г. Москва |
|
09 августа 2021 г. |
Дело N А41-5216/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Боровиковой С.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловским В.В.,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25.05.2021 г. по делу N А41-5216/21, принятое судьей Кузьминой О.А., по иску ООО "УК "Универсальные инвестиции" Д.У. ЗПИФ комбинированный "МихайловскийИнвестиционный" к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения об отказе,
УСТАНОВИЛ:
ООО "УК "Универсальные инвестиции" Д.У. ЗПИФ комбинированный "Михайловский-Инвестиционный" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд к Управлению Росреестра по Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление) с требованиями (с учетом принятых в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений):
1) Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 19 марта 2021 года N 77-0-1-23/3002/2020-72/2 об отказе в государственном кадастровом учете в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 50:20:0060331:1687.
2) Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в соответствии с поданным заявлением N 77-0-1-23/3002/2020-72 от 03.02.2020 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0060331:1687.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.05.2021 по делу N А41-5116/21 заявленные ООО "УК "Универсальные инвестиции" Д.У. ЗПИФ комбинированный "Михайловский-Инвестиционный" требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель ООО "УК "Универсальные инвестиции" Д.У. ЗПИФ комбинированный "Михайловский-Инвестиционный" представил письменные пояснения, в которых указано на законность обжалуемого судебного акта.
Представитель ООО "УК "Универсальные инвестиции" Д.У. ЗПИФ комбинированный "Михайловский-Инвестиционный" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, общество является доверительным управляющим закрытого паевого инвестиционного фонда комбинированного "Михайловский-Инвестиционный", в составе активов которого находится земельный участок с кадастровым номером 50:20:0060331:1687, площадью 540368 кв. м, категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: для малоэтажной застройки, расположенный по адресу: город Московская область, Одинцовский район, д. Богачево, уч. 1, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 22.12.2020 (т. 1, л.д. 8).
03.02.2020 общество в связи с принятым решением о разделе земельного участка обратилось с соответствующим заявлением в адрес управления (т. 1, л.д. 26).
14.02.2020 управление приостановило государственной кадастровый учет в связи с выявленным пересечением границ муниципальных образований в Одинцовском районе: сп. Часцовского и сп. Захаровское (т. 1, л.д. 26). Обществу рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру в целях устранения указанных замечаний.
Как пояснил заявитель, в связи с принятием Закона Московской области от 25 января 2019 года N 2/2019-03 "Об объединении территорий поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород", согласно которому сельское поселение Часцовское Одинцовского муниципального района Московской области и сельское поселение Захаровское Одинцовского муниципального района Московской области утратили статус муниципальных образований со дня вступления закона в силу (статья 1 Закона), общество обратилось с заявлением о приостановлении государственную кадастрового учета сроком на 6 месяцев.
19.03.2021 управление отказало в осуществлении государственного учета по мотивам непредставления межевого плана, подготовленного в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно ч. 1 ст. 14 закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. В ч. 2 указанной статьи предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими основаниями являются, в частности: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления; межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 закона ФЗ-218 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 закона ФЗ-218 осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При этом согласно статье 27 закона ФЗ-218, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, по решению государственного регистратора в осуществлении государственной регистрации прав отказывается.
По итогам проведения правовой экспертизы, приостанавливая государственный кадастровый учет, управление сослалось на пересечение вновь образованных участков с границами муниципальных образований спЧасцовского и спЗахаровское. Однако, как установлено судом первой инстанции, из выписки из ЕГРН на материнский участок с кадастровым номером 50:20:0060331:1687 не усматривается наличие каких-либо пересечений.
В соответствии со статьей 1 Закона Московской области от 25 января 2019 года N 2/2019-ОЗ "Об объединении территорий поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород" (далее - Закон Московской области N 2/2019-ОЗ) объединены территории городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района, городского поселения Голицыно Одинцовского муниципального района, городского поселения Заречье Одинцовского муниципального района, городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района, городского поселения Лесной Городок Одинцовского муниципального района, городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района, городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района, сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района, сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района, сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района, сельского поселения Захаровское Одинцовского муниципального района, сельского поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района, сельского поселения Никольское Одинцовского муниципального района, сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района, сельского поселения Часцовское Одинцовского муниципального района и территорию городского округа Звенигород. В результате объединения перечисленные поселения утратили статус муниципальных образований со дня вступления в силу названного закона. Прекращен статус муниципального образования сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района со дня вступления в силу указанного закона. Муниципальное образование, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории, наделено статусом городского округа (далее - Одинцовский городской округ).
Судом первой инстанции установлено, что геодезические данные границы Одинцовского городского округа указаны в приложении 2 к Закону Московской области N 2/2019-ОЗ.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что доводы управления, послужившие основанием для приостановления кадастрового учета, несостоятельны. При этом оспариваемое уведомление от 19.03.2021 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета не соответствует уведомлению от 14.02.2020 о приостановлении, что противоречит положениям ст. 26, 27 закона N 218-ФЗ.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что требование о признании незаконным отказа является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о непредставлении заявителем технического плана в регистрирующий орган по следующим основаниям.
В целях регистрации принятого решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:20:0060331:1687, площадью 540368 кв.м. на 3 участка Заявитель 03 февраля 2020 года обратился с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества N 77-0-1-23/3002/2020-72 (копия расписки от 03.02.2020 года прилагается) и следовательно с заявлениями о государственной регистрации прав на вновь образуемые земельные участки.
Уведомлением от 14 февраля 2020 года N 77-0-1-23/3002/2020-72 заинтересованное лицо уведомило Заявителя о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности (перехода права) по следующим основаниям:
- границы земельного участка пересекают границы муниципального образования: сельское поселение Часцовское Одинцовского муниципального района Московской области, сельского поселения Захаровское Одинцовского муниципального района Московской области.
Осуществление действий по кадастровому учету и государственной регистрации права собственности приостановлено до устранения причин, но не более чем на три месяца с даты подписания вышеуказанного уведомления.
В соответствии с Законом Московской области от 25 января 2019 года N 2/2019-03 "Об объединении территорий поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород" сельское поселение Часцовское Одинцовского муниципального района Московской области и сельское поселения Захаровское Одинцовского муниципального района Московской области утратили статус муниципальных образований со дня вступления закона в силу (статья 1 Закона), в связи с объединением территорий.
В связи с тем, что на дату обращения Заявителя в Росреестре еще не были внесены актуальные сведения об объединении территорий поселений Заявитель обратился в Росреестр, через МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг Одинцовского городского округа Московской области, с заявлением о предоставлении дополнительных документов от 27.05.2020 года N 50-0-1-309/3001/2020-5838 и заявлениями о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 27.05.2020 года N 50-50/020-50/020/009/2020-15314 N 50-50/020- 50/020/009/2020-15315 N 50-50/020-50/020/009/2020-15316 сроком на 6 месяцев, в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О государственной регистрации недвижимости".
Шестимесячный срок приостановки истек 27 ноября 2020 года.
19 марта 2021 года заинтересованным лицом было оформлено Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете.
Указанное Уведомление об отказе не соответствует положениям статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" согласно которой в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Так в Уведомлении от 14 февраля 2020 года N 77-0-1-23/3002/2020-72 о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности (перехода права) было указано следующее основание:
- границы земельного участка пересекают границы муниципального образования: сельское поселение Часцовское Одинцовского муниципального района Московской области, сельского поселения Захаровское Одинцовского муниципального района Московской области.
При этом в Уведомлении об отказе от 19 марта 2021 года заинтересованное лицо основанием указывает: не представление межевого плана, подготовленного в формате электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, что не соответствует Уведомлению о приостановке.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.05.2021 года по делу N А41-5216/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-5216/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ"
Ответчик: Управление Росреестра по Московской области
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ