г. Челябинск |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А34-15462/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Далвторком" на решение Арбитражного суда Курганской области от 26.05.2021 по делу N А34-15462/2020.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области, приняли участие представители:
Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Сивкова С.В. (паспорт, доверенность N 08-01-14/25150 от 25.12.2020, диплом);
Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области - Тимофеева О.В. (паспорт, доверенность N 01/533 от 09.03.2021, диплом).
Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, Росприроднадзор) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Далвторком" (далее - ответчик, ООО "Далвторком", общество) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду, за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) за 2018 год в размере 242 964 руб. 61 коп.
Определением от 19.02.2021 судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - третье лицо, Департамент).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 26.05.2021 (резолютивная часть решения объявлена 25.05.2021) исковые требования удовлетворены.
С общества с ограниченной ответственностью "Далвторком" в пользу Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в сумме 242 964 руб. 61 коп.
С общества с ограниченной ответственностью "Далвторком" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлину в размере 7 859 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ООО "Далвторком" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что деятельность Департамента по установлению заниженного тарифа с исключением из него расходов на оплату за негативное воздействие на окружающую среду на 2018 год явилось причиной отсутствия финансовой обязанности общества производить спорные платежи.
Отмечает, что плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к расходам на содержание имущества, которые по общему правилу несет его собственник. При передаче специализированной организации отходов для размещения, право собственности на эти отходы к ней не переходит. Следовательно, у организации не возникает обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Полагает, что ООО "Далвторком" является ненадлежащим ответчиком.
До начала судебного заседания истец представил в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда; в судебное заседание представители ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Далвторком" - не явились.
С учетом мнения представителей явившихся сторон в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных лиц участвующих в деле.
В судебном заседании представитель истца просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица поддержал позицию истца, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Далвторком" выдана лицензия N 045 00087 от 06.06.2017 на осуществление деятельности по сбросу, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
При проведении проверочных мероприятий в части правильности исчисления платежей, Уральским межрегиональным управлением Роспотребнадзора выявлено, что ответчиком декларация по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в Управление не предоставлена, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год ответчиком не внесена.
Вместе с тем, согласно произведенным Управлением на основании сведений об образовании, обработки, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по Форме 2-ТП (отходы) расчетам, плата за размещение твердых коммунальных отходов составила 242 964,61 руб. за 2018 год.
Истцом в адрес ответчика направлено требование от 13.05.2020 N 03/37-2020 о доначислении и довнесении в бюджет бюджетной системы Российской Федерации платы за размещение твердых коммунальных отходов в течение 30 календарных дней с момента получения требования. Требование ответчиком было получено, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений, почтовой квитанцией и реестром.
Поскольку в установленный срок задолженность не была уплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что за ответчиком образовалась задолженность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) в период 2018 года.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ, Закон об окружающей среде) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ).
Статья 16 Закона об охране окружающей среды определяет, что плата за НВОС взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.
В силу ст. 16.1 указанного акта лицами, обязанными вносить плату за НВОС, являются юридические лица, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (пункт 1 статьи 16.2 Федерального закона N 7-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды установлено, что плата за НВОС исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
В силу ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Специальным актом, устанавливающим порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения, является Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду") (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил определено, что контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
В силу п. 32 Правил отчетным периодом в отношении платы признается календарный год.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области постановлением от 16 января 2018 года N 1-1 "Об утверждении производственной программы и установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью "ДалВторКом" (ОГРН 1104506000422) с 5 февраля 2018 года по 31 декабря 2018 года" утвержден соответствующий тариф на 2018 год (в деле).
Согласно Экспертного заключения экспертного совета Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 12.01.2018 расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду на 2018 год приняты в сумме 54,25 тыс.руб.
Поскольку ответчик осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду, истец пришел к выводу о том, что общество обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Довод апеллянта о том, что деятельность Департамента по установлению заниженного тарифа с исключением из него расходов на оплату за негативное воздействие на окружающую среду на 2018 год явилось причиной отсутствия финансовой обязанности общества производить спорные платежи, судебной коллегией отклоняется.
Так, обязанность по оплате за 2018 г. за негативное воздействие на окружающую среду у общества возникла в связи со следующим.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Методические указания) предусмотрен учет в составе тарифов на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, а также платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО, размер которой определяется с учетом установленных постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 и от 29.06.2018 N 758 ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду (письмо Минприроды России от 11.12.2018 N 12-47/31393 "О реализации положений Закона N 89-ФЗ")
В соответствии с пунктом 9 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.
Согласно статье 24.8 Закона N 89-ФЗ захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Данная деятельность осуществляется по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами (пункт 2).
Переход на новую систему тарифного регулирования, в рамках которой плата за размещение ТКО в обязательном порядке должна быть включена в тарифы регулируемых организаций, предусмотрен Федеральным законом от 28.12.2016 N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2018.
В соответствии с пунктом 6 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484) регулируемая организация до 1 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении тарифов.
Предложение об установлении тарифов носит заявительный характер, общество самостоятельно взаимодействует с Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области по установлению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Общество не лишено права учесть фактически понесенные расходы по внесению платы на НВОС за 2018 год при корректировке установленных тарифов.
Пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" установлен порядок учета недополученных доходов прошлых периодов регулирования при установлении тарифов в иных периодах регулирования.
Поскольку ответчик осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду, он обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с вышеперечисленными нормативными актами.
Таким образом, не включение соответствующих затрат в тариф не освобождает ответчика от платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Довод апеллянта о том, что ООО "Далвторком" является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, судебной коллегией отклоняется по следующим обстоятельствам.
Федеральным законом от 28.12.2016 N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и в Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" внесены изменения в части касающейся обращения с твердыми коммунальными отходами, в частности, изменения по продлению срока внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (не позднее 01.01.2019) при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (не позднее 01.05.2018) и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (не позднее 01.07.2018).
Вместе с тем, в указанный период продолжают функционировать индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие лицензируемую деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов. Указанные субъекты хозяйственной деятельности соответствуют статусу операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, установленному в ст. 1 Закона N 89-ФЗ, положения которого не содержат никаких дополнительных условий.
Таким образом, до момента выбора в субъектах Российской Федерации регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключения соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утверждения единого тарифа па услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с законодательством плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов взимается с операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих специализированную деятельность по размещению твердых коммунальных отходов.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обязанность по внесению платы за НВОС должно нести именно общество, как оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, непосредственно осуществляющий деятельность по их размещению.
Данный вывод соответствует положениям абзаца 2 пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ и согласуется с разъяснениями, содержащимся в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.12.2018 N 12-47/31393, согласно которым плата при размещении ТКО взимается с того, кто осуществляет размещение (хранение и захоронение) ТКО. Региональный оператор осуществляет плату при размещении ТКО в случае, если он самостоятельно эксплуатирует объект размещения отходов и принимает ТКО для захоронения. При наличии у регионального оператора договоров с операторами по обращению с ТКО на оказание услуг по захоронению ТКО плата при размещении ТКО взимается с операторов, осуществляющих захоронение ТКО.
Также данный вывод соответствует правовой позиции, отраженной в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2019 N 44-АПА19-10.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 26.05.2021 по делу N А34-15462/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Далвторком" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-15462/2020
Истец: Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу
Ответчик: ООО "ДалВторКом"
Третье лицо: Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд