г. Владивосток |
|
06 августа 2021 г. |
Дело N А51-5646/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 августа 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Г.Н. Палагеша, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан",
апелляционное производство N 05АП-4658/2021
на решение от 15.06.2021
судьи М.С. Кирильченко
по делу N А51-5646/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан" (ИНН 2539009984, ОГРН 1022502127592)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (ИНН 2538090446, ОГРН 1052503717408)
о признании недействительным предписания N 717 от 12.02.2021, а также действий, связанных с его выдачей,
при участии:
от ФГБОУ "ВДЦ "Океан": Саакян Э.И. по доверенности от 13.04.2021, сроком действия до 31.12.2021, диплом (регистрационный номер 16-677);
от Управления Роспортебнадзора по Приморскому краю: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Всероссийский детский центр "Океан" (далее - заявитель, учреждение, ФГБОУ "ВДЦ "Океан") обратилось в суд с требованием о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее - административный орган, управление, Роспотребнадзор) N 717 от 12.02.2021, а также действий, связанных с его выдачей.
Решением арбитражного суда от 15.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, учреждение обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что порядок выдачи предписаний по результатам проведения проверочных мероприятий установлен Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (надзора)" (далее - Закон N 294-ФЗ), однако перед выдачей предписания, проверка в порядке, установленном Законом N 294-ФЗ управлением не проводилась. Полагает, что оспариваемое предписание содержало незаконное требование о предоставлении информации, отнесенной к персональным данным работников. Кроме того, отмечает, что оспариваемое предписание нарушает права заявителя в части экономической деятельности ввиду того, что учреждение не имело возможности реализовывать путевки для детей.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, заявлений, ходатайств не представило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без его участия по имеющимся в материалах дела документам.
Управление по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы, дал аналогичные пояснения.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
12.02.2021 (вх. N 388-с) в ФГБОУ "ВДЦ "Океан" поступило предписание Роспотребнадзора от 12.02.2021 N 717, которым учреждению предписано:
1. организовать обследование персонала, задействованного в предстоящую смену в Центре на covid-19 методом ПЦР-диагностики не позднее, чем за 2 дня до заезда детей;
2. сведения по результатам обследования персонала незамедлительно предоставить в управление с указанием ФИО, года рождения, адреса проживания, должности;
3. с учетом эпидемиологической ситуации по острым кишечным инфекциям вирусной этиологии на территории Приморского края осуществлять прием новых сотрудников для работы на пищеблоке с обязательным обследованием на вирусные кишечные инфекции;
4. организовать проведение заключительной дезинфекции с камерной дезинфекцией постельных принадлежностей организацией дезинфекционного профиля во всех помещениях, в которых проживали и работали лица с положительным результатом на covid-19;
5. допустить к работе контактных лиц при наличии справки о проведении медицинского наблюдения в течение 14 дней от даты контакта и отрицательного результата обследования на covid-19 методом ПЦР-диагностики;
6. обеспечить контроль за проведением генеральной уборки всех помещений оздоровительной организации с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму; контроль за применением работниками средств индивидуальной защиты (маски, перчатки), кожными антисептиками (при входе в учреждение, в местах общего пользования); контроль за соблюдением требований проведения текущей дезинфекции в помещениях и контроль ответственных лиц за проведением дезинфекционных мероприятий; контроль за приготовлением и использованием дезинфицирующих растворов по режиму вирусной инфекции с учетом кратности проведения дезинфекционных обработок во всех помещениях; контроль за соблюдением режима проветривания и обеззараживания воздуха; контроль за соблюдением правил личной гигиены сотрудниками;
7. заезд всех детей и сотрудников в смену осуществлять одновременно на весь период смены.
18.02.2021 на указанное предписание учреждением поданы в адрес управления мотивированные возражения.
02.03.2021 (вх. N 602-с) в ФГБОУ "ВДЦ "Океан" поступил ответ на вышеуказанные возражения (исх. N 1682 от 24.02.2021), из которого следует, что управление при выдаче предписания руководствовалось положениями статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ, Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), а контрольные мероприятия, которые регламентируются Законом N 294-ФЗ, в данном случае не проводились, в связи с чем в отмене предписания от 12.02.2021 N 717 заявителю отказано.
Не согласившись с вынесенным предписанием, посчитав, что его незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, учреждение оспорило его в арбитражном суде, который обжалуемым решением суда оставил заявленные требования без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта на основании следующего.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 4 Закона N 52-ФЗ установлено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Из пункта 1 статьи 29 этого же Закона следует, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 данного Закона при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV принято постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 31.01.2020 N 3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCov", на основании пункта 3.2 которого руководителям территориальных органов Роспотребнадзора предоставлено право давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием.
Согласно пункту 3.3 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" перед началом каждой смены персонал должен пройти обследования на COVID-19 любым из методов, определяющих генетический материал или антиген возбудителя COVID-19, с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, с получением результатов обследования не ранее, чем за 3 календарных дня до дня выхода на работу.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Роспотребнадзор и его территориальные органы осуществляют надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области защиты прав потребителей и благополучия человека.
Анализ названных законоположений и материалов дела свидетельствует о том, что предписание N 717 от 12.02.2021 о дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий выдано Роспотребнадзором в пределах полномочий, установленных статьей 50 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Данные действия административного органа, вопреки доводам апелляционной жалобы, не противоречат действующему правовому регулированию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в полной мере соответствуют цели предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, предусмотренными санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, судом установлено и подтверждается учреждением, что требования предписания управления от 12.02.2021 N 717 заявителем исполнены.
Предоставленная ФГБОУ ВДЦ "Океан" в адрес управления информация во исполнение предписания, направленная в письмах от 26.02.2021 N 499-с, от 23.03.2021 N 696-с была оценена управлением и принята в качестве доказательства исполнения предписания.
Каких-либо мер административного воздействия в отношении заявителя управлением за неисполнение указанного предписания или его исполнение в неполном объеме не принималось.
Повторно заявленный довод апеллянта о том, что запрашиваемые управлением сведения отнесены к персональным данным работников, правомерно отклонен судом первой инстанции и отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В силу части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно пункту 6 статьи 3 Закона N 152-ФЗ предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
В соответствии со статьей 7 названного Закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В данном случае, сведения о работниках подлежали предоставлению в целях установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений).
При таких обстоятельствах, несмотря на указание в предписании на необходимость предоставления сведений о работниках, включая адрес места проживания, суд пришел обоснованному выводу о не нарушении прав заявителя и незаконности предписания в данной части, поскольку контролирующий орган фактически принял исполнения предписания без предоставления заявителем соответствующих данных.
Ссылка заявителя о том, что оспариваемым предписанием нарушены его права в сфере экономической деятельности, поскольку ФГБОУ "ВДЦ "Океан" был заключен договор N 17-21/ВУ на оказание услуг по дезинфекции в очаге новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на сумму 96 912 руб., а также ввиду того, что учреждение не имело возможности реализовывать путевки для детей, признаются судебной коллегией несостоятельными. Поскольку заявитель является организацией, которая организует отдых детей и их оздоровления, соответственно, обязана соблюдать установленные государством эпидемиологические требования в целях нераспространения новой коронавирусной инфекции, как на территории края, так и на и территории России в целом, учитывая, что лагерь всероссийского масштаба. Доказательств наступления каких-либо негативных последствий, в том числе в сфере осуществления юридическим лицом деятельности, направленной на извлечение прибыли не представлено.
Таким образом, принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, судебная коллегия считает, что оспариваемое учреждением предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и не содержат указания на обстоятельства, свидетельствующие об их ошибочности, в связи с чем подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Апелляционным судом установлено, что к апелляционной жалобе учреждением представлено платежное поручение N 347156 от 09.03.2021, подтверждающее оплату государственной пошлины за подачу в Арбитражный суд Приморского края заявления о признании недействительным предписания управления от 12.02.2021 N717. Однако доказательств оплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не представлено.
Таким образом, поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, то в силу статьи 110 АПК РФ, 1500 рублей государственной пошлины подлежат взысканию с Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.06.2021 по делу N А51-5646/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан" в доход федерального бюджета 1500 (одну тысячу пятьсот) рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Г.Н. Палагеша |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5646/2021
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР "ОКЕАН"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ