г. Санкт-Петербург |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А26-2952/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Лебедева,
судей М.Л. Згурской, Н.О. Третьяковой,
при ведении протокола судебного заседания: В.В. Новосёловой,
при участии:
от истца (заявителя): Е.Ю. Костина, доверенность от 28.12.2020;
от ответчика (заинтересованного лица): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21424/2021) отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кондопожскому району (ОМВД России по Кондопожскому району) на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.05.2021 по делу N А26-2952/2021, принятое по заявлению акционерного общества "Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат" об оспаривании отказа в проведении регистрационных действий,
заинтересованное лицо - ОМВД России по Кондопожскому району,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат" (АО "Кондопожский ЦБК") (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кондопожскому району (ОМВД России по Кондопожскому району) (далее также - заинтересованное лицо, отдел) о признании незаконными решений от 23.03.2021 об отказе в проведении регистрационных действий к заявлениям от 23.03.2021 N 65267580 и N 65272417 и обязании ответчика провести государственную регистрацию двух принадлежащих обществу на праве собственности транспортных средств: автоцистерны пожарной (434467 АЦ 3,0-40(43502), 2016, идентификационный номер VIN X89434467G1BJ1010, регистрационный знак М647НЕ10) и специализированной автоцистерны (ЗИЛ 433442 АЦЗ-40, 2005, идентификационный номер VIN X8936310850CF9004, регистрационный знак Е596ЕН10), а также возобновить государственный учет транспортных средств с выдачей свидетельств о регистрации транспортных средств, внесением изменений в паспорта транспортных средств.
Решением арбитражного суда от 19.05.2021 заявление удовлетворено, спорные решения признаны незаконными, как несоответствующие Федеральному закону от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд также обязал отдел устранить допущенное нарушение прав и законных интересов акционерного общества "Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат" путем проведения государственной регистрации двух принадлежащих заявителю на праве собственности транспортных средств: автоцистерны пожарной (434467 АЦ 3,0-40(43502), 2016, идентификационный номер VIN X89434467G1BJ1010, регистрационный знак М647НЕ10) и специализированной автоцистерны (ЗИЛ 433442 АЦЗ-40, 2005, идентификационный номер VIN X8936310850CF9004, регистрационный знак Е596ЕН10), возобновления государственного учета указанных транспортных средств с выдачей свидетельств о регистрации транспортных средств и внесением изменений в паспорта транспортных средств.
Вынесенное решение обжаловано заинтересованным лицом в апелляционном порядке.
Испрашивая отмену обжалуемого судебного акта, податель жалобы указывает, в том числе, что при подаче документов в отношении названных транспортных средств АО "Кондопожский ЦБК" не предоставило документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с установленным порядком государственной регистрации, а именно - документов (лицензии) на право использования данных транспортных средств, так как транспортные средства, независимо от их передачи по договору ООО "Договорная пожарная часть КРО ВДПО по охране ОАО "Кондопога", имеющему лицензию, принадлежат собственнику АО "Кондопожский ЦБК", не имеющему лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
При этом заявитель не имеет прав на эксплуатацию транспорта пожарной охраны, имеющего цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи и (или) оборудованного специальными световыми и звуковыми сигналами.
Регистрация названных транспортных средств осуществляется на основании документов, подтверждающих право лица на их использование.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу с доводами последней заявитель не согласен, полагает, что при вынесении решения суд на основании представленных материалов полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также применил подлежащий применению закон, в связи с чем оснований для отмены решения нет.
Представитель заявителя, присутствовавший в судебном заседании, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Представитель заинтересованного лица, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению дела (часть 3, часть 5 статьи 156, статья 266 АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Оценив доводы сторон и исследовав имеющиеся материалы, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии обжалуемого решения суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, между АО "Кондопожский ЦБК" (заказчик) и ООО "ДПЧ КРО ВДПО по охране ОАО "Кондопога" (исполнитель) заключен договор на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности от 30.12.2020 N 1, в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 которого исполнитель обязался выполнять работы и оказывать услуги в области пожарной безопасности на объектах заказчика, в том числе тушение пожаров на производственных объектах, а заказчик - принять и оплатить выполненные работы и оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора, договор заключен в целях реализации требований пожарной безопасности по тушению пожаров и проведению связанных с ними аварийно-спасательных работ на объектах заказчика.
Для исполнения обязательств по договору заказчик обязался передать исполнителю во временное пользование имущество со всеми принадлежностями и относящимися к нему документами (инструкциями по эксплуатации, техническими паспортами и т.д.) согласно приложениям N N 4, 5, 6 и 7 к договору (пункт 1.8 договора), в состав которого вошли, в том числе:
автоцистерна пожарная (ЗИЛ 433442, 2005, идентификационный номер VIN X8936310850CF9004, регистрационный знак Е596ЕН10);
автоцистерна пожарная (434467 АЦ 3,0-40(43502), 2016, идентификационный номер VIN X89434467G1BJ1010, регистрационный знак М647НЕ10).
ООО "ДПЧ КРО ВДПО по охране ОАО "Кондопога" имеет бессрочную лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры от 20.02.2017 N 10-А/00004.
До 31.12.2020 года автоцистерна пожарная (регистрационный знак М647НЕ10) и специализированная автоцистерна (регистрационный знак Е596ЕН10) состояли на временном регистрационном учете, о чем имелись отметки в паспортах транспортных средств.
Согласно пояснениям заявителя, по окончании срока временной регистрации общество обратилось в ОМВД России по Кондопожскому району в целях постановки транспортных средств на регистрационный учет и получило устный отказ.
В ответ на обращение общества от 18.02.2021 N 3/217801449130 в письме от 18.03.2021 NЗ/217801449130 Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения сообщило, что прекращение государственного учета транспортных средств осуществлено в связи с истечением срока государственного учета в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации транспортных средств, а также обратило внимание на отсутствие у АО "Кондопожский ЦБК" прав на эксплуатацию транспорта пожарной охраны, имеющего цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи и (или) оборудованного специальными световыми и звуковыми сигналами без соответствующей лицензии.
23.03.2021 АО "Кондопожский ЦБК" обратилось в ОМВД России по Кондопожскому району с заявлениями N 65267580 и N 65272417 о государственной регистрации, возобновлении государственного учета транспортных средств с выдачей свидетельств о регистрации транспортных средств и внесением изменений в паспорта транспортных средств в отношении двух транспортных средств: автоцистерны специализированного типа C/N3 (434467 АЦ 3,0-40(43502), 2016, идентификационный номер VIN X89434467G1BJ1010, регистрационный знак М647НЕ10) и автоцистерны специализированного типа C/N2 (ЗИЛ 433442, 2005, идентификационный номер VIN X8936310850CF9004, регистрационный знак Е596ЕН10). К заявлениям были приложены договор на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности от 30.12.2020 N 1 и лицензия на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры от 20.02.2017 N 10- А/00004, выданная бессрочно ООО "ДПЧ КРО ВДПО по охране ОАО "Кондопога".
Факт названных обращений и состав представленных документов следует из материалов дела и не оспаривается заинтересованным лицом.
23.03.2021 государственным инспектором регистрационно-экзаменационной группы отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по Кондопожскому району приняты решения об отказе в проведении регистрационных действий к заявлениям от 23.03.2021 N 65267580 и N 65272417.
В проведении регистрационных действий отказано на основании пункта 4 части 5 статьи 20 Закона о государственной регистрации транспортных средств, а также пункта 92.8 Административного регламента предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21.12.2019 N 950 (Административный регламент), так как не представлены документы, необходимые для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком регистрации транспортных средств.
В тексте заявлений указано на отказ по пункту 92.8 Административного регламента, в связи с непредоставлением документов, отсутствием у АО "Кондопожский ЦБК" лицензии.
Полагая названные решения необоснованными, Общество оспорило их в судебном порядке.
В пункте 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничение правомочий собственника транспортного средства установлено Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Закон о безопасности дорожного движения), который определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона о безопасности дорожного движения транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным (статья 5 Закона о государственной регистрации транспортных средств).
В статье 3 Закона о государственной регистрации транспортных средств определено, что государственная регистрация транспортных средств осуществляется в целях государственного учета транспортных средств и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникающие в связи с эксплуатацией транспортных средств, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего иные отношения.
Для реализации названных целей пунктом 1 части 3 статьи 8 Закона о государственной регистрации транспортных средств предусмотрена обязанность владельца транспортного средства обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.
Основания для отказа в совершении постановки транспортного средства на учет перечислены в части 5 статьи 20 Закона о государственной регистрации транспортных средств, одним из них является непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств.
Аналогичное основание для отказа в совершении регистрационных действий предусмотрено и в пункте 92.8 Административного регламента.
Частями 1 - 5 статьи 15 Закона о государственной регистрации транспортных средств и пунктом 27 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения государственной услуги по регистрации транспортных средств.
Согласно части 6 указанной статьи для совершения регистрационных действий не допускается требовать представления иных документов, кроме указанных в частях 1-5 настоящей статьи.
Как следовало из материалов дела, отказывая в осуществлении регистрации спорных транспортных средств, отдел сослался на отсутствие у заявителя лицензии.
Вместе с тем, сама по себе лицензия на осуществление определенного вида деятельности не включена в перечень документов, представляемых для совершения регистрационных действий.
Из пункта 2 Правил государственной регистрации транспортных средств следует, что государственная регистрация транспортного средства осуществляется регистрационными подразделениями за собственником транспортного средства (далее - владелец транспортного средства).
Пунктом 28 Правил государственной регистрации транспортных средств установлено, что документами, являющимися основаниями для постановки транспортного средства на государственный учет за его владельцем, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного средства.
При этом регистрация транспортных средств, имеющих цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи и (или) оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами, осуществляется с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации к таким транспортным средствам на основании документов, подтверждающих право юридического лица на их использование (пункт 13 Правил государственной регистрации транспортных средств).
Подпунктом "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 19.05.2012 N 635 "Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства" предусмотрено, что устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружной поверхности транспортных средств оборудуются, в том числе транспортные средства пожарной охраны, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан.
Судом первой инстанции было установлено, что основанием для обращения АО "Кондопожский ЦБК" в ОМВД России по Кондопожскому району являлась деятельность в области пожарной безопасности с применением специализированных транспортных средств (автоцистерн пожарных), организуемая обществом для обеспечения своей основной хозяйственной деятельности путем заключения договора на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности от 30.12.2020 N 1 с ООО "ДПЧ КРО ВДПО по охране ОАО "Кондопога", имевшим действующую лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
Суд первой инстанции также принял во внимание, что на регистрацию общество представило как названный договор на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности, так и лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, выданную ООО "ДПЧ КРО ВДПО по охране ОАО "Кондопога", и сделал обоснованный вывод, что транспортные средства, за совершением регистрационных действий на которые обратился заявитель, находились у Общества на законных основаниях, были предназначены для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан лицом, имевшим на это соответствующую лицензию, а заявитель подтвердил свое право на их использование.
Установив приведенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно признал спорные отказы заинтересованного лица несоответствующими Закону о государственной регистрации транспортных средств, нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с ограничением возможности использования принадлежащих ему транспортных средств по их целевому назначению, и удовлетворил заявленные требования.
Сделанные судом выводы не противоречат материалам дела и соответствуют судебной практике по рассмотрению дел со схожими фактическими обстоятельствами.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы и установлены судом полно, неправильного применения норм материального или процессуального права при принятии решения судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы подателя жалобы не опровергают по существу обоснованность принятого судебного акта исходя из фактических обстоятельств рассматриваемой ситуации, установленных судами, не свидетельствуют о законности спорных решений заинтересованного лица.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.05.2021 по делу N А26-2952/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Лебедев |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2952/2021
Истец: АО "КОНДОПОЖСКИЙ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ"
Ответчик: Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кондопожскому району