г. Санкт-Петербург |
|
09 августа 2021 г. |
Дело N А21-1024/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей О. В. Горбачевой, Е. И. Трощенко
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Т. Э. Борисенко
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18360/2021) ООО "Управляющая компания "ДжиЭс Капитал" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.04.2021 по делу N А21-1024/2021 (судья Кузнецова О.Д.), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания "ДжиЭс Капитал"
к Межрайонной ИФНС России N 9 по городу Калининграду
Управлению Федеральной налоговой службы по Калининградской области
о признании недействительными решения
при участии:
от заявителя: Газарян А. А. (доверенность от 23.07.2020)
от ответчиков: 1) Чечун И. Ю. (доверенность от 03.02.2021), Сурайкина В. С. (доверенность от 30.06.2021); 2) Сурайкина В. С. (доверенность от 15.07.2020)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДжиЭс Капитал" (далее - ООО "УК "ДжиЭс Капитал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду (далее - инспекция, налоговый орган) от 23.07.2020 N 250 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уменьшения налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению за 4 квартал 2018 года в сумме 1 693 313 руб., от 23.07.2020 N 10 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 693 313 руб. и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области (далее - управление).
Решением суда от 14.04.2021 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель общества просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представители инспекции и управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзывах на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в отношении общества проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС (корректировка N 1) за 4 квартал 2018 года.
По итогам проверки составлен акт от 28.10.2019 N 4048, дополнение к акту проверки от 23.03.2020 N 7 по результатам проведения мероприятий налогового контроля и приняты оспариваемые решения.
Проверкой установлено, что ООО "УК "ДжиЭс Капитал" осуществляет доверительное управление закрытым паевыми инвестиционным комбинированным фондом "Технополис ДжиЭс" (далее - Фонд) на основании лицензии от 31.12.2014 N 21-000-1-00986 на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
11.07.2019 общество по ТКС представило в инспекцию декларацию по НДС за 4 квартал 2018 года (корректировка N 1) с суммой налога, заявленной к возмещению из бюджета в размере 4 250 806 руб.
В разделе 3 налоговой декларации по НДС (корректировка N 1) отражена реализация услуг по сдаче юридическим лицам имущества в аренду в сумме 1 820 131 рублей, операции по которым подлежат налогообложению.
Общество, действуя как доверительный управляющий Фондом, предоставляло по договорам аренды, заключенным с юридическими лицами, во временное владение и пользование имущество, составляющее Фонд: части нежилых зданий (офисы, земельные участки).
В разделе 7 декларации налогоплательщиком отражена реализация услуг по предоставлению в пользование физическим лицам жилых помещений на сумму 906 227 рублей от сдачи имущества физическим лицам в аренду.
Общество в процессе осуществления доверительного управления имуществом Фонда предоставляло по договорам краткосрочного найма, заключенным с физическими лицами, во временное владение и пользование имущество, составляющее Фонд: жилые помещения (квартиры).
Также в разделе 7 декларации отражено вознаграждение, полученное обществом в ходе доверительного управления Фондом в сумме 1 600 000 руб.
В разделе 8 налоговой декларации обществом отражены счета-фактуры, полученные в процессе осуществления доверительного управления по договорам купли-продажи объектов недвижимости и договору подряда, всего на сумму 44 916 700 руб., в том числе НДС - 6 851 700 рублей.
Налоговый вычет в размере 6 851 700 руб. общество в соответствии с учетной политикой распределило пропорционально доле выручки от реализации товаров (работ, услуг) по операциям, подлежащим налогообложению (освобожденным от налогообложения) НДС, в общей стоимости реализованных товаров (работ, услуг).
Анализ составленной обществом пропорции показал, что общая сумма налоговых вычетов в размере 6 851 700 руб. распределена к вычету по облагаемым и не облагаемым НДС операциям в налоговой декларации (корректировка N 1) за 4 квартал 2018 года следующим образом:
- 4 578 430 руб. отнесено к операциям, облагаемым НДС, раздел 3 налоговой декларации, доля выручки 66,8%;
- 2 273 270 руб. отнесено к не облагаемым НДС операциям, раздел 7 налоговой декларации, доля выручки 33,2%.
Суд установил, что обществом при определении доли выручки, не облагаемой НДС, не учтено вознаграждение в размере 1 600 000 руб., полученное им за доверительное управление имуществом Фонда.
Суд в ходе рассмотрения дела проверил и подтвердил правильность расчета налоговым органом доли выручки общества от реализации товаров (работ, услуг) по операциям, подлежащим налогообложению (освобожденным от налогообложения) НДС, в общей стоимости реализованных товаров (работ, услуг).
Стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) в соответствии с разделами 3, 7, 8, 9 декларации (корректировка N 1) составила всего 4 326 358 руб. (без учета НДС), из них:
1). 1 820 131 руб. по операциям, подлежащим налогообложению НДС по ставке 18%, что составляет 42,07 % от общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) без учета НДС;
2). 2 506 227 руб. по операциям, освобожденным от налогообложения НДС (906 227 + 1 600 000), что составляет 57,93% от общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) без учета НДС, где
- 906 227 руб. по услугам по предоставлению в пользование жилых помещений;
- 1 600 000 руб. стоимость полученного вознаграждения за доверительное управление имуществом.
Суммы НДС, принимаемого к вычету, определены налоговым органом, исходя из пропорции определения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) без учета НДС, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за 4 квартал 2018 года, и составили, в том числе:
- по операциям, подлежащим налогообложению - 2 885 117 руб., в том числе 4 500 руб. НДС по работам по замене напольного покрытия и 2 880 617 руб. НДС распределенный;
- по операциям, освобожденным от налогообложения - 3 978 787 руб., в том числе 12 204 руб. НДС за курьерские услуги и 3 966 583 руб. НДС распределенный.
Всего НДС в сумме 6 863 904 руб. (2 885 117 + 3 978 787).
Общая сумма налога, подлежащая распределению, по результатам камеральной налоговой проверки составила 6 847 200 руб., в том числе НДС счетам-фактурам от 16.10.2018 N 398 в сумме 3 330 000 руб., от 24.12.2018 N 473 в сумме 3 517 200 руб., из которых:
- 2 880 617 руб. (42,07% от общей доли выручки) - сумма налога по операциям, облагаемым НДС;
- 3 966 583 руб. (57,93% от общей доли выручки) - сумма налога по операциям, не облагаемым (освобожденным от налогообложения) НДС.
На основании выводов налогового органа произведен перерасчет, в результате которого сумма налога, необоснованно заявленного к возмещению из бюджета по декларации (корректировка N 1), составила 1 693 313 руб. (4 250 806 - 2 557 493).
Оценив доводы сторон спора, проверив правильность применения судом норм материального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные обществом требования - удовлетворению.
В пункте 1 статьи 170 НК РФ указано, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, если иное не установлено положениями главы 21 этого Кодекса, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
Налогоплательщик наделен правом на предъявление к вычету НДС на условиях и в порядке, определенных статьями 171 и 172 НК РФ.
Исходя из положений пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС, после их принятия на учет и при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами.
В пункте 2 статьи 170 НК РФ перечислены случаи, когда суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), то есть не подлежат отнесению в состав налоговых вычетов в порядке, установленном статьями 171 и 172 НК РФ.
Приобретение товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению НДС, Налоговый кодекс Российской Федерации относит к одному из таких случаев (подпункт 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ).
Толкование норм вышеупомянутых статей главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что законом установлен критерий, в соответствии с которым суммы НДС, включенные в цену приобретенных товаров (работ, услуг), налогоплательщик либо предъявляет к налоговому вычету, либо включает в состав расходов при исчислении налога на прибыль организаций. Таким критерием является характер использования приобретенных товаров (работ, услуг), а именно: используются они для совершения операций, подлежащих обложению НДС, или для операций, не подлежащих обложению названным налогом (освобождаемых от налогообложения).
Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 настоящей статьи (пункт 4 статьи 170 НК РФ).
Распределение "входного" НДС в порядке, предусмотренном абзацем 4 пункта 4 статьи 170 НК РФ, то есть пропорционально между видами деятельности, облагаемыми и не облагаемыми НДС, производится в случае, если приобретенные товары (работы, услуги) используются налогоплательщиком как в деятельности облагаемой, так и не облагаемой НДС, и их нельзя точно отнести к тем или иным операциям.
Пропорция, указанная в абзаце четвертом пункта 4 настоящей статьи, определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период (пункт 4.1 НК РФ).
Статьей 174.1 НК РФ установлены особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 указанной статьи Кодекса при совершении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом на доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные настоящей главой.
В силу пункта 2 статьи 174.1 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в соответствии с договором доверительного управления имуществом доверительный управляющий обязан выставить соответствующие счета-фактуры в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый вычет по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и по имущественным правам, приобретаемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в соответствии с договором доверительного управления имуществом предоставляется только доверительному управляющему при наличии счетов-фактур, выставленных ему продавцами, в порядке, установленном главой 21 Кодекса.
При осуществлении доверительным управляющим иной деятельности право на вычет сумм налога возникает при наличии раздельного учета товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав, используемых при осуществлении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом и используемых им при осуществлении иной деятельности (пункт 3 статьи 174.1 НК РФ).
Из материалов дела следует, что в 4 квартале 2018 года общество осуществляло исключительно операции по доверительному управлению имуществом Фонда, за что получило вознаграждение в размере 1 600 000 руб.
Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон N 156-ФЗ) регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в объекты, определяемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также с управлением (доверительным управлением) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранением имущества инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона N 156-ФЗ управляющая компания осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества.
Виды имущества, которое может составлять паевой инвестиционный фонд, определены в пунктах 1 - 2 статьи 33 Закона N 156-ФЗ.
Как указано в пункте 2 статьи 33 Закона N 156-ФЗ, в состав имущества закрытого паевого инвестиционного фонда может входить недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона N 156-ФЗ управляющая компания совершает сделки с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, от своего имени, указывая при этом, что она действует в качестве доверительного управляющего. Это условие считается соблюденным, если в письменных документах после наименования доверительного управляющего сделана пометка "Д.У." и указано название паевого инвестиционного фонда.
Соблюдение указанного правила налоговым органом не оспаривается.
Пунктом 1 статьи 41 Закона N 156-ФЗ установлено, что вознаграждения управляющей компании, специализированного депозитария, лица, осуществляющего ведение реестра владельцев инвестиционных паев, оценщика, аудиторской организации и биржи выплачиваются за счет имущества акционерного инвестиционного фонда и имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и их сумма не должна превышать 10 процентов среднегодовой стоимости чистых активов акционерного инвестиционного фонда и чистых активов паевого инвестиционного фонда.
Инспекция в целях определения пропорции, указанной в абзаце четвертом пункта 4 статьи 170 НК РФ, необоснованно смешивает две хозяйственных операции:
- оказание обществом как управляющей компанией услуг по доверительному управлению Фондом. За осуществление данной лицензируемой деятельности (в частности, за услуги по заключению сделок с имуществом закрытого паевого инвестиционного фонда в качестве доверительного управляющего) общество получает вознаграждение, которое является доходом самого общества и не облагается НДС в силу положений абзаца второго подпункта 12.2 пункта 2 статьи 149 НК РФ;
- сдачу в аренду недвижимого имущества Фонда и получение дохода от такой аренды. В данном случае на основании пункта 2.1 статьи 15 Закона N 156-ФЗ собственниками указанного недвижимого имущества являются владельцы инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, а не общество, доход от данной операции включается в состав имущества Фонда и не является доходом доверительного управляющего, общество только заключает договоры аренды в отношении данного имущества, указывая, что является при этом доверительным управляющим Фонда.
Таким образом, выплата доверительному управляющему вознаграждения влечет уменьшение имущества самого Фонда.
В нарушение положений 4.1 статьи 170 НК РФ налоговый орган в целях определения пропорции, указанной в абзаце четвертом пункта 4 настоящей статьи, в выручку от реализации в проверяемом периоде товаров (работ, услуг) включил вознаграждение общества, которое фактически является для Фонда расходом.
При таких обстоятельствах следует признать, что у инспекции не имелось правовых оснований при определении доли выручки, не облагаемой НДС, учитывать вознаграждение в размере 1 600 000 руб., полученное обществом в ходе доверительного управления имуществом Фонда, а, следовательно, для перерасчета произведенной обществом пропорции в целях предъявления к вычету НДС и отказа обществу в применении налоговых вычетов в сумме 1 693 313 руб.
Учитывая изложенное, требования общества о признании недействительными решений инспекции от 23.07.2020 N 250 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уменьшения НДС, заявленного к возмещению за 4 квартал 2018 года в сумме 1 693 313 руб., от 23.07.2020 N 10 об отказе в возмещении НДС в сумме 1 693 313 руб. и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.04.2021 по делу N А21-1024/2021 отменить.
Признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду от 23.07.2020 N 10, а также от 23.07.2020 N 250 в части уменьшения суммы налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2018 года на 1 693 313 руб., излишне заявленного к возмещению.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДжиЭс Капитал".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДжиЭс Капитал" 4 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1024/2021
Истец: ООО "Управляющая компания "ДжиЭс Капитал"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 9 ПО ГОРОДУ КАЛИНИНГРАДУ, УФНС России по Калининградской области
Третье лицо: ООО "УК "Фортис-Инвест"