г. Вологда |
|
06 августа 2021 г. |
Дело N А05-1767/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 06 августа 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ручкиновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 апреля 2021 года по делу N А05-1767/2021,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1023500871712, ИНН 3525065660; адрес: 160001, г. Вологда, просп. Победы, д. 33; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228; адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Садовая, д. 5, корп. 1; далее - Управление Росреестра) о признании недействительным решения, изложенного в уведомлении от 21.01.2021 N КУВД-001/2021-447010/1 о приостановлении государственной регистрации прав собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 29:16:203001:427; о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), Панфилова Антонина Ивановна.
Решением суда от 14 апреля 2021 года требования Учреждения удовлетворены, решение о приостановлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 29:16:203001:427, изложенное в уведомлении от 21.01.2021 N КУВД-001/2020-447010/1, признано недействительным; на Управление Росреестра возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения путем осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок; с Управления Росреестра в пользу Учреждения взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Управление Росреестра с решением суда не согласилось, обратилось с жалобой, в которой просит его отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 29:16:203001:427 на основании соглашения об изъятии не исключает необходимость одновременного снятия с государственного кадастрового учета исходного земельного участка и государственной регистрации права Панфиловой А.И. на земельный участок с кадастровым номером 29:16:203001:428, которые осуществляются в общем заявительном порядке, установленном частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Правообладатель изымаемой недвижимости в силу пункта 1 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) является таким же субъектом правоотношений, и его права и законные интересы должны быть учтены при проведении государственной регистрации права в результате изъятия земельного участка для государственных нужд. Закон не предусматривает прекращение права собственности правообладателя одновременно со снятием с государственного кадастрового учета исходного земельного участка при изъятии его части для государственных нужд. Орган регистрации прав не наделен правом самостоятельно, без личного заявления собственника исходного земельного участка, прекратить его права на данный участок и снять участок с кадастрового учета.
Отзывы на жалобу не поступили.
Стороны, третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание состоялось без их участия в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, заявитель, являясь владельцем автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 "Холмогоры" Москва-Ярославль-Вологда-Архангельск, подъезд к городу Северодвинск, км 0+000 - км 35+000, осуществляет реализацию проекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска. Реконструкция автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" Москва-Ярославль-Вологда-Архангельск, подъезд к городу Северодвинск на участке км 0+700 - км 13+000, Архангельская область".
В целях реализации проекта Росавтодор на основании изданного им распоряжения от 27.03.2019 N 692-р приняло решение об изъятии для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером 29:16:203001:427, находящегося по адресу: Архангельская обл., Приморский р-н, муниципальное образование "Заостровское", принадлежащего на праве собственности Панфиловой А.И.
Учреждением и Панфиловой А.И. 21.12.2020 заключено соглашение N 42/20 об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд в собственность Российской Федерации, по условиям которого изъятию подлежит земельный участок с кадастровым номером 29:16:203001:427, образуемый из земельного участка с кадастровым номером 29:16:203001:3.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) из земельного участка с кадастровым номером 29:16:203001:3, принадлежащего Панфиловой А.И., образовано два земельных участка с кадастровыми номерами 29:16:203001:427 и 29:16:203001:428 в целях изъятия земельного участка с кадастровым номером 29:16:203001:427 для государственных нужд.
Учреждение обратилось 13.01.2021 в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации прав на указанный выше земельный участок на основании соглашения N 42/20.
Уведомлением от 21.01.2021 N КУВД-001/2021-447010/1 Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию прав на земельный участок, указав, что в орган регистрации прав не представлено заявление собственника земельного участка с кадастровым номером 29:16:203001:3 о прекращении права собственности и снятии участка с государственного кадастрового учета, а также заявление о государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:16:203001:428.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал требования заявителя правомерными.
Апелляционный суд не усматривает оснований не согласиться с решением суда.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Данный порядок определен в главе VII.1 ЗК РФ. Из положений, содержащихся в указанной главе ЗК РФ, следует, что изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд производится на основании решения уполномоченного органа и соглашения, заключаемого с правообладателем изымаемой недвижимости.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 56.11 ЗК РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности.
В силу пункта 3 статьи 56.11 ЗК РФ права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.
С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности Российской Федерации в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для государственных нужд Российской Федерации (подпункт 1 пункта 4 статьи 56.11 ЗК РФ).
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.
Основанием для государственной регистрации прав являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (подпункт 2 части 2 статьи 14 Закона N 218).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, иные документы, предусмотренные настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Закона (статья 18 Закона 218-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 60 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что основанием для государственной регистрации прав на изъятый для государственных или муниципальных нужд земельный участок является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
В силу части 2 статьи 60 Закона N 218-ФЗ одновременно с документом, указанным в части 1 данной статьи, для государственной регистрации прав представляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное.
Согласно части 3 статьи 60 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на объекты недвижимости, изъятые для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
В данном случае судом установлено, что из земельного участка с кадастровым номером 29:16:203001:3, принадлежащего Панфиловой А.И., образовано два земельных участка с кадастровыми номерами 29:16:203001:427 и 29:16:203001:428 в целях изъятия земельного участка с кадастровым номером 29:16:203002:427 для государственных нужд.
В части 1 статьи 11.8 ЗК РФ предусмотрено, что возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со статьями 11.4-11.7 ЗК РФ. Согласно части 2 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Таким образом, поскольку земельный участок с кадастровым номером 29:16:203001:3 разделен, то у Панфиловой А.И. в силу приведенных норм земельного законодательства возникло право собственности и на образованный в результате раздела земельный участок с кадастровым номером 29:16:203001:428.
Часть 10 статьи 60 Закона N 218-ФЗ предусматривает, что снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
При этом, как верно отметил суд, Закон N 218-ФЗ не содержит требований о представлении заявителем каких-либо иных документов, помимо документов, указанных в частях 1-3 статьи 60 названного Закона. Более того, часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ запрещает истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Закона.
Довод ответчика о необходимости при регистрации права собственности Российской Федерации на изымаемый для государственных нужд земельный участок представления заявления Панфиловой А.И. для снятия с кадастрового учета исходного земельного участка и регистрации ее прав на вновь образованный участок обоснованно отклонен судом, поскольку заявление Учреждения и представленные им в регистрирующий орган документы, подтверждающие образование спорного участка в результате раздела исходного участка на два, соглашение об изъятии одного из образованных в результате раздела участка являются в силу статей 11.4, 56.11 ЗК РФ достаточным основанием для регистрации как прекращения права собственности Панфиловой А.И. на исходный участок, так и для регистрации права на оставшийся в ее собственности участок и регистрации перехода к Российской Федерации права собственности на изъятый для государственных нужд земельный участок.
Выводы суда в указанной части согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2018 N 303-КГ18-11757, в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.06.2021 по делу N А05-9986/2020.
Таким образом, поскольку решение Управления Росреестра от 21.01.2021 о приостановлении государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок не соответствует требованиям Закона N 218-ФЗ, нормам ГК РФ и ЗК РФ, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, незаконно возлагает на него не предусмотренные законом обязанности, создает препятствия для реализации прав, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Учреждения, признав оспариваемое решение недействительным.
В порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд обоснованно в целях восстановления прав заявителя возложил на Управление Росреестра обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Доводы, приведенные ответчиком в жалобе, не опровергают правомерность обжалуемого решения, основаны на ином толковании апеллянтом норм Закона N 218-ФЗ, земельного законодательства, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда и не может служить основанием для отмены судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба Управления Росреестра удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 апреля 2021 года по делу N А05-1767/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1767/2021
Истец: Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Панфилова Антонина Ивановна, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО