г. Красноярск |
|
26 августа 2021 г. |
Дело N А33-29719/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" августа 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от Министерства лесного хозяйства Красноярского края- Клюева А.И. - представителя по доверенности от 10.02.2021,
от общества с ограниченной ответственностью "Профиль" - Ранчиной А.А. - представителя по доверенности от 13.05.2020,
от общества с ограниченной ответственностью "Енисей Лес" - Бордукова А.М. - представителя по доверенности от 22.03.2021 N 2,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Аввакумова Андрея Сергеевича
на определение Арбитражного суда Красноярского края от 07 декабря 2020 года по делу N А33-29719/2019к2,
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о банкротстве государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" (ОГРН 1102468052532, ИНН 2465245021, юридический адрес: 660055, г. Красноярск, ул. Джамбульская, д. 12"Б", далее - должник), возбужденного на основании заявления Аввакумова Андрея Сергеевича (ИНН 212203949657), решением суда от 16.01.2021 признанного банкротом, определением Арбитражного суда Красноярского края от 07.12.2020 требование Министерства лесного хозяйства Красноярского края включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника - Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" в размере 70778803 рубля 08 копеек, в том числе: 57264934 рубля 73 копейки - основной долг, 13513868 рублей 35 копеек неустойки, подлежащие отдельному учету в реестре.
Не согласившись с данным судебным атом, Аввакумов А.С. обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить определение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указав на то, что отказавшись впоследствии от заявленного требования в порядке, установленном статьей 49 АПК РФ и с учетом пункта 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12 2004 N 29, Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края отказалось от судебной защиты права на получение от должника спорной задолженности. Поскольку правопреемником Министерства природных ресурсов Красноярского края является Министерство лесного хозяйства Красноярского края, отказ Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от требования, заявленного при рассмотрении дела о банкротстве NА33-15324-15/2014, лишает Министерство лесного хозяйства Красноярского края, к которому перешли полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, права на обращение в арбитражный суд с тождественным требованием, так как право на заявление такого требования уже было реализовано кредитором. Поскольку имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение Арбитражного суда Красноярского края от 13.07.2015 о прекращении производства по заявлению кредитора по делу NА33-15324-15/2014, то производство по настоящему требованию Министерства лесного хозяйства Красноярского края о включении в реестр требований кредиторов ГПКК "Красноярсклес" на основании пункта 2 части 1 статьи 150 АПК РФ подлежит прекращению.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края представило отзыв и дополнения к нему, в которых отклонило доводы апелляционной жалобы, указав на законность определения суда первой инстанции.
Конкурсный управляющий ГПКК "Красноярское управление лесами" Билюченко С.С. представил отзыв, в котором поддержал доводы апелляционной жалобы Аввакумова А.С., просит отменить определение суда первой инстанции.
ООО "Енисей Лес" представило отзыв, в котором поддержало доводы апелляционной жалобы Аввакумова А.С., просит отменить определение суда первой инстанции.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 10.02.2021, в соответствии со статьями 158, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебных заседаниях объявлялись перерывы, судебные заседания откладывались.
Определениями Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021, от 03.06.2021, от 19.08.2021 в составе судей производились замены, в соответствии с которыми, по состоянию на 19.08.2021 сформирован следующий состав суда - председательствующий судья Радзиховская, судьи: Парфентьева О.Ю., Хабибулина Ю.В. В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела начинается сначала.
В судебном заседании представитель Министерства лесного хозяйства Красноярского края поддержал возражения на доводы апелляционной жалобы, согласен с определением суда первой инстанции.
Представители ООО "Профиль", ООО "Енисей Лес" поддержали доводы жалобы.
В силу положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции отказано в принятии и удовлетворении заявления Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 26.04.2021 об уточнении требований (увеличение до 70856429 рублей 33 копеек).
Учитывая, что иные лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, а также текста определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью (Федеральный закон Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти"), в разделе Картотека арбитражных дел официального сайта Арбитражные суды Российской Федерации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту также Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Как следует из материалов дела, 17.01.2020 в Арбитражный суд Красноярского края по средствам системы "Мой Арбитр" от Министерства лесного хозяйства Красноярского края поступило заявление о включении в реестр требований кредиторов, уточненное в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым заявитель просит включить в реестр требований кредиторов третьей очереди должника 70 778 803 рубля 08 копеек задолженности на 17.12.2019 перед министерством лесного хозяйства Красноярского края, включающую задолженность по договорам купли-продажи лесных насаждений на сумму 46556634 рубля 50 копеек, в том числе 40154301 рубль 28 копеек в федеральный бюджет, пени в размере 6402333 рубля 22 копейки в федеральный бюджет, а также задолженность и пени начисленные арендной по договорам аренды от 30.12.2009 N 342-з, от 30.12.2009 N 365-з, от 30.12.2009 N 366-з, от 30.12.2009 N 383-з, от 20.01.2012 N 597-з, 30.12.2009 N 379-з, от 30.12.2009 N 381-з в сумме 24222168 рублей 58 копеек, в том числе: 12409625 рублей 07 копеек задолженность по арендной плате в федеральный бюджет, 7701008 рублей 38 копеек задолженность по арендной плате в краевой бюджет, 5115169 рублей 84 копейки пени в федеральный бюджет, 700908 рублей 90 копеек пени в краевой бюджет.
Заявитель в обоснование заявленных требований ссылается на следующие обстоятельства.
Между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ГКАУ "Красноярское управление лесами" заключены следующие договоры:
- договор аренды лесного участка от 30.12.2009 N 342-з. Дополнительным соглашением 15.03.2012 к договору аренды, подписанным между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель), Краевым государственным автономным учреждением "Красноярское управление лесами" и Государственным предприятием Красноярского края "Красноярское управление лесами" (перенаниматель), стороны установили, что арендатор с согласия арендодателя уступает перенанимателю, а перенаниматель, соответственно, принимает на себя все права и обязанности по договору лесного участка N 342-з от 18.11.2008. Согласно пунктам 5,6 договора аренды ежегодная арендная плата составляет 347230 рублей. Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N4 представляет в течение одного месяца Арендодателю копию платежного поручения (квитанцию), подтверждающую своевременное внесение платежей. Согласно пункту 15 договора аренды за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,04 % от размера невнесенной платы, за каждый день просрочки, до момента полного исполнения обязательства по внесению арендной платы;
- договор аренды лесного участка от 30.12.2009 N 365-з. Дополнительным соглашением 25.10.2011 к договору аренды, подписанным между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель), Краевым государственным автономным учреждением "Красноярское управление лесами" и Государственным предприятием Красноярского края "Красноярское управление лесами" (перенаниматель), стороны установили, что арендатор с согласия арендодателя уступает перенанимателю, а перенаниматель, соответственно, принимает на себя все права и обязанности по договору лесного участка N 365-3 от 30.12.2009. Согласно пунктам 5,6 договора аренды ежегодная арендная плата составляет 308750 рублей. Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и представляет в течение одного месяца Арендодателю копию платежного поручения (квитанцию), подтверждающую своевременное внесение платежей. Согласно пункту 15 договора аренды за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,04 % от размера невнесенной платы, за каждый день просрочки, до момента полного исполнения обязательства по внесению арендной платы;
- договор аренды лесного участка от 30.12.2009 N 366-з. Дополнительным соглашением 25.10.2011 к договору аренды, подписанным между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель), Краевым государственным автономным учреждением "Красноярское управление лесами" и Государственным предприятием Красноярского края "Красноярское управление лесами" (перенаниматель), стороны установили, что арендатор с согласия арендодателя уступает перенанимателю, а перенаниматель, соответственно, принимает на себя все права и обязанность по договору лесного участка N 366-з от 30.12.2009. Согласно пунктам 5,6 договора аренды ежегодная арендная плата составляет 248547 рублей. Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и представляет в течение одного месяца Арендодателю копию платежного поручения (квитанцию), подтверждающую своевременное внесение платежей. Согласно пункту 15 договора аренды за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,04 % от размера невнесенной платы, за каждый день просрочки, до момента полного исполнения обязательства по внесению арендной платы;
- договор аренды лесного участка от 30.12.2009 г. N 383-з. Дополнительным соглашением 25.10.2011 к договору аренды, подписанным между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель), Краевым государственным автономным учреждением "Красноярское управление лесами" и Государственным предприятием Красноярского края "Красноярское управление лесами" (перенаниматель), стороны установили, что арендатор с согласия арендодателя уступает перенанимателю, а перенаниматель, соответственно, принимает на себя все права и обязанности по договору лесного участка от 30.12.2009 N 383-з. Согласно пунктам 5,6 договора аренды ежегодная арендная плата составляет 379230 рублей. Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 ипредставляет в течение одного месяца Арендодателю копию платежного поручения (квитанцию), подтверждающую своевременное внесение платежей. Согласно пункту 15 договора аренды за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,04 % от размера невнесенной платы, за каждый день просрочки, до момента полного исполнения обязательства по внесению арендной платы.
- договор аренды лесного участка от 20.01.2012 N 597-з. Согласно пунктам 5,6 договора аренды ежегодная арендная плата составляет 328080 рублей. Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и представляет в течение одного месяца Арендодателю копию платежного поручения (квитанцию), подтверждающую своевременное внесение платежей. Согласно пункту 15 договора аренды за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,04 % от размера невнесенной платы, за каждый день просрочки, до момента полного исполнения обязательства по внесению арендной платы;
- договор аренды лесного участка от 30.12.2009 N 379-з. Дополнительным соглашением 25.10.2011 к договору аренды, подписанным между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель), Краевым государственным автономным учреждением "Красноярское управление лесами" и Государственным предприятием Красноярского края "Красноярское управление лесами" (перенаниматель), стороны установили, что арендатор с согласия арендодателя уступает перенанимателю, а перенаниматель, соответственно, принимает на себя все права и обязанности по договору лесного участка от 30.12.2009 N 379-з. Согласно пунктам 5,6 договора аренды ежегодная арендная плата составляет 333570 рублей. Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и представляет в течение одного месяца Арендодателю копию платежного поручения (квитанцию), подтверждающую своевременное внесение платежей. Согласно пункту 15 договора аренды за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,04 % от размера невнесенной платы, за каждый день просрочки, до момента полного исполнения обязательства по внесению арендной платы;
- договор аренды лесного участка от 30.12.2009 N 381-з. Дополнительным соглашением 25.10.2011 к договору аренды, подписанным между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель), Краевым государственным автономным учреждением "Красноярское управление лесами" и Государственным предприятием Красноярского края "Красноярское управление лесами" (перенаниматель), стороны установили, что арендатор с согласия арендодателя уступает перенанимателю, а перенаниматель, соответственно, принимает на себя все права и обязанности по договору лесного участка от 30.12.2009 N 381-з. Согласно пунктам 5,6 договора аренды ежегодная арендная плата составляет 2776450 рублей. Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и представляет в течение одного месяца Арендодателю копию платежного поручения (квитанцию), подтверждающую своевременное внесение платежей. Согласно пункту 15 договора аренды за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,04 % от размера невнесенной платы, за каждый день просрочки, до момента полного исполнения обязательства по внесению арендной платы. Дополнительным соглашением от 30.01.2013 договор аренды лесного участка от 30.12.2009 N 381-з был расторгнут. Решением арбитражного суда от 08.04.2015 по делу NА33-12454/2014 с должника взыскана задолженность в сумме 7376765 рублей 87 копеек. Решением арбитражного суда от 02.08.2017 по делу NА33-8841/2017 соглашение от 30.01.2013 о расторжении договора аренды лесных участков от 30.12.2009 N 381-з, заключенное между ГП КК "Красноярское управление лесами" и Агентством лесной отрасли Красноярского края признано недействительным.
Общая задолженность должника по вышеуказанным договорам аренды с учетом частичной оплаты на 02.10.2019 составляет 24222168 рублей 58 копеек, в том числе 17110633 рубля 45 копеек - основной долг, 7111535 рублей 13 копеек - пени.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязуется предоставить имущество арендатору за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Кодекса предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Доказательства внесения арендной платы в заявленном объеме суду не представлены.
Также заявителем заявлено требование, основанное на договорах купли - продажи в рамках государственных контрактов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины подписанных между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ГПКК "Красноярское управление лесами" в 2011, 2012, 2013 и 2014 годах в общем размере 40154301 рубля 28 копеек - основного долга, 6402333 рубля 22 копейки - пени.
В подтверждение обоснованности требования заявитель ссылается на вступившие в законную силу решения судов.
Доказательства погашения задолженности по договорам купли-продажи в заявленном объеме суду не представлены.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установив, что доказательства погашения задолженности должником в материалах дела отсутствуют, заявителем при предъявлении требования соблюдены положения статей 4, 5 Закона о банкротстве, требование удовлетворил. Суд исходил из того, что Министерство лесного хозяйства является правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, которое, в свою очередь, является правопреемником агентства лесной отрасли Красноярского края, в связи с чем, настоящее требование заявлено надлежащим кредитором.
При этом судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 5 постановления Пленума от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", преюдициальное значение имеют факты, установленные решениями судов первой инстанции, а также постановлениями апелляционной и надзорной инстанций, которыми приняты решения по существу споров. Факты, установленные по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.12.2011 N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
В деле N А33-15324/2014 по заявлению Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" о признании себя банкротом определением по обособленному спору N А33-15324-15/2014 от 13.07.2015 принят отказ кредитора - Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от заявленного требования о включении 60 218 182 рубля 28 копеек в реестр требований кредиторов должника - Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами". Прекращено производству по делу N А33-15324-15/2014.
Определением от 26.09.2016 по делу А33-15324/2014 судом установлено выполнение плана финансового оздоровления в установленный судом срок, погашение требований кредиторов должника - Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами", включенных в реестр требований кредиторов, в полном объеме, в силу абзаца 7 пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве производство по делу о банкротстве Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" прекращено.
При этом заявленные требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в рамках дела N А33-15324-15/2014 основывались на договорах аренды лесного участка от 30.12.2009 N 342-3, 365-3, 366-3, 379-3, 381-3, 383-3, 597-3, на договорах купли-продажи.
В деле N А33-19759/2017к5 по заявлению конкурсного управляющего ООО "Центр Сибири" Малькова Олега Анатольевича (ОГРН 1072468000439, ИНН 2461200206) о признании должника - Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" определением от 11.01.2019 во включении требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края в третью очередь реестра требований кредиторов должника - Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" в размере 15 555 952 рубля 75 копеек, в том числе 15381785 рублей 01 копейка основного долга, 174167 рублей 74 копейки пени отказано, требование Министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952) к Государственному предприятию Красноярского края "Красноярское управление лесами" в размере 15555952 рубля 75 копеек, в том числе: 15381785 рублей 01 копейка - основной долг, 174167 рублей 74 копейки пени признано обоснованным и подлежащими удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также после удовлетворения требований незаинтересованных лиц, чьи требования учтены за реестром, производство по требованию о включении в реестр требований кредиторов Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" 57387441 рубль 85 копеек, в том числе 47914083 рубля 26 копеек основного долга, 9473358 рублей 59 копеек пени прекращено.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.06.2019 по делу N А33-19759/2017к5 в связи с принятием Арбитражным судом Красноярского края определения от 17.04.2019 о прекращении дела о банкротстве определение Арбитражного суда Красноярского края от 11 января 2019 года по делу N А33-19759/2017к5 изменено в части отказа во включении требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952) в третью очередь реестра требований кредиторов должника - Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" в размере 15555952 рубля 75 копеек, в том числе 15381785 рублей 01 копейки основного долга, 174167 рублей 74 копейки пени, а также в части подлежащими удовлетворению требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также после удовлетворения требований незаинтересованных лиц, чьи требования учтены за реестром; в указанной части требование Министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952) о включении в реестр требований кредиторов должника - Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" в размере 15555952 рубля 75 копеек, в том числе 15381785 рублей 01 копейки основного долга, 174167 рублей 74 копейки пени оставить без рассмотрения, определение Арбитражного суда Красноярского края от 11 января 2019 года по делу N А33-19759/2017к5 в остальной части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, Поскольку реализация требования к должнику представляет собой одну из форм осуществления гражданского права, кредитор вправе отказаться от его реализации. Законодательство не допускает повторного обращения кредитора с требованием к должнику, так как его требование уже было рассмотрено в рамках дела о банкротстве и по этому требованию принят соответствующий судебный акт (пункт 8 Постановления Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, обращаясь в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" требования на сумму 60218182 рублей 28 копеек, основанном на неисполнении последним договоров аренды земельных участков от 30.12.2009 N 342-3, 365-3, 366-3, 379-3, 381-3, 383-3, 597-3, а также по договорам купли-продажи реализовало право на судебную защиту.
Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Отказавшись впоследствии от заявленного требования в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края отказалось от судебной защиты права на получение от должника спорной задолженности.
Следовательно, отказ Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от требования, заявленный при рассмотрении дел N А33-15324-15/2014, N А33-19759/2017 лишает Министерство лесного хозяйства Красноярского края, к которому перешли полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, права на обращение в арбитражный суд с тождественным требованием, поскольку право на заявление такого требования уже было реализовано кредитором.
Согласно разъяснениям в пункте 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 (ред. от 21.12.2017) "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" если до принятия судом определения по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом заявитель (в том числе сам должник) откажется от своего требования о признании должника банкротом (часть 2 статьи 49 АПК РФ), то при наличии других заявлений о признании должника банкротом суд прекращает производство по заявлению, от которого заявитель отказался, применительно к пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ, а при отсутствии других заявлений - прекращает производство по делу о банкротстве на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В таких случаях повторное обращение того же кредитора в суд с заявлением о признании должника банкротом по тем же основаниям не допускается (часть 3 статьи 151 АПК РФ).
При этом судом апелляционной инстанции учтено, что в сумме включенных в реестр требований Министерства по делу N А33-29719/2019 задолженность ГП КК "Красноярсклес" ранее не предъявленная в деле о банкротстве N А33-15324/014 (начисленная после 10.10.2014) составляет 15243645 рублей 44 копейки, в том числе 10065362 рублей 30 копеек основного долга, 5178283 рублей 11 копеек неустойки,
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно пункту 3 абзаца 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить определение суда первой инстанции полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Определение суда первой инстанции подлежит изменению с изложением резолютивной части в измененной редакции по пункту 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Красноярского края от 07 декабря 2020 года по делу N А33-29719/2019к2 изменить.
Резолютивную часть определения Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-29719/2019к2 изложить в следующей редакции.
Требование Министерства лесного хозяйства Красноярского края удовлетворить частично.
Включить требование Министерства лесного хозяйства Красноярского края в третью очередь реестра требований кредиторов должника - Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" в размере 15.243.645 рублей 44 копеек, в том числе 10.065.362 рублей 30 копеек основного долга, 5.178.283 рублей 11 копеек неустойки, подлежащей отдельному учету в реестре.
В удовлетворении остальной части требования отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.
Председательствующий |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-29719/2019
Должник: Государственное предприятие Красноярского края "Красноярское управление лесами"
Кредитор: Аввакумов Андрей Сергеевич
Третье лицо: 1, ААУ ЦФОП АПК, Агенство по управлению государственным имуществом КК, АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, Аникин И.Ф., АО "КРАСНОЯРСКАЯ КОМПАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ "КРАСНОЯРСКЛЕСОМАТЕРИАЛЫ", Байдураева Т.В, Байдураева Т.В. (в/у ГП КК "Красноярское управление лесами"), Байдураева Т.В. (к/у ГП КК "Красноярское управление лесами"), Билюченко С.С. (к/у ГП КК "Красноярское управление лесами"), Билюченко Сергей Сергеевич, Гордеев Игорь Владимирович, Демидов Евгений Александрович, ИФНС по Советскому району г. Красноярска, Карпова Т.А.(предст. КГБУ "Мотыгиснкое учреждение"), Краевое государственное бюджетное учреждение "Мотыгинское лесничество", Красноярскэнергосбыт, Крымскому союзу профессиональных арбитражных управляющих "Эксперт", Министерство лесного хозяйства Красноярского края, Мотыгинское лесничество, ООО Енисей Лес, ООО "Енисей лес" представитель Ковальская К.С., ООО "ЕНИСЕЙТРЕЙД", ООО Профиль, ООО ЮБ Санация, Остапенко Н.А. (представитель Прохорова Е.С.), Прохоров Евгений Сергеевич
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2024 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3334/2024
03.06.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2162/2024
01.03.2024 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-347/2024
05.02.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7317/2023
31.10.2023 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7067/2022
11.10.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4743/2023
04.07.2023 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-878/2023
24.01.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6611/2022
31.10.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5603/2022
26.08.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7462/20
17.06.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2763/2021
15.01.2021 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-29719/19