г. Владивосток |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А24-938/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова,
судей С.Н. Горбачевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.И.Логуновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал",
апелляционное производство N 05АП-4673/2021
на решение от 31.05.2021
судьи О.С. Алферовой
по делу N А24-938/2021 Арбитражного суда Камчатского края
по иску краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" (ИНН 4101119472, ОГРН 1074101006726)
к ответчику краевому государственному казенному учреждению "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" (ИНН 4101138771, ОГРН 1104101003456)
о взыскании 9 834 рубля 85 копеек,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное унитарное предприятие "Камчатский водоканал" (683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, проспект Циолковского, д. 3/1) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к краевому государственному казенному учреждению "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" (683003, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, д. 89) о взыскании долга по контракту о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения от 19.11.2018 N 157/18-ГК в размере 9 834 рубля 85 копеек.
Требования заявлены истцом со ссылкой на статьи 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 4 статьи 164, пункт 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком денежных обязательств по контракту от 19.11.2018 N 157/18-ГК.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 31.05.2021 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обжаловал его в порядке апелляционного производства, указывая в обоснование жалобы на то, что в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 1 января 2019 года, применяется налоговая ставка по НДС в размере 20 процентов, независимо от даты и условий заключения договоров на реализацию указанных товаров (работ, услуг). В связи с изменением налоговой ставки по НДС с 18% до 20% с 01.01.2019 истец полагает, что ответчик обязан доплатить НДС в размере 9 834 рубля 85 копеек, составляющей разницу 2%.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили. От ответчика в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 19.11.2018 между истцом (организация ВКХ, исполнитель) и ответчиком (заказчик) подписан контракт о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения N 157/18-ГК (далее - контракт), по условиям которого исполнитель обязуется выполнить действия по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения к подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства заказчика и в соответствии с техническими условиями на подключение объекта согласно приложению N 1 подключить объект "Многоквартирный жилой дом поз. 15 в микрорайоне "Северо-Западный" в г. Елизово" (далее - объект), расположенный на земельном участке с кадастровым номером: 41:05:0101001:7238, площадью 5 395 кв.м., по адресу: Камчатский край, Елизовский район, г. Елизово к сетям централизованной системы водоотведения, а заказчик обязуется внести плату за подключение и выполнить технические условия (пункт 1.1 контракта).
Согласно пункту 1.2 контракта организацией ВКХ до точки подключения объекта заказчика осуществляет мероприятия, обеспечивающие готовность централизованной системы холодного водоснабжения к подключению (технологическому присоединению) объекта заказчика, а именно: разработка технического задания на проектирование; проведение инженерных изысканий; разработка проектно-сметной документации; проведение экспертизы достоверности сметной стоимости; получение разрешения на размещение линейного объекта без предоставления земельного участка; выполнение строительно-монтажных работ; проверка выполнения заказчиком условий подключения в порядке и на условиях, которые предусмотрены контрактом; работы по непосредственному подключению (технологическому присоединению) внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта в точке подключения в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом.
Срок подключения объекта - 18 месяцев с даты заключения контракта - 19 мая 2020 года (пункт 2.1 контракта).
Права и обязанности сторон определены в разделе IV контракта.
Из пункта 5.2 контракта, а также условий приложения 3 к контракту следует, что размер платы за подключение (технологическое присоединение) составляет 580 256 рублей 08 копеек, в том числе НДС 18% в размере 88 513 рублей 64 копейки, который определен путем суммы произведений:
- ставки тарифа, действующей на дату заключения контракта, за подключаемую нагрузку водопроводной сети в размере: 6 332,0 руб./м3/сут. (без учета НДС 18%), установленной Постановлением N 817 от 19.12.2017 Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края; подключаемой нагрузки в точке подключения в размере 62,46 м3/сут., установленной Постановлением N 817 от 19.12.2017 Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края;
- ставки тарифа, действующей на дату заключения контракта, за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта до точки подключения сетей к объектам централизованных систем холодного водоснабжения (за протяженность водопроводной сети), в расчете на 1 км, выполненный из полиэтиленовых труб диаметром d150-200 мм в размере 160 040,953 тыс. руб./км, установленной Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края N 817 от 19.12.2017; расстояния от месторасположения объекта до точки подключения к централизованной системе холодного водоснабжения: 0,006 км.
Согласно пункту 5.2 контракта внесение платы за подключение осуществляется заказчиком в следующем порядке:
- 35% полной платы за подключение, что составляет 203 089 рублей 63 копейки и вносится в течение 15 дней с даты заключения контракта;
- 50% полной платы за подключение, что составляет 290 128 рублей 04 копейки, вносится в течение 90 дней с даты заключения контракта о подключении, но не позднее даты фактического подключения;
- 15% полной платы за подключение, которая составляет оставшуюся часть платы за подключение 87 038 рублей 41 копейка, вносится в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о подключении.
В пункте 5.5 контракта стороны установили возможность изменения размера платы за подключение (технологическое присоединение) по соглашению сторон в случае изменения технических условий, а также условий подключения (технологического присоединения) в части изменения величины подключаемой нагрузки, местоположения точки (точек) подключения и требований к строительству (реконструкции) водопроводных сетей. При этом порядок оплаты устанавливается соглашением сторон в соответствии с требованиями, установленными Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Порядок исполнения контракта определен сторонами в разделе VI контракта.
Согласно пункту 10.1 контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до даты исполнения сторонами своих обязательств в полном объеме. Федеральным законом от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 303-ФЗ) в пункт 3 статьи 164 НК РФ внесены изменения, с 01.01.2019 ставка НДС повышена с 18% до 20%.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения 23.01.2019 исполнителя к заказчику с дополнительным соглашением N 2, в связи с повышением ставки НДС с 18% до 20% со ссылкой на изменения в налоговое законодательство и в связи с вступлением в силу Закона N 303-ФЗ.
Подписанное со стороны заказчика дополнительное соглашение в адрес исполнителя возвращено не было.
В последующем, в соответствии с пунктом 5.2 контракта, подписанного с протоколом согласования разногласий от 19.11.2018, в редакции дополнительного соглашения от 18.10.2019 N 3, стороны определили, что цена контракта составляет 638 003 рубля 51 копейка (включая НДС в размере 98 138 рублей 21 копейка, из которой исчисленный и уплаченный до 01.01.2019 налог по ставке 18% в размере 88 513 рублей 64 копейки; исчисленный после 01.01.2019 налог по ставке 20% в размере 9 624 рубля 57 копеек) по причине изменения протяженности сетей водоснабжения.
Ответчик исполнил свои обязательства по оплате, что подтверждается платежными поручениями от 27.11.2018 N 1709489 на сумму 580 256 рублей 08 копеек, от 21.10.2020 N 50414 на сумму 57 747 рублей 43 копеек.
29.11.2019 стороны контракта подписали акт о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованной системе холодного водоснабжения.
29.11.2019 истец выставил к оплате счет-фактуру N ПК/ПР/О/0000764 на сумму 647 838 рублей 36 копеек (в том числе НДС 107 973 рубля 06 копеек, поскольку сумма НДС исчисляется дополнительно по ставке, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации на дату оказания услуг).
Вместе с тем, ответчиком произведена оплата в размере 638 003 рубля 51 копейка.
Таким образом, как указывает истец, с учетом частичной оплаты, остаток задолженности составил 9 834 рубля 85 копеек, что составляет 2% доплаты НДС. Письмом от 01.02.2019 N 319 ответчик отказался доплачивать сумму разницы 9 834 рубля 85 копеек, произведенной по корректировке НДС, ссылаясь на отсутствие лимитов бюджетных обязательств.
23.11.2020 истец направил в адрес ответчика претензию с требованием оплатить оставшуюся часть задолженности по контракту в виде разницы 2% НДС в размере 9 834 рубля 85 копеек.
Поскольку требование претензии в добровольном порядке не было удовлетворено, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно учитывал, что Федеральным законом от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2019 года ставка НДС повышена с 18 до 20 процентов.
Порядок применения налоговой ставки НДС в переходный период определен в совместном письме Минфина РФ и ФНС РФ от 23.10.2018 N СД-4-3/20667@ (далее - письмо от 23.10.2018).
В силу пункта 1 письма от 23.10.2018 в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 1 января 2019 года, применяется налоговая ставка по НДС в размере 20 процентов, независимо от даты и условий заключения договоров на реализацию указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
При этом на основании пункта 1 статьи 168 НК РФ продавец дополнительно к цене отгружаемых начиная с 01.01.2019 товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную по налоговой ставке в размере 20 процентов.
В случае, если в результате внесения в действующее законодательство изменений, условия договора не будут соответствовать нормам законодательства, применяются соответствующие положения законодательства с момента вступления их в силу. При этом исключений по товарам (работам, услугам), имущественным правам, реализуемым по договорам, заключенным до вступления в силу Федерального закона от 30.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", и имеющим длящийся характер с переходом на 2019 год и последующие годы, указанным законом не предусмотрено.
Следовательно, в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 1 января 2019 года, применяется налоговая ставка по НДС в размере 20 процентов, независимо от даты и условий заключения договоров на реализацию указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
По общему правилу, если стороны сделки не согласовали иного, поставщик товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных), в том числе переданных после 01.01.2019, имеет право на получение с покупателя НДС по ставке 20%.
Однако в настоящем деле спорный контракт о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения был заключен фактически в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Как следует из пункта 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019), цена государственного контракта, согласно положениям части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, в общем случае является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.
В пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) разъяснено, что стороны государственного (муниципального) контракта по общему правилу не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным, если иное не следует из закона.
При этом часть 54 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 502-ФЗ) устанавливает, что до 01.10.2019 в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 01.01.2019, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта.
Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что цена контракта изменена путем подписания дополнительного соглашения от 18.10.2019 N 3, по условиям которого стороны определили, что заказчик обязан внести плату в размере 638 003 рубля 51 копейка (включая НДС в общем размере 98 138 рублей 21 копейка, в том числе: исчисленный и уплаченный до 01.01.2019 налог по ставке 18% в размере 88 513 рублей 64 копейки; исчисленный после 01.01.2019 налог по ставке 20% в размере 9 624 рубля 57 копеек).
Согласно пункту 5.2 контракта в редакции дополнительного соглашения N 3 от 18.10.2019 ответчик произвел оплату по контракту платежными поручениями от 27.11.2018 N 1709489 на сумму 580 256 рублей 08 копеек, от 21.10.2020 N 50414 на сумму 57 747 рублей 43 копеек.
Таким образом, общий размер платы по контракту, произведенной ответчиком, составил 638 003 рубля 51 копейка, что согласуется с условиями контракта с учетом дополнительного соглашения от 18.10.2019 N 3.
Иных дополнительных соглашений к контракту в связи с увеличением с 01.01.2019 ставки НДС стороны не заключали.
Требований об изменении контракта в порядке статьи 450 ГК РФ истец к ответчику не предъявлял.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.
Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного суда Российской Федерации от 03.11.2020 по делу N 309-ЭС20-9679.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение вынесено в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 31.05.2021 по делу N А24-938/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-938/2021
Истец: ГУП краевое "Камчатский водоканал"
Ответчик: краевое государственное казенное учреждение "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края"