город Москва |
|
25 августа 2021 г. |
дело N А40-82543/21 |
Резолютивная часть постановления от 23.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 25.08.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Агроторг"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2021
по делу N А40-82543/21,
по заявлению ООО "Агроторг" (ИНН: 7825706086)
к Управлению Роспотребнадзора по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2021 в удовлетворении заявленных ООО "Агроторг" требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве N 28-01031 от 09.03.2021, отказано.
Общество не согласилось с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Девятого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем апелляционной жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Из материалов дела следует, обществу вменятся правонарушение, выразившееся нарушении требований Технических регламентов в части безопасности хлебобулочной продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации (допущено недостоверное декларирование пищевой продукции, создавшее угрозу жизни и здоровью населения, что является нарушением ст. ст. 24, 28 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" от 27.12.2002, ст. 23 Tехнического регламента ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции).
По результатам проверки административным органом вынесено постановление о привлечении ООО "Агроторг" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 710.000 руб.
Заявитель, не согласившись с выводами административного органа, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях ООО "Агроторг" состава вмененного административного правонарушения, не установлено нарушений процедуры привлечения общества к ответственности, гарантий защиты его прав, как лица, привлекаемого к административной ответственности, которые могли бы служить основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления, административным органом вынесено постановление в пределах предоставленных ему полномочий.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 745 от 28.03.2013 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возложены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" в пределах своей компетенции в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 484 "Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств".
Частью 1 ст. 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за недостоверное декларирование соответствия продукции.
Объективной стороной указанного административного правонарушения является совершение декларантом действий, связанных с подтверждением соответствия продукции требованиям технических регламентов, в результате использования либо применения при декларировании недостоверных собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории, технической документации
Недостоверное декларирование - это действия по представлению в процессе декларирования недостоверных сведений, на основании которых осуществляется выдача декларации о соответствии. Такие действия заключаются в том, что виновным лицом при декларировании соответствия продукции в установленном законом порядке указывается информация о технических характеристиках и качествах продукции, не соответствующей фактической действительности и реальным качествам продукции.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от 700.000 до 1.000.000 руб.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" под декларированием соответствия понимается форма подтверждения соответствия продукции требованиям Технических регламентов.
Пунктом 1 ст. 24 Закона N 184-ФЗ определено, что декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих форм: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
Согласно п. 2 ст. 24 Закона N 184-ФЗ при декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Пунктом 3 названной статьи определено, что при декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном п. 2 настоящей статьи: включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона о техническом регулировании заявитель обязан
обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Согласно ст. Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность, степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции или к продукции.
Оценка соответствия требованиям Технических регламентов проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, и в иной форме с целью удостоверения соответствия продукции, Техническим регламентам.
Согласно п. 2 ст. 23 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" декларирование соответствия пищевой продукции требованиям настоящего Технического регламента и (или) Технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны.
Нарушение требований ст. ст. 24, 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ст. 23 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения.
Недостоверное декларирование пищевой продукции, в том числе содержащей пищевые добавки, ароматизаторы и технологические вспомогательные средства, не может гарантировать ее безопасность.
Употребление такой продукции представляет потенциальную угрозу для здоровья населения.
Пунктом 4 ст. 23, п.п. 3 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" схема декларирования пищевой продукции Зд установлены определенные процедуры.
формирование и анализ технической документации; осуществление производственного
Отсутствие сведений о проведении всех необходимых процедур свидетельствует о недостоверности декларирования пищевой продукции.
Согласно п. 7 ст. 24 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании", декларация о соответствии и доказательственные материалы хранятся у заявителя в течение десяти лет со дня окончания срока действия такой декларации в случае, если иной срок их хранения не установлен Техническим регламентом.
Заявитель обязан представить декларацию о соответствии либо регистрационный номер декларации о соответствии и доказательственные материалы по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технических регламентов.
В ходе проверки административным органом установлено, что техническая документация, содержащая сведения о содержании и количестве в готовой продукции пищевых добавок, ароматизаторы, технологические вспомогательные средства в готовой пищевой продукции ООО "Агроторг" не представлена.
Нарушение требований Технических регламентов в части безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации создает угрозу жизни и здоровью.
Представленные протоколы испытаний сведений о проводимых исследованиях пищевой продукции, выпускаемой ООО "Агроторг" на соответствие требованиям TP ТС 021/2011, TP ТС 029/2012 не содержат.
В апелляционной жалобе обществом не приведены доводы, опровергающие выводы административного органа, изложенные в оспариваемом постановлении.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оснований для снижения штрафных санкций судом не установлено.
Доказательств об исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, обществом не представлено, что в свою очередь влечет за собой невозможность освобождения его от административной ответственности на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах выводы административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, сроков привлечения к ответственности, судом не установлено.
Судом первой инстанции исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана надлежащая правовая оценка с учетом действующего законодательства, фактических обстоятельств дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2021 по делу N А40-82543/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-82543/2021
Истец: ООО "АГРОТОРГ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ