город Омск |
|
06 августа 2021 г. |
Дело N А46-2282/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7157/2021) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 05.05.2021 по делу N А46-2282/2021 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Сычева Олега Владимировича (ОГРНИП 304551109700024, ИНН 551100001703) к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ОГРН 1045504007658, ИНН 5503079359, адрес: 644043, Омская область, город Омск, улица Красный путь, дом 3) о признании недействительным решения, изложенного в уведомлении N ИСХ-20/МСХ-7586 от 06.11.2020,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Фертюк Никита Юрьевич, представитель по доверенности от 14.01.2021 N 89 сроком действия 31.12.2022;
от индивидуального предпринимателя Сычева Олега Владимировича - Черевко Денис Сергеевич, представитель по доверенности от 02.12.2020 сроком действия 31.12.2021;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сычев Олег Владимирович (далее также - заявитель, предприниматель, ИП глава КФХ Сычев О.В.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявление к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее также - Минсельхозпрод Омской области, заинтересованное лицо, Министерство) о признании недействительным решения, изложенного в уведомлении от 06.11.2020 N ИСХ-20/МСХ7586.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.05.2021 по делу N А46-2282/2021 требования предпринимателя удовлетворены. Признано недействительным решение Министерства, изложенное в уведомлении N ИСХ-20/МСХ-7586 от 06.11.2020, как не соответствующее постановлению Правительства Омской области от 27.02.2013 N 30-п "Об отдельных вопросах предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку растениеводства" (далее - Постановление N 30-п, Порядок предоставления субсидий).
В качестве способа восстановления права суд обязал Министерство в течение пяти рабочих дней с момента вступления настоящего решения в законную силу повторно рассмотреть заявление предпринимателя, зарегистрированное 19.10.2020, принять по нему соответствующее Порядку предоставления субсидий, решение, уведомить о принятом решении предпринимателя.
Этим же судебным актом с Министерства в пользу предпринимателя взысканы судебные расходы по государственной пошлине в размере 300 руб. Предпринимателю возвращено из федерального бюджета 5 700 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Возражая против принятого по делу решения, Минсельхозпрод Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что представленная предпринимателем копия справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, выданная по состоянию на 09.10.2020, не была заверена подписью предпринимателя. Министерством в налоговую службу 28.10.2020, 05.11.2020, 06.11.2020 были направлены межведомственные запросы о предоставлении сведений о наличии (отсутствии) у ИП главы КФХ Сычева О.В. задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 19.10.2020 (дата подачи заявления о предоставлении субсидии). Согласно полученным ответам у ИП главы КФХ Сычева О.В. по состоянию на 19.10.2020 имелась задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, что явилось основанием для отказа в предоставлении субсидии в соответствии с подпунктом 1 пункта 12 Порядка предоставления субсидий.
От предпринимателя поступил отзыв на жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем Министерства поддержаны доводы жалобы.
Представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
В целях реализации указанной государственной программы принято постановление Правительства Омской области от 27.02.2013 N 30-п, приложением N 3 которого установлен Порядок предоставления из областного бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки в области производства льна-долгунца.
Порядком предусмотрено, что целью предоставления субсидий является возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства льна-долгунца, в расчете на 1 гектар посевной площади.
19.10.2020 ИП глава КФХ Сычев О.В. обратился в Минсельхозпрод Омской области с заявлением о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области производства льна-долгунца (л. д. 8).
Вместе с заявлением заявителем представлена копия справки N 52952 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 09.10.2020, согласно которой у индивидуального предпринимателя Сычева О.В. отсутствует задолженность на соответствующую дату (л. д. 11-13).
Учитывая то обстоятельство, что справка не была заверена подписью заявителя, Минсельхозпрод Омской области в Федеральную налоговую службу 28.10.2020, 05.11.2020, 06.11.2020 направил исходящие межведомственные запросы, которыми испрошены сведения о наличии (отсутствии) у индивидуального предпринимателя Сычева О.В. задолженности по состоянию на 19.10.2020 (л. д. 63-67).
Согласно полученным ответам у ИП главы КФХ Сычева О.В. по состоянию на 19.10.2020 имелась задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, что явилось основанием для отказа в предоставлении субсидии в соответствии с подпунктом 1 пункта 12 Порядка предоставления субсидий. Решение об отказе в предоставлении субсидии изложено в уведомлении от 06.11.2020 N ИСХ-20/МСХ7586 (л. д. 7).
Заявляя о том, что предприниматель соответствовал всем условиям для предоставления субсидий, а также ссылаясь на то, что по состоянию на 19.10.2020 у предпринимателя отсутствовала задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, ИП глава КФХ Сычев О.В. обратился с заявление в суд.
Требования предпринимателя удовлетворены судом первой инстанции, с чем Министерство не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Как следует из материалов дела и было выше сказано, постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
В целях реализации указанной государственной программы принято постановление Правительства Омской области от 27.02.2013 N 30-п, приложением N 4 которого установлен Порядок предоставления из областного бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки в области производства льна-долгунца.
Порядком предоставления субсидий (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления - ред. от 01.10.2020 N 45) предусмотрено, что целью предоставления субсидий является возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства льна-долгунца, в расчете на 1 гектар посевной площади.
Пунктом 5 Порядка установлено, что к категории получателей субсидий относятся юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели (далее - заявители);
1) соответствующие на первое число месяца, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидий (далее - соглашение), следующим требованиям:
- отсутствие просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед областным бюджетом;
- отсутствие статуса иностранного юридического лица, а также российского юридического лица, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
- неполучение средств из областного бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами Омской области на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка;
2) у которых отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Отсутствие данной задолженности подтверждается справкой налогового органа (копией справки, заверенной подписью и печатью (при наличии) заявителя) об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, представляемой заявителем по собственной инициативе вместе с документами для получения субсидии, которая должна быть получена не ранее чем за 30 календарных дней до дня представления в Министерство документов для получения субсидии. В случае непредставления такой справки необходимые сведения на дату подачи документов для получения субсидии запрашиваются Министерством в соответствии с законодательством;
3) которые на дату подачи документов для получения субсидии не находятся в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении их не введена процедура банкротства, их деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (для юридического лица), не прекратили деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуального предпринимателя);
4) являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями (далее - СХТП), под которыми в рамках настоящего Порядка понимаются:
- организации, индивидуальные предприниматели, указанные в статье 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство);
- научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, осуществляющие в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства";
5) осуществившие в текущем финансовом году посев льна-долгунца, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные физическими лицами, которые после осуществления указанных в настоящем подпункте посевов приобрели статус индивидуального предпринимателя, главы соответствующего крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с прекращением деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в соответствии с Законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии осуществляется Министерством и органом государственного финансового контроля (пункт 6).
Пунктом 8 Порядка было предусмотрено, что субсидии предоставляются при условии:
- представления получателем субсидии в Министерство отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за предыдущий год и отчетные периоды текущего года по формам, утвержденным Минсельхозом России, в сроки, устанавливаемые Министерством;
- согласия получателя субсидии в соответствии с пунктом 5 статьи 78 БК РФ на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидии, подлежащего включению в соглашение;
- наличия посевных площадей, занятых льном-долгунцом;
- производства и реализации льноволокна и (или) тресты льняной перерабатывающим организациям, расположенным на территории Российской Федерации, и (или) отгрузки на собственную переработку.
Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются (пункт 12):
1) несоответствие заявителя категориям получателей субсидии, установленным настоящим Порядком;
2) несоответствие представленных заявителем документов требованиям, определенным настоящим Порядком, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;
3) недостоверность представленной заявителем информации;
4) несоблюдение заявителем условий, предусмотренных настоящим Порядком;
5) распределение в полном объеме бюджетных средств, предусмотренных Министерству сводной бюджетной росписью областного бюджета в текущем году на предоставление соответствующих субсидий.
В течение 10 рабочих дней с даты принятия решения об отказе в предоставлении субсидии Министерство направляет заявителю соответствующее письменное уведомление в виде электронного документа (подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) в соответствии с федеральным законодательством и (или) документа на бумажном носителе (по выбору получателя субсидии).
Материалами настоящего дела подтверждается, что 19.10.2020 ИП глава КФХ Сычев О.В. обратился в Минсельхозпрод Омской области с заявлением о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области производства льна-долгунца.
В предоставлении субсидии предпринимателю было отказано по мотиву наличия по состоянию на 19.10.2020 задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 1 пункта 12 Порядка).
Из позиции Министерства следует, что представленная предпринимателем копия справки, выданная по состоянию на 09.10.2020, не была заверена подписью предпринимателя, в связи с чем заинтересованное лицо направило 28.10.2020, 05.11.2020, 06.11.2020 межведомственные запросы в налоговую службу, из ответов которых установило наличие задолженности.
В связи с тем, что сведения из справки предпринимателя противоречили сведениям, представленным налоговым органом в ответ на запросы Министерства, судом первой инстанции определением от 07.04.2021 были истребованы пояснения у руководителя Межрайонной ИФНС России N 2 по Омской Бородина Д.В. по поводу данных расхождений.
Представив суду пояснения, руководитель Межрайонной ИФНС России N 2 по Омской Бородин Д.В. указал, что расхождения обусловлено механизмом формирования справок в программном комплексе Федеральной налоговой службы - в автоматическом режиме, вследствие чего при создании справок (на даты 09.10.2020, 19.10.2020, 06.11.2020) было учтено вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Сычева О.В. решение N 1150 от 25.08.2020, которым указанное лицо привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, какое вступило в законную силу 25.10.2020 (после направления запросов Минсельхозпродом Омской области) (л. д. 76).
Таким образом, удовлетворяя требования предпринимателя, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что фактически по состоянию на 19.10.2020 у предпринимателя отсутствовала задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Соответственно, основание, указанное в уведомлении от 06.11.2020 N ИСХ-20/МСХ7586, являлось необоснованным и противоречило фактическим обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе Министерство ссылается на аналогичные доводы, а именно указывает на сведения, предоставленные налоговым органом, в ответ на межведомственные запросы.
Между тем, судом было установлено, что по состоянию на 19.10.2020 у предпринимателя отсутствовала задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Обстоятельства того, что представленная предпринимателем справка не была заверена его подписью, не могли являться самостоятельным основанием для отказа в предоставлении субсидии, поскольку из подпункта 2 пункта 5 Порядка следует, что указанная справка могла быть представлена на усмотрение заявителя.
Судебная коллегия полагает несостоятельным утверждение подателя апелляционной жалобы о том, что решение о предоставлении субсидии, принятое при указанных обстоятельствах, являлось бы незаконным, поскольку данное утверждение материалами дела не подтверждается. Единственное основание, положенное в решение об отказе в предоставлении субсидии, признано судом неправомерным, о наличии иных оснований заинтересованное лицо не заявляет.
Суд апелляционной инстанции считает, что, удовлетворив требования предпринимателя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Ввиду того, что Министерство от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, государственная пошлина за рассмотрение настоящей жалобы судом апелляционной инстанции не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 05.05.2021 по делу N А46-2282/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-2282/2021
Истец: Индивидуальный предприниматель Глава КФХ СЫЧЕВ ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИФНС N2 по Омской области, Руководитель МИФНС N 2 по Омской области Бородин Денис Викторович