г. Челябинск |
|
09 августа 2021 г. |
Дело N А76-20326/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области на определение Арбитражного суда Челябинской области от 21 июня 2021 г. об отказе в принятии заявления по делу N А76-20326/2021.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) (далее - взыскатель, Управление ПФР) 16.06.2021 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Интекс" (далее - должник, ООО "Интекс") о взыскании финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетный период - август 2020 года в размере 2500 рублей.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 21.06.2021 в принятии заявления Управление ПФР отказано.
Не согласившись с определением суда, Управление ПФР (далее также - апеллянт, податель апелляционной жалобы) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что судом были неправильно применены нормы материального права.
Так, отказывая в принятии заявления о взыскании с ООО "Интекс" финансовых санкций в сумме 2500 рублей, судом не было учтено, что данный спор уже являлся предметом рассмотрения арбитражного суда в рамках дела N А76-49375/2020, а сумма финансовых санкций в размере 2500 рублей, заявленная к взысканию в рамках дела N А76-20326/2021 определена вступившим в законную силу решением суда по делу N А76-49375/2020.
Кроме того, отказ в принятии заявления о взыскании финансовых санкций в сумме 2500 рублей в рамках дела N А76-20326/2021 фактически лишает Управление ПФР возможности взыскания финансовых санкций в судебном порядке.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного заседания в адрес суда от ООО "Интекс" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес лиц, участвующих в деле, который приобщен в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Интекс" просит определение об отказе в принятии заявления к производству о взыскании финансовых санкций оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, учитывая то обстоятельство, что по состоянию на 21.06.2021 ООО "Интекс" погасило сумму финансовых санкций в размере 2500 руб., что подтверждается платежным поручением от 18.06.2021 N 3539.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением ПФР проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в отношении страхователя ООО "Интекс" по форме СЗВ-М за август 2020 года.
В ходе проверки установлено, что форма СЗВ-М за август 2020 года представлена с нарушением срока предоставления.
По результатам проверки составлены Акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.10.2020 N 084S18200019141.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением ПФР вынесено Решение от 11.11.2020 N 084S19200020498 о привлечении ООО "Интекс" к ответственности в виде финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М.
Управлением ПФР выставлено Требование об уплате финансовых санкций от 03.12.2020 N 084S01200024575 на сумму 358 000 руб.
Вместе с тем, решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.01.2021 по делу N А76-49375/2020 были частично удовлетворены требования ООО "Интекс" о признании недействительным решения Управления ПФР от 03.12.2020 N 084S01200024575 на сумму 358 000 руб. в части привлечения к ответственности в виде штрафа 355 500 руб.
Таким образом, у ООО "Интекс" имеется задолженность перед Управлением ПФР на сумму 2500 рублей за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Отказывая в принятии заявленных требований к производству, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в связи с тем, что сумма финансовых санкций не превышает 3000 рублей и в отношении ее не истек трехлетний срок со дня окончания срока исполнения самого раннего требования.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии с частью 17 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закона N 27-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Порядок и сроки обращения в суд Федеральным законом N 27-ФЗ не определены.
При этом на основании статьи 2 Федерального закона от 15.12.2011 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) положения Федерального закона N 27-ФЗ относятся к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и в качестве общего правила устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из норм Федерального закона N 167-ФЗ и Федерального закона N 27-ФЗ следует, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Как определено пунктом 1 статьи 104 НК РФ, после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной.
В соответствии с пунктом 2 статьи 104 НК РФ заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.
Порядок и сроки взыскания налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов с физических лиц - налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов) нормативно регламентируются статьей 48 НК РФ.
Абзацем 4 статьи 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 этой статьи.
Вместе с тем, согласно положениям части 18 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
В силу части 19 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Таким образом, с учетом приведенных положений законодательства и разъяснений, приведенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, заявления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть предъявлены в арбитражный суд при наличии следующих условий: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3000 руб.
Из материалов дела следует, что Управление ПФР обратилось за взысканием 2500 рублей за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В рассматриваемом случае подлежит применению ограничение размера финансовых санкций, подлежащее взысканию в судебном порядке, установленное специальным законодательством, а именно частью 18 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Довод апелляционной жалобы о том, что отказывая в принятии заявления о взыскании с ООО "Интекс" финансовых санкций в сумме 2500 рублей, судом не было учтено, что данный спор уже являлся предметом рассмотрения арбитражного суда в рамках дела N А76-49375/2020, а сумма финансовых санкций в размере 2500 рублей, заявленная к взысканию в рамках дела N А76-20326/2021 определена вступившим в законную силу решением суда по делу N А76-49375/2020, подлежит отклонению апелляционным судом в силу следующего.
Условия о сумме финансовых санкций, предъявляемых ко взысканию штрафов независимо от того, в каком порядке обращается налоговый орган (либо орган государственного внебюджетного фонда) в арбитражный суд.
Указанный вывод суда апелляционной инстанции соответствует правовой позиции, выраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в принятии искового заявления, заявления, если исковое заявление, заявление не подлежат рассмотрению и разрешению в арбитражном суде.
Поскольку в рассматриваемом случае сумма, заявленная территориальным органом Пенсионного фонда в заявлении не превышает минимальный размер, установленный абзацем 4 пункта 1 статьи 48 НК РФ, а указанный в абзаце 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ трехлетний срок исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого уполномоченным органом, с которым связана возможность обращения фонда с таким требованием в суд, не истек, судом первой инстанции обоснованно и правомерно отказано в принятии заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в отзыве на апелляционную жалобу ООО "Интекс" указывает на то, что по состоянию на 21.06.2021 ООО "Интекс" погасило сумму финансовых санкций в размере 2500 руб., что подтверждается платежным поручением от 18.06.2021 N 3539.
Наличие в материалах дела платежного поручения от 18.06.2021 N 3539 на сумму 2500 рублей с назначением платежа "Административный штраф по исковому заявлению б/н от 08.06.2021 за нарушение срока представления сведений" подтверждает фактическое исполнение обязательств по заявлению Управления ПФР.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает определение суда по настоящему делу законным, обоснованным, мотивированным и принятым с учетом фактических обстоятельств дела и действующего законодательства, в связи с чем полагает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление ПФР освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 127.1, 185, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Челябинской области от 21 июня 2021 г. об отказе в принятии заявления по делу N А76-20326/2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-20326/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. МАГНИТОГОРСКЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ООО "ИНТЕКС"
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11229/2021