г. Саратов |
|
20 августа 2021 г. |
Дело N А12-4184/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Артемовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Компания "СПТ"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 июля 2020 года по делу N А12-4184/2020
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Компания "СПТ" (ОГРН 1023404238263, ИНН 3446007827, 40019, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Ярославская, д.10)
к Администрации г. Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139, 400066, г. Волгоград, ул. Володароского, д. 5)
об оспаривании решения,
с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200, 400066, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Волгодонская, д.16), Департамента по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда (ОГРН 1023403447374, ИНН 3444052045, 400066, г. Волгоград, проспект им. Ленина, д. 15),
при участии в судебном заседании:
представителя Общества с ограниченной ответственностью Компания "СПТ" - Абросимовой Ю.А., действующей на основании доверенности от 20.07.2021, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью Компании "СПТ" (далее - ООО Компании "СПТ", Общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Волгограда (далее - Администрация) от 24.12.2019 N 05-и/5063 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а так же об обязании Администрации в течение тридцати дней с даты вступления в законную силу решения суда выдать ООО Компания "СПТ" согласие на заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории по ул. Ярославская, 10а, Советский район, г.Волгоград (площадь дополнительного земельного участка 164,5 кв.м, к земельному участку с кадастровым номером 34:34:060022:19 площадью 778 кв.м., находящемуся в собственности у ООО Компания "СПТ").
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Департамент муниципального имущества администрации Волгограда, Департамент по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда
Решением от 29 июля 2020 года Арбитражный суд Волгоградской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО Компании "СПТ" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2021 года, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 июля 2020 года отменено. Принят по делу новый судебный акт. Суд признал незаконным отказ администрации Волгограда от 24.12.2019 N 05-и/5063 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории и обязал администрацию Волгограда в срок не более чем тридцать дней со дня вынесения настоящего постановления направить ООО компании "СПТ" согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории по ул.Ярославская, 10а, Советский район, г.Волгоград (площадь дополнительного земельного участка 164,5 кв. м, к земельному участку с кадастровым номером 34:34:060022:19 площадью 778 кв. м, находящемуся в собственности у ООО компании "СПТ").
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 мая 2021 года постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2021 года по делу N А12-4184/2020 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.
ООО Компании "СПТ" поддерживает требования апелляционной жалобы в полном объеме.
Департамент по градостроительству и архитектуре администрации г.Волгограда считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 05.06.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителей участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО Компания "СПТ" является собственником земельного участка с кадастровым номером 34:34:060022:19 площадью 778 кв.м., расположенного по адресу: г. Волгоград, ул.Ярославская, 10а. (т.1, л.д. 36-38).
На земельном участке находится объект недвижимости - одноэтажное кирпичное здание сауны с кафетерием площадью 1677,4 кв.м., которое принадлежит ООО Компания "СПТ" на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о регистрации права собственности от 20.06.2000 серия АА N 371237 (т.1, л.д. 10).
Постановлением Администрации Волгограда от 24.07.2019 N 815 утверждена документация по внесению изменений в проект планировки и межевания территории (далее - Документация).
В Томе "Проект межевания территории" Документации на стр.1 предусматривается перераспределение земельного участка 34:34:060022:19 площадью 778 кв.м. (поз.27а) с землями площадью 164,5 кв.м., государственная собственность на которые не разграничена (поз.27б), в результате чего образуется земельный участок поз.27.
На стр.1 Тома "Проект межевания территории" Документации указано, что образование земельного участка поз.N 27 возможно после установления красных линий, прекращения права аренды и последующего приобретения изменяемого участка (поз.N 27а) в собственность в порядке, установленном Земельным кодексом РФ (т.1, л.д. 43-46).
Красные линии установлены Документацией, земельный участок 34:34:060022:19 в 2019 году выкуплен в собственность ООО Компания "СПТ".
С учетом постановления Администрации Волгограда от 24.07.2019 N 815 "Об утверждении документации по внесению изменений в проект планировки и межевания территории", на основании статьи 39.29 Земельного кодекса РФ и постановления администрации Волгограда от 21.01.2016 N61 "Об утверждении Порядка перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности", ООО Компания "СПТ" обратилось в Департамент муниципального имущества администрации Волгограда с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В ответ на указанное заявление получен отказ Администрации Волгограда от 24.12.2019 N 05-и/5063 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (т.1, л.д. 14).
Полагая, что данный отказ Администрации Волгограда от 24.12.2019 N 05-и/5063 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории является незаконным, и нарушает права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, указал, что в рассматриваемом случае, поскольку не установлено оснований, предусмотренных подпунктами 1,3,4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, а обстоятельства, свидетельствующие о необходимости приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории квартала для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы отсутствуют, орган местного самоуправления правомерно принял решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Пунктом 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В пункте 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, разъяснено, что при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Для осуществления перераспределения судам необходимо установить наличие одновременно трех условий: 1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; 3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
При этом наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации оснований (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2018 N 303-ЭС18-3686).
Как следует из материалов дела, в том числе выписки из ЕГРН (т.1, л.д. 36-38), выкопировки графических частей Проекта межевания и планировки Документации по внесению изменений в проект планировки и межевания территории (т.1, л.д. 91-95), земельный участок с кадастровым номером 34:34:060022:19 имеет явную изломанности границ.
Между тем, согласно пункту 14 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.
В частной собственности заявителя находится земельный участок с кадастровым номером 34:34:060022:19, площадью 778 кв. м. Планируемый земельный участок к перераспределению имеет площадь 164,5 кв. м. Таким образом, в результате перераспределения площадь земельного участка, находящегося в частной собственности, увеличивается практически на 21 процент, что противоречит вышеприведенной норме права.
Как указано в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2019 N 49-КА19-8, положения статьи 39.29 ЗК РФ предусматривают соблюдение ряда последовательных процедур, которые заканчиваются заключением соглашения о перераспределении земельных участков после согласования уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, постановки заявителем на кадастровый учет образуемого земельного участка, если только не имеется оснований, предусмотренных пунктом 14 статьи 39.29 ЗК РФ.
Поскольку имеется основание для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренное пунктом 14 статьи 39.29 ЗК РФ, оспариваемый отказ Администрации Волгограда от 24.12.2019 N 05-и/5063 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, как указал суд кассационной инстанции в постановлении от 21.05.2021 по настоящему делу, при новом рассмотрении суду апелляционной инстанции необходимо установить обстоятельства, связанные с наличием (отсутствием) препятствий в приватизации земельного участка.
Согласно подпункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары, Таким образом, признаком территории общего пользования является не наличие красных линий, а факт использования данной территории неограниченным кругом лиц в общих интересах.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Суд кассационной инстанции в постановлении по настоящему делу указал, что суд апелляционной инстанции не дал оценку представленной в материалы дела фотофиксации испрашиваемого земельного участка площадью 164,5 кв.м., который является землями общего пользования, расположен между зданием Общества и проезжей частью и используется для пешеходной зоны тротуара с зелеными насаждениями и размещения, в том числе, в части для придорожной парковки транспортных средств.
Общество в своих пояснениях по апелляционной жалобе также указывало, что на земельном участке площадью 164,5 кв.м. будет организована нормативно обоснованная пешеходная зона тротуара.
В соответствии с частью 2.1. статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки в составе рекреационных зон (участки, занятые городскими лесами, парками, садами), в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых природных территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Градостроительный кодекс Российской Федерации отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся, в частности площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (пункт 12 статьи 1).
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса и статьи 262 Гражданского кодекса перечень территорий общего пользования не является закрытым.
Материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок площадью 164,5 кв.м. заасфальтирован, используется для пешеходной зоны -тротуара с зелеными насаждениями.
В пункте 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Поскольку по настоящему делу целью перераспределения спорных участков является возникновение частной собственности заявителя на вновь образуемый земельный участок, а земельный участок площадью 164,5 кв.м. является землями общего пользования и не может быть предоставлен в пользование конкретному лицу, оспариваемый отказ Администрации Волгограда от 24.12.2019 N 05-и/5063 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 июля 2020 года по делу N А12-4184/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-4184/2020
Истец: ООО КОМПАНИЯ "СПТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, Департамент по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда, Арбитражный суд Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12633/2021
20.08.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5269/2021
21.05.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3367/2021
15.01.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8216/20
29.07.2020 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-4184/20