г. Самара |
|
30 июля 2021 г. |
дело N А72-15490/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Колодиной Т.И., Барковской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Объединенные электрические сети" - Неделькин Д.Б., доверенность от 12.04.2021, диплом N 3688 от 30.07.2010,
от муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "город Новоульяновск" - Любавина Ю.В., довеернность от 12.05.2021, диплом N 121997 от 24.02.2011,
от муниципального учреждения "Финансовый отдел муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области" и от третьего лица представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 4 апелляционную жалобу муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "город Новоульяновск" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 мая 2021 года по делу N А72-15490/2020 (судья Рыбалко И.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Объединенные электрические сети" (ОГРН 1137327001085, ИНН 7327067503) к муниципальному учреждению "Администрация муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области (ОГРН 1047300810424, ИНН 7321307741), муниципальному учреждению "Финансовый отдел муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области" (ОГРН 1047300810260, ИНН 732100168640) о взыскании.
третье лицо: муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "город Новоульяновск"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Объединенные электрические сети" (далее - истец, ООО "ОЭС") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному учреждению "Администрация муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области (далее - ответчик, Администрация) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области в лице муниципального учреждения "Финансовый отдел муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области" и муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области за счет казны муниципального образования "город Новоульяновск" в связи с неисполнением решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-1074/2019 от 27.12.2019 15 241 627,97 руб.- стоимость неотделимых улучшений, расходы по уплате государственной пошлины в размере 999,62 руб., расходы по проведению экспертизы в сумме 226 320 руб.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное учреждение "Финансовый отдел муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "город Новоульяновск".
Решением от 13.05.2021 с Муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области взыскано в субсидиарном порядке в пользу общества с ограниченной ответственностью "Объединенные электрические сети" 15 468 947,59 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 345 руб.
Исковые требования в отношении Муниципального учреждения "Финансовый отдел муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области оставлены без удовлетворения.
Администрация не согласилась с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковое заявление оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что истец не представил достаточные доказательства, подтверждающие факт принятия всех предусмотренных нормами законодательства мер для взыскания с основного должника суммы задолженности, в связи с этим отсутствуют правовые основания полагать, что требования ООО "ОЭС" не могут быть удовлетворены в рамках исполнительного производства.
Соответственно, основания для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения отсутствовали, также как и основания для удовлетворения исковых требований ООО "ОЭС".
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представитель истца отклонил доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители второго ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, с учетом мнения сторон и в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии указанных лиц.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.12.2019 по делу N А72-1074/2019 с Муниципального учреждения Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Город Новоульяновск" в пользу ООО "Объединенные электрические сети" взыскано 19 931 627,97 руб. - стоимость неотделимых улучшений, 999,62 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, 226 320 руб. в возмещение расходов по проведению экспертизы.
Во исполнение решения Арбитражного суда Ульяновской области от 27.12.2019 по делу N А72-1074/2019 выдан исполнительный лист серии ФС N 031904951 от 23.03.2020, который был направлен на исполнение в Муниципальное учреждение "Финансовый отдел муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области.
Однако, решение до настоящего времени не исполнено.
12.11.2020 истец направил в адрес Администрации претензию об оплате задолженности, которая была оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Как разъяснено в пункте 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с применением субсидиарной ответственности, предусмотренный пунктом 1 статьи 399 ГК РФ порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении либо не получил ответа на свое требование в разумный срок.
В настоящем случае требование истца к основному должнику удовлетворено решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.12.2019 по делу N А72-1074/2019. Однако, решение суда не исполнено в полном объеме.
В соответствии со статье 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ).
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно Положению о Комитете по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "город Новоульяновск", утвержденному решением Совета депутатов МО город "Новоульяновск" Ульяновской области N 1 от 12.02.2010 Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Город Новоульяновск" (далее - Комитет) является функциональным органом местного самоуправления муниципального образования "Город Новоульяновск" и наделяется настоящим Положением полномочиями по решению вопросов местного значения в области управления муниципальной собственностью муниципального образования "Город Новоульяновск" и земельных отношений в пределах предоставленных ему полномочий, но не более чем установлено действующим земельным законодательством.
В своей деятельности Комитет подчиняется главе администрации муниципального образования "Город Новоульяновск" (далее - глава администрации).
Финансирование Комитета осуществляется на основании сметы расходов за счет средств бюджета муниципального образования "Город Новоульяновск" (пункты 1.1, 1.3, 1.6 Положения о Комитете).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем и собственником имущества Муниципального казенного учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "город Новоульяновск" является Муниципальное учреждение "Администрация муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 Закона 131-ФЗ).
Согласно статье 27 Устава муниципального образования "Город Новоульяновск" Ульяновской области (принят решением Совета депутатов МО "Город Новоульяновск" Ульяновской обл. от 27.06.2013 N 54) администрация города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, который наделяется настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 3 настоящего устава, и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области. Руководство деятельностью администрации города осуществляет глава администрации города.
Структура администрации города утверждается Городской Думой по представлению главы администрации города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города, в том числе Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Город Новоульяновск".
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Муниципальное учреждение "Администрация муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области несет субсидиарную ответственность по обязательствам Муниципального учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "город Новоульяновск".
Муниципальное учреждение "Финансовый отдел муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области" не является учредителем и собственником имущества Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "город Новоульяновск", а представляет собой такой же отраслевой (функциональный) орган местного самоуправления, в полномочия которого входит исполнение бюджета муниципального образования. Поэтому МУ "Финансовый отдел муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области" не может нести субсидиарную ответственность по обязательствам Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "город Новоульяновск" и не является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в "город Новоульяновск" Ульяновской области и взыскал в субсидиарном порядке с Муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области в пользу ООО "Объединенные электрические сети" денежные средства в сумме 15 468 947,59 руб.; исковые требования в отношении Муниципального учреждения "Финансовый отдел муниципального образования "город Новоульяновск" Ульяновской области" оставлены без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика - Администрацию в соответствии со статьей 110 АПК РФ
Довод заявителя жалобы о том, что истец не предпринял всех предусмотренных нормами законодательства мер для взыскания с основного должника суммы задолженности, в связи с этим отсутствуют правовые основания полагать, что требования ООО "ОЭС" не могут быть удовлетворены в рамках исполнительного производства, отклоняется как противоречащий представленным в материалы дела доказательствами.
Из материалов дела следует, что МУ КУМИЗО МО "Город Новоульяновск" добровольно не исполнило решение Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-1074/2019.
ООО "ОЭС" 04.08.2020 направило в адрес МУ "Финансовый отдел муниципального образования "Город Новоульяновск" Ульяновской области исполнительный лист для принудительного исполнения судебного акта.
09.11.2020 МУ "Финансовый отдел муниципального образования "Город Новоульяновск" Ульяновской области уведомило истца о неисполнении требований МУ КУМИЗО МО "Город Новоульяновск" исполнительного листа по делу N А72-1074/2019 в связи с отсутствием денежных средств.
Ответчик не указал, какие другие меры должен был предпринять истец для исполнения решения.
Обжалуемое решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены решения не имеется.
От уплаты государственной пошлины ответчик освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 мая 2021 года по делу N А72-15490/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "город Новоульяновск" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
Т.И. Колодина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-15490/2020
Истец: ООО Объединенные электрические сети
Ответчик: "АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД НОВОУЛЬЯНОВСК" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МУ Администрация МО "г.Новоульяновск" Ульяновской области, МУ Финансовый отдел МО "город Новоульяновск", Финансовый отдел МО "г.Новоульяновск" Ульяновской области
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Город Новоульяновск", МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "г.Новоульяновск" Ульяновской области