г. Пермь |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А60-11548/2021 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И.В.,
рассмотрев без проведения судебного заседания апелляционную жалобу заявителя, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области,
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 24 мая 2021 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-11548/2021
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6661102940, ОГРН 1026605228154)
к обществу с ограниченной ответственностью Частная охранная организация
"ИНТЕР-УРАЛ-Е1" (ИНН 6670121315, ОГРН 1069670119661)
о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки
сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в размере 37 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области (далее - Управление, заявитель, фонд, ГУ УПФР в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "ИНТЕР-УРАЛ-Е1" (далее - заинтересованное лицо, ООО "ИНТЕР-УРАЛ-Е1", страхователь, общество) финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 в размере 37 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24 мая 2021 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение; принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Пенсионный фонд приводит доводы о том, что страхователь обязан был представить в Управление ПФР сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2019 года - не позднее 02 марта 2020 года, в то время как сведения заинтересованным лицом были представлены 09.04.2021, т.е. за пределами установленного законом срока - п.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ. Считает, обществом направлена исходная форма, а не дополняющая, то есть меры по устранению ошибок страхователем не приняты. Судом не дана оценка описаниям отчетности от 17.02.2020 г. и 09.04.2020 - документы не совпадают.
ООО "ИНТЕР-УРАЛ-Е1" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ГУ УПФР в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области проведена камеральная проверка заинтересованного лица, в ходе которой установлено несвоевременное (09.04.2020) представление заинтересованным лицом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2019.
По результатам проверки составлен акт от 04.06.2020 N 075S18200012733, на основании которого принято решение от 16.07.2020 N075S19200016649 о привлечении заинтересованного лица к ответственности по ст. 17 Федерального Закона Российской Федерации от 01.04.1996 г N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
Требование заявителя о добровольной уплате штрафа заинтересованным лицом не исполнено, поэтому орган Пенсионного фонда обратился в суд с заявлением о взыскании штрафа.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из незаконности привлечения общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 названного Закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: - страховой номер индивидуального лицевого счета; - фамилию, имя и отчество; - дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; - дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; - периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; - другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; - суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; - периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; - документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения представляются по форме СЗВ-СТАЖ "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц", утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507 п.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Исходя из положений пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, предельный срок представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2019 года - не позднее 02 марта 2020 года, между тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 обществом были направлены 17.02.2020. Между тем, ввиду технической опечатки в графе "отчетный период" ошибочно вместо года "2019", было указано "2020". Таким образом, 17 февраля 2020 был подан отчет за 2019, с ошибочным указанием за 2020.
Отчетность, принятая 09.04.2020 с исправлением, идентична отчетности, представленной 17.02.2020.
По состоянию на 17.02.2020 обществом не могла быть представлена отчетность за 2020, поскольку отчетным периодом является истекший год, а не текущий.
Таким образом, 09.04.2020 заинтересованное лицо, самостоятельно обнаружив указанную опечатку, представило исправленные сведения о застрахованных лицах за 2019 года.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 14.12.2004 N фондКА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" прямо указывает нижестоящим пенсионным органам о недопустимости формального подхода к наложению штрафа при наличии ошибки в документах, представляемых страхователями. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
Как следует из текста решения от 16.07.2020 N 075S19200016649, обществу вменяется состав правонарушения, выразившийся в несвоевременности предоставления сведений.
Таким образом, дополняющая форма представлена страхователем в установленный срок.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки) Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются (пункт 39 Инструкции) Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующими нормативными требованиями.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция изложена, в том числе, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975.
На основании изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения требования о взыскании с общества финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
Таким образом, руководствуясь вышеуказанными нормами Закона N 27-ФЗ и установив, что страхователем представлены дополнительные сведения, а первоначально представленные заявителем сведения по исходной форме за 2019 год были приняты пенсионным органом без замечаний, суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для привлечения ООО "ИНТЕР-УРАЛ-Е1" к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Дополнительно, суд апелляционной инстанции отмечает, что иная оценка условий применения данной правовой нормы, при которой самостоятельное выявление ошибок плательщиком не освобождает его от применения ответственности, будет стимулировать сокрытие ошибок, приведет к искажению отчетности и нарушению прав граждан в сфере пенсионного законодательства, что не отвечает целям правосудия.
Так как правомерность привлечения страхователя к ответственности Управлением не подтверждена, отказ суда во взыскании с общества финансовой санкции является законным и обоснованным.
Оснований не согласиться с выводами суда по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Взыскание с Управления государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 мая 2021 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А60-11548/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-11548/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕР-УРАЛ-Е1