город Ростов-на-Дону |
|
04 августа 2021 г. |
дело N А32-46754/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.,
судей Попова А.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матиняном С.А.,
при участии:
от истца: представитель Сурма Н.А. по доверенности от 15.12.2020;
от иных лиц, участвующих в деле: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.04.2021 по делу N А32-46754/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Тихорецк-Нафта" (ИНН 2354008184, ОГРН 1032330231207)
при участии третьего лица - общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (ИНН 7816228080, ОГРН 1037835069986)
о взыскании платы, процентов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тихорецк-Нафта" (далее - ответчик, ООО "Тихорецк-Нафта") о взыскании платы в сумме 1 580 653,20 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.07.2020 по 27.10.2020 в сумме 18 041,47 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 28.10.2020 по день фактической оплаты долга.
Определением Арбитражного суда от 11.02.2021 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Трансойл".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2021 ходатайства ОАО "РЖД", ООО "Тихорецк-Нафта" о приобщении удовлетворены, в удовлетворении ходатайства ОАО "РЖД" об отложении отказано. В удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просил решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ОАО "РЖД" указывает, что судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о том, что вагоны подавались на выставочные пути, а памятки приемосдатчика не являются доказательствами занятости путей по причинам, зависящим от ответчика. Так, п. 2.2 Инструкции определено, что запрещается производить маневровые работы по подаче и уборке вагонов с пути N 3 при наливе нефти на пути N 4 и наоборот. Ошибочен вывод суда о несвоевременности подачи и уборки вагонов, основанный на позиции ответчика о расчете времени подачи и уборки вагонов на основании суточной перерабатывающей способности. Пунктом 3.5 Правил эксплуатации предусмотрено, что о времени подачи вагонов, контейнеров перевозчик уведомляет владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов. Следовательно, подача вагонов на пути ответчика при условии уведомления за 2 часа до планируемой подачи с учетом условий договора является основанной на законе.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Тихорецк-Нафта" просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, которую просил удовлетворить, отменив решение суда первой инстанции.
Ответчик и третье лицо не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
Ходатайство ООО "Тихорецк-Нафта" об отложении судебного разбирательства ввиду занятости представителя ответчика в ином судебном заседании судом рассмотрено и отклонено.
В силу части 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине. Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий (часть 5 указанной статьи).
Указанное ответчиком обстоятельство по смыслу статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является безусловным основанием для отложения судебного заседания.
Невозможность участия в судебном заседании представителя не препятствует направлению в суд другого представителя либо обеспечения личной явки руководителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из искового заявления, с 01.05.2017 подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов локомотивом ОАО "РЖД" на железнодорожной станции Тихорецкая СКЖД с железнодорожных путей необщего пользования ООО "Тихорецк-Нафта" осуществляется в соответствии с условиями договора от 02.04.2017 N 89/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Тихорецк-Нафта".
В сентябре, октябре и ноябре 2019 года на путях общего пользования на железнодорожной станции Тихорецкая СКЖД в ожидании подачи на пути необщего пользования ответчика простаивали порожние вагоны для подачи на пути необщего пользования ответчика под погрузку в связи с занятостью фронта выгрузки.
По данному факту в соответствии с требованиями статей 39 и 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом МПС РФ 18.06.2003 N 45) и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26) истец составил акты общей формы, номера которых и даты их составления указаны в расчетах платы. Все акты общей формы были подписаны ответчиком с возражениями. В данных актах были зафиксированы обстоятельства, вызвавшие их составление с указанием причины задержки вагонов, времени начала и окончания простоя вагонов на путях общего пользования.
За нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава истец начислил ответчику плату в сумме 1 580 653,20 руб.
Истец направил в адрес ответчика претензионное письмо от 14.07.2020 N 209 о выплате в добровольном порядке платы за занятие инфраструктуры подвижным составом, оставленное ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом МПС РФ 18.06.2003 N 45), установив отсутствие вины ответчика в простое вагонов-цистерн на пути общего пользования, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 39 УЖТ РФ определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Согласно части 12 статьи 39 УЖТ РФ, если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 503-ФЗ).
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением) определяются в тарифном руководстве.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы (ч. 19 ст. 39 УЖТ РФ).
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45).
Пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.03 N 26, предусмотрено, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или Правилами перевозок грузов.
Согласно пункту 3.1 Правил N 45, факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указываются: а) причина задержки в подаче вагонов; б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию; в) время начала и окончания задержки вагонов; г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Судом первой инстанции установлено, что истребуемая плата, взимается в качестве платы за нахождение вагонов-цистерн на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика, и прибывших в адрес грузополучателя ООО "Тихорецк-Нафта".
В рассматриваемом случае в период времени с 20 сентября по 11 ноября 2019 года, возникали простои порожних вагонов. Основанием простоя порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования, согласно составленных по данному факту актов общей формы, является занятость фронта погрузки ООО "Тихорецк-Нафта".
Как указывает сам истец, акты общей формы подписаны ответчиком с возражениями с указанием на то, что вагоны, простаивающие на путях станции Тихорецкая по спорным актам общей формы, подавались под погрузку без соблюдения очередности прибытия на станцию, что повлекло за собой увеличение времени нахождения вагонов на путях общего пользования до 216 часов (письмо N 01-08/2151 от 12.11.2019).
Наличие разногласий не является правовым основанием для освобождения грузополучателя от взимания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Как верно установлено судом первой инстанции, занятость фронта погрузки ООО "Тихорецк-Нафта" и простои вагонов-цистерн возникали не по вине ответчика, а по вине истца.
Оценивая данное обстоятельство на предмет простоя вагонов-цистерн по вине ответчика, суд первой инстанции правомерно отметил, что сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим нахождение вагонов на путях общего пользования по вине пользователя;
ОАО "РЖД" обязано представить доказательства, достоверно подтверждающие то обстоятельство, что в заявленный период простой вагонов на путях общего пользования происходил по вине ответчика.
В свою очередь, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие вины ответчика и наличие вины истца подтверждается произведенным ответчиком и изученным судом первой инстанции анализом занятости подъездных путей на основании памяток на подачу и уборку вагонов, по результатам которого выявлено следующее.
В сутки 20.09.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 03 часа 55 минут, а путь N 4 простаивал 03 часа 20 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 15 часов 20 минут, а путь N 4 - 15 часов 55 минут.
Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2579, 2580, 2581, 2582, 2583, 2584.
В сутки 23.09.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 08 часов 45 минут, а путь N 4 - 6 часов 30 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 03 часа 50 минут, а путь N 4 - 05 часов 00 минут.
Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2609, 2610, 2611, 2612, 2613, 2614, 2615, 2616, 2617, 2618, 2619, 2620.
В сутки 24.09.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 07 часов 40 минут, а путь N 4 - 4 часа 40 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 3 часа 35 минут, а путь N 4 - 04 часа 50 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2621, 2622, 2623, 2624, 2625, 2626, 2627, 2628, 2629.
В сутки 25.09.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 07 часов 55 минут, а путь N 4 - 5 часов 55 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 05 часов 00 минут, а путь N 4 - 06 часов 00 минут.
Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2630, 2631, 2632, 2633, 2634, 2635, 2636, 2637, 2638, 2639, 2640, 2641.
В сутки 26.09.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 09 часов 40 минут, а путь N 4 - 5 часов 35 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 4 часа 00 минут, а путь N 4 - 04 часа 40 минут.
Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2642, 2643, 2644, 2645, 2646, 2647, 2648, 2649, 2650, 2651, 2652, 2653, 2654, 2656.
В сутки 27.09.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 7 часов 00 минут, а путь N 4 - 6 часов 40 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 2 часа 55 минут, а путь N 4 - 05 часов 35 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2655, 2657, 2656, 2658, 2659, 2660, 2661, 2662, 2663, 2664, 2665.
В сутки 28.09.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 8 часов 55 минут, а путь N 4 - 6 часов 50 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 03 часа 55 минут, а путь N 4 - 05 часов 05 минут.
Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2666, 2667, 2668, 2669, 2670, 2671, 2672, 2673, 2674, 2675, 2676, 2677.
В сутки 29.09.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 10 часов 30 минут, а путь N 4 - 6 часов 00 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 4 часа 40 минут, а путь N 4 - 05 часов 05 минут.
Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2678, 2679, 2680, 2681, 2682, 2683, 2684, 2685, 2686, 2687, 2688, 2689, 2690, 2692.
В сутки 30.09.2019 путь N 4 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 1 час 40 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 43 часа 30 минут, а путь N 4 - 19 часов 30 минут.
Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2690, 2692, 2691, 2693, 2694, 2695.
В сутки 01.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 10 часов 10 минут, а путь N 4 - 07 часов 55 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 3 часа 45 минут, а путь N 4 - 04 часа 45 минут.
Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2693, 2694, 2695, 2696, 2697, 2698, 2699, 27000, 2701, 2702, 2703, 2704.
В сутки 02.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 08 часов 35 минут, а путь N 4 - 6 часов 05 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 04 часа 10 минут, а путь N 4 - 06 часов 15 минут.
Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2705, 2706, 2707, 2708, 2709, 2710, 2711, 2712, 2713, 2714, 2715,2716.
В сутки 03.10.019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 08 часов 25 минут, а путь N 4 - 05 часов 25 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 05 часов 25 минут, а путь N 4 - 05 часов 55 минут.
Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2717, 2718, 2719, 2720, 2721, 2722, 2723, 2724, 2725, 2726, 2727, 2728.
В сутки 04.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 10 часов 20 минут, а путь N 4 - 7 часов 05 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 4 часа 20 минут, а путь N 4 простаивал 5 часов 40 минут.
Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2729, 2730, 2731, 2732, 2733, 2734, 2735, 2736, 2737, 2738, 2739, 2740.
В сутки 05.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 03 часа 35 минут, а путь N 4 - 2 часа 35 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 1 час 10 минут, а путь N 4 - 01 час 40 минут.
Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2741, 2742, 2743, 2744, 2745, 2746.
В сутки 10.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 04 часа 25 минут, а путь N 4 - 3 часа 20 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 01 час 40 минут, а путь N 4 - 02 часа 25 минут.
Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2792, 2793, 2794, 2795, 2796, 2797, 2798, 2799, 2800.
В сутки 11.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 07 часов 55 минут, а путь N 4 - 06 часов 05 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 2 часа 35 минут, а путь N 4 - 03 часа 40 минут.
Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2801, 2802, 2803, 2804, 2805, 2806, 2807, 2808, 2809, 2810, 2811, 2812.
В сутки 12.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 04 часа 05 минут, а путь N 4 - 03 часа 15 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 8 часов 10 минут, а путь N 4 - 09 часов 00 минут.
Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2813, 2814, 2815, 2816, 2817, 2818, 2819, 2820, 2821.
В сутки 13.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 2 часа 40 минут, а путь N 4 - 1 час 25 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 17 часов 05 минут, а путь N 4 - 20 часов 00 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2822, 2823, 2824, 2825, 2826.
В сутки 14.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 10 часов 00 минут, а путь N 4 - 11 часов 10 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 06 часов 55 минут, а путь N 4 простаивал 04 часов 25 минут.
Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2827, 2828, 2829, 2830, 2831.
В сутки 15.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 03 часа 30 минут, а путь N 4 - 02 часа 50 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 00 часа 40 минут, а путь N 4 - 01 час 00 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2832, 2833, 2834, 2835, 2836, 2837.
В сутки 16.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 02 часа 35 минут, а путь N 4 - 01 час 40 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 18 часов 30 минут, а путь N 4 - 20 часов 45 минут.
Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2838, 2839, 2840, 2841, 2842, 2843, 2844, 2845, 2846, 2847, 2848, 2849, 2850.
В сутки 17.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 03 часа 10 минут, а путь N 4 - 01 часов 40 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 10 часов 30 минут, а путь N 4 простаивал 13 часов 20 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2851, 2852, 2853, 2854, 2855, 2856, 2857, 2858.
В сутки 18.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 04 часа 35 минут, а путь N 4 - 3 часа 00 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 03 часа 45 минут, а путь N 4 - 04 часа 50 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2859, 2860, 2861, 2862, 2863, 2864, 2865, 2866, 2867, 2868, 2869, 2870.
В сутки 19.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 10 часов 40 минут, а путь N 4 - 07 часов 05 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 3 часа 00 минут, а путь N 4 простаивал 04 часа 55 минут.
Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2871, 2872, 2873, 2874, 2875, 2876, 2877, 2878, 2879, 2880, 2881, 2882, 2883, 2884, 2885.
В сутки 20.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 06 часов 25 минут, а путь N 4 - 04 часа 35 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 2 часа 55 минут, а путь N 4 - 04 часа 00 минут.
Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2886, 2887, 2888, 2889, 2890, 2891, 2892, 2893, 2894, 2895, 2896, 2897.
В сутки 21.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи 2Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 02 часа 55 минут, а путь N 4 - 4 часа 15 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 7 часов 00 минут, а путь N 4 - 04 часа 25 минут.
Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2898, 2899, 2900, 2901, 2902, 2903, 2904, 2905, 2906, 2907, 2908.
В сутки 22.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 06 часов 20 минут, а путь N 4 - 4 часа 55 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 09 часов 00 минут, а путь N 4 - 07 часов 05 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2909, 2910, 2911, 2912, 2913, 2914, 2915, 2916, 2917, 2918, 2919.
В сутки 23.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 06 часов 55 минут, а путь N 4 - 08 часов 15 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 8 час 40 минут, а путь N 4 - 04 часа 15 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2920, 2921, 2922, 2923, 2924, 2925, 2926, 2927, 2928, 2929, 2930.
В сутки 25.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 01 час 15 минут, а путь N 4 - 00 часов 55 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 14 часов 25 минут, а путь N 4 - 14 часов 40 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2931, 2932, 2933.
В сутки 26.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 04 часа 25 минут, а путь N 4 - 04 часа 10 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 2 часа 00 минут, а путь N 4 - 04 часа 30 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2934, 2935, 2936, 2937, 2938, 2939, 2940, 2941, 2942, 2943, 2944.
В сутки 27.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 02 часа 45 минут, а путь N 4 - 01 час 45 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 10 часов 15 минут, а путь N 4 - 06 часов 40 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2945, 2946, 2947, 2948, 2949, 2950, 2951, 2952, 2953.
В сутки 28.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 02 часа 10 минут, а путь N 4 простаивал 00 часов 35 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 24 часа 35 минут, а путь N 4 простаивал 25 часов 00 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2951, 2952, 2953, 2954, 2955, 2956.
В сутки 29.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 06 часов 20 минут, а путь N 4 простаивал 03 часа 55 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 02 часа 05 минут, а путь N 4 - 03 часа 20 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2957, 2958, 2959, 2960, 2961, 2962, 2963, 2964, 2965, 2966, 2967, 2968.
В сутки 30.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 06 часов 40 минут, а путь N 4 - 04 часа 40 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 3 часа 20 минут, а путь N 4 - 05 часов 25 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2969, 2970, 2971, 2972, 2973, 2974, 2975, 2976, 2977, 2978, 2979, 2980, 2981, 2982, 2983.
В сутки 31.10.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 04 часа 55 минут, а путь N 4 - 02 часа 50 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 02 часа 30 минут, а путь N 4 - 03 часа 35 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2984, 2985, 2986, 2987, 2988, 2989, 2990, 2991, 2992, 2993, 2994, 2995.
В сутки 01.11.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 06 часов 30 минут, а путь N 4 - 04 часа 30 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 5 часов 05 минут, а путь N 4 - 06 часов 15 минут.
Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 2996, 2997, 2998, 2999, 3000, 3001, 3002, 3003, 3004, 3005, 3006, 3007.
В сутки 02.11.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 09 часов 45 минут, а путь N 4 - 07 часов 00 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 03 часа 30 минут, а путь N 4 - 05 часов 20 минут.
Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 3008, 3009, 3010, 3011, 3012, 3013, 3014, 3015, 3016, 3017, 3018, 3019, 3020, 3021, 3022.
В сутки 03.11.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 05 часов 25 минут, а путь N 4 - 04 часа 25 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 2 часа 50 минут, а путь N 4 - 03 часа 40 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 3023, 3024, 3025, 3026, 3027, 3028, 3029, 3030, 3031.
В сутки 04.11.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 07 часов 20 минут, а путь N 4 - 05 часов 10 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 1 час 50 минут, а путь N 4 - 02 часа 55 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 3032, 3033, 3034, 3035, 3036, 3037, 3038, 3039, 3040, 3041, 3042, 3043.
В сутки 05.11.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 03 часа 05 минут, а путь N 4 - 02 часа 25 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 10 часов 40 минут, а путь N 4 - 11 часов 30 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 3044, 3045, 3046, 3047, 3048, 3049, 3050, 3051, 3052.
В сутки 06.11.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 10 часов 25 минут, а путь N 4 - 06 часов 20 минут.
С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 3 часа 25 минут, а путь N 4 - 04 часов 50 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 3053, 3054, 3055, 3056, 3057,3058, 3059, 3060, 3061, 3062, 3063, 3064, 3065, 3066, 3067.
В сутки 07.11.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 08 часов 35 минут, а путь N 4 - 05 часов 15 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 2 часа 55 минут, а путь N 4 - 04 часа 05 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 3068, 3069,3070, 3071, 3072, 3073, 3074, 3075, 3076, 3077, 3078, 3079.
В сутки 08.11.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 08 часов 10 минут, а путь N 4 - 04 часа 35 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 3 часа 30 минут, а путь N 4 - 04 часов 45 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 3080, 3081, 3082, 3083, 3084, 3085, 3086, 3087, 3088, 3089, 3090, 3091, 3092, 3092, 3094.
В сутки 09.11.2019 путь N 3 простаивал с момента подачи "Уведомления о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Формы N ГУ-2Б ВЦ" до момента уборки вагонов с п/пути ООО "Тихорецк-Нафта" 08 часов 05 минут, а путь N 4 - 01 час 50 минут. С момента уборки вагонов до момента следующей переподачи вагонов путь N 3 простаивал 1 час 55 минут, а путь N 4 - 03 часа 10 минут. Несвоевременная уборка и подача вагонов подтверждается совместными документами памятками на подачу и уборку вагонов N 3095, 3096, 3097, 3098, 3099, 3100, 3101, 3102, 3103.
Согласно условиям пункта 12 договора от 12.04.2017 N 89/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Тихорецк-Нафта" при станции Тихорецкая СКжд, установлена суточная перерабатывающая способность по наливу нефти - 270 вагонов-цистерн, при соблюдении технологического времени налива 54 вагонов-цистерн за 4 часа.
Таким образом, истец принял на себя обязательства по договору осуществлять подачу-уборку вагонов каждые 24 минуты.
Довод заявителя жалобы о том, что судом первой инстанции неверно сделан вывод о том, что подача и уборка вагонов рассчитывается на основании суточной перерабатывающей способности, установленной в договоре N 89/2 от 12.04.2017, и истец не имел возможности исполнять договор на условиях, установленных в нем, не принимается судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Пунктом 2.3. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 26) установлено, что в договорах на подачу и уборку вагонов устанавливаются технологические сроки оборота вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В рассматриваемом случае, в договоре N 89/2 от 12.04.2017 указана суточная перерабатывающая способность ж.д. пути необщего пользования в количестве 270 цистерн, в соответствии с которой рассчитывается технологическое время налива, которое, как будет указано ниже, истец может соблюдать. В свою очередь, истец не представил контррасчет времени уборки вагонов, не заявил о порочности положений договора в части отсутствия прямого указания в нем на сроки на уборку вагонов с мест погрузки, следовательно, основания для неисполнения договора, на установленных в нем условиях, у истца отсутствовали.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, ответчик в указанный в иске период времени не нарушал технологическое время налива, однако погрузка 270 вагонов-цистерн в сутки не выполнена по причине длительных переподач вагонов со стороны истца.
Судом первой инстанции из приведенного ответчиком анализа установлено, что занятость фронта возникла по независящим от ответчика причинам, а по вине истца, выраженной в несвоевременной уборке груженных составов с подъездного пути необщего пользования ответчика.
Анализ занятости путей необщего пользования, из которого следовало бы, какое количество вагонов на каждом из выставочных путей находилось на момент начала времени простоя, отсчет которого велся истцом, и подтверждающий занятость путей необщего пользования по причинам, зависящим от ответчика, вопреки доводам жалобы, истцом не представлен.
Представленные истцом акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов и памятки приемосдатчика фиксируют исключительно временной отрезок прибытия и продолжительность грузовой операции, а не причины и обстоятельства задержки вагонов, доказывание которых необходимо для установления вины грузополучателя (ответчика).
Истец не доказал невозможность подачи вагонов на выставочные пути, используемые ответчиком, вследствие их занятости по вине последнего.
Таким образом, вина ответчика в простое вагонов-цистерн на пути общего пользования, указанных в иске, отсутствует, простой вагонов возник по вине истца в связи нарушением оборота вагонов.
При указанных обстоятельствах, ОАО "РЖД" не исполнило надлежащим образом бремя доказывания по делу.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2021 по делу N А32-19617/2020.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности по требованию о взыскании задолженности.
Так, в расчете к исковому заявлению, в числе суммы исковых требований, имеется требование о взыскании платы за простой вагонов в период времени с 20.09.2019 по 18.10.2019.
При этом заключенный сторонами договор от 12.04.2017 N 89/2 регулируется положениями "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности установлен в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (пункт 1 статьи 197 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 126 УЖТ РФ установлено, что иски перевозчиков к грузоотправителям, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Учитывая изложенное, право требования внесения платы за сверхнормативное нахождение вагонов на ж.д. путях возникло у истца с момента оформления им актов общей формы на окончание простоя вагонов.
Судом первой инстанции установлено, что 14.07.2020 истец направил в адрес ответчика претензионное письмо с предложением об уплате задолженности.
В силу пунктов 3, 4 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры.
Статья 124 УЖТ РФ устанавливает, что перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии.
Ответчик, применяя по аналогии данную норму закона, в течение установленного срока рассмотрел полученную претензию и о результатах ее рассмотрения 23.07.2020 уведомил в письменной форме заявителя.
В соответствии с пунктом 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019) течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении).
В рассматриваемом случае моментом направления претензии является 14.07.2020, моментом получения отказа в удовлетворении претензии 23.07.2020, следовательно, течение срока исковой давности для истца приостанавливается на 9 (девять) календарных дней.
Учитывая, что иск предъявлен 28.10.2020, с учетом приостановки течения срока исковой давности, специальный годичный срок исковой давности истекает для требований истца, предъявленных с 20.09.2019 по 18.10.2019.
Срок исковой давности по требованиям, предъявленным с 19.10.2019, не пропущен.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку судом правомерно отказано в удовлетворении требования о взыскании суммы основного долга (платы), требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации также обоснованно признано не подлежащим удовлетворению.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2021 по делу N А32-46754/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
А.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46754/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Тихорецк-Нафта"
Третье лицо: ООО "Трансойл"