора.
Ссылки ответчиков на судебные акты по делу N А32-39508/2018 не принимается во внимание судом апелляционной инстанции. Предметом спора по названному делу являлись иные фактические обстоятельства, а именно решение о проведении торгов на право аренды земельных участков было принято департаментом по собственной инициативе (не по заявлению заинтересованных лиц), заявляя об участии в аукционе, истец на наличие исключительных прав на получение земли в аренду без торгов не ссылался, торги на право заключения спорного по делу земельного участка были отменены решением собственника, в связи с установлением наличия на участках сооружений (каналов).
При таких условиях, уд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не усматривает.
В связи с оставлением решения без изменения, дополнительное решение о взыскании с ответчиков в пользу истца расходов по уплате государственной пошлины по иску также изменению не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2021 по делу N А32-53708/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Сельскохозяйственная компания "Октябрь" (ОГРН 1072333000343, ИНН2333012101) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-53708/2020
Истец: ООО "СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ "ОКТЯБРЬ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Калининское Районное в лице атамана Кривоносова Валерия Владимировича, Калининское РКО
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9883/2021
30.07.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9534/2021
16.06.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53708/20
23.04.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53708/20