город Омск |
|
13 августа 2021 г. |
Дело N А46-4072/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7733/2021) Омской городской общественной организации инвалидов "Фортуна" на решение Арбитражного суда Омской области от 15.06.2021 по делу N А46-4072/2021 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению Омской городской общественной организации инвалидов "Фортуна" (ИНН 5501177390, ОГРН 1165543086499, адрес: 644083, Омская область, город Омск, улица Бородина, дом 12, корпус 2, квартира 66) к Администрации Советского административного округа города Омска (ИНН 5502040895, ОГРН 1025500536962, адрес: 644033, Омская область, город Омск, улица Красный путь, 107) о признании недействительным подпункта 5 пункта 1 распоряжения N 117 от 03.03.2021,
при участии в судебном заседании представителей:
от Омской городской общественной организации инвалидов "Фортуна" - Шарипова Гаруна Булатовиа по доверенности от 30.07.2020 сроком действия 3 года,
УСТАНОВИЛ:
Омская городская общественная организация инвалидов "Фортуна" (далее - заявитель, ООИ "Фортуна", организация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Советского административного округа города Омска (далее - заинтересованное лицо, Администрация Советского АО г. Омска) о признании недействительным подпункта 5 пункта 1 распоряжения N 117 от 03.03.2021.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.06.2021 по делу N А46-4072/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООИ "Фортуна" обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал следующее: установка торгового павильона по адресу: г. Омск ул. Пригородная, 33 осуществлена на основании распоряжения Главы Администрации Первомайского района г.Омска от 28.07.1997, договора аренды земельного участка 11.11.1998 N Д.С-263-1697 для размещения торгового павильона. После получения в Административно-технической инспекции Администрации Советского административного округа г.Омска в 1999 году разрешения на производство работ по строительству левого крыла (пристройки) к торговому павильону и в 2000 году разрешения на производство работ по строительству правого крыла (пристройки) к торговому павильону и согласования в Омскглавархитектуре в 1998 году проекта реконструкции торгового павильона организацией осуществлено строительстве двух пристроек к торговому павильону. После реконструкции площадь торгового павильона изменилась и он стал обладать всеми признаками объекта капитального строительства. С 2000 года по настоящее время торговый павильон эксплуатируется заявителем как стационарный объект торговли. Расположение объекта на кадастровом плане территории соответствует Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Омска Омской области, утвержденным решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, поскольку соответствует основному виду разрешенного использования, установленному для территориальной зоны ЖЗ-1493 -"магазины".
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
Администрация Советского АО г. Омска, надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель организации поддержал доводы апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Распоряжением главы Администрации Первомайского района города Омска от 28.07.1997N 413 на основании обращения спортивно-плавательного клуба инвалидов "Фортуна" разрешена установка торгового павильона по адресу: город Омск, улица Пригородная, дом 33 (почтовая нумерация, установленная в 2006 году для торгового павильона: город Омск, улица Пригородная, дом 33, корпус 1) с целью получения и направления дохода от сдачи в аренду павильона на уставные цели организации, а именно: на социальную реабилитацию инвалидов посредством их вовлечения в занятие спортом.
Актом приемки-сдачи мини-магазина по ул. 1-я Пригородная, 33 в Советском АО г. Омска от 03.02.1998 установлено, что мини-магазин размещен ООИ "Фортуна" согласно проектной документации, принят без замечаний.
Между Департаментом недвижимости Администрации города Омска (арендодатель) и ООИ "Фортуна" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 11.11.1998 N Д-С-2-63-1697, в соответствии с которым арендатору в краткосрочную аренду сроком на 1 год предоставлен земельный участок общей площадью 30,0 кв. м из состава муниципального земельного фонда на землях общего пользования по адресу: ул. 1-я Пригородная, 33 в Советском административном округе для размещения павильона.
Административно-технической инспекцией Советского АО г. Омска выданы разрешения от 19.04.1999 N 6 и от 10.04.2020 N 15 на строительство крыльца и пристроек к временному торговому павильону ООИ "Фортуна" по ул. 1-я Пригородная, 33 (разрешения).
Согласно техническому паспорту от 17.10.2012 здание по адресу: г. Омск, Советский административный округ, ул. 1-я Пригородная, д. 33, корп. 1, литера А представляет собой магазин площадью 80,8 кв. м.
В соответствии с заключениями специалистов, выполненными в 2012 и 2020 годах, возведенная ООИ "Фортуна" постройка по своим конструктивным и техническим характеристикам обладает достаточными признаками объекта капитального строительства и относится к IV группе капитальности.
Между Администрацией Советского АО г. Омска (уполномоченный орган) и ООИ "Фортуна" (владелец) заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) согласно схеме размещения НТО на территории Советского административного округа города Омска от 15.11.2016 N 397-С (далее - договор от 15.11.2016 N 397-С), согласно пункту 1.1 которого владельцу предоставлено место под размещение НТО общей площадью 80 кв. м в соответствии с паспортом НТО, местоположение: Омская область, г. Омск, Советский административный округ, ул. 1-я Пригородная, д. 33.
По утверждению заинтересованного лица, со стороны ООИ "Фортуна" предусмотренные договором от 15.11.2016 N 397-С обязательства по внесению платы надлежащим образом не исполнялись, в связи с чем за период с 15.11.2016 по 15.02.2021 образовалась задолженность.
Распоряжением Администрации Советского АО г. Омска от 16.02.2021 N 91 договор на размещение НТО с ООН "Фортуна" прекращен.
Пунктом 3.2.10 договора от 15.11.2016 N 397-С предусмотрена обязанность владельца НТО по истечении срока действия договора, а также в случае его досрочного расторжения освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации и передать в течение трех рабочих дней Уполномоченному орган) по акту приема передачи.
В связи с неисполнением ООП "Фортуна" пункта 3.2.10 договора от 15.11.2016 N 397-С, администрацией Советского АО г. Омска издано распоряжение N 117 от 03.03.2021.
Согласно подпункту 5 пункта 1 Распоряжения N 117 от 03.03.2021 нестационарный торговый объект, площадью 85 кв. м, установленный в 77 м северо-восточнее относительно дома, имеющего почтовый адрес: город Омск, ул. 1-ая Пригородная, д. 33, определен самовольно размещенным движимым имуществом, подлежащим выносу и (или) демонтажу в добровольном порядке в срок до 11.03.2021; в принудительном порядке в срок с 12.03.2021 по 22.04.2021 (пункты 2, 3 Распоряжения N 117 от 03.03.2021).
Не согласившись с Распоряжением N 117 от 03.03.2021 в части подпункта 5 пункта 1 ООИ "Фортуна" обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 15.06.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска утвержден постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Порядок N 1812-п).
Порядок N 1812-п определяет процедуру размещения НТО на территории г. Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации г. Омска при разработке схемы размещения НТО на территории г. Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения (пункт 2).
Согласно пункту 3 Порядка N 1812-п размещение НТО на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией г. Омска схемой размещения НТО на территории г. Омска.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 1812-п аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска, срок размещения которого составляет до 1 года включительно, проводится согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска, срок размещения которого составляет более 1 года, проводится в электронной форме.
В силу пункта 24 Порядка N 1812-п право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется владельцам нестационарных торговых объектов, обладающих статусом индивидуального предпринимателя или юридического лица, в следующих случаях:
1) при наличии договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, место размещения которого предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов;
2) предоставления компенсационного места.
Основанием для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта является распорядительный акт уполномоченного органа о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
В течение 90 календарных дней с момента получения уведомления о расторжении договора аренды земельного участка, направленного департаментом имущественных отношений Администрации города Омска, арендатор земельного участка имеет право обратиться в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта. Договор на размещение нестационарного торгового объекта должен быть заключен в течение 10 рабочих дней с момента обращения арендатора земельного участка в уполномоченный орган при соблюдении условий, предусмотренных настоящим пунктом.
В случае отсутствия обращения по истечении указанного срока арендатор земельного участка теряет право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Согласно пункту 25 Порядка N 1812-п компенсационное место для размещения нестационарного торгового объекта предоставляется в соответствии с Порядком предоставления компенсационного места на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска согласно приложению N 4 к настоящему Порядку в случаях, в частности, если нестационарный торговый объект, владелец которого имеет действующий договор аренды земельного участка, размещен в местах, не установленных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, правом на заключение договора без проведения аукциона имеют лица, с которыми ранее был заключен договора аренды и включенные в схему, а также лица, с которыми ранее был заключен договора аренды, но не включенные в схему в порядке предоставления компенсационного места.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения НТО утвержден приказом Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 N 28 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Порядок разработки схем).
В силу Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденного приведенным постановлением, этот правовой акт определяет процедуру размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации города Омска при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения.
Постановлением администрации города Омска N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" утверждена схема размещения объектов - указаны адресные ориентиры и площадь НТО.
Из постановления администрации города Омска N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (в редакции, действовавшей на дату вынесения распоряжения от 03.03.2021 - редакция от 31.012.2020) следует, что нестационарный торговый объект, площадью 85 кв.м по адресу ул. 1-ая Пригородная, д.33, включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
При этом договор от 15.11.2016 N 397-С на размещение НТО с ООИ "Фортуна" распоряжением администрации Советского СА г. Омска от 16.02.2021 N 91 прекращен. Договор аренды земельного участка у ООИ "Фортуна" отсутствует.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого распоряжения N 117 от 03.03.2021 действующий договор на размещение НТО у ООИ "Фортуна" отсутствовал, то есть НТО располагается на земельном участке без правовых оснований.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принято во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области по делу N А46-16469/2020 отказано в удовлетворении искового заявления ООИ "Фортуна" о признании права собственности на объект капитального строительства - нежилое здание, общей площадью 80,8 кв.м, расположенный по адресу: город Омск, улица Пригородная, дом. 33, корпус 1.
Доводы ООИ "Фортуна" о том, что НТО по своим конструктивным и техническим характеристикам обладает достаточными признаками объекта капитального строительства и относится к IV группе капитальности, не подтверждают законность размещения спорного объекта на земельном участке.
Так, в соответствии с распоряжением Главы администрации Первомайского района г. Омска от 28.07.1997 N 413, ООИ "Фортуна" было разрешено произвести установку торгового павильона, эксплуатация которого разрешается после подписания и оформления договора аренды земельного участка.
Договор аренды земельного участка от 11.11.1998 N Д-С-2-63-1697 заключен в целях предоставления ООИ "Фортуна" земельного участка в краткосрочную аренду для размещения павильона (пункт 1.1). Договор не предусматривает возможности строительства капитальных объектов недвижимости и соответствующее право арендатора, не содержит условий о возможности использования участка для строительства или размещения капитальных объектов.
Выдача Административно-технической инспекцией Администрации САО г. Омска в 1999-2000 годах разрешений (ордеров) N 6 и N 15 на реконструкцию не свидетельствует о предоставлении земельного участка ООИ "Фортуна" в целях возведения объекта капитального строительства. Указанные разрешения свидетельствуют только о законности увеличения площади спорного объекта путем строительства двух пристроек к торговому павильону. Кроме того, в разрешении N 15 прямо указано на производство работ по строительству пристройки к временному торговому павильону.
Договор от 15.11.2016 N 397-С также был заключен сторонами в целях предоставления ООИ "Фортуна" места под размещение НТО и не предусматривал иной цели использования земельного участка.
Кроме того, исходя из положений статей 39.33, 39.36 ЗК РФ и статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" договор на размещение НТО не является договором аренды земельного участка, поскольку не предусматривает передачу земельного участка как объекта недвижимого имущества (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2017 N 306-КГ17-6531 по делу N А65-7258/2016).
При таких обстоятельствах факт размещения спорного НТО на земельном участке без правовых оснований подтвержден материалами дела.
Постановлением Администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п утверждено Положение о порядке выноса движимого имущества в городе Омске (Положение N 95-п).
В силу пункта 4 Положения N 95-п выявление самовольно размещенного движимого имущества осуществляют уполномоченные структурные подразделения Администрации города Омска - администрации административных округов города Омска.
Выносу и (или) демонтажу подлежит выявленное самовольно размещенное движимое имущество (пункт 6 Положения N 95-п).
Таким образом, Администрация Советского АО г. Омска, выявив отсутствие у заявителя документов на право пользования земельным участком в целях размещения на нем движимого имущества и установив, что ООИ "Фортуна" занимает спорный земельный участок самовольно, правомерно вынесла 03.03.2021 распоряжение N 117 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества".
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных ООИ "Фортуна" требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 ВАУ РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 15.06.2021 по делу N А46-4072/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4072/2021
Истец: ОМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНВАЛИДОВ "ФОРТУНА"
Ответчик: Администрация Советского административного округа г.Омска