г. Владимир |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А38-1813/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 17.06.2021 по делу N А38-1813/2021, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Управления образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл от 23.03.2021 N 010S19210000714.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл (далее по тексту - Фонд) в отношении Управления образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее по тексту - Управление) провело проверку достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа, в ходе которой Фонд установил факт несвоевременного представления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года на 100 застрахованных лиц (на опекунов (попечителей) и приемных родителей, не получающих страховые пенсии в 2020 году, которым выплачивается вознаграждение за исполнение обязанностей опекуна или приемного родителя.
В ходе проверки установлено, что по электронным каналам связи Управлением 07.12.2020 в Фонд представлены сведения по форме СЗВ-М "исходная" за ноябрь 2020 года на 141 застрахованное лицо.
Управление 28.02.2020 представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" за ноябрь 2020 года в отношении 101 застрахованного лица, сведения о котором ранее не были представлены.
По результатам проверки составлен акт от 08.02.2021 N 010S19210000544 и принято решение от 23.03.2021 N 010S19210000714, которым Управление привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона N27-ФЗ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей (500 рублей за каждое застрахованное лицо).
Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 17.06.2021 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Фонд ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права. Считает, что сумма штрафных санкций определена правильно, порядок привлечения страхователя к ответственности, установленный действующим на момент совершения правонарушения и вынесения оспариваемого решения законодательством, соблюден полностью. Вопрос о наличии (отсутствии) смягчающих ответственность обстоятельств при привлечении страхователя к ответственности не рассматривался, поскольку орган Пенсионного фонда не наделен правом применения таких обстоятельств при определении меры ответственности.
Управление отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учёта, представляемые в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учёта, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах, утверждённой приказом Министерства труда Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее по тексту - Инструкция N 766н), действующей с 19.02.2017.
Представление страхователями в пенсионный орган корректирующих сведений также предусматривается Инструкцией N 766н.
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передаётся в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В силу пункта 39 Инструкции N 766н в случае представления страхователем уточнённых (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточнённые (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчётный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несёт ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
На основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу правовой позиции, закрепленной в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного суда РФ N 4 (2018), утвержденного Президиум ВС РФ 26.12.2018, в случае, если страхователь самостоятельно выявил и исправил ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах, до истечения срока, установленного в уведомлении органа пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, а именно представил в орган пенсионного фонда соответствующие дополнительные сведения, мера публичной ответственности к нему не применяется.
Как следует из материалов дела, в исходной форме отчет СЗВ-М за ноябрь 2020 года Управлением представлен 05.12.2020 в установленный законом срок.
Управление 05.02.2021 представило сведения по форме N СЗВ-М с типом "дополняющая" за ноябрь 2020 года на 101 застрахованное лицо, ранее не указанное в исходной форме.
Поскольку Управление 05.02.2021 по собственной инициативе и еще до составления Акта (составлен Фондом только 08.02.2021) представило в Фонд дополнительные сведения на застрахованное лицо, основания для применения к страхователю штрафных санкций отсутствовали.
В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок в представленных им сведениях персонифицированного учета.
При этом ни статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией N 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточнённые/исправленные).
Доказательства, свидетельствующие о выявлении самим Фондом ошибки или неполноты в сведениях и направлении в адрес Управления соответствующего уведомления об их устранении (пункт 37 Инструкции N 766н), в материалы дела не представлены.
В данном случае, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Фондом, Управление реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в Фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к Управлению финансовые санкции, предусмотренные, абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Таким образом, у Фонда не имелось оснований для привлечения Управления к ответственности.
Ссылка Фонда на вступившую в силу и действующую в спорный период Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, а именно на пункт 40 данной Инструкции которым установлено, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок. Указанным подзаконным актом предлагается дифференцировать подход к привлечению страхователей к ответственности в зависимости от характера допущенного нарушения, а именно от того, допущена ли страхователем неполнота и (или) недостоверность сведений о застрахованных лицах (ответственность не применяется, если ошибки устранены до истечения срока, указанного в уведомлении органа пенсионного фонда), либо нарушение состоялось в форме непредставления сведений об отдельных застрахованных лицах (ответственность применяется в любом случае) правомерно непринята судом первой инстанции.
Как верно указано судом, в Федеральном законе N 27-ФЗ, имеющим приоритетное значение при оценке спорного вопроса, не содержится положений, прямо определяющих особые условия привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 17 указанного закона, в частности, оснований освобождения от ответственности. Однако на правоотношения, связанные с привлечением страхователей к публичной ответственности в форме взыскания финансовых санкций распространяется законодательство о налогах и сборах, что установлено в статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Статья 81 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает условия освобождения налогоплательщика от ответственности в случаях представления уточненной налоговой декларации с пропуском установленного налоговым законодательством срока, среди которых устанавливает подачу уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности или неполноты сведений в налоговой декларации. Данное установление закона направлено на поощрение добровольных действий по исправлению недостоверных сведений в ранее представленной отчетности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законности и обоснованности принятого судом судебного акта.
Принимая во внимание, что Федеральный закон N 27-ФЗ предусматривает право страхователей представить скорректированные сведения о застрахованных лицах в органы Пенсионного фонда при обнаружении ошибок в ранее представленных сведениях, и не содержит исключений из этого права для случаев, когда сведения об отдельных застрахованных лицах ранее не были представлены в Пенсионный фонд (абзац пятый статьи 17), то применительно к подпункту 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ реализация данного права страхователем до обнаружения ошибки Пенсионным фондом или до истечения срока, указанного в уведомлении Пенсионного фонда, влечет за собой освобождение от ответственности в виде штрафных санкций.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 17.06.2021 по делу N А38-1813/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-1813/2021
Истец: Управление образования администрации ГО Город Йошкар-Ола
Ответчик: ГУ УПФ РФ в г. Йошкар-Оле РМЭ