г. Тула |
|
4 августа 2021 г. |
Дело N А68-2886/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.08.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1047101138105, ИНН 7107086130) - Комарова И.В. (доверенность от 12.01.2021 N 03-42/33), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "А-Лига" (г. Тула, ОГРН 1167746257084, ИНН 7729497256), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.05.2021 по делу N А68-2886/2020 (судья Чубарова Н.И.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "А-Лига" (далее - ООО "А-Лига", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тульской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 10 по Тульской области, инспекция, регистрирующий орган) от 14.11.2019 N 19828А и решения Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее - УФНС России по Тульской области, управление) от 20.01.2020 N 07-15-1/01712 об оставлении жалобы без удовлетворения.
Определением суда от 20.01.2021 произведена замена стороны - Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области в связи с реорганизацией на ее правопреемника - УФНС России по Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 26.05.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление обжаловало его в апелляционном порядке.
ООО "А-Лига" возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, представителя в судебное заседание не направило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, что 14.11.2019 Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области принято решение N 19828А об отказе в государственной регистрации в отношении юридического лица ООО "А-Лига" на основании заявления от 07.10.2019 вх. N 19828А.
Указанным решением в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в государственной регистрации юридического лица отказано в связи с непредставлением заявителем определенного подпунктом "а" пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001.
Основанием для отказа явились следующие обстоятельства.
Из представленных документов следует, что ООО "А-Лига" 02.08.2019 обратилось в регистрирующий орган за государственной регистрацией изменений, вносимых в его учредительные документы, связанных с изменением адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождение общества из г. Москва в г. Тула.
Согласно Листу Б представленного заявления в ЕГРЮЛ подлежат внесению следующие сведения об адресе постоянно действующего исполнительного органа ООО "А-Лига", по которому осуществляется связь с юридическим лицом: 300028, Тульская область, г. Тула, ул. Болдина, дом 106, офис 11/1. В качестве документа, подтверждающего наличие у юридического лица права пользования объектом недвижимости, расположенном по новому адресу юридического лица, представлены договор субаренды нежилого помещения от 26.07.2019, заключенный между ООО "Компания деловой союз" (арендодатель) и ООО "А-Лига" (арендатор), по которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение - место в офисе по адресу: 300028, Тульская область, г. Тула, ул. Болдина, дом 106, офис 11/1, 1 этаж, общей площадью 5 кв.м.
В пакете документов также представлен договор N 11 аренды нежилого имущества от 24.06.2019, заключенный между собственником помещения ООО "Вектор" и ООО "Компания деловой союз", в соответствии с которым ООО "Вектор" передает ООО "Компания деловой союз" нежилое имущество общей площадью 22,2 кв.м, N помещения 19 по адресу: г. Тула, ул. Болдина, д. 106. Кроме того, ООО "А-Лига" представлено согласие собственника на заключение договора субаренды.
Как указано в оспариваемом решении от 14.11.2019 N 19828А, из представленных договоров аренды и субаренды не представляется возможным определить, какое именно помещение передано в субаренду ООО "А-Лига".
В целях проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений об адресе ООО "А-Лига" в соответствии с пунктом 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ 14.10.2019 принято решение о приостановлении государственной регистрации, которое в форме электронного документа направлено по указанному заявителем адресу электронной почты. Дополнительно копия решения о приостановлении направлена по адресу общества, включаемому и содержащемуся в ЕГРЮЛ. Согласно информации, размещенной на официальном сайте "Федеральной почтовой службы", почтовое отправление, направленное по адресу, указанному ООО "А-Лига" в заявлении, согласно карточке уведомления о вручении заказной корреспонденции получено главным юрисконсультом ООО "Компания деловой союз". Решение о приостановлении, направлявшееся по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ, адресатом не получено.
Для получения необходимых объяснений в адрес места жительства единственного участника и руководителя ООО "А-Лига" Сергеева М.А., проживающего в г. Москва, направлены уведомление о явке в инспекцию, а также копия решения о приостановлении. Согласно информации, размещенной на официальном сайте "Федеральной почтовой службы", корреспонденция адресатом не получена.
В регистрирующий орган 24.10.2019 посредством почтового отправления представлены пояснения юридического лица, из которых следует, что в обществе состоит 3 сотрудника, в 2018-2019 годах ООО "А-Лига" принимало участие в государственных закупках, по результатам торгов заключило 4 контракта. По мнению общества, наличие в офисе иных зарегистрированных лиц не свидетельствует о невозможности осуществлять свою деятельность по адресу, указанному в заявлении.
Кроме того, 07.11.2019 от представителя ООО "А-Лига" по доверенности 77 АГ 2426100 от 05.11.2019 Тодышева Александра Петровича получены пояснения, из которых следует, что ООО "А-Лига" занимается строительством жилых и нежилых зданий, ремонтными работами и т.д. В обществе трудоустроено 3 сотрудника. Организация состоит в СРО, что позволяет осуществлять деятельность в строительстве. Целью смены адреса общества является благоприятный инвестиционный климат на территории Тульской области, высокая конкуренция на рынке строительных организаций в г. Москва, низкая ставка налогообложения по объекту "доходы" на территории Тульской области для организаций, осуществляющих строительную деятельность. На территории Тульской области общество будет находиться по адресу: г. Тула, ул. Болдина, д. 106, оф. 11/1 на основании договора аренды, заключенного с ООО "Компания деловой союз".
Согласно акту осмотра от 29.10.2019, проведенного сотрудниками Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области, по адресу: г. Тула, ул. Болдина, д. 106 располагается 3-х этажное административное здание с цокольным этажом. Офис N 11 (11/1, 11/2, 11/3) находится на первом этаже здания. Рядом с дверью офиса N11 размещена табличка, выполненная на листе формата А4, с наименованием и графиком работы ООО "А-Лига", однако сотрудники или представители общества отсутствуют.
На момент осмотра в офисе находилась гражданка (не представилась, документов не предъявила), которая сообщила, что информацией в отношении ООО "А-Лига" не владеет, в том числе о месте нахождения общества. От дачи каких-либо пояснений и подписания акта осмотра, данная гражданка отказалась.
Представление заявления по форме Р13001 с иными, предусмотренными Законом N 129-ФЗ, документами в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица в целях обеспечения достоверности данных об адресе юридического лица ЕГРЮЛ, как это определено в пункте 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, указывает на изменение адреса места нахождения юридического лица как фактически произошедшее.
Как изложено в решении, указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что устойчивая связь с ООО "А-Лига" не обеспечивается ни по адресу, содержащемуся в государственном реестре, ни по адресу, заявленному при его государственной регистрации.
При таких обстоятельствах в решении об отказе в государственной регистрации указано, что заявление, соответствующее установленным законодательством Российской Федерации требованиям, не представлено.
Кроме того, из решения следует, что согласно, содержащимся в ЕГРЮЛ сведениям на основании гарантийных писем и договоров субаренды по адресу: г. Тула, ул. Болдина, д. 106, оф. 11 зарегистрированы ООО "Омега", ООО "Гелион", ООО "Айс", ООО "Сто-Авто", ООО "Стандарт" и ООО "Консал". При этом после регистрации вышеуказанных организаций значительная часть из них по адресу не располагаются, почтовую связь не осуществляют, что подтверждается многочисленными актами осмотра, в связи с чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись, предусмотренная подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ. Следовательно, заключение ООО "Компания деловой союз" различного видов договоров на пользование и временное владение объектами недвижимости имеют своей целью всего лишь внесение соответствующей записи в реестр без намерения осуществления деятельности.
При таких обстоятельствах регистрирующий орган пришел к выводу о том, что получение корреспонденции представителями юридического лица по доверенности является формальностью. Реальное взаимодействие ООО "А-Лига" по адресу: г. Тула, ул. Болдина, д. 106, офис N 11/1 отсутствует. Этот адрес указан в заявлении без намерения обеспечить в дальнейшем устойчивую связь юридического лица с налоговыми и другими государственными органами, а также третьими лицами, что свидетельствует о его недостоверности. Следовательно, представленное заявление не соответствует требованиям действующего законодательства и квалифицируется как непредставленное.
ООО "А-Лига" обжаловано указанное решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области в УФНС России по Тульской области, которое решением от 20.01.2020 N07-15-1/01712 оставило решение от 14.11.2019 N 19828А без изменения.
В решении УФНС России по Тульской области от 20.01.2020 N 07-15-1/01712, кроме того, указано, что согласно сведениям, содержащимся в информационном ресурсе инспекции, ООО "А-Лига" относится к рисковым организациям по следующим критериям: представление "нулевой отчетности" и отсутствие работников и лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера.
Кроме того, согласно содержащимся в ЕГРЮЛ сведениям, на основании гарантийных писем и договоров субаренды по адресу: г. Тула, ул. Болдина, д. 106, оф. 11 зарегистрированы ООО "Омега" (оф. 11/3, этаж 1), ООО "Гелион" (оф. 11), ООО "Айс" (оф. 11), ООО "Сто-Авто" (оф. 11), ООО "Стандарт" (оф. 11) и ООО "Консал" (оф. 11/2), в отношении которых в ЕГРЮЛ внесены записи о недостоверности сведений об адресе их места нахождения.
Введение дробной нумерации для офиса 11 (11/1, 11/2, 11/3 и т.д.) свидетельствует о намерении ООО "Компания деловой союз" вывести помещение из-под признака "массовости", то есть направлено на дробление одного объекта (помещения) с целью регистрации в нем как можно большего количества юридических лиц, что свидетельствует о формальной регистрации юридических лиц, и, соответственно, существенно затруднит осуществление фактической связи с юридическим лицом, в том числе доставку заявлений, уведомлений, извещений, требований или иных юридически значимых сообщений от третьих лиц (контрагентов по сделкам, контролирующих органов и т.д.), а также сделает невозможным осуществление регистрирующим органом функции контроля размещения юридического лица по месту государственной регистрации и функций контроля иными государственными органами.
То обстоятельство, что ООО "А-Лига" арендует 5 кв.м в помещении, в котором зарегистрировано 6 юридических лиц, при общей площади офиса N 11 равной 22,2 кв.м, свидетельствует о нарушениях ООО "Компания деловой союз" положений санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2003, согласно которым площадь рабочего места у работника, работающего за "Персональным компьютером", должна составлять не менее 6 кв.м. При использовании персонального компьютера без вспомогательных средств (сканера, принтера и т.п.) минимальная площадь на одно рабочее место пользователя должна составлять 4,5 кв.м.
Выдача ООО "Компания деловой союз" (ООО "Вектор") гарантийных писем, заключение различного видов договоров на пользование и временное владение объектами недвижимости имеют своей целью лишь внесение соответствующей записи в реестр без намерения осуществления юридическими лицами реальной финансово-хозяйственной деятельности.
В отношении значительной части юридических лиц (более 50), зарегистрированных по адресу: г. Тула, ул. Болдина, д. 106 с конкретизацией в государственном реестре номера офиса, помещения, этажа, в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений об их адресе, в отношении 18 организаций только в 2019 году приняты решения о предстоящем исключении из государственного реестра в связи с наличием записи о недостоверности сведений либо по указанному основанию они уже исключены из ЕГРЮЛ. Данный факт свидетельствует о том, что выдача ООО "Компания деловой союз" (ООО "Вектор") гарантийных писем, заключение различного видов договоров на пользование и временное владение объектами недвижимости имеют своей целью лишь внесение соответствующей записи в реестр без намерения осуществления юридическими лицами реальной финансово-хозяйственной деятельности.
Также управление указало, что согласно сведениям, содержащимся на сайте Почты России (pochta.ru), данная жалоба 26.11.2019 направлена обществом в управление по почте (номер почтового идентификатора 64409933643977) из г. Омск, что, в свою очередь, является крайне неудобным при условии фактического нахождения ООО "А-Лига" в г. Туле.
По мнению управления, изложенное в совокупности свидетельствует о том, что представление обществом в регистрирующий орган 07.10.2019 пакета документов для государственной регистрации направлено на внесение в ЕГРЮЛ недостоверных сведений.
При таких обстоятельствах управление пришло к выводу о том, что лицами, преследующими экономический интерес (получение прибыли) разработана специальная схема, согласно которой создается лишь видимость нахождения зарегистрированных организаций по адресу: г. Тула, ул. Болдина, д. 106, оф. 11, с целью последующей регистрации подобных юридических лиц и получения материальной выгоды.
Не согласившись с указанными решениями, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 2). В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Перечень сведений и документов о юридическом лице, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, содержится в статье 5 Закона N 129-ФЗ, к таким сведениям относится, в том числе, адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом.
Согласно части 9 статьи 14 названного Закона информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной и государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (пункт 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в изменениях, внесенных в учредительный документ юридического лица, или учредительном документе юридического лица в новой редакции и заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительный документ юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительный документ юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
в) изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, или учредительный документ юридического лица в новой редакции;
г) документ об уплате государственной пошлины;
д) документ, подтверждающий принятие Банком России решения о регистрации проспекта акций, если в учредительный документ юридического лица, являющегося непубличным акционерным обществом, внесены изменения о включении в его фирменное наименование указания на то, что оно является публичным. Форма указанного документа и требования к его содержанию устанавливаются Банком России;
е) документ, подтверждающий принятие Банком России решения об освобождении юридического лица, являющегося публичным акционерным обществом, от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, если в учредительный документ юридического лица, являющегося акционерным обществом, внесены изменения об исключении из его фирменного наименования указания на то, что оно является публичным. Форма указанного документа и требования к его содержанию устанавливаются Банком России;
ж) документ, подтверждающий факт принятия общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решения об увеличении уставного капитала общества, или решение единственного участника общества с ограниченной ответственностью об увеличении уставного капитала общества, если в устав общества с ограниченной ответственностью, утвержденный его учредителями (учредителем) или участниками (участником), внесены изменения, связанные с увеличением уставного капитала общества, на основании указанных решения общего собрания участников общества или решения единственного участника общества.
Пунктом 6 статьи 17 закона N 129-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы.
К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ).
Положения настоящего пункта не распространяются на случаи изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица осуществляется регистрирующим органом по новому месту нахождения юридического лица.
В соответствии с пунктом 3 статьи 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 указанной статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4.3 статьи 9 Закона N 129-Ф основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.
В соответствии с пунктами 4.3 и 6 статьи 9, пунктом 5 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, пунктами 5.9.52-5.9.54 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, основания, условия и способы проведения указанных и пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий утверждены Приказом N MMВ-7-14/72@ (далее - Порядок).
Как следует из положений подпунктов 2 и 3 пункта 2 Порядка, основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, являются несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России; представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в случае, если:
указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц;
находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен;
указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и так далее);
указанный адрес является адресом, в отношении которого в территориальных органах ФНС России имеется возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, представленное собственником соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) относительно внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе такого объекта недвижимости в качестве адреса юридического лица (юридических лиц);
включение в ЕГРЮЛ сведений об указанном адресе юридического лица влечет изменение места нахождения юридического лица, в отношении которого не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у такого юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам.
Пунктом 17 приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ определено, что в случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность таких сведений, регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Основания для отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 названного Закона.
Отказ в государственной регистрации допускается, в частности, в случае:
а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 данного Федерального закона;
ч) представления документов, содержащих недостоверные сведения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее - Постановление N 61), при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:
1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.);
2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
Вместе с тем судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов помимо предусмотренных Законом.
Как указано в пункте 4 Постановления N 61, учитывая, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего и исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (пункт 2 статьи 54 ГК РФ), и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации. В то же время регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие; согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ООО "А-Лига" представило в регистрирующий орган 07.10.2019 (вх. N 19828А) достаточные доказательства достоверности сведений об адресе (месте нахождения); у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации вносимых изменений об изменении его адреса.
Общество представило договор субаренды нежилого помещения от 26.07.2019, заключенный между ООО "Компания деловой союз" (арендодатель) и ООО "А-Лига" (арендатор), по которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение - место в офисе по адресу: 300028, Тульская область, г. Тула, ул. Болдина, дом 106, офис 11/1, 1 этаж, общей площадью 5 кв.м.
Представлен также договор аренды нежилого имущества от 24.06.2019 N 11, заключенный между собственником помещения ООО "Вектор" и ООО "Компания деловой союз", в соответствии с которым ООО "Вектор" передает ООО "Компания деловой союз", нежилое имущество общей площадью 22,2 кв.м по адресу: г. Тула, ул. Болдина, д. 106. Кроме того, ООО "А-Лига" представлено согласие собственника на заключение договора субаренды.
Указанный обществом при государственной регистрации адрес является действительным, фактически существует и может использоваться для размещения офисов юридических лиц.
Исходя из пункта 4 Постановления N 61 отсутствие законного представителя общества на момент осмотра помещения по новому адресу: г. Тула, ул. Болдина, дом 106, офис 11/1, до регистрации нового адреса не может свидетельствовать о невозможности установления связи с обществом по этому адресу, поскольку на момент осмотра и до момента государственной регистрации нового адреса исполнительный орган (руководитель) заявителя мог находиться по текущему адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
Таким образом, отсутствие директора, его представителей, работников и имущества общества по месту регистрации юридического лица в момент осмотра, само по себе, не свидетельствует об отсутствии ведения деятельности обществом по указанному адресу и невозможности осуществления связи с юридическим лицом по спорному адресу, кроме того, действующим законодательством не предусмотрено нахождение сотрудников общества непрерывно на рабочем месте.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество с момента заключения договора аренды должно располагаться по заявленному при государственной регистрации адресу, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку, как уже было указано, в силу пункта 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.
В этой связи до момента официальной государственной регистрации нового адреса исполнительный орган должен находиться по текущему адресу, указанному в ЕГРЮЛ (такой правовой подход соответствует позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенный в постановлении от 05.07.2018 по делу N А35-10187/2017).
При этом, несмотря на отсутствие на момент проверки представителя ООО "А-Лига", общество предприняло меры для обеспечения получения по новому адресу корреспонденции, документов, выдав доверенность на их получение работнику ООО "Компания деловой союз".
Доказательств, позволяющих прийти к выводу о том, что по адресу, заявленному для отражения в ЕГРЮЛ, связь с обществом невозможна, инспекцией не представлено.
По справедливому суждению суда, тот факт, что по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не получило почтовую корреспонденцию, не является самостоятельным основанием для вывода о недостоверности адреса (месте нахождения) заявителя. Такие обстоятельства влекут иные последствия, установленные (в том числе) пунктом 3 статьи 54, статьи 165.1 ГК РФ - несение заявителем риска последствий неполучения юридически значимых сообщений.
Письмом от 17.10.2019 N 03-08/18015 Межрайонная ИФНС России N 10 по Тульской области уведомила общество об обязанности явиться 07.11.2019 в 09 час. 30 мин. для дачи пояснений.
Обществом 23.10.2019 посредством курьерской доставки отправлены в адрес Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области письменные пояснения с приложением подтверждающих документов. В пояснения содержались доводы в подтверждение достоверности представленных на государственную регистрацию сведений.
В установленное инспекцией время (07.11.2019) была обеспечена явка представителя общества Сергеева М.А. по нотариально удостоверенной доверенности. Представителю общества были заданы вопросы относительно обстоятельств перерегистрации, представителем были даны ответы в письменном виде (письменные пояснения сданы инспектору Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области).
Инспекцией не представлено бесспорных доказательств того, что адрес общества указан без намерения его использовать для связи с третьими лицами, вследствие чего оснований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ для отказа в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ по заявлению ООО "А-Лига" от 07.10.2019 не имелось.
Статья 23 Закона N 129-ФЗ не содержит такого основания для отказа в государственной регистрации как массовая регистрация юридических лиц по одному адресу.
Из пункта 2 Постановления N 61 следует, что перечисленные в этом пункте обстоятельства дают основания считать адрес юридического лица недостоверным, если только заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
В рассматриваемом случае ООО "А-Лига" пыталось регистрирующему органу доказать (и представляло соответствующие сведения), что намерено находиться по новому адресу.
Как верно указал суд, наличие иных зарегистрированных юридических лиц в одном помещении ("адрес массовой регистрации"), но фактически там не находящихся, не может свидетельствовать о невозможности для обратившегося за регистрацией соответствующих изменений конкретного юридического лица (ООО "А-Лига") осуществлять деятельность по этому адресу, обеспечивать связь по данному адресу.
Вместе с тем, после принятия оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации изменения адреса от ООО "А-Лига" в Межрайонную ИФНС России N 10 по Тульской области повторно по электронным каналам связи 18.02.2020 поступил предусмотренный пунктом 1 и пунктом 6 статьи 17 Закона N 129-ФЗ пакет документов с целью государственной регистрации изменений его адресе, влекущего изменение места нахождения с г. Москвы на г. Тула, по результатам рассмотрения которого Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области принято решение о государственной регистрации и были внесены изменения в ЕГРЮЛ 26.02.2020 о новом адресе общества (300028, Тульская область, г. Тула, ул. Болдина, д. 106, офис 11/1).
В своих возражениях регистрирующий орган также указал, что нельзя сделать вывод о незаконности обжалуемого решения Межрайонной ИФНС России по Тульской области от 14.11.2019 N 19828А по причине последующей государственной регистрации изменений смены ООО "А-Лига" своего места нахождения с г. Москвы на г. Тула на основании решения N 2569А, поскольку решение об отказе в государственной регистрации в ноября 2019 года и о государственной регистрации в феврале 2020 года принимались по результатам рассмотрения самостоятельных пакетов документов при наличии конкретных обстоятельств.
Основанием для принятия решения от 14.11.2019 N 19828А об отказе в государственной регистрации ООО "А-Лига" послужили установленные Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области обстоятельства того, что адрес: г. Тула, ул. Болдина, д. 106, оф. 11, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.).
Письмом, зарегистрированным за номером 44, 11.04.2018 ООО "Вектор" гарантировало вновь создаваемому юридическому лицу ООО "Стандарт" предоставление юридического адреса в помещении, расположенном по адресу: 300028, г. Тула, ул. Болдина, д. 106, оф.11, с последующим заключением договора аренды в соответствии с действующим законодательством. Общество зарегистрировано в установленном действующим законодательством порядке 16.04.2018, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1187154008800. В порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, 23.04.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности содержащихся в нем сведений об адресе ООО "Стандарт", что послужило затем основанием для принятия 02.12.2019 регистрирующим органом решения о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ:
ООО "Компания деловой союз" 17.07.2019 на 11 месяцев с указанной даты заключило договор субаренды на место площадью 5 кв.м в офисе N 11, обозначив его дробным значением 11/3, с ООО "Омега" (ОГРН 1177154021967). В порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, в ЕГРЮЛ дважды внесена запись о недостоверности содержащихся в нем сведений об адресе ООО "Омега" 27.05.2019 и повторно после погашения записи от этой 11.12.2019;
ООО "Компания деловой союз" 26.07.2019 на 11 месяцев с указанной даты заключило договор субаренды на место в офисе площадью 5 кв.м, обозначив его цифровым значением 11/1, с ООО "А-Лига" (ОГРН 1167746257084);
ООО "Компания деловой союз" 01.08.2019 на 11 месяцев с указанной даты заключило договор субаренды нежилого помещения N 23/19 на место площадью 5 кв.м в офисе 11, обозначив его цифровым значением 11/2, с ООО "Консал" (ОГРН 1127154037966). В порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, 02.12.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности содержащихся в нем сведений об адресе ООО "Консал".
ООО "Компания деловой союз" 13.08.2019 на 11 месяцев с указанной даты заключило договор аренды на место в офисе N 11 площадью 4 кв.м без его дополнительного обозначения с ООО "Айс" (ОГРН 1187154019469);
Также по адресу: г. Тула, ул. Болдина, д. 106, оф. 11 при создании зарегистрированы: 10.10.2018 - ООО "Сто-Авто" (ОГРН 1187154023352). В порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ 27.05.2019, в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности содержащихся в нем сведений об адресе ООО "Сто-Авто"; 29.10.2018 - ООО "Гелион" (ОГРН 1187154025596). В порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, 24.04.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности содержащихся в нем сведений об адресе ООО "Гелион", что послужило затем основанием для принятия 06.11.2019 регистрирующим решения о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ и его исключения 19.02.2020.
Управление указало, что отдельные помещения 11/1, 11/2, 11/3 на 1 этаже здания по адресу: г. Тула, ул. Болдина, д. 106 не числятся, что позволило ему сделать вывод о том, что указание цифрового значения 1, 2, 3 через дробь к номеру офиса 11 носит временный характер, и данный адрес указывается юридическими лицами формально. По состоянию на 14.11.2019 по адресу: г. Тула, ул. Болдина, д. 106, оф. 11 зарегистрировано 6 юридических лиц, не утративших к указанной дате своей правоспособности. Кроме того, имеющимися актами неоднократно проводимых осмотров объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Болдина, д. 106, офис 11 место нахождения организаций, зарегистрированных в офисе 11 и соответственно в 11/1, 11/2,11/3, и, собственно, ООО "А-Лига" не подтверждается.
Принимая впоследствии решение о государственной регистрации ООО "А-Лига", Межрайонная ИФНС России N 10 по Тульской области исходила из установленного факта присутствия при неоднократных осмотрах по адресу: г. Тула, ул. Болдина, д. 106, оф. 11 представителя ООО "А-Лига".
Между тем, суд области по праву заключил, что изложенные регистрирующим органом доводы о массовости адреса, в отношении которого общество намерено внести изменения (а также о массовости адреса: г. Тула, ул. Болдина, д. 106), не относятся к самому юридическому лицу ООО "А-Лига", кроме того, не доказано инспекцией, что ООО "А-Лига" не намерено там находиться и подало фиктивные сведения об изменении адреса. Фактическое отсутствие указанных выше шести юридических лиц позволяло по площади находиться там ООО "А-Лига".
Все иные основания, указанные в оспариваемых решениях в качестве отказа в государственной регистрации, также по праву признаны судом необоснованными.
Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем 07.10.2019 представлены все необходимые для государственной регистрации документы, а оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует положениям Закона N 129-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
УФНС России по Тульской области, возражая против доводов заявителя, указало, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 и подпункта 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ удовлетворение требования о признании недействительными решения от 14.11.2019 N 19828А влечет обязанность суда указать на способ восстановления нарушенных оспариваемыми актами или действиями прав.
С даты признания судом решения Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области от 14.11.2019 N 19828А незаконным стороны приобретут положение: "представил документы на государственную регистрацию", "принял документы, представленные на государственную регистрацию".
Как установлено пунктом 5 статьи 25.6 Закона N 129-ФЗ, в случае отмены решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации регистрирующий орган обязан вынести решение по документам, представленным для государственной регистрации, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.
Управление пояснило, что с учетом вышеизложенных обстоятельств признание решения Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области от 14.11.2019 N 19828А незаконным не может повлечь за собой государственную регистрацию изменения ООО "А-Лига" адреса своего места нахождения на г. Тулу 14.11.2019, поскольку:
- дата изменения адреса организации определяется датой внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, а не какой либо иной датой;
- процесс изменения ООО "А-Лига" своего места нахождения с г. Москвы на г. Тула, завершен.
При таких обстоятельствах УФНС России по Тульской области считает, что оспариваемое ООО "А-Лига" по настоящему делу решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области не нарушает права и законные интересы ООО "А-Лига" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество считает нарушенными свои права при первом отказе в государственной регистрации изменения адреса по заявлению, поданному в 2019 году, так как общество лишается права претендовать на налогообложение за 2019 год по пониженной ставке, утвержденной нормативным правовым актом, действующим на территории Тульской области (Закон Тульской области от 26.10.2017 N 80-ЗТО "Об установлении налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения" (далее - Закон N 80-ЗТО), притом что решение о смене адреса обществом было принято 31.07.2019 и процедура перерегистрации начата 02.08.2019.
В связи с этим ООО "А-Лига" настаивает на оценке решения Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области от 14.11.2019 N 19828А об отказе в государственной регистрации и решения УФНС России по Тульской области о признании незаконным решения от 20.01.2020 N 07-15-1/01712 об оставлении жалобы без удовлетворения, поскольку права общества были нарушены с 14.11.2019, и просит признать эти решения незаконными.
При этом ООО "А-Лига", учитывая положения пункта 5 статьи 25.6 Закона N 129-ФЗ, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции уже не просило обязать Межрайонную ИФНС России N 10 по Тульской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем проведения государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в части изменения адреса местонахождения ООО "А-Лига" (по заявлению от 07.10.2019 N 19828А) и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
В ответ управление заявило о том, что в представленной ООО "А-Лига" декларации по упрощенной системе налогообложения за 2019 год пониженная ставка в соответствии с Законом N 80-ЗТО обществом заявлена, и применена налоговым органом, несмотря на регистрацию изменения адреса 26.02.2020 (на основании повторного заявления общества); при этом в силу положений статьи 11 ГК РФ нельзя признать состоятельным тот факт, что предъявленный ООО "А-Лига" к Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области иск защитит его право в будущем, поскольку законодательством не предусмотрена защита права на будущее. Таким образом, по мнению УФНС России по Тульской области, ООО "А-Лига" не доказано нарушение своих прав и законных интересов.
Суд области по праву не согласился с указанным доводом управления по следующим основаниям.
Права и законные интересы общества были нарушены оспариваемыми решениями, поскольку в установленный для проведения государственной регистрации срок изменения адреса зарегистрированы не были.
Принятие налоговым органом декларации ООО "А-Лига" по упрощенной системе налогообложения за 2019 год с заявленной пониженной ставкой налога в соответствии с Законом N 80-ЗТО (притом что регистрация изменения адреса произведена в феврале 2020 года), не исключает в дальнейшем в результате налоговой проверки доначисления налога по иной налоговой ставке (о чем указал заявитель в обоснование своих требований). Общество заведомо не может знать о последующих действиях налогового органа в рамках его полномочий в установленные сроки.
Довод УФНС России по Тульской области о том, что действующее законодательство не предусматривает защиту прав от возможного нарушения в будущем, а судом были неправильно применены нормы материального права, отклоняется апелляционной коллегией, поскольку нарушение прав и законных интересов общества оспариваемыми решениями подтверждается материалами дела.
Кроме того, УФНС России по Тульской области считает, что решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, принятое на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 140 НК РФ, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий. Решение управления от 20.01.2020 N 07-15-1/01712 вынесено в соответствии с главой 20 НК РФ и является итогом рассмотрения апелляционной жалобы ООО "А-Лига" на решение Межрайонной ИФНС России N10 по Тульской области от 14.11.2019 N 19828А, которым решение инспекции оставлено без изменения, и не представляет собой решение, дополнительно нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которое может быть признано недействительным на основании части 2 статьи 201 АПК РФ.
В обоснование своего довода УФНС России по Тульской области ссылается на пункт 75 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57), в котором указано, что, если решением вышестоящего налогового органа по жалобе решение нижестоящего налогового органа было оставлено без изменения полностью или частично, то по заявлению налогоплательщика, поданному на основании главы 24 АПК РФ, оценке подлежит решение нижестоящего налогового органа с учетом внесенных вышестоящим налоговым органом изменений.
Суд по праву не согласился в доводом УФНС России по Тульской области, которое ссылается на разъяснения, содержащиеся в Постановлении N 57 и относящиеся к налоговому законодательству по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 25.2 Закона N 129-ФЗ решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.2 Закона N 129-ФЗ решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.
На основании пункта 2 статьи 25.2 Закона N 129-ФЗ решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, и (или) в суд.
Таким образом, нормами Закона N 129-ФЗ прямо предусмотрена возможность обжалования решения вышестоящего органа по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации в суд.
С учетом изложенного, в арбитражном суде подлежало рассмотрению не только требование о признании незаконным решения инспекции, но и требование в отношении решения управления.
Приведенный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 11.06.2019 по делу N А14-9969/2018.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконными решения Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области от 14.11.2019 N 19828А об отказе в государственной регистрации и решения УФНС России по Тульской области от 20.01.2020 N 07-15-1/01712 об оставлении жалобы без удовлетворения.
Довод управления о том, что в резолютивной части решения суда неправомерно не указана обязанность управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку необходимость в этом отсутствует, учитывая, что по результатам рассмотрения регистрирующим органом повторного заявления ООО "А-Лига" о государственной регистрации изменения его адреса было принято решение о государственной регистрации и в ЕГРЮЛ 26.02.2020 внесены изменения о новом адресе общества (300028, Тульская область, г. Тула, ул. Болдина, д. 106, офис 11/1). В данном случае определение судом конкретных мер к устранению нарушений прав и законных интересов заявителя не требовалось; правовосстановительная функция судебного акта заключается в констатации факта нарушения регистрирующим органом закона, прав и законных интересов заявителя на момент принятия оспариваемого решения, что несет для общества признание судом правомерности его действий, с одной стороны, и выполняет воспитательную и предупредительную функцию в отношении указанного государственного органа, с другой.
Доводы управления, содержащиеся в жалобе, не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой суда установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств и основаны на предположениях, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 26.05.2021 по делу N А68-2886/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-2886/2020
Истец: ООО "А-Лига"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Тульской области, Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области