г. Челябинск |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А07-10677/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калиной И.В.,
судей Забутыриной Л.В., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаринцевой В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.06.2021 А07-10677/2009 о взыскании убытков.
В судебном заседании принял участие представитель Шакирова Фанила Фаритовича - Галиахметов А.Х. (паспорт, доверенность от 15.08.2017).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.05.2009 на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Союзспецмонтаж" возбуждено дело о признании Государственного унитарного предприятия "Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан" (ИНН 0274109024, ОГРН 1060274004560) (далее - должник, ГУП УКС Минстройтранса РБ) несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.06.2009 требования ООО "Союзспецмонтаж" признаны обоснованными, в отношении ГУП УКС Минстройтранса РБ введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден Пономарев Андрей Николаевич, член Некоммерческого партнерства "Приволжская саморегулируемая организация арбитражных управляющих".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2010 ГУП УКС Минстройтранса РБ признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Пономарев Андрей Николаевич.
Информационное сообщение о введении в отношении должника конкурсного производства опубликовано в официальном издании газеты "Коммерсантъ" N 53 от 27.03.2010.
Определением суда от 28.01.2013 Пономарев А.Н. освобожден от должности конкурсного управляющего ГУП УКС Минстройтранса РБ.
Определением суда от 14.02.2013 конкурсным управляющим ГУП УКС Минстройтранса РБ утвержден Ахтямов Д.А. Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.02.2015 Ахтямов Д.А. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника.
Определением суда от 19.03.2015 конкурсным управляющим ГУП УКС Минстройтранса РБ утвержден Гарифуллин Ф.К. Определением суда от 09.01.2018 Гарифуллин Ф.К. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ГУП УКС Минстройтранса РБ.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.03.2018 конкурсным управляющим ГУП УКС Минстройтранса РБ утвержден Хакимов Тимур Фаритович (член Межрегионального филиала Ассоциации "Краснодарская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Единство").
На рассмотрение Арбитражного суда Республики Башкортостан 28.08.2017 поступило заявление Шакирова Фанила Фаритовича (далее Шакиров Ф.Ф., заявитель) о признании договора купли-продажи незавершенного строительства N 7 от 12.12.2012, заключенного между Шакировым Фанилем Фаритовичем и ГУП УКС Минстройтранса РБ, недействительным в силу его ничтожности, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата ГУП УКС Минстройтранса РБ в пользу Шакирова Ф.Ф. 13 156 034,79 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.12.2018 производство по заявлению Шакирова Фанила Фаритовича приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта Уфимского районного суда Республики Башкортостан.
В судебном заседании 10.07.2019 заявлено ходатайство о привлечении в качестве соответчиков Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Правительства Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан; уточнено заявление, согласно которому заявитель просил взыскать с Пономарева Андрея Николаевича, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, предприятия УКС Минстройтранса РБ, Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Правительства Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан солидарно в пользу Шакирова Ф.Ф. убытки в размере 4 180 260 руб.
Определением суда от 10.07.2019 уточненное заявление принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Республики Башкортостан, Министерство финансов по Республике Башкортостан.
С учетом принятых судом уточнений заявленных требований, Шакиров Ф.Ф. просил взыскать солидарно с Пономарева Андрея Николаевича, предприятия УКС Минстройтранса РБ, Республики Башкортостан в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан за счет казны Республики Башкортостан, Республики Башкортостан в лице Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре за счет казны Республики Башкортостан, Республики Башкортостан в лице Правительства Республики Башкортостан за счет казны Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан в его пользу убытки в размере 4 180 260 руб., составляющих стоимость приобретенного на торгах имущества, проведенных в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия УКС Минстройтранса РБ.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.08.2019 в заявлении Шакирова Фаниля Фаритовича к Пономареву Андрею Николаевичу, ГУП "Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан", Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Правительству Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан о взыскании солидарно убытков в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Государственного унитарного предприятия "Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан" (ИНН 0274109024, ОГРН 1060274004560), отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019 определение суда первой инстанции от 09.08.2019 оставлено без изменений, апелляционная жалоба Шакирова Фаниля Фаритовича - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 04.03.2020 определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.08.2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019 отменены в части отказа в удовлетворении требований к Республике Башкортостан в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан за счет казны Республики Башкортостан, Республике Башкортостан в лице Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре за счет казны Республики Башкортостан, Республике Башкортостан в лице Правительства Республики Башкортостан за счет казны Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан о взыскании в пользу Шакирова Фанила Фаритовича убытков в размере 4 180 260 рублей, в указанной части обособленный спор направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан. В остальной части определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.08.2019 по делу N А07-10677/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по тому же делу оставлены без изменения.
Определением суда от 15.05.2020 назначено судебное заседание по рассмотрению заявления Шакирова Фанила Фаритовича к ГУП "Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан", Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Правительству Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан о взыскании солидарно убытков в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Государственного унитарного предприятия "Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан" (ИНН 0274109024, ОГРН 1060274004560).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.03.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Башкортостан (ИНН 0275069800, ОГРН 1100280001260).
По ходатайству заявителя Министерство финансов Республики Башкортостан исключено из числа ответчиков по делу.
Уточнение судом принято в порядке стать 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Минземимущество РБ заявило о пропуске срока исковой давности, указывая, что Шакиров Ф.Ф. с 16.09.2014 года знал о том, что конкурсный управляющий ГУП УКС распорядился федеральной собственностью (иск предъявлен в арбитражный суд к Министерству 20.03.2018).
Представитель Минстроя РБ поддержал доводы о пропуске срока исковой давности.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.06.2021 (резолютивная часть от 07.06.2021) заявление Шакирова Фанила Фаритовича удовлетворено частично, взысканы с Республики Башкортостан в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан за счет казны Республики Башкортостан в пользу Шакирова Фанила Фаритовича убытки в размере 4 180 260 руб. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минземимущество РБ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить определение суда от 25.06.2021.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает, что судом первой инстанции порядок взаимодействия Министерства и должника должным образом не исследован. Судом сделан вывод, что лицо, осуществляющее полномочия собственника имущества унитарного предприятия, при условии надлежащего исполнения своих обязанностей по контролю за деятельностью предприятия, при проявлении должной заботливости и осмотрительности могло и должно было узнать о спорной сделке, а являясь лицом, осуществляющим полномочия собственника имущества должника - государственного унитарного предприятия, Минземимущества РБ вправе как знакомиться с материалами дела о несостоятельности (банкротстве), так и участвовать в собрании кредиторов без права голоса. Арбитражный суд Республики Башкортостан пришел к выводу, что занятая Минземимущества РБ позиция фактически привела к правовой неопределенности принадлежности имущества, приобретенного заявителем, к реализации имущества, не принадлежащего должнику, и, как следствие, возникновению убытков у Шакирова Ф.Ф. Вместе с тем, судом не учтены и не приняты во внимание формулировки выписок из реестра государственного имущества Республики Башкортостан. Так, согласно выписке от 09.06.2010 Министерство подтвердило, что перечисленные ниже объекты недвижимости, в том числе ферма КРС Уфимский район, внесены в Реестр государственного имущества Республики Башкортостан в составе государственного имущества Республики Башкортостан, не закрепленного за ГУП и ГУ Республики Башкортостан. В свою очередь, Пономарев А.Н. в адрес Министерства в целях обновления сведений в отношении ГУП УКС Минстройтранса РБ, информацию о результатах торгов и договор купли-продажи не направил, реестр не актуализировался с 01.01.2012 года. Более того, при рассмотрении дела N А07-10220/2012 конкурсный управляющий также не информировал суд и лиц, участвующих в деле, о наличии договора купли-продажи спорного имущества, не заявил о привлечении к участию в деле Шакирова Ф.Ф.
Кроме того, ответчик указывает, что право хозяйственного ведения за предприятием-должником зарегистрировано в 2012 году на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2012 по делу N А07-10220/2012 после проведения торгов и заключения договора купли-продажи с Шакировым Ф.Ф. Следовательно, вины Министерства в нарушении прав истца не имеется, отсутствует факт умышленных действий Министерства, повлекших факт причинения убытков, так как ни стороной сделки купли-продажи, ни лицом, его согласовавшим Минземимущество РБ не являлось. Доказательство обратного в материалах дела не содержится. Шакиров Ф.Ф., приобретая объект недвижимости, не удостоверился о надлежащей регистрации прав продавца, что также не может свидетельствовать о его добросовестном и разумном поведении. Шакиров Ф.Ф. с 16.09.2014 года знал о том, что конкурсный управляющий ГУП УКС распорядился федеральной собственностью, что свидетельствует в том числе о пропуске срока исковой давности к Министерству.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 17.08.2021.
Судебной коллегией в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен к материалам дела отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан (вх.N 42029 от 02.08.2021); отказано в приобщении к материалам дела отзывов на апелляционную жалобу, поступивших от Правительства Республики Башкортостан (вх.N 44463 от 13.08.2021), Шакирова Ф.Ф. (вх.N 44926 от 17.08.2021), так как не представлено доказательств заблаговременного направления в адрес лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании 17.08.2021 представитель Шакирова Ф.Ф. возражала по доводам апелляционной жалобы, просил оставить без изменения определение суда от 25.06.2021.
Иные лица участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 02.02.1998 N 82-р создано Государственное учреждение "Управление капитального строительства Министерства строительства и жилищной политики Республики Башкортостан".
02.02.1998 утвержден Устав Государственного учреждения "Управление капитального строительства Министерства строительства и жилищной политики Республики Башкортостан", 05.02.1998 Постановлением Главы администрации Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан N 182 зарегистрировано Государственное учреждение "Управление капитального строительства Министерства строительства и жилищной политики Республики Башкортостан".
27.09.2001 Постановлением Главы администрации Кировского района г.Уфы Республики Башкортостан N 2166 зарегистрировано изменение в учредительные документы государственного учреждения в части внесения изменения в наименование учреждения - Государственное учреждение "Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и дорожного комплекса Республики Башкортостан (на основании Постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по Управлению государственной собственностью).
11.12.2002 на основании Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 11.12.2002 N 361, Указа Президента Республики Башкортостан от 07.05.2003 УП-236 утвержден новый устав учреждения с названием Государственное учреждение "Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан".
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28.11.2005 N 1125-р государственное учреждение "Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан" реорганизовано в государственное унитарное предприятие "Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан", пунктами 2,3 которого определено:
Закрепить имущество, передаваемое государственному унитарному предприятию "Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан", на праве хозяйственного ведения.
Министерству строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан по согласованию с Министерством имущественных отношений Республики Башкортостан утвердить устав ГУП УКС Минстройтранса РБ; совместно с ГУП УКС Минстройтранса РБ провести инвентаризацию кредиторской задолженности и в срок до 10.12.2005 внести в Правительство Республики Башкортостан предложения о порядке ее погашения в 2006 году.
В соответствии с пунктом 3.9. Устава источниками формирования имущества Предприятия являются: имущество, переданное предприятию по решению Правительства Республики Башкортостан, органа исполнительной власти или Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан; прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности; заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций; амортизационные отчисления; капитальные вложения и дотации из бюджета; целевое бюджетное финансирование; дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных (складочных) капиталах, в которых участвует Предприятие; добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан; иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Согласно приложению к уставу предприятия УКС Минстройтранса РБ в перечень государственного имущества Республики Башкортостан, переданного в хозяйственное ведение предприятия УКС Минстройтранса РБ по состоянию на 01.12.2005 вошли: Административное здание, г. Уфа, Ленина, 70 (2 этаж, 180 кв. м, гараж, г. Уфа, ул. Окт. Революции, квартира по ул. Пархоменко, 95-41, квартира по ул. Цюрупы, 84, кв./оф. 177).
Между государственным учреждением УКС и предприятием УКС Минстройтранса РБ 10.02.2006 подписан передаточный акт N 322, согласованный Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан и утвержденный Министерством имущественных отношений Республики Башкортостан, согласно пункту 14 которого содержится перечень объектов незавершенного строительства, передаваемых от государственного учреждения УКСа к предприятию УКСа по состоянию на 01.12.2005, в числе прочих которых указаны - БГАУ ферма КРС, д. Миловка, полигон фермы.
Общество "Союзспецмонтаж" 28.05.2009 обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании предприятия УКС Минстройтранса РБ несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2010 предприятие УКС Минстройтранса РБ признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Пономарев А.Н.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2013 конкурсный управляющий Пономарев А.Н. освобожден от должности конкурсного управляющего предприятием УКС Минстройтранса РБ.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.03.2018 очередным конкурсным управляющим предприятием УКС Минстройтранса РБ утвержден Хакимов Тимур Фаритович.
Конкурсный управляющий Пономарев А.Н. 01.04.2010 провел инвентаризацию имущества должника. Согласно инвентарной описи недвижимого имущества и незавершенного строительства N 04 от 01.04.2010 в конкурсную массу включено 13 объектов недвижимости, в том числе БГАУ Ферма КРС Уфимский район, п. Миловка.
Из материалов дела следует, что в период проведения реорганизации спорное имущество находилось на балансе правопредшественника ГУ УКС Минстройтранса РБ, что подтверждается приложениями N 1,9,10,11,12,13,14 к передаточному акту N 322 от 10.02.2006.
При проведении инвентаризации конкурсным управляющим Пономаревым А.Н. также было установлено, что спорное имущество находится на балансе ГУП УКС Минстройтранса РБ, о чем им была составлена инвентарная опись недвижимого имущества и незавершенного строительства N 04 от 01.04.2010.
Указанное обстоятельство подтверждается бухгалтерским балансом за отчетный год 2009, перечнем объектов, затраты по которому числятся по бухгалтерскому учету ГУП УКСа Минстройтранса РБ по состоянию на 01.10.2009, расчетом оценки стоимости чистых активов на 01.10.2009.
Согласно выписке из реестра государственного имущества Республики Башкортостан от 09.06.2010 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подтвердило, что объекты: Автовокзал на 200 пассажирских мест, г. Кумертау, ул. Бабаевская, д. 4, районный суд с автостоянкой, р.п. Чишмы, ул. Первомайская, 26А, Теплотрасса, г. Уфа, ул. Зенцова, Общежитие пединститута, литер А, г. Бирск, ул. Коммунистическая, 63А, Школа на 108 уч.мест, литер А, Кушнаренковский район, с/с Старокамышлинский, д. Ильмурза, Клуб литер А, Буздякский район, с/с Арслановский, д. Шланлыкуль, Клуб литер А, Давлекановский район, с/с Казангуловский, д. Новый Яппар, ул. Школьная, 20, Школа литера А, Буздякский район, с/с Копей-Кубовский, д. Большая Устюба, Дом 22- квартирный, Бакалинский район, с/с Бакалинский, с. Бакалы, Заборограждение, г. Бирск, Дома-лаборатории, г. Бирск, Ветстанция, Бирский район, с/с Старобазановский, д. Старобазаново внесены в Реестр государственного имущества Республики Башкортостан в составе государственного имущества Республики Башкортостан, не закрепленного за предприятием и государственным учреждением Республики Башкортостан, находящегося у предприятия УКС Минстройтранса РБ на основании распоряжения правительства Республики Башкортостан N 610-р от 08.07.2002, распоряжения правительства Республики Башкортостан N 782-р от 30.08.2002, распоряжения правительства Республики Башкортостан N 281-р от 15.04.2004, акта приема-передачи N 492 от 27.01.2006.
Между предприятием "БТИ Республики Башкортостан" и предприятием УКС Минстройтранса РБ в лице конкурсного управляющего Пономарева А.Н. 23.07.2010 заключен договор N 14 на проведение работ по технической инвентаризации объектов капитального строительства, по условиям которого предприятие УКС Минстройтранса РБ поручило предприятию "БТИ РБ" изготовить технический паспорт на следующий объект капитального строительства: "Ферма КРС в поселке Миловка Уфимского района".
Письмами от 14.09.2010, 02.11.2010 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан сообщило конкурсному управляющему Пономареву А.Н., что объекты: Автовокзал на 200 пассажирских мест, г. Кумертау, ул. Бабаевская, д. 4, Районный суд с автостоянкой, р.п. Чишмы, ул. Первомайская, 26А, исключены из объектов ГУП УКС Минстройтранса РБ, учитываемых в Реестре госимущества РБ, уведомило о внесении изменений в Реестр в части исключения из числа объектов предприятия УКС Минстройтранса РБ жилого 22-х квартирного дома, Бакалинский район, с/с Бакалинский, с. Бакалы.
Письмами от 01.02.2011 конкурсный управляющий предприятием УКС Минстройтранса РБ Пономарев А.Н. обратился к МЗИО РБ, Управлению Росреестра по РБ с просьбой оформить право хозяйственного ведения на объекты: незавершенного строительства (ферма КРС) литера А на основании распоряжения Правительства РБ N 44-р от 16.01.1998, договор подряда N 12 от 16.01.2011; объект незавершенного строительства (ферма КРС) литера Б на основании распоряжения Правительства РБ N 44-р от 16.01.1998, договор подряда N 12 от 16.01.2011; объект незавершенного строительства (ферма КРС) литера А на основании распоряжения Правительства РБ N 44-р от 16.01.1998, договор подряда N 12 от 16.01.2011.
На собрании кредиторов предприятия УКС Минстройтранса РБ от 14.10.2011 приняты следующие решения: отчет к сведению не принимать; утверждение Положение о порядке и условиях продажи и начальной цены имущества должника: ферма КРС Уфимский район (начальная цена продажи 3 981 200 руб.; привлечение специалиста для консультационных услуг, оплата 35% от цены продажи имущества должника - решение не принято; обязать конкурсного управляющего в целях погашения требований кредиторов выполнить оценку и подготовить документы для реализации следующих объектов: клуб литер А по адресу Буздякский район, сельсовет Арслановский, д. Шланлыкуль; школа литер А по адресу: Буздякский район, сельсовет КопейКубовский, д. Большая Устюба.
Пономаревым А.Н. в материалы дела 19.10.2011 представлены положение о порядке, сроках и об условиях продажи имущества должника: незавершенного строительства - фермы КРС, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка, отчет общества "Информ-Эксперт" N 71-11 от 16.09.2011, заключение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан от 23.09.2011 и соответствии отчета федеральным стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности и рекомендации для целей совершения сделок.
Предприятие УКС Минстройтранса РБ 08.06.2012 предъявило требование к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права хозяйственного ведения на объект незавершенного строительства "Ферма КРС", расположенный по адресу: Уфимский район, с/с Миловский, с. Миловка Литера А площадь застройки 3361,6 кв. м, кадастровый номер 02:47:000000:1174, инвентарный номер 20633, согласно техническому паспорту по состоянию на 15.07.2010, материалы стен бетонные блоки Т- 0,40-70%, кирпичные Т-0,40, 50-30%; Литера Б площадь застройки 57,5 кв. м, кадастровый номер 02:47:000000:0:1172, инвентарный номер 20633 согласно техническому паспорту по состоянию на 15.07.2010, материал стен кирпичные Т-0,25; Литера В площадь застройки 64,3 кв.м, кадастровый номер 02:47:000000:0:1173, инвентарный номер 20633 согласно техническому паспорту по состоянию на 15.07.2010, материалы стен бетонные блоки Т-0,65 (с учетом принятых судом уточнений).
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что согласно выписке из реестра государственного имущества РБ от 07.06.2012 на балансе предприятия УКС Минстройтранса РБ находится объект незавершенного строительства ферма КРС Уфимский район, п. Миловка, литера А, Б, В реестровый номер 05500732 от 09.06.2000.
В материалах дела имелась копия свидетельства о внесении в реестр государственного имущества РБ о закреплении государственного имущества РБ на праве хозяйственного ведения за ГУП УКС Минстройтранса РБ на указанный объект, которому 09.06.2000 присвоен реестровый номер 05500732.
Из представленных в материалы указанного дела доказательств и обстоятельств, установленных решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-10220/2012 усматривается, что в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан N 1125-р от 28.11.2005 проведена реорганизация в форме преобразования с передачей всех прав, обязанностей и имущества Государственного учреждения Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан в Государственное унитарное предприятие Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан.
Согласно приказу Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 02.02.2006 N 56, государственное имущество Республики Башкортостан, находящееся во владении и пользовании реорганизованного предприятия (в том числе ферма КРС, полигон фермы) закреплено на праве хозяйственного ведения и передано истцу по передаточному акту N 332 от 10.02.2006.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.01.2012 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на следующие объекты: производственное, назначение нежилое, 1- этажный, общая площадь 3067,5 кв. м, инв. N 20633, лит. А, адрес объекта: 7 Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка; производственное, назначение нежилое, 1-этажный, общая площадь 47,4 кв. м, инв. N 20633, лит. Б, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка; производственное, назначение нежилое, 1-этажный, общая площадь 42,7 кв. м, инв. N 20633, лит. В, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка.
В качестве основания осуществления государственной регистрации указано Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2012 по делу N А07-10220/2012 признано право хозяйственного ведения за предприятием "УКС Минтранса РФ на объекты незавершенного строительства (ферма КРС), расположенные по адресу: Уфимский район, с/с Миловский, с. Миловка: Литера А площадь застройки 3361,6 кв.м, кадастровый номер 02:47:000000:1174, инвентарный номер 20633, согласно техническому паспорту по состоянию на 15.07.2010, материалы стен бетонные блоки Т- 0,40-70%, кирпичные Т-0,40, 50-30%; Литера Б площадь застройки 57,5 кв.м, кадастровый номер 02:47:000000:0:1172, инвентарный номер 20633, согласно техническому паспорту по состоянию на 15.07.2010, материал стен кирпичные Т-0, 25; Литера В площадь застройки 64,3 кв. м кадастровый номер 02:47:000000:0:1173, инвентарный номер 20633, согласно техническому паспорту по состоянию на 15.07.2010, материалы стен бетонные блоки Т-0,65.
Шакиров Ф.Ф. обратился в Уфимский районный суд Республики Башкортостан с иском к предприятию УКС Минтранс РФ о прекращении права хозяйственного ведения за предприятием УКС Минстройтранс РБ на незавершенный строительством объект, расположенный по адресу: РБ, Уфимский район, с. Миловка и о признании права собственности за Шакировым Ф.Ф. (с учетом принятого судом уточнения).
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 22.01.2013 исковые требования Шакирова Ф.Ф. удовлетворены, прекращено право хозяйственного ведения ГУП УКС Минстройтранс на объект площадью застройки 3361,6 кв. м, степенью готовности 60%, условный номер 02:47:00000:1174, литера А, запись N 02-04-01/414/2012-364 от 02.11.2012, находящийся по адресу: Уфимский район, с. Миловка. Признано право собственности за Шакировым Ф.Ф. на объект незавершенного строительства - Ферма КРС общей площадью - 3082,7 кв. м; расположенный по адресу: РБ, Уфимский район, с. Миловка.
Из указанного решения следует, что согласно ответу от 04.12.2012 из Управления Росреестра по РБ за ГУП УКС Минстройтранс РБ зарегистрирован объект площадью застройки 3361,6 кв. м, степень готовности 60%, условный номер 02:47:00000:1174, литера А, инв N 20633, на праве хозяйственного ведения, о чем в ЕГРП сделана запись N 02-04-01/414/2012-364 от 02.11.2012, объект находится по адресу: Уфимский район, с. Миловка.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 16.09.2014 решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 22.01.2013 отменено, принято новое решение, в удовлетворении исковых требований Шакирова Ф.Ф. к предприятию УКС Минстройтранс РБ, ФГБОУ ВПО "Башкирский государственный аграрный университет" о прекращении права хозяйственного ведения предприятия УКС Минстройтранс на объект площадью застройки 3361,6 кв.м, степенью готовности 60%, условный номер 02:47:00000:1174, литера А, запись N 02-0401/414/2012-364 от 02.11.2012, находящийся по адресу: Уфимский район, с. Миловка и признании права собственности за Шакировым Ф.Ф. на объект незавершенного строительства - Ферма КРС общей площадью 3082,7 кв.м, расположенный по адресу: РБ, Уфимский район, с. Миловка, отказано.
Предприятие УКС Минтранса РБ обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества: производственное, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 3 067,5 кв. м, инвентарный номер: 20633, лит. А, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, Миловский с/с, с. Миловка, кадастровый номер 02:47:000000:7959, условный номер 02-0401/451/2011-428; производственное, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 47,4 кв. м, инвентарный номер: 20633, лит. Б, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, Миловский с/с, с. Миловка, условный номер 02-0401/451/2011-429; производственное, назначение: нежилое, 1- этажный, общая площадь 42,7 кв. м, инв. номер: 20633, лит. В, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, Миловский с/с, с. Миловка, кадастровый номер 02:47:000000:7960, условный номер 02-04-01/451/2011-430.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Башкирский государственный аграрный университет", Федеральное государственное унитарное предприятие "Учебно-опытное хозяйство "Миловское" Башкирского государственного аграрного университета, Министерство финансов Республики Башкортостан, Шакиров Ф.Ф.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.08.2017 по делу N А07-26333/2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
При рассмотрении заявленных требований суд установил, что предприятие УКС Минстройтранса РБ зарегистрировало право хозяйственного ведения на объект недвижимости незавершенного строительства, назначение: не определено, площадь застройки 57,5 кв. м, степень готовности 40%, инв. N 20633, лит. Б, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка (Свидетельство о государственной регистрации права N 04 АД 068867, выдано 02.11.2012, кадастровый (или условный) N 02:47:000000:1172).
Предприятие УКС Минстройтранса РБ также зарегистрировало право хозяйственного ведения на объект недвижимости незавершенного строительства, назначение: не определено, площадь застройки 64,3 кв. м, степень готовности 30%, инв. N 20633, лит. В, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка (Свидетельство о государственной регистрации права N 04 АД 068868, выдано 02.11.2012, кадастровый (или условный) N 02:47:000000:1173.).
Российской Федерацией зарегистрировано право федеральной государственной собственности на следующие объекты: производственное, назначение нежилое, 1-этажный, общая площадь 3067,5 кв. м, инв. N 20633, лит. А, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 04 АГ 598324 от 27.01.2012, выдано на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, кадастровый (или условный) N 02-04-01/451/2011-428, о чем в ЕГРП 27.01.2012 сделана запись регистрации N 02-04-01/451/2011-428; - производственное, назначение нежилое, 1-этажный, общая площадь 47,4 кв. м, инв. N 20633, лит. Б, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 04 АГ 598323 от 27.01.2012 г., кадастровый (или условный) N 02-04-01/451/2011-429, о чем в ЕГРП 27.01.2012 сделана запись регистрации N 02-04-01/451/2011-429; производственное, назначение нежилое, 1-этажный, общая площадь 42,7 кв. м, инв. N 20633, лит. В, адрес объекта: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Миловка также зарегистрировано и за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, кадастровый (или условный) N 02-04-01/451/2011-430, о чем в ЕГРП 27.01.2012 г. сделана запись регистрации N 02-04-01/451/2011-430.
При этом суд установил, что спорное имущество возведено в 1994-1997 г.г. ФГБОУ "Башкирский государственный аграрный университет" на земельном участке, отведенном в установленном порядке университету, согласно решению исполкома Уфимского районного Совета народных депутатов Башкирской АССР N 29/12 от 15.01.1990, Постановления Главы администрации Уфимского района Республики Башкортостан N 131 от 16.03.1993.
Сделав вывод, что такой объект относится к федеральной собственности в силу закона, как имущество высших учебных заведений, в силу пункта 3 раздела II Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", суд счел, что государственная регистрация права собственности предприятия не подтверждает существование такового в действительности.
Судом также учтено, что рассмотрение дела N А07-10220/2012, в рамках которого решен вопрос о признании права хозяйственного ведения предприятия УКС произведено Арбитражным судом Республики Башкортостан без привлечения к участию в деле представителя собственника федерального имущества.
В названном судебном акте, суд пришел к выводу, что в результате различия описания характеристик объектов и осуществления самостоятельного кадастрового учета, Управлением произведена государственная регистрация права хозяйственного ведения унитарного предприятия и права федеральной собственности на одни и те же объекты недвижимого имущества.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.08.2017 по делу N А07-26333/2016 оставлено без изменения.
С решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2012 по делу N А07-10220/2012 не согласилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, которое не было привлечено к участию в деле в суде первой инстанции.
Определением от 04.12.2017 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А07-10220/2012 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росимущества в Республике Башкортостан.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2012 по делу N А07-10220/2012 отменено. В удовлетворении исковых требований предприятия УКС Минтранса РБ к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права хозяйственного ведения на объект незавершенного строительства "Ферма КРС в п. Миловка" - отказано.
Учитывая обстоятельства, установленные в рамках дела N А07-26333/2016, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что местоположение и инвентарные номера объектов, находящихся в собственности Российской Федерации и объектов, на которые решением суда первой инстанции от 31.08.2012 признано право хозяйственного ведения, идентичны, в связи с чем право собственности на спорные объекты возникло у Российской Федерации в силу разграничения государственной собственности, соответственно оснований для признания права хозяйственного ведения унитарного предприятия отсутствовали.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2018 постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017 по делу N А07-10220/2012 оставлено без изменения.
В материалы дела 11.01.2012 представлены отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о движении денежных средств от 11.01.2012, согласно которому в раздел "Сведения о ходе реализации имущества должника" внесены сведения о реализации 09.12.2011 фермы КРС, п. Миловка на сумму 4 180 260 руб. и заключении договора купли-продажи незавершенного строительства N 7 от 12.12.2011.
Согласно отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств от 13.03.2012, поступившие по договору купли-продажи незавершенного строительства N 7 от 12.12.2011 денежные средства распределены следующим образом: выплата задолженности по возмещению вреда жизни и здоровью Халикову - 324 686 руб. 07 коп., вознаграждение арбитражному управляющему - 960 000 руб., заработная плата помощнику арбитражному управляющему - 480 000 руб., аренда помещения - 480 000 руб., заработная плата бухгалтера - 480 000 руб., хозрасходы - 72 000 руб., ГСМ - 247 000 руб., налоги на заработную плату - 384 000 руб., итого на сумму 4 180 132 руб. 87 коп.
Ссылаясь на то, что Шакиров Ф.Ф. приобрел на торгах у предприятия УКС Минстройтранса РБ объект незавершенного строительства - Ферму КРС, расположенную по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с.Миловка по договору купли-продажи незавершенного строительства N 7 от 12.12.2011 за 4 180 260 руб., исполнив обязательства по оплате в полном объеме, предприятие УКС Минстройтранса РБ распорядилось указанным имуществом, что причинило ему убытки в размере 4 180 260 руб., Шакиров Ф.Ф. обратился в суд настоящим требованием.
Заявитель считает, что учредителем должника Министерством земельных и имущественных отношений РБ спорное имущество незаконно и необоснованно включено в реестр государственного имущества РБ, что свидетельствует о недобросовестных действиях Минземимущества РБ, отражающих недостоверные сведения. Между тем как установлено судебным актом по делу N А07-10220/2012 (Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012), каких либо правовых оснований нахождения спорного имущества у ГУ УКС Минстройтранса РБ и в последующем у ГУП УКС Минстройтранса РБ не имелось.
Таким образом, по мнению заявителя, из анализа последовательных действий органов управления должника, а также учредителей должника можно сделать вывод о недобросовестном поведении последних (ст. 10 ГК РФ), поскольку оснований для включения спорного объекта как в состав имущества ГУ УКС Минстройтранса РБ, так и ГУП УКС Минстройтранса РБ не имелось, что повлекло в последующем реализацию спорного имущества на торгах путем заключения договора купли-продажи имущества, признание указанного договора купли-продажи имущества ничтожным, причинение Шакирову Ф.Ф. существенного ущерба.
По мнению заявителя, возникновение у Шакирова Ф.Ф. убытков явилось следствием недобросовестного исполнения ответчиком ТУ Росимущества в РБ обязанностей по распоряжению федеральным имуществом, учету, составляющему государственную казну Российской Федерации, включению спорного объекта в казну РФ, а также недобросовестного поведения ответчиком Минземимущества РБ, а именно необоснованного включения спорного имущества в казну Республики Башкортостан.
Минземимущества РБ заявило о пропуске срока исковой давности, указывая, что Шакиров Ф.Ф. с 16.09.2014 года знал о том, что конкурсный управляющий ГУП УКС распорядился федеральной собственностью (иск предъявлен в арбитражный суд к Министерству 20.03.2018).
Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания убытков с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражными судами по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротстве).
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу положений ст.ст. 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно при наличии определенных условий. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения ответчика, наличие и размер понесенных убытков, а также причинную связь между противоправностью поведения ответчика и наступившими убытками.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Согласно подпункту 6, 12 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о предприятиях) собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия: формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия; утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение.
Согласно пункту 5 статьи 113 ГК РФ и пункту 1 статьи 7 Закона о предприятиях унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
В силу пункта 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях движимым и недвижимым имуществом муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце третьем п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", поскольку в федеральном законе, в частности ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.
Таким образом, добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу пункта 3 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Аналогичным образом положения п. 1 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях не предоставляют собственнику имущества, переданного унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, права изымать у него указанное имущество.
В пункте 40 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Судом установлено, что Шакиров Фанил Фаритович обратился в Уфимский районный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании договора купли-продажи незавершенного строительства N 7 от 12.12.2011, заключенного между Шакировым Фанилом Фаритовичем и ГУП "Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта РБ" недействительной сделкой в силу его ничтожности; взыскании с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РБ в пользу Шакирова Фанила Фаритовича сумму неосновательного обогащения в размере 10 862 928,95 руб., в том числе стоимость по локально-сметному расчету согласно заключению эксперта N 87-18 от 10.12.2018 в размере 9 881 957,20 руб., стоимость получения ТУ от 10.07.2013 г. и технологического присоединения ЭСКБ в размере 151856,42 руб., затраты по охране объекта в размере 829 115,33 руб.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 17.01.2019 по делу N 2-69/2019, оставленным без изменения Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 03.04.2019 исковые требования Шакирова Фанила Фаритовича к ГУП "Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта РБ", конкурсному управляющему Хакимову Т.Ф., Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан о признании договора купли-продажи недействительным, взыскании неосновательного обогащения удовлетворены частично, договор купли-продажи незавершенного строительства N 7 от 12.12.2011, заключенный между Шакировым Фанилом Фаритовичем и ГУП "Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта РБ" признан недействительным. С ГУП "Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта РБ" в пользу Шакирова Фанила Фаритовича взысканы денежные средства, уплаченные по договору купли-продажи незавершенного строительства N 7 в размере 4 180 260 руб., с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан в пользу Шакирова Фанила Фаритовича взыскано неосновательное обогащение в размере 7 188 684,78 руб.
Суд обязал Шакирова Фанила Фаритовича освободить земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:408, расположенный по адресу: РБ, Уфимский район, путем вывоза ж/бетонных элементов забора ПБ-45-25 и фундамента м/б под ограждения - Ф1, металлических ворот, с прилегающей территории объекта - нежилое здание Ферма КРС с условным номером 02-04-01/451/2011-428, площадью 3067,5 кв.м., инв. номер 20633, адрес объекта РФ, Уфимский район, Миловский с/с, с. Миловка, за счет собственных средств в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, а также за счет собственных денежных средств закопать ров по периметру прилегающей территории строения Фермы КРС с условным номером 02-04-01/451/2011-428, площадью 3067,5 кв.м., инв. номер 20633, адрес объекта РФ, Уфимский район, Миловский с/с, с. Миловка, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 02:47:000000:408, расположенном по адресу: РБ, Уфимский район в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскивая убытки с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, суд первой инстанции исходил из того, что после признания вышеуказанной сделки по итогам торгов недействительной Шакиров Ф.Ф. утратил возможность получить от ГУП УКС Минстройтранса РБ уплаченные по недействительной сделке денежные средства, поскольку у должника не имеется денежных средств и иного имущества для удовлетворения требований кредиторов.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения заявленных требований установлено, что распоряжением правительства Республики Башкортостан от 28.11.2005 г. N 1125-р государственное учреждение Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан реорганизовано в форме преобразования в Государственное унитарное предприятие Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан (далее - ГУП УКС Минстройтранса РБ), закреплено имущество, передаваемое государственному унитарному предприятию Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан на праве хозяйственного ведения.
Согласно приложению к уставу предприятия УКС Минстройтранса РБ в перечень государственного имущества Республики Башкортостан, переданного в хозяйственное ведение предприятия УКС Минстройтранса РБ по состоянию на 01.12.2005 вошли: Административное здание, г. Уфа, Ленина, 70 (2 этаж, 180 кв. м, гараж, г. Уфа, ул. Окт. Революции, квартира по ул. Пархоменко, 95-41, квартира по ул. Цюрупы, 84, кв./оф. 177).
Между государственным учреждением УКС и предприятием УКС Минстройтранса РБ 10.02.2006 подписан передаточный акт N 322. согласованный Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан и утвержденный Министерством имущественных отношений Республики Башкортостан, согласно пункту 14 которого содержится перечень объектов незавершенного строительства, передаваемых от государственного учреждения УКСа к предприятию УКСа по состоянию на 01.12.2005, в числе прочих которых указаны - БГАУ ферма КРС, д. Миловка, полигон фермы.
В период проведения реорганизации спорное имущество находилось на балансе правопредшественника ГУ УКС Минстройтранса РБ, что подтверждается приложениями N 1,9,10,11,12,13,14 к передаточному акту N 322 от 10.02.2006 г.
При проведении инвентаризации конкурсным управляющим Пономаревым А.Н. также было установлено, что спорное имущество находится на балансе ГУП УКС Минстройтранса РБ, о чем им была составлена инвентарная опись недвижимого имущества и незавершенного строительства N 04 от 01.04.2010.
Также материалами дела установлено, что учредителем должника Министерством земельных и имущественных отношений спорное имущество включено в казну Республики Башкортостан как не закрепленное на праве хозяйственного ведения, а именно: незаконно и необоснованно спорное имущество включено в реестр государственного имущества Республики Башкортостан. При этом судом установлено, что оснований для включения спорного имущества в реестр государственного имущества РБ у Минземимущества не имелось.
Таким образом, из анализа последовательных действий органов управления должника, а также учредителей, (в.т.ч. являющимися кредиторами) должника усматриваются действия по включению спорного объекта как в состав имущества ГУ УКС Минстройтранса РБ, так и в состав имущества ГУП УКС Минстройтранса РБ, что повлекло в последующем реализацию спорного имущества на торгах путем заключения договора купли-продажи имущества, признания указанного договора купли-продажи имущества ничтожным, причинению заявителю существенного ущерба.
Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.
Согласно пунктам 1.4. и 1.10. Устава полномочия собственника имущества предприятия осуществляют Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан.
Таким образом, выводы суда о том, что надлежащим ответчиком по делу должен выступать собственник имущества унитарного предприятия, признаются судебной коллегией обоснованными.
В свою очередь, Минземимущества РБ указывает, что объекты незавершенного строительства, указанные в приложение N 14 к передаточному по акту N 322, а также иные объекты, построенные ГУП УКС Минстройтранса РБ и переданные в государственную собственность Республики Башкортостан по распоряжениям Правительства Республики Башкортостан, принятым в период с 2002-2008 годы (в том числе переданные в последующем в муниципальную собственность по договорам N 441 от 02.11.2009, N 139 от 12.02.2008, N 174 от 08.04.2008, N 7 от 26.02.2007, N 16 от 23.03.2007, N 1882 от 29.12.2006, N 1833 от 26.12.2006, N 1832 от 26.12.2006, N 1792 от 08.09.2006, N 1820 от 15.11.2006, N 1825 от 15.11.2006, N 1825 от 24.11.2006 N 1831 от 24.11.2006 N 1831 от 26.12.2006 N 105 от 15.10.2007) в хозяйственное ведение ГУП УКС Минстройтранса РБ не передавались, поскольку для осуществления вышеуказанной уставной деятельности предприятия не предназначались, а предназначались для передачи эксплуатирующим организациям.
Однако, суд первой инстанции верно посчитал, что лицо, осуществляющее полномочия собственника имущества унитарного предприятия, при условии надлежащего исполнения своих обязанностей по контролю за деятельностью предприятия, при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности могло и должно было узнать о спорной сделке.
Противоправность действий органов Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан усматривается в согласовании и утверждении имущества - фермы КРС, п. Миловка, не принадлежащего должнику-банкроту в отсутствие на то полномочий.
Как установлено в раках дела N А07-26333/2016 судами первой и апелляционной инстанций (лист 8 постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017) на момент начала осуществления вышеназванных работ республиканскими предприятиями, объект незавершенного строительства являлся объектом федеральной собственности в силу предусмотренного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" порядка разграничения государственной собственности.
Таким образом, лицо, осуществляющее полномочия собственника имущества унитарного предприятия, на момент осуществления строительства спорного имущества Фермы КРС, не могло не знать и не принимать участия в решении вопросов деятельности предприятий и объектов, находящихся в федеральной собственности.
Возникновение у Шакирова Ф.Ф. убытков явилось следствием недобросовестного поведения ответчика Минземимущества РБ как лица, осуществляющим полномочия собственника имущества должника - государственного унитарного предприятия, в результате необоснованного включения спорного имущества в казну Республики Башкортостан как незакрепленного на праве хозяйственного ведения за ГУП УКС Минстройтранса РБ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами о наличии оснований для взыскания с Минземимущества РБ убытков в пользу заявителя.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением убытков у Шакирова Ф.Ф., судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку из фактических действий сторон усматривается, что ненадлежащее формирование уставного фонда предприятия и передача имущества в хозяйственное ведение привели к продаже спорного имущества на торгах и возникновению убытков.
Доводы жалобы о возникновении убытков по вине конкурсного управляющего Пономарева А.Н. являлись предметом оценки суда кассационной инстанции и отклонены на том основании, что в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим предприятием УКС Минстройтранса РБ Пономаревым А.Н. предпринимались меры по установлению имеющегося у должника имущества, сведениями о том, что должник не является собственником спорного имущества, арбитражный управляющий не располагал. В отсутствие сомнений принадлежности спорного имущества должнику, в том числе основанной на состоявшихся судебных актах, конкурсный управляющий с учетом имеющейся у него документации, реализовал спорное имущество в рамках конкурсного производства, а денежные средства направил на погашение текущих платежей и выплату вознаграждения конкурсному управляющему.
Поскольку принадлежность спорных объектов Российской Федерации в силу разграничения государственной собственности и отсутствие оснований для признания права хозяйственного ведения унитарного предприятия установлена постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017 по делу N А07-10220/2012, суды первой и апелляционной инстанций заключили, что действия Пономарева А.Н. по реализации спорного имущества должника отвечали требованиям Закона о банкротстве. Таким образом, как обоснованно отмечено судами, не имеется оснований для удовлетворения требований о взыскании убытков с конкурсного управляющего, который реализовывая и распределяя денежные средства, полученные от реализации спорного имущества, действовал добросовестно и разумно, доводы жалобы в указанной части, по сути, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем, подлежат отклонению.
Доводы подателя апелляционной жалобы о неверном установлении судом фактических обстоятельств подлежат отклонению, как не доказанные и противоречащие материалам дела (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В процессе рассмотрения дела ответчиками заявлено о пропуске срока давности для обращения в суд с заявлением о взыскании убытков.
Однако, поскольку право на обращение с требованиями о возмещении ущерба возникло у заявителя после вынесения постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017, которым решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2012 по делу N А07-10220/2012 отменено, в удовлетворении исковых требований предприятия УКС Минтранса РБ к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права хозяйственного ведения на объект незавершенного строительства "Ферма КРС в п. Миловка" - отказано, при этом заявитель обратился в суд 28.08.2017, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что рассматриваемые требования предъявлены в пределах срока исковой давности.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
При указанных обстоятельствах определение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба ответчика - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При подаче апелляционных жалоб на определения, не перечисленные в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.06.2021 по делу N А07-10677/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Калина |
Судьи |
Л.В. Забутырина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-10677/2009
Должник: ГУП Управление капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, ГУП Управление капитального строительства Минстройтранс РБ
Кредитор: АНК "Башнефть", ГУП ПИ Башжилкоммунпроект, ГУП Центр добычи и обработки камня, ЗАО "Ютта", ЗАО Проектный институт Башкиргражданпроект, Казенное предприятие РБ Управление Капитального строительства, НП "Приволжская СРО АУ", ОАО "АНК "Башнефть" в лице филиала ОАО "АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим", ОАО "Башгипроагропром", ОАО "Газ Сервис", ОАО "Газ-сервис" филиал Бирскгаз, ОАО "ГОЗ Обуховский завод", г. Санкт-Петербург, ОАО "КПД", ОАО "Уфанефтехим", ОАО Газ-Сервис филиал Дувангаз, ОАО Газ-Сервис филиал Ишимбайгаз, ООО "Передвижная механизированная колонна-Баймак", ООО "Промтехсервис", ООО "Салаватгаз", ООО "СибУрСпецСтрой", ООО "Союзспецмонтаж", ООО "Теплоэкономгазмонтажоборудование", ООО "Электон", ООО Архстройизыскания, ООО Бирская ПМК ОАО БАММ, ООО Газ, ООО Зенит, ООО Инвестсервис, ООО Компания РИА, ООО Механизация животноводческих ферм, ООО НПП Европа-01, ООО ПКФ "Континент" Симонян Э. А., ООО предприятие "Крот", ООО Северо-Восток Газ, ООО ТехноХим, Первая СОАУ, ТОО Трубгазстрой, ФГУП СУ N 609 при Спецстрое России
Третье лицо: Арбитражный управляющий Пономарев Андрей Николаевич, ОАО "АНК-Башнефть", Халиков Фарид Мухаметгареевич, Ахтямов Дамир Абдуллович, НП "Первая СРО АУ", НП "Первая СРО АУ", г. Москва, НП "СО АУ СЕМТЭК", Пономарев Андрей Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1206/16
02.06.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5915/2022
11.04.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1741/2022
14.12.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1206/16
23.08.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10498/2021
20.10.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1206/16
21.07.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4329/20
04.03.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1206/16
21.10.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13698/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-10677/09
19.12.2018 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-10677/09
02.10.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1206/16
20.08.2018 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12274/18
31.01.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1206/16
09.11.2017 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-10677/09
03.11.2017 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2441/13
19.07.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8215/16
16.03.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1206/16
14.01.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15675/15
13.03.2015 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-10677/09
26.12.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13090/13
09.08.2013 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-10677/09
04.06.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4478/13
11.03.2013 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2441/13
02.03.2010 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-10677/09