г. Тула |
|
5 августа 2021 г. |
Дело N А09-6943/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.08.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Дайнеко М.М. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии представителя заявителя - индивидуального предпринимателя Ульянова Дмитрия Дмитриевича (г. Брянск, ОГРНИП 314325622300062, ИНН 323505115264), Потаповой Л.Ж. (доверенность от 22.05.2020), в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Шагова Константина Рудольфовича (Брянская область, пос. Супонево, ОГРНИП 310325632700125, ИНН 323211000310), заинтересованных лиц - Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1093254008858, ИНН 3250512568), Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления по строительству и развитию территории г. Брянска (г. Брянск, ОГРН 1063250004400, ИНН 3250064926), Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1163256057513, ИНН 3257042953), извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 07.04.2021 по делу N А09-6943/2020 (судья Фролова М.Н.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальные предприниматели Ульянов Дмитрий Дмитриевич и Шагов Константин Рудольфович (далее - заявители, ИП Ульянов Д.Д. и Шагов К.Р., индивидуальные предприниматели) обратились в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (далее - заинтересованное лицо, управление) в реализации права на приобретение в собственность земельного участка площадью 510 кв.м, кадастровый номер 32:28:0032316:56, расположенного по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Пересвета, д. 2, выраженного в письме от 26.06.2020 N 29/3-8445.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены Управление по строительству и развитию территории г. Брянска, Управление по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 07.04.2021 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован неправомерностью отказа управления в согласовании представления в собственность земельного участка со ссылками на расположение части спорного земельного участка в границах территории общего пользования, обозначенных красными линиями.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение норм материального права. Управление указывает на доказанность факта нахождения испрашиваемого земельного участка в границах перспективного расширения магистральной улицы районного значения (ул. Пересвета), ширина которой в "красных линиях" в соответствии с пунктом 11.5 СП 42.13330.2016 должна составлять от 40 до 100 м и будет определена расчетом при разработке проекта планировки. Как полагает заинтересованное лицо, отсутствие в кадастровом паспорте, выписке из ЕГРН сведений о прохождении красных линий на спорном земельном участке, не опровергает существование ограничений для приватизации земельного участка, установленных пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). По мнению подателя апелляционной жалобы, отсутствие проекта планировки расширения ул. Пересвета не исключает реализацию генерального плана г. Брянска в части спорной территории в установленный для его реализации срок, в связи с чем в силу пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ отнесение испрашиваемого земельного участка документами территориального планирования к территории, предназначенной для размещения объекта районного значения, является достаточным основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
ИП Ульянов Д.Д. в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание ИП Шагов К.Р., заинтересованные лица, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статей 266, 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителя ИП Ульянова Д.Д., Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Ульянову Д.Д. и Шагову К.Р., на основании договора об уступке прав по договору аренды от 12.12.2017, заключенного между Управлением имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации и ОАО "Санаторий "Снежка", перешло право аренды земельного участка площадью 510 кв.м с кадастровым номером 32:28:0032316:56, расположенного по адресу г. Брянск, Советский район, ул. Пересвета, дом N 2, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства гостинично-офисного комплекса с предприятиями торговли и общественного питания.
ОАО "Санаторий "Снежка" являлся арендатором указанного земельного участка на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N 43876 от 08.09.2009. Дополнительным соглашением от 03.10.2012 срок действия договора аренды N 43876 от 08.09.2009 продлен до 24.04.2015.
Данные о смене арендаторов с ОАО "Санаторий "Снежка" на ИП Ульянова Д.Д. и Шагова К.Р. внесены в информационную базу "Землересурсы г. Брянск", что подтверждается письмом Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от 14.02.2018 N 29/03-1921.
Заявители 27.05.2020 обратились в Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации с заявлением исх. 5562 о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 510 кв.м с кадастровым номером 32:28:0032316:56, расположенного по адресу г. Брянск, Советский район, ул. Пересвета, дом 2, ссылаясь на то, что на указанном участке расположено здание, гостинично-офисный комплекс с предприятиями торговли и общественного питания, количество этажей 2, площадью 977,6 кв.м, кадастровый номер 32:28:00032316:446, которое принадлежит на праве собственности заявителям по доле в праве каждому.
В письме от 26.06.2020 N 29/3-8445 управление указало в качестве основания отказа на то, что в соответствии с картой планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры Генерального плана города Брянска, утвержденного Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.07.2016 N 465, указанный земельный участок частично расположен в границах перспективного расширения магистральной улицы районного значения (ул. Пересвета), ширина которой в "красных линиях" в соответствии с п. 11.5 табл. 11.2 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" должна составлять от 40 до 100 м и будет определена расчетом при разработке проекта планировки.
Со ссылкой на п. 12 ст. 85 ЗК РФ и п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ, управление отказало заявителям в предоставлении в собственность истребуемого земельного участка, одновременно указав на то, что согласно информации Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области, в соответствии с проектом зон охраны центральной части Советского района г. Брянска, утвержденным постановлением администрации Брянской области от 30.08.2010 N 884 "Об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Брянска" испрашиваемый земельный участок находится в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, подзоне 3P3.2, а также в зоне распространения культурного слоя, подзоне ОА.2.
Полагая, что отказ в предоставлении в собственность за плату земельного участка, выраженный в письме от 26.06.2020 N 29/38445, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителей, индивидуальные предприниматели обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 АПК РФ на административный орган.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со статьей 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ). В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом N 221-ФЗ;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
По результатам поступления заявления, оформленного в соответствии с требованиями части 1 статьи 39.17 ЗК РФ, уполномоченный орган в силу части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и, по результатам указанных рассмотрения и проверки, совершает одно из следующих действий:
- осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
- принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
- принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В таком решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии со статьей 39.6 ЗК РФ в редакции, действующей на момент обращения заявителей, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ в названном случае земельные участки предоставляются без проведения торгов.
Из материалов дела усматривается, что Управление по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области в своем отзыве от 19.03.2021 исх. N 1-2/481 указало, на то, что земельный участок с кадастровым номером 32:28:0032316:56, площадью 510 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Пересвета, д. 2, находится в границах территории подзоны ЗРЗ.2 зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия (ЗРЗ), а также в границах территории подзоны ОА.2, установленных постановлением администрации Брянской области от 30.08.2010 N 884 "Об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Брянска и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия, схемы расположения зон охраны объектов культурного наследия центральной части Советского района г. Брянска, схемы зон охраны объектов культурною наследия центральной части Советского района г. Брянска, схемы градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурною наследия центральной части Советского района г.Брянска, схемы регламентов охраны объектов археологического наследия центральной части Советского района г. Брянска, схемы масштабно-типологической классификации застройки территорий кварталов и домовладений (Советский район), схемы высотной и градостроительно-композиционной характеристики застройки (Советский район)".
В целом в границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности не допускается:
- строительство и размещение предприятий, создающих повышенные грузовые потоки, взрывоопасных и потенциально оказывающих отрицательное воздействие на объекты культурного наследия;
- размещение высотных доминант, вносящих диссонанс в объемнопространственную композицию городских панорам и видов, снижающих композиционную роль исторических градостроительных доминант, ухудшающих условия обзора и характеристики урбанистического фона объектов культурною наследия и памятников природы;
- снос исторических зданий, относящихся к категории учетных зданий исторической застройки, за исключением разборки ветхих и аварийных, в соответствии с установленным порядком и заключением историко-культурной экспертизы.
В то же время в границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности допускается:
- строительство новых, реконструкция существующих зданий и сооружений, улично-дорожной сети, благоустройство, озеленение территорий в соответствии с регламентом и особыми требованиями;
- снос аварийных дисгармонирующих объектов;
- размещение на отдельных участках, в соответствии с Правилами землепользования и застройки части территории города Брянска и настоящим регламентом высотных доминант и акцепта, позитивно формирующих градостроительную среду.
Кроме того, в подзоне 3P3.2 не допускается:
- превышение преобладающей высоты существующей застройки данной подзоны более чем на 25%;
- размещение новых высотных доминат (зданий и сооружений, превышающих силуэтообразующую высоту существующей застройки данной зоны более чем на 1/4).
Тогда как, в подзоне 3P3.2 допускается:
- градостроительное развитие территорий с ограниченным преобразованием существующих морфотипов застройки в сторону более интенсивного строительного использования земельных участков (например, размещение блокированных жилых домов с придомовыми участками в зонах усадебной застройки индивидуальными жилыми домами). Допускается превышение регламентных параметров по высоте и плотности застройки в пределах 25%;
- реконструкция с возможной надстройкой до регламентной высоты зданий и сооружений, не относящихся к категории учетных зданий исторической застройки;
- создание локальных композиционных акцентов, поднимающихся над уровнем существующей застройки не более чем на 1/4 высоты.
Общий регламент охраны объектов археологического наследия предусматривает выдачу государственным органом охраны культурного наследия разрешения на проведение любых земляных работ по строительству и прокладке инженерных коммуникаций. В разрешении, выдаваемом по заключению историко-культурной (археологической) экспертизы, указывается состав и характер необходимых работ по охране объектов археологическою наследия.
Подзона ОА.2 установлена на территории распространения культурною слоя, которая устанавливает следующие дополнительные требования к общему регламенту объектов археологическою наследия:
- по заданию уполномоченною органа охраны объектов культурного наследия специалистами-археологами проводится наблюдение за производством земляных работ с правом приостановления работ в случае обнаружения объекта, который требует подробного изучения. Пользователи земельных участков в данной зоне в случае обнаружения объектов археологического наследия или объектов, обладающих признаками объектов археологического наследия, обязаны приостановить земляные работы и сообщить об обнаружении в уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия;
- в случае обнаружения археологических объектов, требующих сохранения и музеефикации на месте их нахождения, необходимые условия для этих мероприятий обеспечиваются в процессе нового строительства.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, в действующем правовом регулировании названные в ответе управления обстоятельства не являются препятствием для реализации исключительных прав собственника объекта недвижимости на выкуп земельного участка, поскольку не содержат ограничений для перехода права собственности к частному лицу.
Доводы управления относительно пересечения земельного участка в сложившихся границах красными линиями перспективной магистральной улицы районного значения (ул. Пересвета), были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонены в силу следующего.
На основании пункта 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к природным объектам и местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.
Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11); территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12).
В силу положений пункта 3 статьи 9 ГрК РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В силу положений пункта 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Согласно пункту 1 статьи 23 ГрК РФ подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа. Генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
Согласно Приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификаторов видов разрешенного использования земельных участков", земельные участки (территории) общего пользования предназначены для размещения объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.
При этом пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9, статьей 23 ГрК РФ определено, что территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципальных образований отнесен генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 названного ГрК РФ). Генеральный план городского округа содержит, в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа, на которых отображаются, в частности, планируемые для размещения объекты местного значения городского округа (автомобильные дороги местного значения); границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 3, пункты 1 и 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ).
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 ГрК РФ).
Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ).
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
В этой связи необходимо отметить, установленный пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, а, соответственно, границы такой территории, как существующие, так и планируемые, не могут быть установлены произвольно и подлежат определению в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Однако границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий, призванных конкретизировать границы территорий общего пользования и индивидуализировать таковые посредством определения соответствующих координат.
Изложенный правовой подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий, изложенной в определении от 25.02.2016 N 242-О.
Как правильно указано судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок не является ограниченным в обороте и на этом основании обществу не может быть отказано в его выкупе.
Как усматривается из материалов дела, проект планировки территории, включающей спорный земельный участок не утверждался, красные линии в соответствии с требованиями ГрК РФ не установлены, что, с учетом сложившихся границ и характера землепользования, свидетельствует об отсутствии оснований для распространения на спорные правоотношения положений части 12 статьи 85 ЗК РФ.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 14.09.2020 по делу N А09-12443/2019.
Кроме того, положения статьи 49 ЗК РФ устанавливают императивное правило, согласно которому изъятие земель производится только при отсутствии других вариантов размещения планируемых к строительству общественно значимых объектов.
Субъективно, обоснование невозможности размещения объекта местного значения без последующего изъятия земель, относящихся к частной собственности, должно быть отражено именно в обосновывающих материалах к документу территориального планирования. Тогда как, иное носит лишь предположительный характер.
Материалами дела установлено, что спорный земельный участок образован конкретно для строительства существующего гостинично-офисного комплекса с предприятиями торговли и общественного питания. Наличие на участке других капитальных строений, кроме указанного нежилого здания, не установлено.
Из изложенного следует, что действия управления, выразившиеся в отказе в реализации права на приобретение в собственность земельного участка противоречат нормам действующего законодательства и нарушают права заявителей на приобретение участка в собственность.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, правомерно пришел к выводу о том, что решение, выраженное в письме от 26.06.2020 N 29/38445 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации, материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу. При этом суд в выборе способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.
Поскольку в рассматриваемом случае установлены основания для признания отказа управления, выраженного в письме от 26.06.2020 N 29/38445, незаконным, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что способом восстановления нарушенного права заявителей является обязание Брянской городской администрации направить в адрес индивидуальных предпринимателей договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 32:28:0032316:56 площадью 510 кв.м, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Брянск, ул. Пересвета, д. 2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства гостинично-офисного комплекса с предприятиями торговли и общественного питания.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 07.04.2021 по делу N А09-6943/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-6943/2020
Истец: ИП Ульянов Дмитрий Дмитриевич, ИП Шагов Константин Рудольфович
Ответчик: Брянская городская администрация, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, УПРАВЛЕНИЕ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА БРЯНСКА
Третье лицо: Управление по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4786/2021
09.08.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4137/2022
29.11.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4786/2021
05.08.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3687/2021
07.04.2021 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-6943/20