г. Пермь |
|
09 августа 2021 г. |
Дело N А50-4471/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Борзенковой И.В., Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бочаровой И.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - акционерного общества "Березниковская сетевая компания": Мокрушина О.В., доверенность от 10.12.2020, паспорт;
от заинтересованного лица - Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края: Петухов С.Г., доверенность от 11.01.2021, паспорт,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
акционерного общества "Березниковская сетевая компания"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 мая 2021 года по делу N А50-4471/2021
по заявлению акционерного общества "Березниковская сетевая компания" (ОГРН1095904011114, ИНН 5904212505)
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Березниковская сетевая компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания от 05.02.2021 N 881, вынесенного Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18 мая 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что судом необоснованно отклонен довод общества, что температура воздуха в комнатах квартиры N 71 снижена по вине собственника в связи с произведенным переустройством и сменой радиаторов отопления; устранение выявленного инспекцией нарушения находится вне зоны ответственности ресурсоснабжающей организации; также судом необоснованно отклонен довод заявителя о незаконности требования инспекции о необходимости соответствия температуры на вводе в дом температурному графику с ЦТП; температурным графиком ЦТП устанавливаются параметры теплоносителя на выходе из ЦТП, а не на вводе в дом; температурный график ЦТП не является нормативным правовым актом, а значит, его несоблюдение не свидетельствует о нарушении норм действующего законодательства; ресурсоснабжающая организация лишена права проводить какие-либо мероприятия на внутридомовом оборудовании без согласия потребителя, соответственно, АО "БСК", не может выполнить предписание по обстоятельствам, которые зависят от волеизъявления третьих лиц, ввиду чего вывод суда об отсутствии нарушения оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя не соответствует обстоятельствам дела.
Участвовавший в судебном заседании представитель заявителя выразил несогласие с решением суда, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заинтересованного лица указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апеллянта возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения гражданина от 15.01.2021 N 45-15-12-95 руководителем Инспекции издано распоряжение от 01.02.2021 N 881 о проведении в отношении АО "Березниковская сетевая компания" внеплановой выездной проверки соблюдения обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме N 143 по ул. Юбилейная г. Березники.
Срок проведения проверки установлен с 01.02.2021 по 01.03.2021 (20 рабочих дней).
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения:
- в квартире N 71 в угловой комнате (детская с балконом) температура воздуха в центре помещения составляет + 20,4°С, в другой угловой комнате (спальня) температура воздуха в центре помещения составляет + 20,3°С, что является нарушением пункта 15 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354;
- данные параметра теплоносителя не соответствуют температура графику ЦТП, представленному на инспекционную проверку представителем ресурсоснабжающей организации АО "БСК". Согласно графика при температуре наружного воздуха - 5°С, температура теплоносителя на ввове в дом должна составлять 56°С. На момент проведения проверки температура теплоносителя составляет 52 °С.
По итогам проверки инспекцией составлен акт проверки от 05.02.2021 N 881 и заявителю выдано предписание от 05.02.2021 N 881 об устранении выявленных нарушений в срок до 05.03.2021.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, заслушав в судебном заседании представителей сторон, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Согласно нормам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее по тексту - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п, инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор. Инспекция наделена полномочиями по проверке соблюдения обязательных требований к изменению размера платы за содержание жилого помещения (пункт 3.1.1 Положения). Инспекция имеет право в пределах своей компетенции выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 4.4. Положения).
Исходя из совокупности данных норм, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом и в пределах его компетенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 31 Правил N 354).
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил N 354 отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным Правилам.
В соответствии с пунктом 15 приложения N 1 Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества достигается путем обеспечения нормативной температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже +18°C (в угловых комнатах +20°C); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°C и ниже в жилых помещениях - не ниже +20°C (в угловых комнатах - +22°C).
На основании пункта 4.4 таблицы 1 ГОСТа 30494-2011 температура воздуха в жилых комнатах в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31°С и ниже, допустимая температура воздуха должна составлять + 22 - +24°С.
Согласно пункту 14 приложения N 1 Правил N 354 одним из требований к качеству предоставляемых коммунальных услуг по отоплению является бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода.
Пунктом 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - ПИНТЭЖФ) установлено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать:
- поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях;
- поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11);
- равномерный прогрев всех нагревательных приборов;
- поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы;
- герметичность;
- немедленное устранение всех видимых утечек воды;
- ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах;
- коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного;
- наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период года должна быть не ниже значений, предусмотренных стандартами.
Согласно пунктам 2, 31 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Правил N 354 в качестве исполнителя может выступать ресурсоснабжающая организация.
Договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (пункт 21 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Пунктом 50 Приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" предусмотрено, что теплоснабжающая организация обязана поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, на вводе в многоквартирный дом N 143 по улице Юбилейная города Березники температура теплоносителя составляет +52,6°С (согласно температурному графику на отопительный сезон 2020-2021 годы при температуре наружного воздуха -5°С температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе +56°С), вследствие чего в угловых комнатах квартиры N 71 (детская, спальня) температура воздуха составляет +20,4°С и +20,3°С (при нормативной температуре воздуха не ниже + 22°С).
Поскольку в рассматриваемом случае нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами зафиксировано на вводе в жилой дом, суд первой инстанции правильно заключил, что нарушение совершено в зоне ответственности ресурсоснабжаюшей организации, которая обязана обеспечить на вводе в дом такую температуру теплоносителя, которая бы обеспечивала получение потребителем коммунальной услуги надлежащего качества.
Доводы заявителя о том, что снижение температуры воздуха в двух комнатах квартиры N 71 произошло по вине собственников квартиры в связи с произведенным переустройством и сменой радиаторов отопления, правомерно отклонены судом первой инстанции как необоснованные и не подтвержденные материалами дела. Суд правильно указал, что нарушения требований к качеству коммунальной услуги по отоплению зафиксированы в комнатах, где отсутствуют признаки переустройства, а замена радиаторов отопления не может безусловно свидетельствовать об отсутствии нарушения со стороны заявителя с учетом несоответствия температуры теплоносителя на вводе в дом.
Доводы о том, что в спальне один радиатор закрыт экраном, а другой закрыт встроенным шкафом, также не свидетельствуют о несоответствии температуры воздуха установленным требованиям именно по этой причине.
Согласно пункту 9.3.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. N 115, закрытие приборов отопления, в том числе путем установки экранов (решеток) допускается, если это не снижает теплоотдачу приборов отопления.
При этом нарушения требований к качеству коммунальной услуги по отоплению зафиксированы и в другом жилом помещении (детской), в которой отсутствуют признаки перепланировки, переустройства, приборы отопления ничем не закрыты. Температура воздуха в детской составляла + 20,4°С при минимально допустимой температуре в угловой комнате + 22°С.
Кроме того, судом первой инстанции верно отмечено, что температура коммунального ресурса по отоплению на вводе в дом составляет по результатам измерения измерительным прибором + 52,6°С, по показаниям общедомового прибора учета + 52,4°С.
Согласно акту проверки температура наружного воздуха на момент проведения проверки (11 час. 00 мин.) составляла - 5°С.
При этом в соответствии с представленным температурным графиком на отопительный сезон 2020-2021 гг. при температуре наружного воздуха - 5°С температура теплоносителя на вводе в дом должна быть равна + 56°С.
Доводы заявителя о незаконности требования инспекции о необходимости соответствия температуры на вводе в дом температурному графику с ЦТП несостоятельны.
Согласно пункту 124(2) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, параметры качества теплоснабжения, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и давление теплоносителя в подающем трубопроводе.
Значение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе определяется в точке поставки как среднесуточное значение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе по температурному графику, включенному в договор теплоснабжения, предусматривающему в отношении каждого потребителя зависимость температуры теплоносителя в подающем трубопроводе и в обратном трубопроводе в точке поставки от температуры наружного воздуха.
Температурный график регулирования тепловой нагрузки (тепловых сетей, котельной) разрабатывается из условий суточной подачи тепловой энергии на отопление, обеспечивающей потребность зданий в тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха, чтобы обеспечить требуемую температуру в жилых помещениях постоянной. Температурный график утверждается теплоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 2.3.2 Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 01.10.2011 N 225, при соблюдении которого потребителям обеспечивается качественное предоставление услуг по отоплению. Несоответствие температуры теплоносителя в подающем трубопроводе изначально влечет предоставление услуг теплоснабжения ненадлежащего качества.
На основании изложенного, оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, установив, что факт невыполнения обществом обязанности по поставке теплового ресурса надлежащего качества подтверждается представленными доказательствами в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильным выводам, что оспариваемое предписание вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства, требования, изложенные в нем, законны и обоснованы; оспариваемое предписание не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а правомерно возлагает на общество обязанность по устранению допущенных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг.
Оценив содержание оспариваемого предписания, апелляционный суд считает, что предписание является исполнимым, доступным по содержанию для понимания, содержит подробное описание выявленных нарушений, а также ссылки на нормы права, нарушение которых установлено, какая-либо неопределенность относительно изложенных в предписании формулировок отсутствует, срок исполнения предписания является разумным.
Таким образом, оснований для признания оспариваемого предписания недействительным не имеется, требования заявителя правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Излишне уплаченная при подаче жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании ст. 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 мая 2021 года по делу N А50-4471/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Березниковская сетевая компания" (ОГРН1095904011114, ИНН 5904212505) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 5449 от 21.05.2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4471/2021
Истец: АО "БЕРЕЗНИКОВСКАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ПЕРМСКОГО КРАЯ