г. Самара |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А65-29698/2020 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ястремского Л.Л.,
судей Митиной Е.А., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шишкиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного казенного учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.06.2021 по делу N А65-29698/2020 (судья Хамитов З.Н.),
принятое по иску областного государственного казенного учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области"
к обществу с ограниченной ответственностью "Автопрофи"
о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам в размере 59 947 руб.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное казенное учреждение "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Автопрофи" о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам в размере 59 947 руб.
Арбитражный суд Республики Татарстан решением от 04.06.2021 в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой прocил отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование своей жалобы истец укaзал на неправильное применение норм материального права. Заявитель полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что казенное учреждение не является уполномоченным органом Российской Федерации по взиманию платы в счет возмещения вреда в рассмотренном деле.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В апелляционной жалобе истец просил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, 29.01.2018 на стационарном пункте весового контроля "ЛЕВЫЙ БЕРЕГ" областного государственного казённого учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновское области", расположенном на автомобильной дороге "Казань-Ульяновск" - "Ульяновск-Самара" кы 12+740, была проведена проверка весовых параметров транспортного средства и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза транспортным средством - Скания государственный регистрационный номер Т 384 СК 116, с полуприцепом, государственные регистрационный номер AT 6668 16, принадлежащим на праве собственности ООО "Автопрофи" под управлением водителя Масагутова Эдуарда Флюровича, который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Ульяновской области по маршруту: от гр. с Самарской обл. - Высокий Колок - а/д "Ульяновск-Димитровград-Самара" - Нижняя Якушка - а/д "Ульяновск-Самара" на участке обхода г. Димитровграда - Мулловка -Чердаклы - Мирный - а/д "Казань-Ульяновск-Ульяновск-Самара" - СПВК "Левый берег" км 12+740 (пройденное расстояние 124,175 км (1,24175 сот. км. - для формулы)), с превышением предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства, указанных в Правилах перевозка грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российское Федерации от 15.04.2011 N 272 (далее - Правила перевозки грузов).
Специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке водителем транспортного средства сотрудникам весового контроля не представлено.
Взвешивание транспортного средства было произведено работниками весового контроля ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" с применением весового оборудования - весов ВА-15С-2-М, 1 пл. N 1982/1, 2 пл. N 1982/2 поверенных 12.10.2017, свидетельство N 068687/13-17.
По факту выявленного нарушения сотрудниками стационарного пункта весового контроля был составлен акт N 104 от 29.01.2018 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось (далее - акт), согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси.
В акте N 104 от 29.01.2018 зафиксирован факт превышения установленных ограничений по нагрузке на ось: перегруз по нагрузке на 2-ю ось.
На основании акта и в соответствии с Правилами возмещения вреда и Правилами перевозки грузов произведён расчёт суммы платы в счёт возмещения вреда в сумме 3 866 руб.
Кроме того, 17.04.2018 на стационарном пункте весового контроля "ЛЕВЫЙ БЕРЕГ" областного государственного казённого учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", расположенном на автомобильной дороге "Казань-Ульяновск" - "Ульяновск-Самара" км 12+740, была проведена проверка весовых параметров транспортного средства и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза транспортным средством - Скания, государственный регистрационный номер Т 942 СК 116, с полуприцепом, государственный регистрационный номер AT 6612 16, принадлежащим на праве собственности ООО "Автопрофи", под управлением водителя Плотникова Александра Николаевича, который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Ульяновской области nci маршруту: Мулловка - Чердаклы - Мирный - до г. Ульяновск - а/д "Казань-Ульяновск-Ульяновск-Самара" от а/д Р241 "Казань-Буинск-Ульяновск" до а/д А151 "Цивильск-Ульяновск" - разъезд Лаишевский (пройденное расстояние 61,398 км (0,61398 сот. км. -для формулы)), с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введение временного ограничения движения в весенний период, утвержденных Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 05.02.2018 N 08-од "О введении временных ограничений движения транспортных; средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального! значения Ульяновской области" (далее - Приказ).
Согласно Выписки из ЕГРЮЛ ООО "Автопрофи", к видам деятельности общества относятся "49.20.9. Перевозка прочих грузов", "49.41. Деятельность автомобильного грузового транспорта", "49.41.1. Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами", "49.41.2. Перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами".
На основании изложенного, информация о временном ограничении движения транспортных средств являлась общедоступной в силу опубликования акта о временном ограничении движения на официальных сайтах и в средствах массовой информации, в связи с чем, ответчик, осуществляя на профессиональной основе деятельность по перевозке грузов, мог и должен был знать об установлении ограничений.
Специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке водителем транспортного средства сотрудникам весового контроля не представлено.
Взвешивание транспортного средства было произведено работниками весового контроля ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" с применением весового оборудования - весов RW-15P, 20520-06, 1 пл. N 081132809, 2 пл. N 081132810, поверенных 27.03.2018, свидетельство N 016136/13-18.
По факту выявленного нарушения сотрудниками стационарного пункта весового контроля был составлен акт N 47 от 17.04.2018 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось (далее - акт), согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси.
В акте N 47 от 17.04.2018 зафиксирован факт превышения установленных ограничений по нагрузке на ось: перегруз по нагрузке на 1-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю оси. Размер причиненного ущерба по акту N 47 от 17.04.2018 составил: Пр = 55 335 руб. + 746 руб. = 56 081 руб.
С результатами измерений и актом N 47 от 17.04.2018 водитель транспортного средства был ознакомлен, акт подписал без возражений и замечаний, один экземпляр акта получил под роспись.
В расчетном листе к акту N 47 от 17.04.2018 в момент составления акта инженером весового контроля была допущена математическая ошибка в расчете. В дальнейшем, с целью устранения ошибки, был произведён перерасчет. Сумма ущерба составила 56 081 руб., а не 48 612 руб. руб. В адрес ООО "Автопрофи" был направлена претензия от 04.02.2019 N 23-ю вместе с копией акта N 47 от 17.04.2018 и расчетным листом с учетом перерасчета, в связи с отсутствием ответа на претензию истец обратился в АС РТ с иском о взыскании ущерба в размере 59 947 руб. (3 866 руб. + 56 081 руб. - 59 947 руб.).
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.
Согласно ст. 1079 Гражданского кодекса РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, а также порядок определения размера такого вреда установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее - Правила возмещения вреда).
Согласно пункту 2 Правил возмещения вреда осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. Распоряжением Правительства Ульяновской области от 28.11.2011 N 835-пр создано областное государственное казенное учреждение "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" путем переименования, которому переданы функции по управлению автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения, проходящими по территории Ульяновской области.
Включенные в Перечень автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утверждены Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 N 431-П (далее - Постановление N 431- П) и закреплены на праве оперативного управления за ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области".
В соответствии с п. 2.3.3. Устав ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" к основным целям деятельности относится обеспечение сохранности автомобильных дорог и сооружений на них. Для достижения указанных целей ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" осуществляет следующие виды деятельности: - обеспечивает взвешивание транспортных средств (п. 2.4.25 Устава); - производит расчет вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами и взимание платы за возмещение вреда с владельцев или пользователей указанных транспортных средств (п. 2.4.27 Устава).
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации (на основании п. 5.2.53.30 Положения о Министерстве 6 А65-9733/2020 транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395).
Приказом Минтранса Российской Федерации от 27 апреля 2011 года N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля (далее Порядок).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 31 Закона N 257-ФЗ выдача специального разрешения, предусмотренного настоящим законом, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, самостоятельно либо через уполномоченные им подведомственные организации в отношении движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.
Полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выдаче специального разрешения предусмотрены подпунктом 3 пункта 10 данной статьи, согласно которой выдача специального разрешения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно либо через уполномоченные им подведомственные организации в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут указанного транспортного средства проходит в границах этого субъекта Российской Федерации и маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог.
Согласно материалов дела, установлено, что транспортные средства, принадлежащие ответчику осуществляли движение и перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Ульяновской области по маршруту: от гр. с Самарской обл. - Высокий Колок - а/д "Ульяновск-Димитровград-Самара" - Нижняя Якушка - а/д "Ульяновск-Самара" на участке обхода г. Димитровграда - Мулловка -Чердаклы - Мирный - а/д "Казань-Ульяновск-Ульяновск-Самара" - СПВК "Левый берег" км 12+740 (пройденное расстояние 124,175 км (1,24175 сот. км. - для формулы))., т.е. по территориям трех субъектов РФ - Республика Татарстан, Самарской области, Ульяновской области.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что учетом наличия в материалах дела доказательств прохождения маршрута транспортных средств общества по территории двух и более субъектов Российской Федерации, по маршруту, проходящему по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог, специальное разрешение на проезд подлежит выдаче и, соответственно, плата подлежит взиманию уполномоченным органом Российской Федерации - Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации, а не органом субъекта Российской Федерации, т.е. Учреждением. При этом, прохождение маршрута следования транспортных средств, в том числе по дорогам, находящимся в оперативном управления Учреждения, в данном случае не может иметь правового значения.
В связи с тем, что Учреждение не является уполномоченным органом Российской Федерации, его действия по взиманию платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, маршрут движения которого проходил по территориям более двух субъектов Российской Федерации, с выдачей специального разрешения, противоречит положениям действующего законодательства. При таких обстоятельствах правовая позиция истца о наличии полномочий по взиманию с общества платы в счет оплаты вреда, причиненного участкам автомобильной дороги на территории Ульяновской области транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесного груза по маршруту, проходящему по территории двух и более субъектов Российской Федерации, не соответствует требованиям законодательства, поскольку основана на не верном толковании норм материального права.
Отсутствие у Учреждения соответствующих полномочий на взимание ущерба является достаточным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Такой вывод соответствует судебной практике округа (постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 25.05.2020 N Ф06-60515/2020 по делу N А65-20631/2019, от 22.05.2020 N Ф06-59636/2020 по делу N А57-9631/2019, от 05.10.2016 N Ф06-12666/2016 по делу N А65-21310/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 24.01.2017 N 306- ЭС16-19149 отказано в передаче дела N А65-21310/2015 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).
Ссылки заявителя на разъяснения Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор), размещенные на сайте ФДА Росавтодор, о порядке получения специальных разрешений в период весеннего ограничения движения, веденного региональными органами, суд апелляционной инстанции находит необоснованными.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона No 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации (на основании п. 5.2.53.30 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 No 395). Приказом Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011 No 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля (далее Порядок).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 31 Закона No 257- ФЗ выдача специального разрешения, предусмотренного настоящим законом, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, самостоятельно либо через уполномоченные им подведомственные организации в отношении движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.
Полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выдаче специального разрешения предусмотрены подпунктом 3 пункта 10 данной статьи, согласно которой выдача специального разрешения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно либо через уполномоченные им подведомственные организации в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут указанного транспортного средства проходит в границах этого субъекта Российской Федерации и маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог.
Как видно из представленных материалов, принадлежащее ответчику транспортное средство осуществляло движение и перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Ульяновской области по маршруту: от гр. с Самарской обл. - Высокий Колок - а/д "Ульяновск-Димитровград-Самара" - Нижняя Якушка - а/д "Ульяновск-Самара" на участке обхода г. Димитровграда - Мулловка -Чердаклы - Мирный - а/д "Казань-Ульяновск-Ульяновск-Самара" - СПВК "Левый берег" км 12+740 (пройденное расстояние 124,175 км (1,24175 сот. км. - для формулы))., то есть при прохождении маршрута транспортных средств по территории двух и более субъектов Российской Федерации, соответственно, плата подлежит взиманию уполномоченным органом Российской Федерации - Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации, а не органом субъекта Российской Федерации, в рассматриваемом случае ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области".
Следовательно, ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" не являлось уполномоченным органом Российской Федерации, его действия по взиманию платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, маршрут движения которого проходил по территориям более двух субъектов Российской Федерации, с выдачей специального разрешения, противоречит положениям действующего законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что у ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" отсутствовали полномочия на взимание ущерба. Данные обстоятельства являются достаточным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23.06.2021 по делу N А65-9733/2020.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.06.2021 по делу N А65-29698/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Ястремский |
Судьи |
Е.А. Митина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29698/2020
Истец: Областное государственное казенное учреждение "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", г.Ульяновск
Ответчик: ООО "Автопрофи", Тукаевский район, с.Мусабай-Завод
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд