город Омск |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А70-618/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бодунковой С.А.,
судей Аристовой Е.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7098/2021) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение от 06.05.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-618/2021 (судья Мингалева Е.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Дирекция по управлению жилищным фондом" (ИНН 8606010851, ОГРН 1058600121876) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042) о взыскании задолженности по оплате за нежилые помещения в многоквартирных домах NN28, 29, 39 микрорайона 2 города Урай, при участии в деле в качестве третьих лиц, Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Департамента гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дирекция по управлению жилищным фондом" (далее - ОО "ДУЖФ", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе, ответчик) о взыскании задолженности по оплате за нежилые помещения в многоквартирных домах N N 28, 29, 39 микрорайона 2 города Урай в общем размере 445 657 руб. 86 коп., из которых:
- 154 844 руб. 86 коп. задолженность за содержание общего имущества многоквартирного дома N 28, микрорайона 2 города Урай;
- 147 663 руб. 25 коп. задолженность за содержание общего имущества многоквартирного дома N 29, микрорайона 2 города Урай;
- 143 149 руб. 75 коп. задолженность за содержание общего имущества многоквартирного дома N 39, микрорайона 2 города Урай;
- 61 732 руб. 61 коп., из которых: 21 448 руб. 98 коп. - пени за несвоевременную оплату услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома N 28, микрорайона 2 города Урай, 20 454 руб. 64 коп. - пени за несвоевременную оплату услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома N 29, микрорайона 2 города Урай, 19 828 руб. 99 коп. - пени за несвоевременную оплату услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома N 39, микрорайона 2 города Урай.
Определением от 30.03.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Главное управление МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Департамент гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 06.05.2021 исковые требования удовлетворены, с МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе в пользу ООО "ДУЖФ" взысканы основной долг в размере 445 657 руб. 86 коп., пени в размере 61 732 руб. 61 коп., а также расходы на уплату государственной пошлины в размере 13 148 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении требований истца в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее подателем указано на то, что в период с 01.06.2019 по 31.12.2019 в реестр федерального имущества, учет которого возложен на Межрегиональное территориальное управление, нежилые помещения, являющиеся защитными с сооружениями гражданской обороны (противорадиационные укрытия), по указанным адресам, не значились, право собственности Российской Федерации на указанные объекты в установленном законом порядке зарегистрировано не было, соответственно, обязанность по внесению платы отсутствовала; помещения фактически использовались как технические подвальные помещения, в которых расположены иные инженерные коммуникации, оборудование, необходимые для обслуживания более одного помещения в данном доме и с постоянным открытым доступом техническим специалистам и относятся к общему имуществу многоквартирного дома, наличие у объекта статуса защитного сооружения не дает оснований автоматически считать его федеральной собственностью.
Полагает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка тому факту, что в материалах дела отсутствуют подтверждающие право управления документы в период с 01.03.2018 по 31.05.2019, в то время как решением Урайского городского суда от 18.05.2017 по делу N 2а-304/2017 право собственности Межрегионального территориального управления не признано, суд не обязывал регистрировать право собственности Российской Федерации в установленном законом порядке.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 указанная апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 29.07.2021.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истец просил взыскать с ответчика как с лица, осуществляющего полномочия собственника федерального имущества - нежилых помещений - противорадиационных укрытий ПРУ), площадью 684,7 кв. м, 674,6 кв. м и 646,8 кв. м, расположенных в подвале многоквартирных домов по адресам: г. Урай, микрорайон 2, дома N 28, 29, 39 соответственно, задолженность за оказанные в период с 01.06.2019 по 31.12.2019 жилищно-коммунальные услуги в размере с 445 657 руб. 86 коп., а также сумму пени за период с 01.06.2019 по 30.09.2020 в размере 61 732 руб. 61 коп.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.05.2019 между ООО "ДУЖФ" (управляющая организация) и собственниками помещений в многоквартирных домах N N 28, 29, 39 микрорайона 2 города Урай (собственники) были заключены договоры NN 3/2-28, 3/2-29, 3/2-39 (далее - договоры) управления многоквартирными домами с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в указанном многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг собственникам помещений и иным гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлен пунктом 2.3 договоров.
Предоставления коммунальных услуг для целей содержания общего имущества многоквартирного дома осуществляется управляющей организацией на основании договоров поставки, заключённых от своего имени с ресурсоснабжающими организациями (пункты 2.6 договоров).
В соответствии с пунктами 4.4 указанных договоров плата за услуги и работы по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества вносится собственниками ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем по платежным извещениям расчетно-информационного центра и в размере, указанном в платежном извещении.
Согласно пункту 4.2 договоров, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется с учетом предложений управляющей организации, принятыми на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, как ценой за 1 кв.м. и общей площади помещения, принадлежащего собственникам и составляет 30,50 рублей за кв.м. (протоколы от 27.04.2019 N 1, от 25.04.2019 N 1, от 30.04.2019 N 1).
Размер платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, определяется в соответствии с утвержденными нормативами потребления и установленными тарифами на каждый вид коммунального ресурса. Размер платы за коммунальный ресурс используемый в целях содержания общего имущества подлежит изменению без решения общего собрания, в связи с изменением стоимости за единицу коммунального ресурса и/или изменения размера норматива потребления (пункт 4.3 договора).
В многоквартирных домах N N 28, 29, 39 микрорайона 2 города Урай расположены нежилые помещения - противорадиационные укрытия (ПРУ), площадью 684,7 кв.м., 674,6 кв.м и 646,8 кв.м соответственно.
Стоимость обслуживания ПРУ в месяц без учета расходов за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с 01.06.2019 составляет:
по дому N 28 - 20 883, 35 руб. (684,7 x 30,50);
по дому N 29 - 21 094,75 руб. (674,6 x 30,50);
по дому N 39 - 20 451 руб. (646,8 x 30,50).
Указанные истцом нежилые помещения относятся к защитным средствам гражданской обороны, введены в эксплуатацию до 1991 года, в муниципальной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в исковой период не находились. Обязанность по оплате за спорные помещения возникла у МТУ Россимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе как у самостоятельного юридического лица, осуществляющего полномочия собственника федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации.
Как указывает истец, МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе плату за помещения не вносит, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой инстанции руководствовался положениями статей 309, 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 2 статьи 154, части 14 статьи 155, частей 1, 7 статьи 156, частей 1, 4 статьи 158, статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и исходил из того, что спорные помещения (ПРУ) являются объектами защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО), находятся в федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе состоят; наличия у ответчика обязанности по содержанию общего имущества МКД; доказанности факта нарушения управлением сроков внесения платы за коммунальные ресурсы и услуги по содержанию общего имущества в МКД.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Исходя из положений пункта 1 статьи 6 ГК РФ, а также правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, собственник нежилого помещения в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, расходов на коммунальные услуги, поскольку такое содержание не освобождает собственника помещения от бремени расходов на содержание общего имущества.
Пунктом 13 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" предусмотрено, что в мирное время объекты гражданской обороны могут быть использованы в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в состояние готовности к использованию по назначению.
Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденному постановлением Госстандарта России от 22.12.1994 N 327, под защитным сооружением гражданской обороны (далее - ЗС ГО) понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Пунктом 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.07.2005 N 575, предусмотрено, что содержание защитного сооружения гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитного сооружения гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания защитного сооружения гражданской обороны в готовности к использованию в организациях могут создаваться формирования по их обслуживанию.
Как следует из подпункта "а" пункта 2.4 СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне", утвержденному приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.11.2014 N 705/пр (далее - СНиП 2.01.51-90), создание фонда защитных сооружений осуществляется заблаговременно, в мирное время, путем комплексного освоения подземного пространства для нужд народного хозяйства с учетом приспособления и использования его сооружений в интересах защиты населения, а именно: приспособления под защитные сооружения подвальных помещений во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения.
Таким образом, СНиП 2.01.51-90 не исключает размещение защитного сооружения гражданской обороны в подвалах многоквартирных домов.
Согласно пункту 3 статьи 212 ГК РФ особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 раздела III приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
В силу пункта 1 приложения 3 к Постановлению N 3020-1 такие объекты государственной собственности, как жилой и нежилой фонд, находящийся в ведении соответствующих советов народных депутатов, отнесены к муниципальной собственности.
Принимая во внимание содержание пункта 3 Постановления N 3020-1, объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1-3, передаются в государственную собственность субъектов федерации на основании предложений их компетентных органов власти, но до момента определения соответствующего собственника таких объектов относятся к федеральной собственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 12757/09, защитные сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1 - 3 к Постановлению N 3020-1 не упомянуты.
Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления N 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта федерации в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 311 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Решением Урайского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.10.2016 под делу N 2а-761/2016 установлено, что спорные нежилые помещения - противорадиационные укрытия, относятся к защитным средствам гражданской обороны, что подтверждено представленными паспортами ЗС ГО, поэтажными экспликациями помещений объекта гражданской обороны, указанные объекты изначально имели статус противорадиационных укрытий и не входили в состав общего.
Указанное решение в силу статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
В этой связи, довод ответчика о том, что спорные помещения являются техническими подвалами и должны входить в состав общего имущества многоквартирного дома, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Право муниципальной собственности на указанные противорадиационные укрытия прекращено 11.10.2016, на основании акта инвентаризации муниципального имущества от 19.09.2016, постановления Администрации города Урай от 26.09.2016 N 2899 "О внесении изменений в сведения реестра муниципального имущества и баланса казны", о чем свидетельствуют выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сообщения Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Урай от 12.12.2016 N 25/2-1384/16, N 25/2-1387/16, от 01.02.2018 N 25/2-213/18, от 01.02.2018 N 25/2-209/18.
По данным Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ХМАО - Югре, ЗС ГО, расположенные по указанным адресам, числятся в Журнале учета ЗС ГО под инвентарными номерами N 264-85, 276-85, 275-85 соответственно; после вступления в законную силу решения Урайского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.10.2016 по делу N 2а-761/2016, спорные ЗС ГО учитываются как находящиеся в федеральной собственности. В феврале 2017 года в целях организации работы в области гражданской обороны и защиты населения Главным управлением запрашивались выписки из реестра федерального имущества в отношении данных ЗС ГО (исх.N 1572-3-1-9 от 14.02.2017). Выписки по запросу не предоставлены. В настоящее время ЗС ГО расположенные в спорных многоквартирных домах N 28, 29 и 39 микрорайона 2 в г. Урай находятся в состоянии "не готовые" к приему укрываемого населения.
Учитывая, что предметом иска по делу N 2а-761/2016 являлось признание незаконным бездействия должностных лиц, в том числе, ответчика в части неприведения противорадиационных укрытий в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, а также возложении обязанности привести противорадиационные укрытия в соответствии с требованиями указанных Правил, отсутствие в решении Урайского городского суда от 18.05.2017 по делу N 2а-304/2017 вывода о признании права федеральной собственности на спорные нежилые помещения - противорадиационные укрытия не исключает факта нахождения указанных нежилых помещений в федеральной собственности.
Как указывает истец, ответчик в период с 01.06.2019 по 31.12.2019 не вносил плату за помещения.
Письмом от 18.09.2018 ответчику предлагалось рассмотреть вопрос о заключении контрактов на содержание противорадиационных убежищ на период с 01.03.2018 по 31.12.2018, и с 01.01.2019 по 31.12.2019. Договоры между истцом и ответчиком на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в спорном периоде не заключены.
Истец направил в адрес ответчика претензию исх. N 598 от 22.12.2020 с требованием об уплате задолженности за жилищно-коммунальные услуги, которая получена ответчиком 11.01.2021, что последним не оспаривается.
Вместе с тем вышеуказанные требования претензии были оставлены ответчиком без удовлетворения.
В ответе письме от 17.12.2019 исх. N 72-ПС-01/11676 ответчик указал, что нежилые помещения, расположенные в многоквартирных домах N 28, N 29 и N 39 микрорайона 2 в г. Урай в реестре федеральной собственности не значатся, право собственности Российской Федерации на данные помещения не зарегистрировано, при этом лимиты бюджетных обязательств на содержание и ремонт объектов недвижимости, не входящих в состав имущества казны РФ, до территориального управления не могут быть доведены.
Кроме того, в Постановлении N 3020-1 содержится положение о том, что объекты гражданской обороны являются федеральной собственностью независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, не подлежат приватизации и могут быть приватизированы только по решению Правительства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (далее - Государственная программа N 2284), в силу пункта 2.1.37 которой защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в силу пункта 2.1.37 Государственной программы N 2284, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. При этом с правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Таким образом, противорадиационные укрытия, расположенные по адресам: г. Урай, микрорайон 2, дома N N 28, 29, 39, являются федеральной собственностью в силу норм действующего законодательства.
В силу пункта 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 214 Кодекса).
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из буквального толкования приведенных норм права следует, что права публично-правового образования как собственника имущества осуществляются органами, определяемыми согласно статье 125 ГК РФ, а состав имущества, находящегося в собственности публично-правового образования, включает в себя имущество, закрепленное за отдельными видами юридических лиц на основании ограниченных вещных прав (статьи 294, 296 ГК РФ), и казну публично-правового образования, состоящую из средств бюджета и иного имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.
Следовательно, когда имущество публично-правового образования закреплено за государственным (муниципальным) учреждением или предприятием на ограниченном вещном праве, бремя содержания данного имущества возлагается на данное юридическое лицо. В отношении имущества публично-правового образования не закрепленного за конкретным юридическим лицом, возмещение затрат на его содержание осуществляется тем публичным органом, которому переданы полномочия по управлению имуществом.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" учет федерального имущества и ведение реестра осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом: имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющих государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Постановление N 432).
Согласно пункту 5.3 Положения N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В силу пункта 6.8 Постановления N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Агентства.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.09.2008 N 281 утверждена схема размещения территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 30.04.2009 N 122 созданы Территориальные управления Федерального агентства в Тюменской области, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и в Ямало-Ненецком автономном округе.
Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 466 произведена реорганизация Территориальных управлений Федерального агентства в Тюменской области, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и в Ямало-Ненецком автономном округе путем создания Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе. Утверждено положение о Межрегиональном территориальном управлении.
Согласно пункту 4 Положения территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
В силу пункта 1 статьи 209, статьи 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ответчик в силу закона обязан нести расходы по содержанию нежилых помещений - противорадиационных укрытий, расположенных в подвале многоквартирных домов по адресам: г. Урай, микрорайон 2, дома N N 28, 29, 39.
Предметом настоящего иска является денежное обязательство ответчика, осуществляющего полномочия собственника имущества, находящегося в казне Российской Федерации, перед управляющей организацией, вытекающее из обязанности по содержанию имущества.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является МТУ Россимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе.
Согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Доказательств заключения договоров между истцом и ответчиком в материалы дела не представлено.
На основании части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также пункта 10 Правил N 491, выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей компании обязательными в силу закона, в связи с чем управляющая компания не вправе отказаться от выполнения данных действий даже в отсутствие договора.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 3 22 (далее - Постановление N 22) разъяснено, что наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом. Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 36, пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158, часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
Таким образом, отсутствие со стороны собственника нежилых помещений в многоквартирных домах действий по заключению договора в целях исполнения своей обязанности по несению расходов на содержание имущества, а также неиспользование нежилых помещений не является основанием для освобождения от внесения соответствующей платы.
Согласно статье 158 ЖК РФ в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией размер причитающейся с собственников платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно пунктам 16, 17, 18 Постановления N 22 при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах, где расположены спорные помещения, установлены тарифы на оказываемые истцом жилищно-коммунальные услуги. Размер платы за оказанные истцом жилищно-коммунальные услуги ответчиком не оспорен. Доказательств внесения платы за оказанные жилищно-коммунальные услуги ответчиком в материалы судебного дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требования истца о взыскании задолженности по внесению платы за оказанные в период с 01.06.2019 по 31.12.2019 жилищно-коммунальные услуги в размере 445 657 руб. 86 коп.
Изложенный подход в правоприменении и толковании обязательств сторон соответствует ранее состоявшимся между спорящими сторонами судебным актам, которыми взыскана задолженность за иные периоды (в частности, по делу N 70-1358\2020).
Истец также просил взыскать с ответчика пени за период с 01.06.2019 по 30.09.2020.
Обязанность по внесению платы за помещение и коммунальные услуги в определенный срок установлена пунктом 1 статьи 155 ЖК РФ.
Ответчик, имеющий в многоквартирных домах нежилые помещения-противорадиационные укрытия, выполняя свои обязанности собственника, при той степени заботы и осмотрительности, которая предполагается в гражданских правоотношениях, действуя добросовестно, в целях исполнения обязательств мог обратиться к истцу за получением счетов на оплату, тем самым минимизировав или исключив негативные для себя последствия. Не предоставление истцом платежных документов не освобождает ответчика от исполнения обязательств по оплате фактически оказанных жилищно-коммунальных услуг в сроки, указанные законом.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору определенную законом или договором денежную сумму - неустойку (штраф, пеню).
В силу части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. За каждый день просрочки исполнения обязательства начисляется пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России. Пеня представляет собой определенную денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору за каждый день (или иной период) просрочки. По общему правилу пеня определяется в процентном отношении к сумме просроченного платежа.
Истцом представлен расчет неустойки за период с с 01.06.2019 по 30.09.2020 в размере 61 732 руб. 61 коп., в том числе:
по дому N 28 в размере 21 448 руб. 98 коп.,
по дому N 29 в размере 20 454 руб. 64 коп.,
по дому N 39 в размере 19 828 руб. 99 коп.
Проверив расчет пени, произведенный истцом, суд апелляционной инстанции признает его арифметически верным, в связи с чем требование о взыскании пени правомерно удовлетворены судом первой инстанции в указанной сумме.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают свое несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен, выводы суда первой инстанции законны и обоснованы.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.05.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-618/2021 (судья Мингалева Е.А.) оставить без изменения, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7098/2021) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
С.А. Бодункова |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-618/2021
Истец: ООО "ДИРЕКЦИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ, ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Третье лицо: Администрация г. Урай, Главное Управление МЧС России по ХМАО-Югре, Департамент гражданской защиты населения ХМАО-ЮГРЫ