г. Чита |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А19-6360/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 мая 2021 года по делу N А19-6360/2021 по заявлению Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 (664007, Иркутская область, Иркутск город, Декабрьских Событий улица, дом 88, ОГРН: 1023801428738, ИНН: 3810031323) к Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре (664011, Иркутская область, город Иркутск, улица 5 Армии, 71, ОГРН: 1073808016600, ИНН: 3808152955) о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации по форме СЗВ-М за отчетные периоды - январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, октябрь 2019 года в размере 13700 руб.,
(суд первой инстанции - О.В. Гаврилов),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры: Шадрина Н.И. - представитель по доверенности от 27.07.2021 (служебное удостоверение, поручение).
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры (далее - ответчик, Прокуратура) штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления
индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации по форме СЗВ-М за отчетные периоды - январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, октябрь 2019 года в размере 13700 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении требований отказано.
В обосновании суд указал, основания для привлечения Прокуратуры к ответственности за вмененные правонарушения отсутствуют, поскольку выявленные Пенсионным фондом ошибки в отчетности 2019 года устранены страхователем в установленный уведомлением пятидневный срок.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 14.05.2021 по делу N А19-6360/2021 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Полагает, что поскольку сведения представляются впервые и за пределами установленного законом срока, привлечение страхователя к ответственности является правомерным.
Судом апелляционной инстанции при принятии апелляционной жалобы установлено, что на основании постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 03.03.2021 N 51П "О реорганизации территориальных органов ПФР в Иркутской области" произведена реорганизация Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области путем присоединения к нему, в том числе, Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1. Соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр юридических лиц.
Ходатайство правопреемстве подано Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 прекратило свою деятельность 21.06.2021 - прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения, запись N 2213800304265 от 21.06.2021.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 подлежит замене на его правопреемника - Государственное учреждение - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - пенсионный фонд, фонд).
На апелляционную жалобу фонда поступил отзыв прокуратуры, в котором она указала, что арбитражным судом не допущено нарушение норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, основания для отмены отсутствуют.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 24.06.2021.
Представитель прокуратуры дала пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Фонд представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, пенсионным фондом в отношении Прокуратуры проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
В ходе проверки Пенсионным фондом выявлено нарушение Прокуратурой установленного Законом N 27-ФЗ срока представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" за отчетные периоды - январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, октябрь 2019 года в отношении 28 застрахованных лиц.
Результаты проверки отражены в актах о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 13.05.2020 N 048S18200011756, N 048S18200011749, N 048S18200011752, N 048S18200011766, N 048S18200011770, N 048S18200011775, N 048S18200011776, N 048S18200011780.
Решениями Пенсионного фонда от 16.06.2020 N 048S19200016009, N 048S19200016010, N 048S19200016011, N 048S19200016012, N 048S19200016013, N 048S19200016014, N 048S19200016015, N 048S19200016016 Прокуратура привлечена к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, с назначением штрафа в общем размере 14000 руб. (январь 2019 года - 3000 руб., февраль 2019 года - 2500 руб., март 2019 года - 2500 руб., апрель 2019 года - 2500 руб., май 2019 года - 2000 руб., июнь 2019 года - 500 руб., июль 2019 года - 500 руб., октябрь 2019 года - 500 руб.).
На основании вышеуказанных решений Пенсионным фондом должнику выставлены требования от 14.07.2020 N 048S01200016923, N 048S01200016924, N 048S01200016925, N 048S01200016926, N 048S01200016927, N 048S01200016928, N 048S01200016929, N 048S01200016930 об уплате штрафных санкций в срок до 03.08.2020.
Направленные в адрес должника требования в добровольном порядке не исполнены, в связи с чем, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Прокуратуры штрафных санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Определением суда от 01.03.2021 по делу N А19-2460/2021 Пенсионному фонду отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа на основании пункта 1 части 3 статьи 229.4 АПК РФ (заявлено требование, не предусмотренное статьей 229.2 АПК РФ).
Неисполнение должником в добровольном порядке перечисленных выше требований и отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа на взыскание штрафа от 01.03.2021 по делу N А19-2460/2021 явились основанием для обращения Пенсионного фонда в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителя прокуратуры, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
На основании статьи 1 Закона N 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Прокуратура является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а также сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление от 01.02.2016 N 83п).
В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н) и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц. Представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица. Представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.
Как правильно установлено судом первой инстанции, сведения по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за отчетный период - январь 2019 года представлены Прокуратурой в Пенсионный фонд - 14.02.2019, за февраль 2019 года - 15.03.2019, за март 2019 года - 05.04.2019, за апрель 2019 года - 08.05.2019, за май 2019 года - 04.06.2019, за июнь 2019 года - 01.07.2019, за июль 2019 года - 15.08.2019, за октябрь 2019 года - 15.11.2019, т.е. в установленные законом сроки.
Далее, 07.04.2020 Прокуратурой в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" за отчетные периоды - январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, октябрь 2019 года в отношении 28 застрахованных лиц не отраженных в исходных формах СЗВ-М за указанные отчетные периоды.
При анализе форм СЗВ-М с типом формы "исходная" и "дополняющая", Пенсионным фондом в ходе проведения проверки выявлены несоответствия данных между представленными сведениями и результатами проверки, а именно представленные страхователем сведения по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" содержали данные в отношении застрахованных лиц, не указанных ранее в форме СЗВ-М с типом формы "исходная". Кроме того, по мнению Пенсионного фонда, Прокуратура представила сведения по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" после установленного срока в нарушение части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, что повлекло применение к страхователю штрафных санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Отклоняя выводы пенсионного фонда, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Как следует из Постановления от 01.02.2016 N 83п, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых Пенсионным фондом сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 37 Инструкции N 766н установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции N 766н).
При этом пунктом 39 Инструкции N 766н (относящейся к спорному периоду) не запрещается представлять дополняющие формы СЗВ-М, в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц.
Как правильно установлено судом первой инстанции, получив 02.04.2020 уведомление об устранении расхождений по застрахованным лицам в отчетности 2019 года, Прокуратура представила в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" за рассматриваемые отчетные периоды в отношении 28 застрахованных лиц - 07.04.2020, то есть в пределах установленного уведомлением пятидневного срока.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения Прокуратуры к ответственности за вмененные правонарушения, поскольку выявленные Пенсионным фондом ошибки в отчетности 2019 года устранены страхователем в установленный уведомлением пятидневный срок.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что финансовые санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за отчетные периоды - январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, октябрь 2019 года в размере 13700 руб., применены быть не могут. Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, согласно которой такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются по тем же мотивам, что и судом первой инстанции.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований Пенсионного фонда правомерно отказал.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену заявителя по делу N А19-6360/2021 Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 (ОГРН: 1023801428738, ИНН: 3810031323) на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН: 1033801046003, ИНН: 3808096980).
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 мая 2021 года по делу N А19-6360/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Н.В.Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6360/2021
Истец: ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1
Ответчик: Восточно-Сибирская транспортная прокуратура