город Ростов-на-Дону |
|
04 августа 2021 г. |
дело N А32-50599/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Романовым А.А.,
при участии:
от ответчика: Деревенец И.В. по доверенности от 19.05.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2021 по делу N А32-50599/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт"
о взыскании платы за нахождение подвижного состава на путях общего пользования, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ответчик, порт) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций в размере 194752 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 5170,33 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на задолженность, начиная с 20.11.2020.
Решением суда от 25.05.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
ОАО "РЖД" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило его отменить, удовлетворить требования в полном объёме.
В обоснование жалобы истец ссылается на то, что суд необоснованно указал в решении о нарушении истцом сроков уборки порожних вагонов с путей порта по причинам, зависящим от перевозчика, не обеспечив прием порожних вагонов на выставочные пути;
- суд не учел наличие актов общей формы о занятости выставочных путей станции Новороссийск в период отставления от движения;
- вывод суда об увеличении истцом технологического срока оборота вагонов на время длительности интервала подачи вагонов ошибочен.
В судебном заседании представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения.
Истец явку представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя ответчика, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, правоотношения между ОАО "РЖД" и ПАО "Новороссийский морской торговый порт" регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги N 325/2 от 27.03.2017 (далее - договор N 325/2).
Согласно п. 11 договора на железнодорожном подъездном пути необщего пользования, принадлежащего ПАО "Новороссийский морской торговый порт", устанавливается технологический срок оборота вагонов - 13 часов.
Как указывает истец, в период с августа по декабрь 2019 года вагоны, следующие в поездах с индексами N N 5254-673-5209, 4384-268-5210, 8307-099-5210, 8307-100-5210, 6255-029-5210, 8307-132-5210, 8307-153-5210, были задержаны (отставлены от движения) в пути следования на промежуточных станциях.
Данные случаи "бросания" поезда допущены в связи с нарушением ответчиком - грузополучателем технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 договора (13 часов).
Так, поезд с индексом 5254-673-5209 в количестве 63 вагона с грузом уголь задержан на ст. Махачкала СКВ жд 23.12.2019 в 11-25 час., отправлен 31.12.2019 в 19-47 час., повторно задержан на ст.Минеральные Воды 02.01.2020 в 6-39 час., отправлен 02.01.2020 в 10-18 час. Поезд прибыл на станцию назначения Новороссийск 04.01.2020.
Истцом для начисления платы за нахождение 6 вагонов на путях ОАО "РЖД" оформлен акт общей формы N 15/178 от 05.01.2020. Акты подписаны представителем ответчика с возражениями.
Нормативный срок доставки вагонов N N 64288202, 64457427, 64457500, 64457526, 64457534, 64457765, согласно данных, внесенных перевозчиком на станции Бочаты ЗСБжд в транспортную накладную N ЭХ178237 опредлен 26.12.2019.
Согласно претензии от 10.03.2020 N 20/91 по факту задержки 6 вагонов в ж/д составе в пути следования истец начислил ответчику плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 45658,80 рублей.
Истцом требования заявлены о плате за нахождение вагонов на путях общего пользования, следующих в поезде с индексом 4384-268-5210, задержанным на ст. Махачкала СКВ жд 23.12.2019 в 11-25 час., отправленным 31.12.2019 в 19-47 час., повторно задержанным на ст.Минеральные Воды 02.01.2020 в 6-39 час., отправленным 02.01.2020 в 10-18 час. Поезд прибыл на станцию назначения Новороссийск 04.01.2020.
Истцом для начисления платы за нахождение 6 вагонов на путях ОАО "РЖД" оформлен акт общей формы N 15/178 от 05.01.2020 г. Акт подписан представителем ответчика с возражениями.
Нормативный срок доставки вагонов, согласно данных, внесенных перевозчиком на станции Бочаты ЗСБжд в транспортную накладную N ЭХ178237 - 26.12.2019.
Согласно претензии от 10.03.2020 N 20/90 по факту задержки 6 вагонов в ж/д составе в пути следования истец начислил ответчику плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 24 904,80 руб.
Поезд с индексом 8307-99-5210 в количестве 61 вагон с грузом уголь задержан на ст. Разъезд 9 км СКВ жд 18.08.2019 г. в 10-35 час., отправлен 22.08.2019 в 15-16 час. Поезд прибыл на станцию назначения Новороссийск 23.08.2019.
Истцом для начисления платы за нахождение 18 вагонов на путях ОАО "РЖД" оформлен акты общей формы N 15/6462, 15/6463, 15/6464 от 23.08.2019 Акты подписаны представителем ответчика с возражениями.
Нормативный срок доставки вагонов, согласно данных, внесенных перевозчиком на станции отправление в транспортные накладные - 20.08.2019, 21.08.2019.
Согласно претензии от 22.09.2019 N 19/1703 по факту задержки вагонов в ж/д составе в пути следования истец начислил ответчику плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 31 406,40 руб.
Поезд с индексом 8307-100-5210 в количестве 57 вагонов с грузом уголь задержан на ст. Мечетинская СКВ жд 18.08.2019 в 10-12 час., отправлен 22.08.2019 г. в 7-54 час. Поезд прибыл на станцию назначения Новороссийск 23.08.2019.
Истцом для начисления платы за нахождение 18 вагонов на путях ОАО "РЖД" оформлен акты общей формы N 15/6466-15/6474 от 24.08.2019. Акты подписаны представителем ответчика с возражениями.
Нормативный срок доставки вагонов, согласно данных, внесенных перевозчиком на станции отправление в транспортные накладные - 20.08.2019, 21.08.2019, 22.08.2019.
Согласно претензии от 20.09.2019 N 19/1704 по факту задержки вагонов в ж/д составе в пути следования истец начислил ответчику плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 68 521,60 руб.
Поезд с индексом 6255-029-5210 в количестве 63 вагона с грузом уголь задержан на ст. Разъезд СКВ жд 26.08.2019 в 23-42 час., отправлен 30.08.2019 в 8-14 час. Поезд прибыл на станцию назначения Новороссийск 30.08.2019.
Истцом для начисления платы за нахождение 9 вагонов на путях ОАО "РЖД" оформлены акты общей формы N N 15/6555, 15/6556 от 31.08.2019. Акты подписаны представителем ответчика с возражениями.
Нормативный срок доставки вагонов, согласно данных, внесенных перевозчиком на станции отправление в транспортные накладные - 26.08.2019, 27.08.2019.
Согласно претензии от 20.09.2019 N 19/1706 по факту задержки вагонов в ж/д составе в пути следования истец начислил ответчику плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 11 739,60 рублей.
Поезд с индексом 8307-132-5210 в количестве 64 вагона с грузом уголь задержан на ст. Разъезд СКВ жд 04.10.2019 в 10-23 час., отправлен 06.10.2019 в 10-23 час. Поезд прибыл на станцию назначения Новороссийск 06.10.2019.
Истцом для начисления платы за нахождение 19 вагонов на путях ОАО "РЖД" оформлены акты общей формы N N 15/7283,15/7285, 15/7287, 15/7289, 15/7291 от 07.10.2019. Акты подписаны представителем ответчика с возражениями.
Нормативный срок доставки вагонов, согласно данных, внесенных перевозчиком на станции отправление в транспортные накладные - 04.10.2019, 05.10.2019.
Согласно претензии от 12.11.2019 N 19/1864 по факту задержки вагонов в ж/д составе в пути следования истец начислил ответчику плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 12 266,40 руб.
Поезд с индексом 8307-153-5210 в количестве 63 вагона с грузом уголь задержан на ст. Разъезд СКВ жд 01.11.2019 г. в 16-46 час., отправлен 02.11.2019 в 15-05 час. Поезд прибыл на станцию назначения Новороссийск 02.11.2019.
Истцом для начисления платы за нахождение 1 вагона на путях ОАО "РЖД" оформлен акт общей формы N N 15/7344 от 03.11.2019.
Акты подписаны представителем ответчика с возражениями.
Нормативный срок доставки вагонов, согласно данных, внесенных перевозчиком на станции отправления в транспортные накладные - 01.11.2019.
Согласно претензии от 12.11.2019 N 19/1862 по факту задержки вагонов в ж/д составе в пути следования истец начислил ответчику плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 354,00 рублей.
В адрес ответчика направлены претензии с требованием об оплате за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов, претензии оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, Регламентом взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, установив, что истцом допускались случаи несвоевременной уборки порожних вагонов, истцом нарушены интервалы подачи груженых вагонов, ведомости не являются доказательствами нарушения технологического оборота вагонов, в спорный период имелись неблагоприятные погодные условия в порту при выгрузке вагонов, подводились ж/д составы с более ранним сроковом доставки, пришел к выводу о том, что требования не подлежат удовлетворению.
С изложенными в апелляционной жалобе доводами судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
По условиям заключенного между истцом и ответчиком договора N 325/2 от 27.03.2017 владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от владельца в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (подпункт "в" пункта 14 договора).
Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от Пользователя, взимается по ставкам тарифного руководства. В соответствии с частью 19 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования оформляется акт общей формы.
Согласно части 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта, за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: - ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; - нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; - задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях) из-за неприема ж/д станцией назначения, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; - задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Исходя из предмета и основания иска и подлежащих применению норм материального права, в предмет доказывания по рассматриваемому делу входят следующие обстоятельства: задержка вагонов в пути следования из-за неприема станции назначения по причинам, независящим от перевозчика; причины задержки вагонов и установление лица, виновного в их задержке; наличие причинно-следственной связи между задержкой и нарушением расчетного срока доставки вагонов.
Так в материалы дела представлен акт общей формы N 6/19278 о задержке вагонов в составе 5254-673-5209 на станции Махачкала по причинам, зависящим от Порта в 11:25 час. 23.12.2019.
Суд установил, что согласно данному акту состав 5254-673-5209 прибыл на стацию Махачкала в 18-57 час. 22.12.2019 и до момента задержки в 11 -25 час. 23.12.2019 вагоны находились на данной станции в течении 16 часов 28 минут по причинам, не зависящим от ответчика.
По прибытию на станцию спорных вагонов в составе 8307-099-5210, перевозчиком оформлены акты общей формы об увеличении срока доставки N N 19/33847, 19/33849, 19/33848 от 23.08.2019.
Согласно данных актов истцом срок доставки увеличен на 3 суток по причине "отсутствие локомотива, не принадлежащего перевозчику", следовательно по причине не зависящей от порта.
Согласно представленному истцом акту общей формы N 20/27256 от 18.08.2019, спорные вагоны прибыли на ст. Разъезд 9 км еще в 23-05 час. 17.08.2019 и находились на станции по причинам, не зависящим от порта.
Акты общей формы N N 15/6555, 15/6556 от 31.08.2019, оформленные РЖД для начисления, платы подписаны Портом с возражениями следующего содержания: "Срок доставки на задержанные вагоны не истек, поскольку был увеличен на пять суток ввиду отсутствия (ожидания) локомотива, не принадлежащего ПАО "НМТП".
По прибытию спорных вагонов в составе 6255-029-5210 на станцию назначения, перевозчиком оформлены акты общей формы об увеличении срока доставки N N 19/35002,19/35003 от 30.08.2019.
Согласно данных актов истцом срок доставки увеличен на 5 суток по причине "отсутствие локомотива, не принадлежащего перевозчику", следовательно по причине не зависящей от порта.
Акты общей формы N N 15/7283,15/7285, 15/7287, 15/7289, 15/7291 от 07.10.2019, оформленные РЖД для начисления платы подписаны портом с возражениями следующего содержания: " Срок доставки на вагоны был увеличен в связи задержкой состава на ст. Сальск на 1 сутки, на ст. Тихорецкая на 1 сутки, на станции Разъезд 9 км на 1 сутки. Срок доставки был увеличен на 3 суток, поскольку был увеличен на пять суток ввиду отсутствия (ожидания) локомотива, не принадлежащего ПАО "НМТП".
По прибытию на станцию состава 8307-132-5210 перевозчиком оформлены акты общей формы об увеличении срока доставки спорных вагонов в составе 8307-132-5210 N N 19/40496, 19/40503, 19/40497, 19/40498, 19/40499, 19/40495 от 30.08.2019.
Согласно данных актов истцом срок доставки увеличен на 3 суток по причине "отсутствие локомотива, не принадлежащего перевозчику", следовательно по причине не зависящей от порта.
Истцом для начисления платы за нахождение одного вагона на путях ОАО "РЖД", прибывшего в составе 8307-153-5210, оформлен акт общей формы N N 15/7344 от 03.11.2019. Перевозчиком в дорожную ведомость N ЭТ249570 внесена следующая запись: "Груз задержан на станции СУЗУН для работы по восстановлению напряжения в контактной сети Карасус-3, срок доставки увеличивается на 3 суток, о чем составлен акт общей формы N 432 от 21.10.2019".
С учетом того, что срок доставки был нарушен на 1 сутки и при этом увеличен перевозчиком на 3-е суток, по причинам, зависящим именно от перевозчика, вина порта в нарушении срока доставки отсутствует.
Истец считает, что основанием для начисления платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени задержки вагонов в пути следования является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов и нарушение нормативного срока доставки груза.
Истец ссылается на пункт 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила МПС РФ от 18.06.2003 N 26), согласно которому основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Вышеприведенное правило регламентирует отношения сторон в части начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, задержанными в пути следования, но не платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
В соответствии с пунктом 11 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 325/2 от 27.03.2017 технологический срок оборота вагонов на железнодорожном подъездном пути необщего пользования ПАО "НМТП" составляет 13 часов.
При этом в рамках настоящего дела истец утверждает, что реальной причиной задержки поезда явилась невозможность его приема железнодорожной станцией назначения вследствие несоблюдения портом технологических сроков оборота вагонов.
Между тем, само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2019 по делу N А32-16720/2018; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2019 по делу N А32-14242/2018)
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) вносит владельцу инфраструктуры как перевозчику, плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; Согласно пункту 2.4 Тарифного руководства (Приложение к Приказу Федеральной службы по тарифам от 26.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения) плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования по ставкам Таблицы N 2.
Вместе с тем, в целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры ОАО "РЖД", распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - Регламент оформления документов).
Данным Регламентом оформления документов установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования. По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес Клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту. Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является: - акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от Клиента; - обращение Клиента, переданное и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)", реализованной в системе ЕАСАПР. Также, на станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от Клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности Клиента, может использоваться Анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)" по запросу ЕАСАПР М. Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного Анализа (пункты 4.2.1-4.2.3 Регламента).
Согласно пункту 3.9 Соглашения об оказании информационных услуг в сфере грузовых перевозок от 01.09.2018 N 611/СКТЦФТО/ЭОД/ИВУ, заключенным между истцом и ответчиком, ведомости подачи и уборки вагонов формируются и рассчитываются АС ЭТРАН на основании информации, введенной уполномоченными сотрудниками ОАО "РЖД" с первичных бумажных документов (памятки приемосдатчика, актов общей формы, актов произвольной формы), подписанных клиентом без разногласий или с учетом оговорок клиента. Расчет ведомости производится на основании порядка, определенного в Договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, заключенном между клиентом и ОАО "РЖД".
Истцом в качестве доказательства нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов, представлены ведомости подачи и уборки вагонов. В графе 4 ведомости указана дата и время подачи вагонов, дата и время завершения грузовой операции. В графе 5 ведомости указано общее время нахождения под грузовыми операциями.
Судом исследованы представленные ведомости и установлено, что ведомости подачи и уборки вагонов не подтверждают нарушение технологического оборота вагонов на путях необщего пользования на время задержки состава 5254-673-5209.
Так же из ведомостей подачи и уборки вагонов, представленных для обоснования задержки ж/д состава индекс 5254-673-5209, следует, что ответчиком допускались как случаи нарушения технологического срока обработки вагонов, так и случаи обработки вагонов со значительным опережением установленного договором N N 325/2 от 27.03.2017 технологического срока обработки вагонов.
Так, в ведомости N 125401 значительное опережение срока определено для 22 вагонов, в ведомости N 125403 для 39 вагонов, в ведомости N 125405 для 15 вагонов, в ведомости N 125406 для 14 вагонов, в ведомости N 125422 для 30 вагонов, в ведомости N 125423 на 21 вагон, по ведомости N 125426 для 14 вагонов, по ведомости N 125453 на 28 вагонов, по ведомости N125456 на 33 вагона и т.д.
Данные обстоятельства дополнительно опровергают наличие причинно-следственной связи между задержкой состава на промежуточных станциях и нарушением ответчиком технологических сроков оборота вагонов путях порта.
Так же суд установил, что со стороны порта все ведомости подачи и уборки вагонов подписаны (согласованы) с разногласиями следующего содержания "не согласны с временем в графе N 4,5. Вагоны переданы порту без учета условий договораN325/2."
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 договора N 325/498/17 от 27.03.2017 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению, с учетом интервалов подач, вагоны, поданные перевозчиком на железнодорожные выставочные пути, передаются перевозчиком и считаются переданными владельцу с момента окончания проведения приемосдаточных операций, но не ранее наступления очередного интервала подачи. Порядок эксплуатации пути необщего пользования, закрепленный в договоре N 325/2 от 27.03.2017, предусматривает определенные взаимообязательства сторон, позволяющие соблюсти баланс их интересов после прибытия груза в адрес грузополучателя в том или ином объеме.
В соответствии с пунктом 6 договора N 325/2 от 27.03.2017 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования владельца вагоны с экспортными грузами, подаются локомотивом перевозчика для Центрального и Западного района владельца - на один из свободных выставочных путей парка "Портовый" станции Новороссийск, но не более чем на три пути.
В соответствии с пунктом 6 договора N 325/2 от 27.03.2017 (в редакции дополнительного соглашения N 4 от 04.04.2018) передача вагонов с экспортными грузами на пути необщего пользования владельца производится по заявке владельца в размере единовременной подачи (не более 30 единиц) и интервалами подач, установленных по каждому району владельца в отдельности: Центральный район - 2,2 часа (2 часа 15 минут); Западный район - 3,3 часа (3 часа 20 минут).
Владелец подает перевозчику заявки на подачу вагонов на ж/д пути, на вагоны, находящиеся на станции Новороссийск, по истечение 2-х часов с момента прибытия вагонов, о прибытии которых уведомлен владелец.
Заявка подается не менее, чем за 3 часа до начала действия очередного интервала. Согласно пункту 7 договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, устанавливается не более 30 вагонов, весом брутто не более 2700 тонн.
Таким образом, независимо от объема, пребывающего в адрес грузополучателя груза, перевозчик обязан производить его подачу на пути необщего пользования: по заявкам ответчика, с учетом установленных интервалов и в количестве вагонов, не превышающим единовременную подачу (пункты 6-7 договора N 325/2 от 27.03.2017). Выполнение истцом изложенных обязательств позволяет ответчику исполнить встречные договорные обязательства, в том числе, в части соблюдения технологического срока оборота вагонов. Обязательства истца являются первичными по отношению к встречным обязательствам ответчика.
Так же акт общей формы N N 15/178 от 05.01.2020, оформленный станцией Новороссийск для начисления платы, подписан портом с возражениями следующего содержания: "С причиной задержки не согласны. Порт не отказывался от приема вагонов. Данный состав не задерживался на ст. Махачкала 23.12.2019, Минеральные Воды 02.01.2020., так как сформирован только 04.01.2020 на станции Краснодар - Сортировочный. Первичные документы о задержке состава на данных станциях порту представлены не были. Повлиять на сложившуюся ситуацию порт не мог ввиду полного отсутствия информации о задержке состава".
В доказательство переформирования состава в пути следования представлена справка из системы КСАРМ ВЦ Новороссийск, содержащая историю следования по одному из спорных вагонов N 64288202.
Согласно данной справки вагон N 64288202, следующий в групповой отправке N ЭХ178237, в 20-30 час. 02.01.2020 был отцеплен от состава с индексом 8307-192-5210 и включен в состав 5254-673-5209 в 3-23 час. 04.01.2020.
Следовательно, спорные вагоны не были готовы к подводу на станцию назначения, в связи с дальнейшим переформированием состава.
Судом установлено, что 3 вагона в составе 8307-100-52100 прибыли на станцию назначения по досылочным ведомостям N N N N Э0233833, Э0233649, Э0233752.
Согласно данным, внесенным перевозчиком в досылочные ведомости, вагоны были отцеплены перевозчиком от групповой отправки N 30216338 акт N 2/1624 от 06.08.2019, по причинам, не зависящим от ответчика.
При оформлении досылочных ведомостей перевозчиком (истцом) в разделе "Грузоотправитель" указано - начальник станции Латыши ( ДС ) код 0083262, в разделе "Станция отправления" указано - Латыши з-Сиб.жд код 871709
Вагон в количестве 1 единица в составе 8307-153-5210 также прибыл по досылочной дорожной ведомость N ЭТ299537. Согласно данным, внесенным Перевозчиком в досылочную ведомость вагон был отцеплен перевозчиком от групповой отправки NЭТ249570 акт N 9/32014 от 10.10.2019 по причинам, которые порту не известны. При оформлении досылочной ведомости перевозчиком в разделе "Грузоотправитель" указано - железнодорожная станция Алтайская (2112), в разделе "Станция отправления" указано - Алтайская 3-Сиб.ждкод 840005.
Досылочная дорожная ведомость является внутренним документом ОАО"РЖД", который заполняется перевозчиком в пути следования в случаях отцепки вагонов в пути следования от основных перевозочных документов при досылке груза на станцию назначения, а также разъединения части груза от основной отправки.
В соответствии с пунктом 9.3.2. Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом (Утверждены Приказом МПС России от 18.06.2003 N 39) Графа "Срок доставки истекает" в досылочных дорожных ведомостях не заполняется. Также Правилами перевозки груза не предусмотрен порядок исчисления сроков доставки грузов, прибывших на станцию назначения вагонов по досылочной дорожной ведомости.
Также судом установлено, что в представленных ведомостях отсутствует графа - "срок доставки истекает".
Довод истца о том, что портом не осуществлены действия по своевременной информации о непогоде отклоняется.
Истцом в материалы дела представлены справки Гидрометеорологического бюро Новороссийска о состоянии погоды по порту Новороссийск от 01.01.2020 N 1, от 21.08.2019 N 509, от 01.09.2019 N 526.
Судом установлено, что согласно справке Гидрометеорологического бюро Новороссийска о состоянии погоды в порту Новороссийск от 01.01.20 N 1 на дату задержки и в период задержки состава 5254-673-5209 был ветер более 15 м/с с порывами до 21 м/с.
Согласно справке Гидрометеорологического бюро Новороссийска о состоянии погоды в порту Новороссийск от 21.08.20 N 509 на дату задержки составов 8307-099-5210, 8307-100-5210 был ветер до 17 м/с.
Согласно справке Гидрометеорологического бюро Новороссийска о состоянии погоды в порту Новороссийск от 01.09.2020 N 526 на дату и весь период состава 6255-029-5210 на промежуточной станции были порывы ветра от 16 до 22 м/с.
В пункте 18 "Правил по охране труда при работе на высоте", утв. Приказом Минтруда России от 28.03.2014 N 155н (далее - Приказ N 155н) указано на недопустимость выполнение работ на высоте в открытых местах при скорости воздушного потока (ветра) 15-м/с и более. Согласно п. 3 Приказа N 155н к работам на высоте относятся работы, при которых существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.01.1996 N 2 утверждены "Правила охраны труда в морских портах ПОТ РО-152-31.82.03-96".
Настоящие Правила устанавливают требования охраны труда в процессе организации и выполнения погрузочно-разгрузочных работ в морских торговых портах и обязательны для выполнения всеми работниками, независимо от вида собственности организаций и предприятий.
Согласно п.п. 4.2.4 параграфа 4 "Требования безопасности при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования морских портов" данных Правил работа кранов в случаях непосредственного участия людей при строповке - отстроповке грузов допускается при скорости ветра не более 15 м/с.
Также истец в соответствии с телеграммой от 30 ноября 2018 N 22836 на основании части 4 статьи 29 УЖТ ввел ограничение погрузки грузов.
В телеграмме от 30.11.2018 указано на то, что связи с необеспечением выгрузки вагонов грузополучателями из-за неблагоприятных погодных условий, шквалистого ветра, наличия отставленных от движения вводится 50 проц. ограничение на погрузку всех видов груза назначением на ст.Новороссийск-эксп. (код 52100), Новороссийск (код 52090) в адреса всех грузополучателей сроком на 3 суток с момента получения данной телеграммы.
Порт является грузополучателем груза, следовательно, вагоны, вышедшие от грузоотправителя, должны быть им приняты.
Таким образом, следующие в адрес ответчика вагоны в составах простаивали в спорный период на путях общего пользования в связи с погодными условиями и введением железной дорогой конвенционных ограничений погрузки грузов, то есть по причинам, не зависящим от грузополучателя.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2021 по делу N А32-50599/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50599/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ОАО Новороссийский морской торговый порт, ПАО "Новороссийский морской торговый порт"