г. Москва |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А40-164359/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
Е.В.Пронниковой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционные жалобы
РОСАВТОДОР, ГК "Российские автомобильные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.05.2021 по делу N А40-164359/20
по заявлению ИП Остапенко А.С.
к РОСАВТОДОР
третье лицо: ГК "Российские автомобильные дороги"
о признании незаконным и отмене распоряжения N 103-р от 13.01.2020 в части,
при участии:
от заявителя: |
Остапенко А.С. (лично по паспорту); |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
Галочкина И.Г. по дов. от 04.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Остапенко Алексей Сергеевич обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному дорожному агентству (РОСАВТОДОР) о признании незаконным и отмене распоряжения N 103-р от 13.01.2020 в части.
Решением суда от 21.05.2021 Распоряжение Федерального дорожного агентства N 103-р от 13.01.2020 в части полного изъятия земельного участника с кадастровым номером 71:12:030109:54 и объекта недвижимости в кадастровым номером 71:12:030105:120, принадлежащих ИП Остапенко А.С. на праве собственности, признано недействительным.
РОСАВТОДОР, ГК "Российские автомобильные дороги" не согласившись с выводами суда, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ГК "Российские автомобильные дороги" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Заявитель считает решение суда законным и обоснгованным, просит отказать в удовлетворении апелляционных жалоб.
Представитель Росавтодор в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со статьями 266 и 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 25.06.2020 ИП Остапенко А.С. получил по почте исковое заявление об изъятии земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости с приложением копии обжалуемого Распоряжения Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОРА) N 103-р от 13.01.2020 "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и объекта недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта "Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов- на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 211+700 - км 218+000 - км 225+000 прямое направление и км 275+400 - км 287-+800 обратное направление. Тульская область".
Не согласившись с указанным распоряжением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В силу части l статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Арбитражный суд г.Москвы, всесторонне исследовав обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, установил совокупности условий, необходимых для признания недействительным оспариваемого Распоряжения, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.
При этом суд исходил из следующего.
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374 "Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве".
Как установлено судом, Автомобильная дорога М-4 "Дон" передана Государственной компании "Российские автомобильные дороги" в доверительное управление на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2133-р, в соответствии с распоряжением Федерального дорожного агентства от 30.03.2010 N 249-р по передаточному акту от 30.04.2010 per. N 2 - ГК/2ПА.
В целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственная компания осуществляет следующие полномочия:
1) подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или)
расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
2) уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
3) подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием;
4) подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании (далее - соглашение);
5) обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
6) обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;
7) обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.
Государственная компания является государственным заказчиком строительства и реконструкции рассматриваемого участка федеральной автомобильной дороги общего пользования.
Земельные участки под автомобильной дорогой, в том числе, под дорожными сооружениями, являющиеся ее технологической частью, передаются в аренду Государственной компании в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 17.07.2009 145-ФЗ О государственной компании Российские автомобильные дороги и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Таким образом, Государственная компания является доверительным управляющим в отношении автомобильной дороги и арендатором земельного участка полосы отвода, при этом распоряжения Росавтодора от 28.10.2015 N 2056-р "Об утверждении документации по планировке территории объекта "Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 211+700 - км 218+000, км 222+000 - км 225+000 прямое направление и км 275+400 - км 287+800 обратное направление, Тульская область" и от 13.01.2020 N 103-р обязывают и уполномочивают Государственную компанию в отношении рассматриваемых объектов.
В настоящее время Государственная компания осуществляет действия по исполнению Распоряжения Росавтодора от 13.01.2020 N 103-р.
Оспариваемое Распоряжение Росавтодора от 25.09.2019 N 2585-р вынесено на основании статей 279-282 ГК РФ, Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)", подпунктом 5.4.1(1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения", Распоряжения Росавтодора от 28.10.2015 N 2056-р "Об утверждении документации по планировке территории объекта "Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на- Дону. Краснодар до Новороссийска на участках км 211+700 - км 218+000, км 222+000 - км 225+000 прямое направление и км 275+400 - км 287+800 обратное направление, Тульская область" и в целях обеспечения реализации проекта "Автомобильная дорога М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на- Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов- на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке дальнего западного обхода г. Краснодара".
В целях реализации Государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", а также во исполнение функций государственного заказчика работ на выполнение проектных и изыскательских работ, между Государственной компанией и проектной организацией заключен Государственный контракт на проведение проектно-изыскательских работ на строительство и реконструкцию федеральной автомобильной дороги общего пользования М-4 на рассматриваемом участке.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", Федеральным государственным учреждением "Главное управление государственной экспертизы" (ФГУ "ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ") проведена проверка проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также проверка достоверности определения сметной стоимости объекта.
ФГУ "ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ" установлено соответствие результатов инженерных изысканий требованиям гражданского, земельного и строительного законодательства Российской Федерации, что подтверждается Положительными заключениями Государственной экспертизы от 22.09.2017 N 1007- 17/ГГЭ-10782/04 и от 10.10.2017 N 1085-17/ГГЭ-10782/10.
В ходе проведенной государственной экспертизы, установлено, что подготовка, согласование и утверждение схемы расположения земельных участков для строительства автомобильной дороги произведена в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
На основании обращения Государственной компании Федеральным дорожным агентством вынесено Распоряжение от 13.01.2020 N 103-р.
В соответствии с пунктом 2 данного распоряжения об изъятии, Государственная компания обязана обеспечить выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков.
В результате произведенных на основании Распоряжения Росавтодора кадастровых работ сформированы и поставлены на кадастровый учет земельные участки, необходимые для строительства, реконструкции автомобильной дороги.
Кадастровые работы по разделу земельных участков осуществлены на основании сведений о границах полосы отвода из утвержденного уполномоченным органом местного самоуправления проекта межевания территории по объекту: "Автомобильная дорога М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов- на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке дальнего западного обхода г. Краснодара" на рассматриваемом участке.
Судом установлено, что земельный участок АГЗС п. Троицкий приобретен предыдущим собственником ООО ПСП "Кимовскгазстрой" в 2010 г. у Аленичева В.Ф. с уже выданным разрешенным использованием под строительство объектов дорожного сервиса (в том числе АГЗС).
Согласно письму Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) от 01.11.2008 No01-28/10390 Агентство предварительно согласовало размещение комплекса вдоль автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 ДОН на км 217+130 (справа) при условии осуществления въезда-выезда к объекту через существующее близлежащее примыкание на км 217+130 без устройства дополнительных примыканий к федеральной автомобильной дороге.
16.09.2011 Собранием депутатов 2-го созыва МО Дедиловское Киреевского района принято Решение No49-92 "Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки МО Дедиловское Киреевского района".
04.10.2011 Администрация МО Дедиловское Киреевского района Тульской области направило предыдущему владельцу Земельного участка и АГЗС письмо No750, котором сообщило, что Земельный участок с КН 71:12:030109:54 на карте (схеме) генерального плана МО Дедиловское Киреевского района Тульской области отображен в планируемых границах земель промышленности.
Распоряжением Правительства Тульской области от 25.04.2012 N 201-р о переводе земельного участка Земельный участок с КН 71:12:030109:54 переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи для строительства и эксплуатации автомобильной газозаправочной станции.
14.06.2012 указанные изменения категории и разрешенного использования Земельный участок с КН 71:12:030109:54 зарегистрированы в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.
Границы участка определены и установлены Определением Киреевского районного суда Тульской области от 10.04.2015 по делу N 2-414/2015.
Распоряжение Федерального дорожного агентства о разработке документации по планировке территории принято 14.04.2015 г., документация утверждена 28.10.2015.
При таких обстоятельствах к моменту утверждения Росавтодором документации по планировке территории в 2015 году участок с кадастровым номером 71:12:030109:54 имел уточненные границы и подходящую под объекты дорожного сервиса категорию земель земли промышленности, энергетики, транспорта.
При этом, в 2015 году в Документации по планировке территории от 2015 г. предусматривалось частичное изъятие земельного участка с КН 71:12:030109:54 в размере 199 кв.м. Указанная документация по планировке территории является основанием для обжалуемого Распоряжения. Однако в самом Распоряжении указано о полном изъятии данного земельного участка. Обоснование указания в оспариваемом Распоряжении о полном изъятии данного земельного участка и изъятие участка в полном объеме, ответчиком не приведено.
Обоснование полного изъятия отсутствует и в Комплексе земельно-кадастровых работ, выполненных ООО "Трансстроймеханизация" в 2019 году.
С учетом отсутствия в документации по планируемому изъятию объекта вывода о необходимости полного изъятия земельного участка, утвержденное обжалуемым Распоряжением, суд пришел к выводу, что изъятие его в полном объеме носит произвольный характер и нарушает права заявителя.
Апелляционная коллегия, повторно оценив обстоятельства дела, соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции и не усматривает оснований для их переоценки.
Доказательств, опровергающих выводы суда, не представлено. Так, вопреки доводам апелляционных жалоб доказательств того, что документация утверждена до вынесения определения Киреевским районным судом Тульской области от 10.04.2015 по делу 2-414-2015, не представлено. Доказательств внесения изменений в документацию также не имеется. При этом коллегия судей отклоняет доводы об отсутствии оснований для внесения изменений в документацию. Полное изъятие земельного участка вопреки разработанной документации по планировке территории, как верно указал суд, носит произвольный характер и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Все доводы, изложенные в апелляционных жалобах, рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны подлежащими отклонению, как недоказанные, противоречащие обстоятельствам дела и не свидетельствующие о незаконности оспариваемого решения суда.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права.
Заявленные в жалобах доводы свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.05.2021 по делу N А40-164359/20 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-164359/2020
Истец: Остапенко Алексей Сергеевич
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
Третье лицо: Российские автомобильные дороги
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35001/2022
31.03.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-164359/20
01.12.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-30301/2021
23.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42035/2021
21.05.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-164359/20