город Москва |
|
9 августа 2021 г. |
дело N А40-248707/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.08.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Оптимэкс" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2021
по делу N А40-248707/20,
по заявлению ООО "Оптимэкс" (ИНН 3327321047)
к Министерству здравоохранения Российской Федерации
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Шмагина О.А. по доверенности от 19.12.2020;
от заинтересованного лица - Матвеева И.А. по доверенности от 30.12.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2021 в удовлетворении заявленных ООО "Оптимэкс" требований о признании незаконным решения Министерства здравоохранения Российской Федерации, оформленного письмом на обращение N 28-1/2297 от 27.11.2020, отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители общества и заинтересованного лица поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ООО "Оптимэкс" обратилось в Министерство здравоохранения Российской Федерации за получением разрешения на право применения яда - метанола на территории Российской Федерации (зарегистрировано вх. N 2-147257 от 07.09.2020).
Департаментом общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации письмом от 27.11.2020 N 28-1/2297 разъяснено заявителю о том, что Министерство здравоохранения Российской Федерации не уполномочено выдавать разрешения на право применения яда - метанола на территории Российской Федерации
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. l ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 N 179 яды включены в Перечень тех видов продукции, свободная реализация которых запрещена.
Метиловый спирт (метанол) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 964 "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ.." отнесен к ядовитым веществам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 N 959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" утвержден Перечень продукции, поставки которой осуществляются потребителям, имеющим разрешение на ее применение в Российской Федерации.
В указанном перечне Министерство здравоохранения Российской Федерации поименовано как орган, принимающий решение о применении ядов и наркотических средств, лекарственных средств (ядовитых и сильнодействующих).
Указанное постановление применимо в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.
В силу п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Министерству здравоохранения Российской Федерации переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств, обеспечения их качества и безопасности, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических Правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с подп. 5.5.23 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608, осуществляет государственную регистрацию лекарственных препаратов для медицинского применения, которая предоставляет право уполномоченному лицу осуществлять в Российской Федерации производство, изготовление, хранение, перевозку, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, рекламу, отпуск, реализацию, передачу, применение, уничтожение зарегистрированных лекарственных препаратов (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").
До настоящего времени не принят и не введен в действие федеральный закон, отменяющий ограничения в оборотоспособности метилового спирта (яда), установленные Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" и Перечнем "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена".
Согласно позиции Министерства здравоохранения Российской Федерации, изложенной в письме от 15.05.2019 N 28-4/3052621-149, в части наделения данного ведомства полномочиями по решению вопроса о применении ядовитых веществ фактически утрачена актуальность, поскольку не учитывают произошедших изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти и их полномочиях, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".
В настоящее время нормативные правовые акты не предусматривают необходимости получения специальной лицензии для работы с веществами, включенными в постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 N 959, деятельность с использованием ядовитых веществ законодательством Российской Федерации не запрещена, однако поставщикам запрещена поставка таких веществ потребителям, не имеющим разрешения на их применение. При этом форма такого разрешения в настоящее время не установлена.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" при принятии решения о государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения Минздрав России вносит данные о зарегистрированном лекарственном препарате, в том числе о фармацевтической субстанции, входящей в состав лекарственного препарата, в государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения, размещенный на официальном сайте Минздрава России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и выдает заявителю регистрационное удостоверение лекарственного препарата по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.08.2012 N 82н.
Метиловый спирт (метанол) не зарегистрирован в качестве лекарственного средства для медицинского применения и не внесен в государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608, к его полномочиям не относятся вопросы предоставления разрешительных документов на оборот ядовитых веществ.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление разрешительных документов на оборот ядовитых веществ не относится к полномочиям Министерства здравоохранения Российской Федерации, в связи с чем оспариваемое решение, оформленное письмом от 27.11.2020 N 28-1/2297 по вопросу выдачи разрешения на поставку, покупку, оборот и применение метанола, является законным.
Оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2021 по делу N А40-248707/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-248707/2020
Истец: ООО "ОПТИМЭКС"
Ответчик: Министерство здравоохранения РФ