город Воронеж |
|
5 августа 2021 г. |
Дело N А36-6385/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя - главы крестьянского фермерского хозяйства Лопатина Анатолия Васильевича: Лопатиной Л.А., представителя по доверенности N 48АА1642072 от 14.08.2020 ( до перерыва);
от Управления сельского хозяйства Липецкой области: Сысоевой Г.В., представителя по доверенности N И41-4407 от 25.09.2020 ( до перерыва);
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Середина Евгения Сергеевича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от третьих лиц: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского фермерского хозяйства Лопатина Анатолия Васильевича (ОГРНИП 319482700052404, ИНН 481602514293) на решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.03.2021 по делу N А36-6385/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя - главы крестьянского фермерского хозяйства Лопатина Анатолия Васильевича (ОГРНИП 319482700052404, ИНН 481602514293) к Управлению сельского хозяйства Липецкой области (ИНН 4825012212, ОГРН 1024840860340), индивидуальному предпринимателю главе крестьянского фермерского хозяйства Середину Евгению Сергеевичу о признании недействительным конкурса для предоставления грантов "Агростартап" в форме субсидий на софинансирование затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства 2019 г., организованного Управлением сельского хозяйства Липецкой области, в части невключения Лопатину Анатолию Васильевичу в совокупный показатель 10 баллов по критерию 5 "Наличие у претендента имущества, необходимого для реализации проекта"; о признании недействительными приказа Управления сельского хозяйства Липецкой области N558 от 27.11.2019 в редакции приказа N624 от 19.12.2019 о выплате гранта "Агростартап" в размере 4 000 000 руб. индивидуальному предпринимателю - главе КФХ Середину Евгению Сергеевичу; о признании недействительным соглашения о предоставлении гранта N118 от 27.11.2019, заключенного Управлением сельского хозяйства Липецкой области с индивидуальным предпринимателем - главой КФХ Серединым Евгением Сергеевичем; применении последствий недействительности сделки,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ИП главы КФХ Морнева Геннадия Ивановича, ИП главы КФХ Брояна Нвера Темури, ИП главы КФХ Кашерина Дмитрия Николаевича, ИП главы КФХ Расояна Асана Алиевича, главы КФХ Усова Алексея Владимировича, ИП главы КФХ Неровных Алексея Эриковича, ИП главы КФХ Моргуновой Марины Николаевны, ИП главы КФХ Крапивенских Анатолия Анатольевича, ИП главы КФХ Оборотовой Зинаиды Кирилловны, ИП главы КФХ Саввиной Лидии Анатольевны, ИП главы КФХ Худойназарова Нарзулло Шамсовича, ИП главы КФХ Алехигна Ивана Ивановича, ИП главы КФХ Пузакова Андрея Владимировича, ИП главы КФХ Гасанова Магомеда Халирбагиновича, ИП главы КФХ Насибовой Марины Александровны, ИП главы КФХ Кашина Петра Михайловича, ИП главы КФХ Озманяна Княза Джамалевича, ИП главы КФХ Васильева Евгения Александровича, ИП главы КФХ Алехина Валерия Владимировича, ИП главы КФХ Стюфляевой Людмилы Викторовны, ИП главы КФХ Донских Светланы Сергеевны, ИП главы КФХ Торшина Вячеслава Вячеславовича, ИП главы КФХ Краснова Николая Ивановича, ИП главы КФХ Корткова Даниила Константиновича, ИП главы КФХ Крысанова Игоря Александровича, ИП главы КФХ Брояна Андраника Загаровича, ИП главы КФХ Хромых Александра Александровича, ИП главы КФХ Андросова Юрия Витальевича, ИП главы КФХ Рязанцева Сергея Михайловича, ИП главы КФХ Леушина Владимира Ивановича, ИП главы КФХ Рязанцева Евгения Сергеевича, ИП главы КФХ Глазковой Альбины Петровны, ИП главы КФХ Наумовой Елены Алексеевны, ИП главы КФХ Леоке Елены Владимировны, ИП главы КФХ Мулиной Екатерины Александровны,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель - глава крестьянского фермерского хозяйства Лопатин Анатолий Васильевич (далее - истец, Лопатин А.В.) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с иском к Управлению сельского хозяйства Липецкой области (далее - Управление), конкурсной комиссии для предоставления грантов "Агростартап" в форме субсидий на софинансирование затрат, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - конкурсная комиссия) о признании незаконным решения конкурсной комиссии для предоставления грантов "Агростартап" в форме субсидий на софинансирование затрат, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, отраженное в протоколе N 4 заседания конкурсной комиссии по отбору претендентов для предоставления грантов "Агростартап" от 17-19.09.2019, в части невключения в совокупный показатель 10 баллов по критерию 5 "Наличие у претендента имущества, необходимого для реализации проекта", об обязании комиссии для предоставления грантов "Агростартап" в форме субсидий на софинансирование затрат, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, включить в совокупный показатель 10 баллов по критерию 5 "Наличие у претендента имущества, необходимого для реализации проекта", об обязании Управления сельского хозяйства Липецкой области и принять решение о выделении гранта "Агростартап" в сумме 3 000 000 рублей на основании заявки от 27.07.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены победители конкурсного отбора по предоставлению гранта "Агростартап" в 2019 году, ИП глава КФХ Морнева Геннадия Ивановича, ИП глава КФХ Брояна Нвера Темури, ИП глава КФХ Кашерина Дмитрия Николаевича, ИП глава КФХ Расояна Асана Алиевича, ИП глава КФХ Середина Евгения Сергеевича, ИП глава КФХ Усова Алексея Владимировича, Неровных Алексея Эриковича, ИП глава КФХ Моргунову Марину Николаевну, ИП глава КФХ Крапивенских Анатолия Анатольевича, ИП глава КФХ Оборотову Зинаиду Кирилловну, ИП глава КФХ Саввину Лидию Анатольевну, ИП глава КФХ Худойназарова Нарзулло Шамсовича, ИП глава КФХ Алехина Ивана Ивановича, ИП глава КФХ Пузакова Андрея Владимировича, ИП глава КФХ Гасанова Магомеда Халирбагиновича, ИП глава КФХ Насибову Марину Александровну, ИП глава КФХ Кашина Петра Михайловича, ИП глава КФХ Озманяна Княза Джамалевича, ИП глава КФХ Васильева Евгения Александровича, ИП глава КФХ Алехина Валерия Владимировича, Стюфляеву Людмилу Викторовну, ИП глава КФХ Донских Светлану Сергеевну, ИП глава КФХ Торшина Вячеслава Вячеславовича, ИП глава КФХ Краснова Николая Ивановича, ИП глава КФХ Корткова Даниила Константиновича, ИП глава КФХ Крысанова Игоря Александровича, ИП глава КФХ Брояна Андраника Загаровича, ИП глава КФХ Хромых Александра Александровича, ИП глава КФХ Андросова Юрия Витальевича, ИП глава КФХ Рязанцева Сергея Михайловича, ИП глава КФХ Леушина Владимира Ивановича, ИП глава КФХ Рязанцева Евгения Сергеевича, ИП глава КФХ Глазкову Альбину Петровну, ИП глава КФХ Наумову Елену Алексеевну, ИП глава КФХ Леоке Елену Владимировну, ИП глава КФХ Мулину Екатерину Александровну.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 09.03.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Лопатин А.В. обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил отменить обжалуемое решение полностью и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 22.07.2021 индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Середин Евгений Сергеевич и третьи лица явку полномочных представителей не обеспечили.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Лопатина А.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, жалобу - удовлетворить.
Представитель Управления возражал против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил его оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании судом апелляционной инстанции в порядке статей 163, 184, 266 АПК РФ был объявлен перерыв до 29.07.2021.
Информация о перерыве в судебном заседании была размещена на официальном сайте Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://19aas.arbitr.ru/) и в картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru).
В продолженное после перерыва в том же судебном составе судебное заседание стороны явку полномочных представителей не обеспечили.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения сторон, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что Лопатин А.В. 27.08.2019 подал заявку на участие в конкурсе на получение гранта "Агростартап" с приложением документов, указанных в пункте 5 Порядка предоставления грантов "Агростартап" в форме субсидий на софинансирование затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, в 2019 году.
Середин С.Е. 28.08.2019 подал заявку на участие в конкурсе на получение гранта "Агростартап" с приложением документов, указанных в пункте 5 Порядка предоставления грантов "Агростартап" в форме субсидий на софинансирование затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, в 2019 году.
Как следует из приложения N 1 к приказу Управления сельского хозяйства Липецкой области от 11.09.2019 N 388, оба претендента допущены к участию в конкурсе. Всего к участию в конкурсе допущены 103 претендента.
В дальнейшем документы претендентов, допущенных к участию в конкурсном отборе, были переданы на рассмотрение конкурсной комиссии, созданной распоряжением N 375-р. Конкурсная комиссия провела отбор участников конкурса по критериям, установленным пунктом 13 Порядка N 235, определила победителей конкурсного отбора, сформировала их рейтинг и оформила свое решение протоколом N 4 от 17-19 сентября 2019 г.
Согласно указанному протоколу Лопатин А.В. и Середин С.Е. признаны победителями конкурса, при этом Лопатину А.В. присвоен рейтинг 18,73, а Середину С.Е. - 26,27.
Согласно объяснениям Управления в связи с недостаточностью бюджетного финансирования для предоставления грантов всем победителям конкурсного отбора в соответствии с их заявками, предусмотренные Законом Липецкой области от 24.12.2018 N 224-ОЗ денежные средства в размере 90 871 730 руб. были распределены между 34 победителями конкурса, набравшими наибольший совокупный балл (с 37 баллов по 27 баллов включительно).
Перечень получателей грантов "Агростартап" в 2019 году утвержден приказом Управления сельского хозяйства Липецкой области от 20.09.2019 N 397 Законом Липецкой области от 07.11.2019 N308-ОЗ размер финансирования грантов "Агростартап" в 2019 году был увеличен до 97 871 730 руб., в связи с чем на основании приказов Управления сельского хозяйства Липецкой области N 514 от 12.11.2019, NN557, 558 от 27.11.2019, NN 623, 624 от 19.12.2019 грант "Агростартап" был выплачен еще двум грантополучателям, следующим по рейтингу - Крысанову И.А. (26,64 баллов) и Середину Е.С. (26,27 баллов).
Полагая, что конкурсная комиссия неправомерно снизила его рейтинг, в связи с чем лишила его права на получение гранта, Лопатин А.В. обратился в арбитражный суд с иском.
Заявленные требования мотивированы несогласием заявителя с итоговой оценкой документов в количестве 18,73 баллов в пункте 84 протокола N 4 от 17-19.09.2019, выставленной по результатам заседания конкурсной комиссии по отбору претендентов для предоставления грантов "Агростап" в форме субсидий на софинансирование затрат, связанных с реализацией и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, что впоследствии привело к невыплате указанного гранта Главе КФХ Лопатину А.В.
По мнению истца, с учетом результатов конкурса, отраженных в протоколе N 4 заседания конкурсной комиссии от 17-19.09.2019, при увеличении совокупного показателя Лопатина А.В. на 10 баллов по критерию 5 "Наличие у претендента имущества, необходимого для реализации проекта" он будет равен 28,73, что соответствует 26 месту в рейтинге победителей конкурса и дает право на получение гранта "Агростартап".
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что Лопатиным А.В. не доказаны предусмотренные статьями 166, 168, 449 ГК РФ основания признания недействительными результатов конкурса для предоставления грантов "Агростартап" в форме субсидий на софинансирование затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства 2019 года, организованного Управлением сельского хозяйства Липецкой области.
По мнению суда области, основания для вывода о наличии у претендента Лопатина А.В. на праве собственности земельного участка, позволяющего реализовать проект, отсутствовали, как и отсутствовали основания и для присвоения Лопатину А.В. 10 баллов по критерию "Наличие у претендента имущества, необходимого для реализации проекта (земельных участков, производственных объектов)".
Оценивая законность решения суда первой инстанции, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Обращение в арбитражный суд осуществляется в форме искового заявления, в котором, в силу пункта 4 части 2 статьи 125 АПК РФ должно быть сформулировано исковое требование, вытекающее из спорного материального правоотношения (предмет иска), а в соответствии с пунктом 5 этой части исковое заявление должно содержать фактическое обоснование заявленного требования (обстоятельства, с которыми истец связывает свои требования, то есть основания иска).
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов.
Из конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности следует, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются по инициативе непосредственных участников спорного правоотношения, предусматривая свободу распоряжения лицами, участвующими в деле, принадлежащими им субъективными материальными правами и процессуальными средствами их защиты.
Правила принципа диспозитивности применительно к производству в арбитражном суде распространяется и на процессуальные отношения, возникающие в связи с выбором лица, обратившегося в арбитражный суд, способа защиты своих прав.
Так, истец (заявитель) самостоятельно определяет объем своих требований, и суд не вправе выходить за рамки заявленного предмета заявленных требований (статей 4, 36, 37, 49, 139 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Из содержания приведенной выше нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что право изменять основание иска предоставлено только истцу. Арбитражный суд не вправе выходить за пределы исковых требований по своей инициативе.
Истец неоднократно изменял предмет заявленного требования в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 04.09.2020 было принято к производству исковое заявление Лопатина А.В. о признании незаконным решения конкурсной комиссии для предоставления грантов "Агростартап" в форме субсидий на софинансирование затрат, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, отраженное в протоколе N 4 заседания конкурсной комиссии по отбору претендентов для предоставления грантов "Агростартап"от 17-19.09.2019, в части невключения в совокупный показатель 10 баллов по критерию 5 "Наличие у претендента имущества, необходимого для реализации проекта", об обязании комиссии для предоставления грантов "Агростартап" в форме субсидий на софинансирование затрат, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, включить в совокупный показатель 10 баллов по критерию 5 "Наличие у претендента имущества, необходимого для реализации проекта", об обязании Управления сельского хозяйства Липецкой области принять решение о выделении гранта "Агростартап" в сумме 3 000 000 рублей на основании заявки от 27.07.2019.
22.09.2020 в суд области от истца поступило заявление об уточнении исковых требований от 17.09.2020.
В предварительном судебном заседании 28.09.2020 представитель истца уточнил заявленные требования, пояснил, что требования основаны на нормах статьи 449 ГК РФ, просил суд:
признать конкурс для предоставления грантов "Агростартап" в форме субсидий на софинансирование затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, в 2019 году, организованный Управлением сельского хозяйства Липецкой области, недействительным в части невключения истцу в совокупный показатель 10 баллов по критерию 5 "Наличие у претендента имущества, необходимого для реализации проекта";
признать недействительным приказ Управления сельского хозяйства Липецкой области на выплату гранта "Агростартап" победителю конкурсного отбора, имеющему наименьший совокупный показатель из числа победителей конкурса, которым предоставлен грант "Агростартап" в форме субсидий на софинансирование затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, в 2019 году;
признать недействительным соглашение о предоставлении гранта, заключенное Управлением сельского хозяйства Липецкой области с указанным победителем; применить последствия недействительности сделки в виде прекращения действия соглашения на будущее время и возврата полученных денежных средств;
обязать Управление сельского хозяйства Липецкой области принять решение о предоставлении истцу гранта "Агростартап" в сумме 3 000 000 рублей на основании заявки от 27.08.2019 с учетом совокупного показателя в рейтинге победителей 28,73.
В ходе судебного заседания арбитражного суда первой инстанции 30.11.2020 представитель истца ходатайствовал об уточнении заявленных исковых требований, просил суд:
признать конкурс для предоставления грантов "Агростартап" в форме субсидий на софинансирование затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, в 2019 году, организованный Управлением сельского хозяйства Липецкой области, недействительным в части невключения истцу в совокупный показатель 10 баллов по критерию 5 "Наличие у претендента имущества, необходимого для реализации проекта";
признать недействительными приказы Управления сельского хозяйства Липецкой области N 558 от 27.11.2019 и N 557 от 27.11.2019 в части выплаты гранта "Агростартап" победителю конкурсного отбора, имеющему наименьший совокупный показатель из числа победителей конкурса, которым предоставлен грант "Агростартап" в форме субсидий на софинансирование затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, в 2019 году - ИП Главе КФХ Середину Евгению Сергеевичу;
признать недействительным соглашение о предоставлении гранта, заключенное Управлением сельского хозяйства Липецкой области с указанным победителем - ИП Главой КФХ Серединным Евгением Сергеевичем; применить последствия недействительности сделки в виде прекращения действия соглашения на будущее время и возврата полученных денежных средств;
30.11.2020 суд области на основании статьи 49 АПК РФ принял ходатайство истца об уточнении заявленных требований к рассмотрению.
Как установлено судебной коллегией при рассмотрении данного дела в апелляционном суде требование истца "Обязать Управление сельского хозяйства Липецкой области принять решение о предоставлении истцу гранта "Агростартап" в сумме 3 000 000 рублей на основании заявки от 27.08.2019 с учетом совокупного показателя в рейтинге победителей 28,73" следует квалифицировать как денежное требование о применении последствий недействительности конкурса.
В связи с чем, применительно к положениям статьи 167 ГК РФ, оснований для применения статьи 270 АПК РФ и перехода к рассмотрению дела по правилам первой инстанции не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
На основании абзаца 4 статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Заинтересованным лицом в таком случае является субъект, имеющий материально-правовой интерес в признании сделки ничтожной, в чью правовую сферу эта сделка вносит неопределенность и может повлиять на его правовое положение. В случаях, специально предусмотренных действующим законодательством, заинтересованным лицом может являться субъект, имеющий процессуально-правовой интерес в признании сделки ничтожной.
Частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).
При предоставлении субсидий обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий (пункт 5 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).
Порядок предоставления субсидий, предусмотренных настоящим пунктом, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, включая требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт 8 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов (статья 65 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 110 приложения N 26 к Закону Липецкой области от 24.12.2018 N 224-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" гранты "Агростартап" в форме субсидий в 2019 году предоставлялись в объеме 90 871 730 руб. (в первоначальной редакции) на софинансирование затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с государственной программой Липецкой области "Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 30.10.2013 N 490.
Постановлением главы администрации Липецкой области от 30.04.2019 N 235 утвержден Порядок предоставления грантов "Агростартап" в форме субсидий на софинансирование затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, в 2019 году (далее - Порядок N 235).
Постановлением главы администрации Липецкой области от 30.04.2019 N 235 установлено, что гранты предоставляются главным распорядителем средств областного бюджета в сфере сельского хозяйства (далее - главный распорядитель) на конкурсной основе в пределах средств, предусмотренных на эти цели в Законе Липецкой области от 24.12.2018 N 224-ОЗ (пункты 1, 2).
Организатором конкурсного отбора является управление сельского хозяйства Липецкой области (далее - организатор конкурса).
Согласно пункту 5 Порядка N 235 в конкурсном отборе могут принимать участие крестьянские (фермерские) хозяйства и граждане Российской Федерации (далее - претенденты). Тем же пунктом установлен состав документов, которые должны быть представлены претендентами организатору конкурса.
В соответствии с пунктами 8 и 10 Порядка N 235 организатор конкурса в течение 8 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания срока приема документов, проводит проверку документов, представленных претендентами и полученных организатором конкурса в порядке межведомственного взаимодействия, по результатам которой принимает решение о допуске к участию (об отказе в участии) претендентов в конкурсном отборе, оформленное приказом организатора конкурса, и в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания срока приема документов, передает документы претендентов, допущенных к участию в конкурсном отборе (далее - участники конкурса), на рассмотрение конкурсной комиссии, созданной распоряжением администрации Липецкой области (далее - конкурсная комиссия).
Конкурсная комиссия в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения документов, проводит отбор участников конкурса по критериям, установленным пунктом 13 Порядка, определяет победителей конкурсного отбора, формирует их рейтинг в порядке, установленном пунктом 15 Порядка, и оформляет свое решение протоколом, который подписывают председатель и секретарь комиссии (пункт 11 Порядка N 235).
Как установлено пунктом 17 Порядка N 235, главный распорядитель в течение 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения протокола, указанного в пункте 11 Порядка, осуществляет распределение субсидий между победителями отбора и издает приказ об утверждении перечня получателей гранта.
В силу пункта 14 Порядка N 235 конкурсный отбор осуществляется по балльной системе. Члены конкурсной комиссии выставляют участнику конкурса по каждому критерию отбора соответствующий балл.
Совокупный показатель по каждому участнику конкурса определяется суммой баллов по всем критериям отбора. Исходя из размера совокупного показателя, конкурсная комиссия определяет победителей конкурсного отбора (далее - победитель отбора), формирует их рейтинг.
Победителями отбора признаются участники конкурса, набравшие более 18 баллов. Максимальный рейтинг победителя отбора равен максимальному размеру совокупного показателя (пункт 15 Порядка N 235).
Подпунктом 10 пункта 5 Порядка N 235 установлено, что для целей участия в конкурсе претенденты представляют организатору конкурса проект создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства с приложением справки о наличии производственных фондов на дату подачи заявки. На основании пункта 7 Порядка N 235 организатор конкурса в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания срока приема документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает ряд документов, характеризующих имущественное положение претендента, в том числе выписку из Единого государственного реестра недвижимости о наличии или отсутствии у претендента производственных и (или) складских зданий, помещений, сооружений, земельных участков (подпункт 6). Претенденты вправе представить оригиналы документов, указанных в настоящем пункте, по собственной инициативе.
Критерии, по которым осуществляется конкурсный отбор, показатели, по которым оцениваются критерии, и максимальное количество баллов по каждому критерию установлены пунктом 13 Порядка N 235.
Согласно данному пункту в число критериев включено "Наличие у претендента имущества, необходимого для реализации проекта (земельных участков, производственных объектов)". Если такое имущество принадлежит претенденту на праве собственности, ему по данному критерию присваивается 10 баллов. Если имущество принадлежит претенденту на праве долгосрочной аренды на срок 5 и более лет, претенденту по данному критерию присваивается 5 баллов.
Как следует из искового заявления и объяснений истца, единственным основанием недействительности результатов конкурса Лопатин А.В. считает невключение ему в совокупный показатель 10 баллов по критерию 5 "Наличие у претендента имущества, необходимого для реализации проекта" с учетом установленного Порядком N 235 критериев отбора для предоставления грантов.
Отклоняя довод истца о недействительности конкурса, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
В силу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса РФ).
Согласно разъяснениям пункта 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (абзац 2 пункт 2 статьи 166 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 449 Гражданского кодекса РФ торги, конкурсы проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
По смыслу приведенных правовых норм лицо, обращающееся с требованием о признании конкурса недействительным, должно доказать наличие у него защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Как усматривается из материалов дела, истцом наличие такого интереса доказано.
В соответствии с конкурсной документацией, разработанной Постановлением главы администрации Липецкой области от 30.04.2019 N 235 при проведении конкурса, предусматривалась необходимость предоставления каждым из участников сведений о наличии у претендента имущества, необходимого для реализации проекта (земельных участков, производственных объектов). В том числе и на основании данного показателя критерия 5 "Наличие у претендента имущества, необходимого для реализации проекта" проводилась оценка конкурсных заявок, исходя из сведений, сообщенных участником конкурса.
Из приложения к протоколу N 4 от 17-19.09.2019 следует, что по данному критерию Лопатину А.В. присвоено 5 баллов.
Суд исследовал все представленные в материалы дела доказательства и установил, что в представленном с заявкой от 27.08.2019 проекте создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства Лопатин А.В. указал, что в собственности претендента имеется земельный участок 68,76 га.
Из содержания проекта усматривается, что для его реализации необходимо использование земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 68,76 га.
Как следует из материалов дела, пояснений участвующих в деле лиц, конкурсной комиссией осуществлялась проверка представленных документов для участия в конкурсе в установленном порядке.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.09.2019 КУВИ-001/2019-21882365 в собственности Лопатина А.В. находится 1/8 доля в праве собственности на земельный участок площадью 68,76 га с кадастровым номером 48:16:1070401:122, расположенный по адресу: Липецкая область, Усманский район, сельское поселение Излегощенский сельсовет, что соответствует 8,6 га.
В составе приложенных к заявке документов имеется копия соглашения об использовании земельного участка от 27.08.2019, заключенного между Лопатиным А.В. и Лопатиной Зинаидой Егоровной, которой принадлежит 7/8 долей в праве собственности на земельный участок площадью 68,76 га с кадастровым номером 48:16:1070401:122, расположенный по адресу: Липецкая область, Усманский район, сельское поселение Излегощенский сельсовет, свидетельство о заключении брака.
По условиям данного соглашения стороны договорились использовать указанный земельный участок для создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства по производству подсолнечника и зерновых сельскохозяйственных культур.
При этом указанное соглашение не предусматривает конкретных условий использования земельного участка, на момент его подписания крестьянское (фермерское) хозяйство не было создано, соглашение о создании крестьянского фермерского хозяйства в составе заявки не представлено.
Как следует из материалов дела, запись о создании крестьянского (фермерского) хозяйства внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 13.09.2019.
В ходе судебного разбирательства в материалы дела была представлена копия соглашения членов крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Лопатин А.В., заключенного 14.09.2019 между Лопатиным А.В. и Лопатиной З.Е., по условиям которого в состав имущества КФХ включается земельный участок площадью 68,76 га с кадастровым номером 48:16:1070401:122, расположенный по адресу: Липецкая область, Усманский район, сельское поселение Излегощенский сельсовет, предоставляемый членами КФХ для осуществления производственной деятельности.
Вместе с тем, истец не оспаривает тот факт, что данное соглашение заключено после подачи заявки на участие в конкурсе и организатору конкурса не передавалось.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что конкурсной комиссией, исходя из сведений, сообщенных участником конкурса Лопатиным А.В., обоснованно не начислено баллов по критерию 5 "Наличие у претендента имущества, необходимого для реализации проекта".
Доводы Лопатина А.В. о том, что супруга Лопатина З.Е. фактически является членом КФХ с 13.09.2019, то есть со дня создания КФХ, но документы не были оформлены, судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены.
Статьей 86.1 Гражданского кодекса РФ определено, что крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с названной статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
На основании пункта 2 статьи 3 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" членами фермерского хозяйства могут быть: 1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет; 2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.
На основании статьи 6 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.
В силу статьи 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство может быть создано и одним гражданином.
В случае создания фермерского хозяйства несколькими гражданами между ними заключается соглашение о создании фермерского хозяйства, а в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется (пункты 1, 2 статьи 4 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" соглашение о создании фермерского хозяйства должно содержать сведения: 1) о членах фермерского хозяйства; 2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством; 3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства; 4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом; 5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства; 6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела КФХ было создано Лопатиным А.В. 13.09.2019, на момент создания КФХ соглашение с Лопатиной З.Е. не было заключено, следовательно, основания считать, что Лопатина З.Е. являлась членом КФХ по смыслу пункта 2 статьи 1 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" отсутствуют.
Соглашение, заключенное 27.08.2019, данное обстоятельство не подтверждает, доказательством, свидетельствующим о наличии у Лопатина А.В. права пользование земельным участком, принадлежащим Лопатиной З.Е., не является, так как по своей сути является соглашением о намерениях и требованиям статьи 606 ГК РФ не отвечает.
В ходе рассмотрения дела представитель Лопатина А.В. пояснял, что на момент создания фермерского хозяйства Лопатин А.В. и Лопатина З.Е. состояли в браке, к заявлению было приложено свидетельство о регистрации брака, в связи с чем конкурсная комиссия должна была исходить из того, что земельный участок является их совместной собственностью в силу статей 33 - 35 Семейного кодекса РФ, статьи 253 ГК РФ.
Однако, доводы заявителя апелляционной жалобы со ссылкой на нормы Семейного кодекса Российской Федерации о совместной собственности супругов на имущество, нажитое в браке, судом апелляционной инстанции не могут быть признаны состоятельными.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.09.2019 КУВИ-001/2019-21882365 в собственности Лопатина А.В. находится 1/8 доля в праве собственности на земельный участок площадью 68,76 га с кадастровым номером 48:16:1070401:122, в собственности Лопатиной З.Е. 7/8 доли.
Исходя из положений статей 7, 38 СК РФ, супруги, приобретая в общую долевую собственность объект недвижимого имущества, изменяют установленный законом порядок общей совместной собственности на режим общей долевой собственности.
При таких обстоятельствах, поскольку в данном случае существуют специальные нормы и критерии оценки заявок участников конкурса на получение гранта, четко регламентирующие как перечень, документов, так и порядок заполнения документов, порядок оценки, содержащихся в них сведений, служащие для более прозрачного и понятного соотнесения позиций оценки, конкурсная комиссия не должна принимать решение исходя из предположений, в каком правовом статусе находится то или иное имущество супругов, давать юридическую квалификацию достигнутым договоренностям.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что отклонений от представленной в конкурсную комиссию информации не усматривается, судом апелляционной инстанции не установлено грубых нарушений требований закона к организации и проведению конкурса, которые могли повлечь его недействительность.
Согласно статье 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Из указанного следует, что возможность признания торгов недействительными в связи с нарушением предусмотренных законом правил, влечет обязанность суда выяснить не только факт допущенных нарушений при проведении торгов, но также совокупность иных обстоятельств.
Проведение торгов (конкурса, аукциона) является способом заключения гражданско-правового договора, представляет собой определенный правоприменительный процесс. В связи с этим недействительность торгов должна быть обусловлена нарушением организатором торгов предусмотренных законом, а в отдельных случаях - подзаконными правовыми актами правил их проведения.
Аналогичная правовая позиция приведена в пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", постановлении Президиума ВАС РФ от 24.05.2011 N 16402/10.
В этой связи суду необходимо установить: могут ли права и законные интересы конкретного лица быть защищены и восстановлены принятием судебного акта; возможно ли проведение повторных торгов; исполнен ли контракт, заключенный по итогам оспариваемых торгов; в чем выражается интерес лица, оспаривающего торги; насколько признание торгов недействительными отвечает общественным и государственным интересам.
Правовые подходы к рассмотрению дел данной категории сформулированы в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.01.2004 N 10623/03, от 15.07.2010 2814/10, от 28.10.2010 N 7171/10, от 14.12.2010 N 7781/10, от 07.02.2012 N 12573/11, от 28.02.2012 N 14850/11, от 05.04.2012 N 16311/11, информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", а также Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О-О, Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N2 (2016).
Так, из Постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.01.2004 N 10623/03, от 07.02.2012 N 12573/11 и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О-О следует, что по смыслу статьи 449 Гражданского кодекса РФ признание торгов недействительными должно повлечь восстановление прав истца.
Следовательно, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ истцу следует прежде всего доказать, какие конкретно его права и законные интересы в результате проведения конкурса были нарушены и каким образом признание конкурса недействительным повлечет восстановление этих прав.
Из материалов дела с учетом пояснений Управления, представленных в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, следует, что по результатам проведенного конкурса с победителями конкурса на основании приказов Управления сельского хозяйства Липецкой области N 514 от 12.11.2019, NN557, 558 от 27.11.2019, NN 623, 624 от 19.12.2019 были заключены соглашения о предоставлении из областного бюджета грантов "Агростартап" в форме субсидий на финансовое обеспечение софинансирования затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства.
С Серединым Е.С., привлеченным к участию в деле в качестве соответчика, заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета грантов "Агростартап" в форме субсидий на финансовое обеспечение софинансирования затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства от 27.11.2019 N 118 (далее - соглашение N 118). Середину Е.С. был предоставлен грант в размере 4 000 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 4.2.12 соглашения N 118 (в ред. дополнительного соглашения от 28.12.2020 N 135/118) Середин Е.С. обязан использовать грант до 31.12.2021.
Согласно отчету о расходах (затратах), источником финансового обеспечения которых является субсидия на 01.07.2021, предоставленного Серединым Е.С. в Управление, он израсходовал средства гранта в размере 2 725 670,00 рублей (68% от общей суммы гранта). Середин Е.С. по состоянию на 01.07.2021 софинансировал средства гранта собственными средствами в размере 252 130,00 рублей.
Также, согласно пункту 23 Порядка N 235 целевым показателем предоставления гранта является количество работников, зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, принятых получателями грантов в 2019 году.
Серединым Е.С. достигнут показатель результативности в размере 100% от предусмотренного в приложении 2 соглашения N 118 (принято 2 работника - согласно отчету о финансово-экономическом состоянии получателей средств на 01.07.2021).
Пунктами 5.2. и 5.3. соглашения N 118 установлены случаи возврата гранта.
Вместе с тем, из представленной Управлением письменной позиции следует, что на сегодняшний день не имеется оснований для возврата гранта Серединным Е.С. Бюджетных средств для предоставления гранта по результатам оспариваемого конкурса не имеется.
Таким образом, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая положения статей 9, 65 АПК РФ, установив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанций пришел к правомерному выводу о том, что оснований для признания конкурса недействительными, а, следовательно, и для применения последствий его недействительности, не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции представленных в материалы дела доказательств, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального, а также процессуального права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины относятся на ее заявителя и1 возврату или возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.03.2021 по делу N А36-6385/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского фермерского хозяйства Лопатина Анатолия Васильевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-6385/2020
Истец: Лопатин Анатолий Васильевич
Ответчик: Конкурсная комиссия для предоставления гарантов "Агростартап", Управление сельского хозяйства Липецкой области
Третье лицо: Алехигн Иван Иванович, Андросов Юрий Витальевич, ИП Броян Нвер Темури, ИП глава КФХ Кашерин Дмитрий Николаевич, ИП глава КФХ Моргунова Марина Николаевна, ИП глава КФХ Середин Евгений Сергеевич, ИП глава КФХ Усов Алексей Владимирович, ИП главу КФХ Алехин Валерий Владимирович, ИП главу КФХ Андрей Владимирович, ИП главу КФХ Брояна Андраника Загаровича, ИП главу КФХ Васильев Евгений Александрович, ИП главу КФХ Гасанов Магомед Халирбагинович, ИП главу КФХ Глазкову Альбину Петровну, ИП главу КФХ Донских Светлана Сергеевна, ИП главу КФХ Кашин Петр Михайлович, ИП главу КФХ Крапивенских Анатолий Анатольевич, ИП главу КФХ Леоке Елену Владимировну, ИП главу КФХ Леушина Владимира Ивановича, ИП главу КФХ Мулину Екатерину Александровну, ИП главу КФХ Насибова Марина Александровна, ИП главу КФХ Наумову Елену Алексеевну, ИП главу КФХ Оборотов Зинаида Кирилловна, ИП главу КФХ Озманян Княз Джамалевич, ИП главу КФХ Расояна Асана Алиевича, ИП главу КФХ Рязанцева Евгения Сергеевича, ИП главу КФХ Торшин Вячеслав Вячеславович, ИП Морнев Геннадий Иванович, Коротков Даниил Константинович, Краснов Николай Иванович, Крысанов Игорь Александрович, Неровных Алексей Алексей Эрикович, Пузаков Андрей Владимирович, Рязанцев Сергей Михайлович, Саввина Лидия Анатольевна Лидия Анатольевна, Стюфляева Людмила Викторовна, Хромых Александр Александрович, Худойназаров Нарзулл Шамсович