г. Владивосток |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А24-1768/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Макаровой Оксаны Николаевны,
апелляционное производство N 05АП-4912/2021
на решение от 07.06.2021
судьи А.А. Копыловой
по делу N А24-1768/2021 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Макаровой Оксаны Николаевны
к администрации Ключевского сельского поселения (ИНН 4109004466, ОГРН 1064141000285), Управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю
о признании недействительным пункта 2 Постановления Главы Администрации Ключевского сельского поселения (ИНН 4109004466, ОГРН 1064141000285) от 05.09.2018 N 196 "О ликвидации муниципального унитарного предприятия "Тепловодхоз" администрации Ключевского сельского поселения Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края" в части назначения Макаровой Оксаны Николаевны председателем ликвидационной комиссии,
о возложении обязанности внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, исключив сведения о Макаровой Оксане Николаевне как о руководителе ликвидационной комиссии муниципального унитарного предприятия "Тепловодхоз",
при участии: лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Макарова Оксана Николаевна (далее - заявитель, Макарова О.Н.) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным пункта 2 постановления Главы Администрации Ключевского сельского поселения (далее - администрация) от 05.09.2018 N 196 "О ликвидации муниципального унитарного предприятия "Тепловодхоз" администрации Ключевского сельского поселения Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края" в части назначения Макаровой О.Н. председателем ликвидационной комиссии; о возложении обязанности на Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее - УФНС по Камчатскому краю, налоговый орган) по внесению изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в виде исключения сведений о Макаровой О.Н. как о руководителе ликвидационной комиссии муниципального унитарного предприятия "Тепловодхоз" администрации Ключевского сельского поселения Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края (далее - МУП "Тепловодхоз").
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 07.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Макарова О.Н. обратилась с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, о том, что оспариваемым постановлением она назначена председателем ликвидационной комиссии МУП "Тепловодхоз", узнала только из решения налогового органа об отказе в государственной регистрации от 29.12.2020.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) провела судебное заседание в их отсутствие.
Налоговый орган по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Постановлением администрации Ключевского сельского поселения от 05.09.2018 N 196 принято решение о добровольной ликвидации МУП "Тепловодхоз".
Пунктом 2 указанного постановления Макарова О.Н. назначена на должность председателя ликвидационной комиссии МУП "Тепловодхоз". Полагая пункт 2 постановления от 05.09.2018 недействительным, Макарова О.Н. обратилась с рассматриваемыми требованиями в арбитражный суд, который обжалуемым решением в удовлетворении требований отказал, указав, что заявление подано с пропуском установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока и не установив оснований для восстановления пропущенного срока.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном названным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 113 АПК РФ процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, если процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом.
В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным Федеральным законом либо арбитражным судом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Одновременно с подачей заявления о признании постановления незаконным, Макарова О.Н. ходатайствовала о восстановлении пропущенного срока для обжалования ненормативного правового акта, ссылаясь на то, что 22.12.2020 Макарова О.Н. представила в УФНС по Камчатскому краю документы для государственной регистрации изменений в сведения о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени краевого государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Петропавловска-Камчатского".
Полномочия руководителя указанной организации возложены на Макарову О.Н.
По результатам рассмотрения обращения налоговым органом 29.12.2020 вынесено решение об отказе в государственной регистрации со ссылкой на пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку не истекли три года с момента исключения из Единого государственного реестра юридических лиц МУП "Тепловодхоз", при ликвидации которого Макарова О.Н. замещала должность председателя ликвидационной комиссии.
Как утверждает Макарова О.Н., о том, что постановлением от 05.09.2018 N 196 она назначена председателем ликвидационной комиссии МУП "Тепловодхоз", узнала только из вышеуказанного решения налогового органа от 29.12.2020.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, 05.09.2018 в налоговый орган поданы документы по форме N Р15001 (уведомление о ликвидации юридического лица) в связи с принятием решения о ликвидации МУП "Тепловодхоз", формированием ликвидационной комиссии, назначением ликвидатора.
Заявителем выступала Макарова О.Н., что подтверждается подписью указанного лица, проставленной на страницы 6 уведомления о ликвидации юридического лица.
При этом на листе "А" уведомления содержатся сведения, что ликвидатором указанного юридического является Макарова О.Н.
Согласно расписке в получении документов на предоставлении услуги, которая также содержит подпись Макаровой О.Н., налоговому органу, помимо уведомления о ликвидации юридического лица, также представлены оспариваемое постановление от 05.09.2018 N 196, копия паспорта Макаровой О.Н.
17.12.2018 в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса, Макаровой О.Н., как председателем ликвидационной комиссии, в налоговый орган подано соответствующее уведомление, а также ликвидационный баланс на 17.12.2018, подписанные указанным лицом.
В суде первой инстанции представитель заявителя настаивал на том, что уведомления о ликвидации и ликвидационный баланс Макарова О.Н. не подписывала, вместе с тем о фальсификации указанных документов в порядке статьи 161 АПК РФ не заявил.
Надлежащими доказательствами достоверность вышеуказанных документов не опровергнута.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Макарова О.Н. 05.09.2018 располагала сведениями о её назначении председателем ликвидационной комиссии МУП "Тепловодхоз", в связи с чем именно с этой даты подлежит необходимо исчислять установленный в пункте 4 статьи 198 АПК РФ срок.
Вместе с тем, заявление об обжаловании постановления подано заявителем согласно входящему штампу Арбитражного суда Камчатского края 19.04.2021, то есть, с нарушением указанного трехмесячного срока.
Признавая правомерность отказа суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока, коллегия суда отмечает следующее.
Частями 1 и 2 статьи 117 АПК РФ предусмотрено, что процессуальный срок подлежит восстановлению арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, если суд признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалось от него в целях соблюдения установленного порядка.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 N 367-О указал, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Кодекса, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
При этом лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока должно не только указать причины его пропуска, но и в силу части 1 статьи 65 АПК РФ представить суду доказательства того, что заявитель не имел возможности совершить соответствующее процессуальное действие в установленный законом срок.
Таким образом, АПК РФ не устанавливает каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков, следовательно, данный вопрос решается при рассмотрении ходатайства заявителя с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств объективного характера, не зависящих от заявителя, находящихся вне его контроля, при соблюдении им той заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного срока как того требует норма статьи 198 АПК РФ, суду не представлены.
В свою очередь совокупностью доказательств, имеющихся в материалах настоящего дела, подтверждается, что заявитель имел реальную возможность для обращения в арбитражный суд в установленный законом срок, каких-либо объективных препятствий для своевременного обращения в суд с настоящими требованиями у общества не было.
Оснований для утверждения о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно положениям статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Последствия пропуска процессуального срока закреплены в статье 115 АПК РФ и представляют собой утрату лицом права на совершение процессуальных действий.
Вместе с этим, пропуск указанного выше срока и отсутствие уважительных причин для его восстановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем иные доводы апелляционной жалобы не имеют правового значения при установленном судом факте пропуска заявителем срока на оспаривание постановления в отсутствие доказательств уважительности причин пропуска.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе в сумме 150 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом апелляционной инстанции на заявителя, а излишне уплаченная сумма государственной пошлины в размере 2850 рублей подлежит возврату плательщику из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 07.06.2021 по делу N А24-1768/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Дрозе Марии Александровне из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы Макаровой Оксаны Николаевны в Пятый арбитражный апелляционный суд по чеку-ордеру ПАО Сбербанк Камчатское отделение 8556/126 от 06.07.2021 (операция:4964).
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1768/2021
Истец: Макарова Оксана Николаевна
Ответчик: Администрация Ключевского сельского поселения
Третье лицо: Слащилина Ольга Алексеевна - представитель истца, Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю